Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:16, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение тенденций развития системы социального партнерства в сфере труда в нашей стране на современном этапе.
Основными задачами являются:
- дать определение понятию «социальное партнерство», а также подробно рассмотреть его составляющие;
- проанализировать и сравнить механизм социального партнерства в разных странах.
Введение_____________________________________________________3
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Понятие и суть социального партнерства________________________5
Исторические и теоретические истоки социального партнерства______10
Система социального партнерства, его структура и механизм________12
Органы социального партнерства_______________________________16
Коллективные договоры и соглашения___________________________18
Социальное партнерство как взаимодействие интересов государства, работодателей и профсоюзов_______________________________________24
Глава 2. Аналитическая часть
2.1 Особенности развития социального партнерства в России_________28
2.2 Зарубежный опыт в сфере социального партнерства______________32
Заключение___________________________________________________35
Список литературы__________
Формы социального партнерства
Социальное
партнерство осуществляется в
следующих формах:
- коллективных переговоров по подготовке
проектов коллективных договоров, соглашений
и их заключению;
- взаимных консультаций (переговоров)
по вопросам регулирования трудовых отношений
и иных непосредственно связанных с ними
отношений, обеспечения гарантий трудовых
прав работников и совершенствования
трудового законодательства;
- участия работников, их представителей
в управлении организацией;
- участия представителей работников и
работодателей в досудебном разрешении
трудовых споров.
ЕС
своей директивой от 1994 года узаконил
новую форму социального
Неслучайно
в Европейском союзе уже
Когда
прекращение первобытных, традиционных
отношений разрушило
Историческое развитие рыночной экономики и соответствующих ей отношений все очевиднее вело к конфликтности участвующих сторон, особенно работников и работодателей. Так, все чаще возникали забастовки как одна из распространенных форм социального протеста, выраженного в отказе от работы с предъявлением работодателям определенных требований (экономических либо политических). Высшей формой забастовочной борьбы стала всеобщая политическая стычка, используемая в фазе революционного подъема пролетариата. К концу ХIХ-началу ХХ в. забастовочное движение было практически постоянным явлением в мире.
В крупных западных странах в ХХ в. забастовочное движение приобрело значительный размах. В США, например, в период 1948-1957 гг. ежегодное число забастовок составляло 3-5 тыс. с числом бастующих по 2-4 млн. человек. Большое распространение забастовки получили и в Европе, особенно во Франции и Италии. В 1948 г. во Франции, к примеру, в забастовках участвовали более 6 млн. человек. И, по сути, каждый год было по 1,5-3 тыс. забастовок.
Социальная конфликтность, возникшая, в принципе, много раньше, давно привлекала внимание мыслителей. В числе первых на эту проблему обратил внимание английский философ Френсис Бэкон (1561-1626). В своих работах он показал, что к возникновению конфликтов в обществе ведет пренебрежение интересами и мнениями разных социальных сословий.
Необходимость поиска согласия стала сутью идеи об "общественном договоре", которую широко развивал известный философ-просветитель Жан-Жак Руссо (1712-1778). Такой договор, по мысли философа, способен вернуть людям общее согласие и мир.8
Немецкий философ И. Кант (1724-1804) был активным сторонником компромисса в общественно-экономических отношениях. Человеческие отношения он рассматривал как взаимные действия, полезные для обеих сторон и поэтому требующие взаимных уступок, компромисса.
В России идеи социального мира, "товарищества" распространял в своих трудах экономист и социолог В. В. Берви-Флеровский (1829-1918). В работе "Положение рабочего класса в России" он резко критиковал полный произвол хозяина по отношению к работнику, ужасающие условия быта рабочих и их детей. Но выход ученый видел не в противостоянии, а в солидарности, в товариществе. Он писал, что "борьбе за существование" нужно противопоставить "союз за существование".
Еще выразительнее эти идеи звучат у русского экономиста Н. Х. Бунге (1823-1895), бывшего одно время Председателем Кабинета Министров. Он подчеркивал, что взаимодействие в производстве и отношения предпринимателей и рабочих — стороны одного процесса. Поэтому, не враждуя, а подавая руку, друг другу они могут добиться общего успеха. Формулой успеха он считал участие рабочих в прибылях.
Важную роль государства и законодательства в регулировании и согласовании противоречивых интересов работников и капиталистов раскрывал в своих работах В. П. Литвинов-Фалинский, изучавший промышленное развитие России в начале ХХ в. Именно государство должно заниматься балансированием интересов работников и собственников, считал он.
Итак,
теоретической основой
Резкое нарастание реальных противоречий и противостояний привело к тому, что в начале ХХ в. оказались непримиримыми две теории:
- первая доказывала необходимость революционного переустройства капитализма;
- вторая
обосновывала необходимость его реформирования
на основе компромиссов.
1.3 Система социального партнерства, его структура и механизм
Главный
результат социального
Первой из них является выделение и четкое определение субъектов партнерских отношений, а также тех институтов (организаций), которые могут правомерно их представлять.
С
исторической точки зрения, первая
структура субъектов
Модель трехстороннего соглашения была закреплена в Конвенции Международной организации труда (МОТ) под номером 144. По этой Конвенции государство также становится социальным партнером и подписывает общенациональное партнерское соглашение-договор наряду с союзами работников и работодателей.
Наконец, субъектная структура социального партнерства усложнилась еще больше — было введено многоуровневое сотрудничество. Оно означало, что принцип трипартизма должен соблюдаться не только на общенациональном уровне, но и на отраслевом, а также на уровне предприятия. Это ведет к тому, что, скажем, при заключении договора на предприятии партнеры должны учитывать содержание отраслевого договора, а при принятии отраслевого договора следует учитывать позиции, закрепленные в общенациональном договоре о социальном партнерстве.
Вторая структурная часть партнерства — объекты партнерских отношений. Кроме субъектной структуры социальное партнерство в целом, т. е. как особая система, включает в себя и определенную структуру объектов, по поводу которых достигается социальное партнерство. Выше отмечалось, что поначалу объектом были только тарифы заработной платы. Затем объектами становились условия труда, занятость, безработица, социальная защита и т. д.
Еще одним, третьим элементом системы социального партнерства на современном этапе следует считать стратегию и тактику его достижения. Это означает необходимость выработки основной долговременной его направленности, т. е. стратегии, соответствующей общей социально-экономической цели, а также тактики ее достижения.
Четвертый структурный элемент системных партнерских отношений представляет их механизм. Эта составляющая настолько важна и специфична, что требует особого рассмотрения.
Наконец, пятым элементом современной системы социального партнерства следует признать культуру и этичность поведения партнеров. Под этим понимается взаимная уважительность партнеров, их честность, доверие, высокая ответственность, без чего невозможна реализация истинно партнерских отношений в обществе. А без них в сложном современном мире, где достаточно много не только внутренних, но и внешних проблем и угроз, стране трудно обеспечить свою устойчивость и независимость.
Все названные элементы социального партнерства в отдельности не могут обеспечить выполнение его задач. Только все вместе, в системном единстве они способны достичь главной цели социального партнерства — социального согласия и мира в обществе. 9
Под механизмом социального партнерства, как элементом его системы в целом, понимается совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон. Как всякий механизм, он имеет ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции.10
Главным элементом (инструментом) рассматриваемого механизма является переговорный процесс между сторонами-партнерами. Этот стержневой элемент настолько важен, что остальные, по сути, обслуживают его, обеспечивая эффект его функционирования.
Следующим
элементом механизма
Еще одним важным элементом следует считать экспертную работу по анализу и оценке предлагаемых положений в общий договор партнеров.
В социальном партнерстве большая роль принадлежит созданию соответствующих законов и других нормативных документов, которые призваны фиксировать юридические рамки партнерства. Это — еще один важный элемент механизма партнерства.
В
рассматриваемом механизме
Наконец, в этом механизме для обеспечения его эффективности должен найти место элемент, выполняющий функции арбитража.
Схематично механизм социального партнерства представлен на рис.1.
Глубинной особенностью социального партнерства, тем, ради чего оно возникло и развивается, является разрешение социальных противоречий. Такие противоречия между основными субъектами, особенно в экономике, не будучи разрешенными или хотя бы смягченными, способны затормозить, прервать и даже остановить социально-экономическое развитие. Более того, вызвать социальное напряжение, социальный конфликт или противостояние в опасных формах.
С
учетом вышесказанного социальное партнерство,
должно определяться на основе этой главной
сущностной своей особенности, своей
"изюминки". При таком подходе
социальное партнерство — это система
социальных отношений между партнерами,
обеспечивающая разрешение (смягчение)
противоречий, и оптимально возможную
сбалансированность их действий на основе
равноправного взаимного учета их интересов
в переговорно-договорном процессе.
Рис.
1. «Механизм социального
партнерства»
Под органами
социального партнерства
- обеспечивают регулирование социально-трудовых отношений;
- ведение коллективных переговоров;
- обеспечивают подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключения;
- организуют контроль за выполнением коллективного договора и соглашений. 11
Информация о работе Формирование отношений социального партнерства в сфере труда