Формирование социальной защиты населения для снижения социальной напряженности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:38, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей задачей социально ориентированной экономики государства в рыночном хозяйстве нашей республики является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, следовательно, увеличения национального дохода.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа № 68.docx

— 296.40 Кб (Скачать)

     Уровень жизни в Швеции считается одним  из наиболее высоких в мире и наивысшим  в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения  Швеция занимает одно из первых мест в  Европе. По степени выравнивания доходов  Швеция опережает все остальные  страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое  высокое в мире.

     Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция всегда сохраняла исключительно  низкую безработицу: в послевоенный период, в середине 70-х годов, когда  серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице  в большинстве развитых стран  мира, в настоящее время.

     Есть  определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость  сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном  уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям  в доходах. Доходы и жизненный  уровень выравниваются двумя  путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение  и систему обширных государственных  услуг.

     Социальное  страхование составляет основной элемент  шведской социальной политики благосостояния. Цель системы социального обеспечения  в Швеции - обеспечить человека экономической  защитой в случае болезни, при  оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными  случаями и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование по безработице и помощь от рынка труда наличными). Окончательной гарантией независимо от причины обращения считается пособие наличными, известное как страховая помощь [8, c .48].

     Система страхования здоровья является, прежде всего, инструментом создания большего социально-экономического равенства. Она дает возможность людям с  низкими доходами, нуждающимся в  интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Более того, система страхования функционирует  как финансовый инструмент и инструмент государственного управления.

     Система социального страхования финансируется  из государственных и местных  налогов, налогов с предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов  из капитала из различных фондов. Главный  источник (свыше 40%) – взносы с предпринимателей, исчисляемые с суммы фонда  заработной плат. Распределение средств  ведется через Конторы Социального  Страхования. [8, c .49]. 
 

     Франция 

        Особенность французской системы социальной защиты — очень сложная организационная структура, а также высокая доля расходов на социальные программы, которая превышает средний уровень по ЕС. Для нее характерны некоторые особенности:

     Существование разветвленной системы профессионально-отраслевых схем социального страхования.

     Наличие развитой системы семейных пособий, которая стала результатом длительной эволюции, в ходе которой вводились и совершенствовались различные инструменты государственной семейной политики и формы семейных пособий.

     Большая роль дополнительных систем социального обеспечения, особенно в области пенсионного и медицинского страхования. Наряду с общими (базовыми) схемами социального страхования в стране функционирует множество дополнительных профессионально-отраслевых систем.

     Существенным отличием французской системы социальной защиты является ее финансирование преимущественно за счет взносов социального страхования.

     Существование различных страховых фондов, реализующих отдельные социальные программы, которые дополняют обязательные социальные услуги в рамках общих обязательных схем социального обеспечения. [ 15]

     Германия 

     Социальная  политика заложена в самой финансовой системе Германии, поскольку финансовая система Германии построена таким  образом, что она вполне соответствует  правительственной политике социальной рыночной экономики. Огромное внимание в ней уделяется социальному  обеспечению и поддержанию нормального  уровня жизни населения.

     Так, в Германии существуют специальные  правительственные фонды (помимо основных бюджетов), которые формируются в  основном за счет отчислений с заработной платы. И преобладают в основном фонды социального обеспечения, по объему они стоят на втором месте  после государственного бюджета  страны. Главное место среди них  занимает Фонд социального страхования, который охватывает отдельные виды страхования - по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев, пенсионное страхование рабочих  и служащих, пенсионное страхование  лиц, не работающих по найму [5, c.71].

     Финансирование  выплат по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета, федеральным ведомством занятости  осуществляются страховые выплаты  и выплаты по безработице. Безработные  в Германии получают пособие, которое  зависит от общего трудового стажа, от размеров последней заработной платы, от возраста, от наличия обязательства  по содержанию детей. Безработные, «снятые» со страхования по безработице, т.е. те, кто исчерпал право на причитающееся  пособие, получают выплату по безработице. Размер такой выплаты составляет для безработных, имеющих детей - 58%, для безработных без детей - 56%.

     Социальная  помощь и другие виды социальных услуг, оказываемых государством, финансируются  за счет государственного бюджета.

     Система пенсионного обеспечения Германии содержит сочетание двух систем финансирования обеспечения граждан в старости: перераспределительную и накопительную. Эта система называется «системой  трех уровней». Первый - (около 80% всех пенсионных выплат в основном финансируется  перераспределительным способом)- охватывает, прежде всего, обязательное пенсионное страхование всех работников по найму. Перераспределительная система  характеризуется тем, что на выплаты  пенсий пожилым используются поступления  в фонд пенсионного страхования (ведомства пенсионного страхования). В Германии этими поступлениями  являются страховые взносы застрахованных лиц и работодателей, а также  дотации государства. Этой пенсии достаточно для обеспечения нормального  уровня жизни пожилого человека. Второй и третий уровни пенсионного обеспечения  из фондов предприятий и частные  накопления, финансируются накопительным  способом [2, c.71]. 
 

     США 

     Основой развития государственного социального  обеспечения в США стал закон  о социальном обеспечении 1935 г., предусматривавший обязательное пенсионное страхование по старости и инвалидности; страхование по безработице; программы медицинской помощи нуждающимся детям, престарелым инвалидам; помощь из средств федерального бюджета детям, живущим в малообеспеченных семьях или с одним из родителей или родственников; денежную помощь из средств федерального бюджета слепым, полным и пожизненным инвалидам; финансовую помощь штатам на охрану материнства и детства[13, с.450]. 

     Совокупные  государственные инвестиции в человеческие ресурсы уже более четверти века превышают половину всех государственных  расходов.  Почти 2/3 федеральных расходов на социальные цели приходятся на выплаты  пенсионерам в рамках Общей федеральной  программы, медицинское обслуживание в рамках страховой программы  “Медикэр”, пенсионное обеспечение  военнослужащих, железнодорожников; компенсации  по безработице; а 1/3 – на финансирование программ помощи нуждающимся (продовольственной, денежной – полностью нетрудоспособным инвалидам, нуждающимся семьям), а  также на расширение доступности  образовательных, медицинских, социальных услуг.

     Основным  документом, обеспечивающим социальную защищенность пенсионеров, является Общая  федеральная программа (ОФП). ОФП  относится к распределительному типу пенсионных систем. Выплата пособий  производится по мере поступления взносов. Пенсионеры получают деньги ныне работающих. Налоги, взимаемые с сегодняшних  работников, формируют фонды по текущим  выплатам пенсионных пособий получателям. Эту систему называют “ pay - as - you - go system ” (плати по мере получения). Лица, делающие взносы в фонды социального  страхования, отдают часть своей  заработной платы в пользу тех, кто  в данный момент получает пенсию по принципу “обмена между поколениями”. Когда сегодняшние плательщики  взносов выйдут на пенсию, она будет  выплачиваться за счет взносов следующего поколения работников[13, с.428].

     Страхование по безработице по закону 1935 г. осуществляется по федерально-штатному принципу. В федеральном законе сформулированы наиболее общие положения, а круг получателей, размеры пособий и сроки их выплат определяются законами штатов. Каждый штат устанавливает свои нормативы финансирования страхования по безработице. Выплачиваемая предпринимателем сумма исчисляется в виде процента от суммы заработной платы, с которой платится налог (это база налогообложения). В настоящее время налог выплачивается с первых 7 тыс. долл. годовой заработной платы. Предпринятая в 1996 г. в масштабах страны реформа социального обеспечения, по существу, узаконила принцип, согласно которому тот, кто способен трудиться, обязан найти себе работу. Согласно Закону о “личной ответственности и возможностях трудоустройства” (Personal Responsibility and Work Opportunity Reconciliation Act of 1996), вступившему в силу 1 июля 1997 г., выплаты социальных пособий ограничиваются сроком до пяти лет.

     Сегодня условия занятости требуют выработки  новых подходов к увязке выплат пособий  с мерами, направленными на поиск  источников дохода, переподготовку тех, кто не надеется вернуться на прежнее  место или трудиться по своей  специальности. Следует отметить, в  частности, введение системы поэтапного продления выплаты пособий в  зависимости от участия в программах переподготовки; выплату пособий  более высоких размеров в первые недели с последующим их сокращением  с целью активизации переобучения и трудоустройства. Еще один подход состоит в том, чтобы предоставить возможность застрахованным безработным  получить единовременное пособие, которое  могло бы стать стартовым источником для открытия собственного дела. Одновременно такая программа должна обеспечивать соответствующую подготовку и консультационную помощь каждому участнику. [13, с.428]. 

     Япония 

     Японская  социальная политика в основном направлена на создание достойного уровня жизни  лицам пожилого возраста. Это связано  с тем, что численность данной категории постоянно растет и  к 2025 году достигнет 5,2 млн. человек  [6, c. 163]. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда. Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов. 

     За  счет бюджета финансируется в  Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны: 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти. К 2025 году планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся [12, c. 57]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Формирование социальной защиты населения для снижения социальной напряженности в Республике Беларусь 

     Белорусская модель социально-экономического развития - это, прежде всего, высокоэффективная  экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным  государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и  совершенствовании производства, а  наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий  уровень благосостояния добросовестно  работающим членам общества, достойное  социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства  и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства  форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах  личности и общества, обеспечения  взаимоувязки благосостояния работника  и результатов его труда.[11, c.1].

     Политика  в области оплаты труда формируется  с учетом того, что заработная плата  является важнейшим фактором экономического роста и повышения эффективности  производства. С учетом этого, создана  Единая тарифная сетка, которая регулирует ставки первого разряда для различных  профессий и должностей. Причем минимальный  уровень ставки первого разряда  устанавливается государством.

     Основные  задачи в области политики занятости  являются формирование ее рациональной структуры в соответствии с потребностями  реформируемой экономики, повышение  эффективности использования трудовых ресурсов. В Республике Беларусь на базе государственных центров содействия занятости создаются различные  курсы для подготовки и переподготовки кадров. После таких курсов службы занятости гарантируют возможность трудоустройства. [10, c.8].

Информация о работе Формирование социальной защиты населения для снижения социальной напряженности в Республике Беларусь