Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:38, курсовая работа
Важнейшей задачей социально ориентированной экономики государства в рыночном хозяйстве нашей республики является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, следовательно, увеличения национального дохода.
Молодежная
политика направлена на решение проблем
молодежи в области образования,
занятости, улучшения жилищных условий,
поддержка талантливой
Целью
социальной защиты является повышение
жизненного уровня населения, и, прежде
всего, социально-незащищенных слоев.
В Республике Беларусь для инвалидов
и ветеранов действует система
льгот, для семей имеющих детей
разработана шкала пособий, для
студентов предусмотрены
Политика в области образования предусматривает бесплатное образование средней школы и доступность после школьного образования. Так, для студентов Республики Беларусь имеется возможность обучения, как на государственной, так и на платной основе, имеется возможность оплачивать обучение не только за счет собственных средств и средств организаций, но также за счет кредитов. [10, c.12].
Политика
в области здравоохранения
В
настоящее время в Республике
Беларусь создана успешно работающая
экономика социально
В
области занятости
Социальная защита направлена на повышение жизненного уровня населения, и, прежде всего, пенсионеров по возрасту, инвалидов, многодетных и неполных семей.
В
целях стабилизации рождаемости
и поддержки семей
Развивается
социально-культурный комплекс республики,
который предусматривает
В
области здравоохранения
Образование имеет цели повышения удовлетворения потребностей граждан в образовании: бесплатное базовое образование, доступность к среднеспециальному, среднетехническому и высшему образованию, возможность платного обучения.
Развивается система туризма, который направлен на развитие высокоэффективного комплекса рыночного типа, обеспечивающего удовлетворение потребностей отечественных и зарубежных граждан. Строятся и приводятся в порядок гостиничные комплексы, обновляются здания архитектуры и старины, обновляются дороги, значительно в лучшую сторону изменился внешний вид городов и поселков.
В Республике Беларусь действует система социальных нормативов. Основными элементами системы социальных норм и нормативов в Республике Беларусь являются: бюджет прожиточного минимума, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, базовая величина, тарифная ставка первого разряда и коэффициенты, учитывающие эффект совместного проживания.
Норматив
бюджета прожиточного минимума (БПМ)
введен в Беларуси в законе «О прожиточном
минимуме в Республике Беларусь». Этот
показатель рассчитывается ежеквартально
для шести социально-
Минимальный
потребительский бюджет (МПБ) разрабатывается
и применяется в соответствии
с законом «О формировании и использовании
минимального потребительского бюджета».
В МПБ предусмотрены расходы
на питание, одежду, жилищно-коммунальные
и бытовые услуги и т.д., а также
обязательные платежи и взносы. Он
рассчитывается раз в квартал
в ценах последнего месяца для
восемнадцати различных социально-
Минимальная
заработная плата (МЗП) (месячная и часовая)
в соответствии с Декретом Президента
Республики Беларусь «О некоторых вопросах
регулирования минимальной
Тарифная ставка первого разряда, устанавливаемая на общегосударственном уровне, применяется для регулирования оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями. Ее установление производится с использованием ресурсного подхода, что является несомненным недостатком. В 2005 г. обеспечение физиологического существования на уровне и выше БПМ за счет тарифной оплаты возможно только для работников бюджетной сферы, тарифицируемых только четырнадцатым и более высокими разрядами. [7, c.74].
Помимо указанных основных нормативов в Республике Беларусь существуют и другие социальные нормативы.
Таким образом, социальные нормы и нормативы являются критериями, индикаторами и регуляторами уровня жизни. На их основе определяются слой объектов социальной политики, масштабы государственного вмешательства и эффективность проведенных регулирующих мероприятий.
Основополагающие принципы перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию [10, c.5]:
- человек - цель прогресса, а уровень человеческого развития - мера зрелости общества и государства;
-
снижение дифференциации
-
повышение уровня
-
приоритетное развитие систем
здравоохранения, образования,
-
улучшение демографической
-
переход на природоохранный,
-
усиление взаимосвязи
-
рациональное
-
развитие международного
-
экологизация мировоззрения
- ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;
- повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.
Переход
к устойчивому развитию включает
два этапа социально-
На этапе (2011-2020 гг.) необходимо обеспечить приближение Республики Беларусь по уровню и качеству жизни населения к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики. [10, c.8].
Стратегия
государства по реализации целей
социальной политики в долгосрочной
перспективе будет направлена на
последовательное повышение денежных
доходов населения как
Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.
С
увеличением минимальной
Пенсионное
обеспечение - важнейшее направление
социальной политики. На нынешнем этапе
развития национальная пенсионная система
столкнулась с рядом внутренних
и внешних проблем. Дефицит средств
и проблемы экономики затрудняют
возможность поддержания
Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы, также проходящей в два этапа: на этапе до 2010 г. предусматривается регулирование законодательной и организационной базы, развитие государственного пенсионного страхования, на этапе 2011 -2020 гг. - обеспечить развитие дополнительного пенсионного страхования. [10, c.9].
Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование: его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.
Основными
задачами в области социальной защиты
населения являются обеспечение
государственной поддержки