Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:16, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение тенденций развития системы социального партнерства в сфере труда в нашей стране на современном этапе.
Основными задачами являются:
- дать определение понятию «социальное партнерство», а также подробно рассмотреть его составляющие;
- проанализировать и сравнить механизм социального партнерства в разных странах.
Введение_____________________________________________________3
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Понятие и суть социального партнерства________________________5
Исторические и теоретические истоки социального партнерства______10
Система социального партнерства, его структура и механизм________12
Органы социального партнерства_______________________________16
Коллективные договоры и соглашения___________________________18
Социальное партнерство как взаимодействие интересов государства, работодателей и профсоюзов_______________________________________24
Глава 2. Аналитическая часть
2.1 Особенности развития социального партнерства в России_________28
2.2 Зарубежный опыт в сфере социального партнерства______________32
Заключение___________________________________________________35
Список литературы__________
- недостаточная материальная база социального партнерства. Следует активизировать усилия государственной власти, деловых кругов, благотворительных фондов и т.д;
-
отсутствие теоретической
и социально-психологической
подготовки к восприятию социального
партнерства (ментальное восприятие, система
пропагандистско-
Все это приводит к тому, что договорно-правовое регулирование трудовых отношений во многом остается формальным и не выполняет возложенных на него задач, а в ряде случаев играет прямо противоположную своему назначению роль - способствует обострению конфликтов в данной сфере и подрывает саму идею ее коллективно-договорного регулирования.
В
рамках формирования системы социального
партнерства как составной
Говоря
о современном состоянии
Мнение
же правительственной стороны о
состоянии социального
2.2 Зарубежный опыт в сфере социального партнерства
Государственное вмешательство во взаимоотношения рабочих работодателей, при их согласии на такое вмешательство, получило название трипартизма. Трипартизм выработал две основные модели государственных действий: "до" и "после" трудового конфликта. Вторая модель характерна для Великобритании, США, Канады и некоторых других стран, где государство традиционно осуществляло лишь минимальное регулирование экономики. Первая же модель характерна скорее для стран континентальной Европы (и других, заимствующих их опыт), где государство всегда более решительно руководило частным сектором.
По второй модели вмешательство государства осуществляется по закону на той стадии, когда конфликт между работодателями и профсоюзами уже налицо и готов вылиться в действия, подрывающие стабильность общества. По первой же модели государство стремится упредить неблагоприятные события и заранее добиться такого соглашения между сторонами, которое позволило бы обеспечить социальный мир, по крайней мере, на срок действия соглашения.
По этому пути идет и современная Россия, где стороны заключают предварительные соглашения по актуальным социально-экономическим вопросам с тем, чтобы снизить возможность обострения отношений между ними в будущем и облегчать разрешение конфликтов, если (и когда) они возникнут.
Государственное вмешательство особенно уместно в случаях, когда возникают трудности для достижения соглашения между профсоюзами, работодателями (в иных же случаях более подходят двусторонние соглашения). Нужно, чтобы участники были представительны, а государство кроме того, способно выполнить принятые им на себя обязательства.
Наиболее
последовательно принцип
Трехсторонние органы созданы в Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Польше. Они на постоянной основе обсуждают проекты трудового законодательства и вопросы, относящиеся к социальной политике, оформляют ежегодные соглашения (кроме Польши), определяют минимальную зарплату. В ряде случаев эти органы рассматривают коллективные споры, вопросы реструктуризации и приватизации предприятий, борьбы с безработицей.
В Японии на трехсторонней основе устанавливаются ставки минимальной оплаты труда - как по отдельным профессиям, так и по районам страны. В 1990 г. в стране действовало 446 таких ставок. Министерство труда Японии - ведущее ведомство, объединяющее представителей профсоюзов и работодателей в Центральной комиссии по трудовым отношениям.
Однако
наличие постоянного
В
некоторых странах
Бывают случаи, когда приходящие к власти политические партии привлекают профсоюзы и союзы предпринимателей к переговорам относительно поддержки курса будущего правительства; одновременно стороны договариваются о политике зарплаты, социальном обеспечении и тому подобных проблемах. Такого рода разовые консультации характерны для стран, где к власти приходят демократические правительства (Уругвай, 1984-1985гг.).
Таким
образом, приведенные выше примеры
из зарубежного опыта
Заключение
В России социальное партнерство, по существу, представляет собой трансформированную форму социально-трудовых отношений советского времени: изменились социальные субъекты, сложились новые институты, деятельность которых регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами. Но между субъектами, получившими новые названия, сохраняются в большинстве случаев традиционные отношения; замена «директора» на «работодателя» мало что изменила во взаимоотношениях руководителей предприятий и председателей профкомов. Неформальные личные связи по-прежнему остаются основным механизмом регулирования трудовых отношений, хотя существует перспектива большей их формализации в связи с «вымиранием» старых, отлаженных связей.
Признаваемая
всеми необходимость
Усилия государства и профсоюзов, направленные на создание объединение работодателей, выглядят как проявление стратегии выживания. Работодатель, используя эту ситуацию, лоббирует свои производственные и экономические интересы в рамках институтов социального партнерства. каждая сторона старается выжить за счет других.
Готовность профсоюзов и работодателей идти на компромиссы не находит адекватного отклика со стороны государства. Уступив свое место собственника на предприятиях, оно не создало необходимых гарантий осуществления трудовых прав наемным работникам. Новые собственники, пользуясь отсутствием законов, часто игнорируют профсоюзы в качестве партнера, ущемляя права трудящихся.
Заявления
работодателей о своем
Список
литературы
1) Трудовое право // Сыроватская Л.А. // Издательство : Москва, 2008 г
2) Труд и социальные отношения // Иванов А.Г. // Издательство: феникс, 2005 г.
3) Социальное партнерство//Зинченко Г. П., Рогов И. И.// Издательство: Дашков и К, 2009 г.
4) Социальное партнерство: практическое пособие// Князимов К.Г.// ЭНАС, 2008 г.
5) Экономика труда // С. Ю. Рощин, Т. О. Разумова// Издательство: ИНФРА-М, 2005г
6) Экономика социально-трудовых отношений//Одегов, Сидорова// Издательство: Альфа-Пресс, 2008 г
7) Экономика труда// Горелов Н.А.,Алиев И.М //Издательство: Феникс, 2009г.
8) Социальное партнерство: Учебник. Зинченко Г.П.// Издательство: Дашков и К, 2007 г.
9) http:// www.wikipedia.org
10) http:// www.economuch.com
11) http:// www.slovari.yandex.ru
12) http:// www.ucheba.ru
13) http:// www.partnerstvo.ru
Информация о работе Формирование отношений социального партнерства в сфере труда