Формы и методы государственного регулирования рынка труда в период мирового кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ рынка труда, а также выявление проблем и путей их решения.

Объектом исследования является Российский рынок труда

Предметом исследования являются показатели, характеризующие состояние рынка труда.

В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:

Рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
Выявить проблемы на Российском рынке труда;
Оценить состояние рынка труда в России на сегодняшний день.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

I. Рынок труда и его характерные особенности

1.1 Рынок труда и его субъекты…………………………………………5

1.2 Особенности рынка труда и занятости в России ………………….8

II. Теоретические аспекты безработицы и ее социально-экономические последствия

2.1 Безработица и ее измерение (сущность, виды,

количественные показатели) ……………………………………….....12

2.2. Социально-экономические последствия безработицы …………18

III. Формы и методы государственного регулирования рынка труда в период мирового кризиса

3.1 Государственная антикризисная программа в США …………...23

3.2 Государственная политика в области содействия занятости

населения в РФ ………………………………………………………….27

Заключение …………………………………………………………….. 31

Список литературы…………………………………………………… . 33

Приложение……………………………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

курсовая 2009.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

     4.Застойная безработица характеризует ту часть населения, которая постоянно лишена работы или перебивается случайными заработками. Это нищие, бродяги, инвалиды и т. д. Эта часть людей, потерявшая законный источник существования, как правило, пополняет ряды преступного мира.

     5. Региональная безработица связана с целым комплексом фактором исторического, демографического, культурно-национального, социально-психологического характера. Поэтому при решении данной проблемы должно быть тесное взаимодействие местных административно-национально-территориальных органов власти с центральной, федеральной властью, не исключая взаимодействия с правительствами сопредельных государств.

     6. Скрытая безработица.

     В условиях, когда спрос на рабочую  силу почти отсутствует, многие люди, потеряв надежду ее найти, не идут на биржу труда и не регистрируются. Поэтому эта часть безработных остается вне поля зрения официальной статистики и считается скрытой.14

     К новейшим формам сокращения занятости  рабочей силы относится технологическая  безработица, связанная с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике. Следует так же отметить, что полная занятость населения не исключает наличия в экономике фрикционной и структурной безработицы. Значит, полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы.

   Общая численность безработных в России, рассчитываемая по методологии

Международной организации труда, в январе 2009 г увеличилась на 5,2 проц

по сравнению с предыдущим месяцем - до 6,1 млн человек, что составило 8,1 проц всего экономически активного населения страны. Об этом свидетельствует очередной доклад Федеральной службы государственной статистики /Росстат/. Число официально зарегистрированных безработных в январе 2009 г возросло на 12,2 проц по сравнению с предыдущим месяцем и составляло 1,708 млн человек. По сравнению с концом января 2008 г общая численность безработных в России увеличилась на 23,1 проц, а официально зарегистрированных – на 10,1 проц. Численность экономически активного населения в России по состоянию на конец января 2009 г оценивалась Росстатом в 75,7 млн человек - более 53 проц от общей численности населения страны. 52,6 проц всех занятых в декабре 2008 г работали в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.  

По данным Минздравсоцразвития число безработных в России с октября 2008 г по февраль 2009 г выросло на 1,1 млн. Сейчас безработными официально числятся более 1,8 млн россиян, и такой уровень был характерен для 2003-2004 гг При формировании бюджета на 2009 г правительство РФ исходило из прогноза безработицы в 1,6 млн человек. Сейчас наиболее значительный рост безработицы отмечается в Калининградской, Челябинской, Нижегородской, Тверской, Свердловской, Вологодской и Владимирской областях.15 

     2.2 Социально-экономические последствия безработицы 
 

     Безработица ставит людей в нестандартные ситуации, она не только деформирует сложившийся экономический уклад, ухудшает финансовое положение, лишает возможности вести привычный образ жизни. Она качественно изменяет восприятие самих себя как личностей, разрушает необходимый уровень социальной стабильности. Безработица стала реальным фактором бедности. Причем именно такой бедности, которая охватывает группы трудоактивного населения, образованного и профессионально подготовленного.

     Безработица, как социальное явление, приводит к  обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.

     Можно предложить развернутую классификацию  наиболее значимых  социальных последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему:16 

     Отрицательные      Положительные
Обострение  криминогенной ситуации Повышение социальной ценности рабочего места
Усиление  социальной напряженности Увеличение  личного свободного времени
Рост  количества физических и душевных заболеваний Возрастание свободы  выбора места работы
Увеличение  социальной дифференциации Увеличение  социальной значимости и ценности труда
Снижение  трудовой активности       
 

     Кризисное положение граждан, оказавшихся безработными, характеризуется не только тем, что вследствие низкого душевого дохода качественно изменяется структура потребления, но тем, что эта категория населения вынуждена ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социокультурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспособления человека к существенно изменившимся социально-экономическим условиям.

     Безработные в большинстве своем лишены вести  образ жизни, обычный для работающей части населения. Можно выделить следующие особенности социального статуса безработных:17

  • Безработные представляют социальные слои, начиная от среднего и ниже. У работающих разброс позиций гораздо больший, начиная с высшего слоя. Иначе говоря, безработные по слоевой идентификации значительно интегрированнее.
  • Самооценки безработных свидетельствуют об ощущении собственной ущербности. Можно говорить о маргинализации (отсутствие слоевой самоиндефикации), затронувшей группы и занятого и незанятого населения.

     Особое  место в развитии деструктивных процессов, в концентрации бедности и маргинализации населения занимают безработные, которые формируют особую социальную группу. Особая опасность для конструктивного развития общества заключается в том, что происходит дальнейшее размывание групп среднего класса, ибо ядро безработных – это квалифицированные работники – рабочие, интеллигенция. И в решении комплекса вопросов, связанных со стабилизацией уровня жизни населения, с успехами в сфере экономики, политики, социальное государство (или государство, приближающееся к этому эталону) должно учитывать особенности положения всех социальных групп, испытывающих тяготы последствий кризиса.

       Безработица – опасное и в  политическом отношении явление.  На волне массовой безработицы  возникли самые массовые в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).

     Реформирование  трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.

     Уже к началу 90-х годов миллионы граждан, потеряв работу, лишились единственного  источника дохода и оказались  за чертой бедности.

     Происходит  отставание объема ВНП по сравнению  с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных  возможностях. Происходит неравномерное  распределение издержек безработицы  среди различных социальных групп  населения. Теряется квалификация работников.

     Известный исследователь макроэкономики Артур  Оукен (США) математически выразил  отношение между уровнем безработицы  и так называемым отставанием  – не выпущенной или безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, получившее название закон Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то потеря объема валового национального продукта составляет 2,5%.

     Например, если в начале фактический ВВП  составлял 100% от своего потенциального объема, а затем понизился до 98%, то уровень безработицы должен увеличиться на 1%.

     Закон Оукена выражает ключевую взаимосвязь  между рынком благ и рынком труда. Он описывает зависимость между  краткосрочным движением реального  ВВП и изменение уровнем безработицы.

     Несмотря, что в России в последнее время наблюдается стабильный экономический рост, этого не достаточно, чтобы достичь уровня  развитых государств Запада.

                                                                                                                                                                                                 20

     По  признанию западных экономистов, безработица  сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией.

     Можно предложить развернутую классификацию  наиболее значимых  экономических  последствий безработицы, рассматриваемых  с точки зрения отрицательного и  положительного влияния на систему:18 

     Отрицательные      Положительные
Обесценение последствий обучения Создание  резерва рабочей  силы для структурной  перестройки экономики
Сокращение  производства Конкуренция между работниками  как стимул к развитию способностей к труду
Затраты на помощь безработным Перерыв в занятости для  переобучения и повышения  уровня образования
Утрата  квалификации Стимулирование  роста интенсивности  и производительности труда
Снижение  жизненного уровня       
Недопроизводство  национального дохода       
Снижение  налоговых поступлений       
 

     Одно  из главных негативных последствий  безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

     Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III  ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ПЕРИОД МИРОВОГО КРИЗИСА 

3.1 Государственная антикризисная программа в США

  Государственная  политика занятости - это часть социально-экономической политики развития страны, которая нацелена на комплексное и взаимосвязанное с макроэкономическими условиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного  использования трудового потенциала и его развитие. 

       Президент Барак Обама предложил масштабную программу экономической помощи, которая должна вывести экономику США из кризиса.

      Программа (называется «План Американского Восстановления и Реинвестирования»/American Recovery and Reinvestment Plan) предназначена для того, чтобы в краткосрочной перспективе способствовать борьбе с безработицей (по словам Обамы, «сохранить или создать 3 млн. рабочих мест»), а в долгосрочной - обеспечить продолжительный экономический рост.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования рынка труда в период мирового кризиса