Формирование отношений социального партнерства в сфере труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение тенденций развития системы социального партнерства в сфере труда в нашей стране на современном этапе.
Основными задачами являются:
- дать определение понятию «социальное партнерство», а также подробно рассмотреть его составляющие;
- проанализировать и сравнить механизм социального партнерства в разных странах.

Содержание

Введение_____________________________________________________3
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Понятие и суть социального партнерства________________________5
Исторические и теоретические истоки социального партнерства______10
Система социального партнерства, его структура и механизм________12
Органы социального партнерства_______________________________16
Коллективные договоры и соглашения___________________________18
Социальное партнерство как взаимодействие интересов государства, работодателей и профсоюзов_______________________________________24
Глава 2. Аналитическая часть
2.1 Особенности развития социального партнерства в России_________28
2.2 Зарубежный опыт в сфере социального партнерства______________32
Заключение___________________________________________________35
Список литературы__________

Работа содержит 1 файл

Готовый вариант.docx

— 90.30 Кб (Скачать)
 

Формы социального партнерства   

 Социальное  партнерство осуществляется в  следующих формах: 
- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; 
- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; 
- участия работников, их представителей в управлении организацией; 
- участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

   ЕС  своей директивой от 1994 года узаконил новую форму социального партнерства, предусматривающую создание европейских советов по труду (ЕСТ) в компаниях, имеющих статус европейских. Эта форма социального партнерства позволяет администрации успешно сотрудничать с сильными профсоюзами в целях экономического роста, повышения эффективности производства и конкурентоспособности предприятия.

   Неслучайно  в Европейском союзе уже выработаны социальные стандарты, которых обязаны придерживаться все государства-члены, а в ряде стран принята практика социального аудита. Такая социальная отчетность внедряется по линии ООН, Всемирного банка. Профсоюзы способны выступить с инициативой выработки профсоюзных индикаторов для оценки социальной политики компаний, внося, таким образом, свой вклад в развитие новых форм социального партнерства.7 

    1.   Исторические и  теоретические истоки  социального партнерства

   Когда прекращение первобытных, традиционных отношений разрушило солидарность, основанную на "кровном родстве" либо на разделении труда (например, солидарность охотников или ремесленников), все  больше стала обнаруживаться беззащитность  людей, антагонистичнее становились  их отношения, более массовыми и грозными конфликты.

   Историческое  развитие рыночной экономики и соответствующих  ей отношений все очевиднее вело к конфликтности участвующих сторон, особенно работников и работодателей. Так, все чаще возникали забастовки как одна из распространенных форм социального протеста, выраженного в отказе от работы с предъявлением работодателям определенных требований (экономических либо политических). Высшей формой забастовочной борьбы стала всеобщая политическая стычка, используемая в фазе революционного подъема пролетариата. К концу ХIХ-началу ХХ в. забастовочное движение было практически постоянным явлением в мире.

   В крупных западных странах в ХХ в. забастовочное движение приобрело  значительный размах. В США, например, в период 1948-1957 гг. ежегодное число  забастовок составляло 3-5 тыс. с числом бастующих по 2-4 млн. человек. Большое распространение забастовки получили и в Европе, особенно во Франции и Италии. В 1948 г. во Франции, к примеру, в забастовках участвовали более 6 млн. человек. И, по сути, каждый год было по 1,5-3 тыс. забастовок.

   Социальная  конфликтность, возникшая, в принципе, много раньше, давно привлекала внимание мыслителей. В числе первых на эту  проблему обратил внимание английский философ Френсис Бэкон (1561-1626). В  своих работах он показал, что  к возникновению конфликтов в  обществе ведет пренебрежение интересами и мнениями разных социальных сословий.

   Необходимость поиска согласия стала сутью идеи об "общественном договоре", которую широко развивал известный философ-просветитель Жан-Жак Руссо (1712-1778). Такой договор, по мысли философа, способен вернуть людям общее согласие и мир.8

   Немецкий  философ И. Кант (1724-1804) был активным сторонником компромисса в общественно-экономических отношениях. Человеческие отношения он рассматривал как взаимные действия, полезные для обеих сторон и поэтому требующие взаимных уступок, компромисса.

   В России идеи социального мира, "товарищества" распространял в своих трудах экономист и социолог В. В. Берви-Флеровский (1829-1918). В работе "Положение рабочего класса в России" он резко критиковал полный произвол хозяина по отношению к работнику, ужасающие условия быта рабочих и их детей. Но выход ученый видел не в противостоянии, а в солидарности, в товариществе. Он писал, что "борьбе за существование" нужно противопоставить "союз за существование".

   Еще выразительнее эти идеи звучат у  русского экономиста Н. Х. Бунге (1823-1895), бывшего одно время Председателем Кабинета Министров. Он подчеркивал, что взаимодействие в производстве и отношения предпринимателей и рабочих — стороны одного процесса. Поэтому, не враждуя, а подавая руку, друг другу они могут добиться общего успеха. Формулой успеха он считал участие рабочих в прибылях.

   Важную  роль государства и законодательства в регулировании и согласовании противоречивых интересов работников и капиталистов раскрывал в своих работах В. П. Литвинов-Фалинский, изучавший промышленное развитие России в начале ХХ в. Именно государство должно заниматься балансированием интересов работников и собственников, считал он.

   Итак, теоретической основой социального  партнерства явилось углубляющееся понимание того, что процесс производства и воспроизводства объективно осуществляется на базе взаимодействия труда и капитала, он невозможен при столкновении и несовместимости интересов его сторон — работодателей и работников. Но это понимали в то время только теоретики.

   Резкое  нарастание реальных противоречий и  противостояний привело к тому, что в начале ХХ в. оказались непримиримыми две теории:

- первая доказывала необходимость революционного переустройства капитализма;

  - вторая обосновывала необходимость его реформирования на основе компромиссов. 

1.3 Система социального партнерства, его структура и механизм

   Главный результат социального партнерства  — социальное согласие и мир в  обществе. Его достижение требует  решения ряда сложных задач.

   Первой из них является выделение и четкое определение субъектов партнерских отношений, а также тех институтов (организаций), которые могут правомерно их представлять.

   С исторической точки зрения, первая структура субъектов партнерства  была представлена двумя сторонами: работник(и) — работодатель (собственник средств производства). Такое двустороннее партнерство впоследствии получило название "бипартизм". Затем структура субъектов-партнеров претерпевает существенные изменения, так как в переговорном процессе начинает участвовать и государство. Возникшее трехстороннее партнерство стали называть "трипартизмом".

   Модель  трехстороннего соглашения была закреплена в Конвенции Международной организации труда (МОТ) под номером 144. По этой Конвенции государство также становится социальным партнером и подписывает общенациональное партнерское соглашение-договор наряду с союзами работников и работодателей.

   Наконец, субъектная структура социального  партнерства усложнилась еще  больше — было введено многоуровневое сотрудничество. Оно означало, что  принцип трипартизма должен соблюдаться не только на общенациональном уровне, но и на отраслевом, а также на уровне предприятия. Это ведет к тому, что, скажем, при заключении договора на предприятии партнеры должны учитывать содержание отраслевого договора, а при принятии отраслевого договора следует учитывать позиции, закрепленные в общенациональном договоре о социальном партнерстве.

   Вторая структурная часть партнерства — объекты партнерских отношений. Кроме субъектной структуры социальное партнерство в целом, т. е. как особая система, включает в себя и определенную структуру объектов, по поводу которых достигается социальное партнерство. Выше отмечалось, что поначалу объектом были только тарифы заработной платы. Затем объектами становились условия труда, занятость, безработица, социальная защита и т. д.

   Еще одним, третьим элементом системы социального партнерства на современном этапе следует считать стратегию и тактику его достижения. Это означает необходимость выработки основной долговременной его направленности, т. е. стратегии, соответствующей общей социально-экономической цели, а также тактики ее достижения.

   Четвертый структурный элемент системных партнерских отношений представляет их механизм. Эта составляющая настолько важна и специфична, что требует особого рассмотрения.

   Наконец, пятым элементом современной системы социального партнерства следует признать культуру и этичность поведения партнеров. Под этим понимается взаимная уважительность партнеров, их честность, доверие, высокая ответственность, без чего невозможна реализация истинно партнерских отношений в обществе. А без них в сложном современном мире, где достаточно много не только внутренних, но и внешних проблем и угроз, стране трудно обеспечить свою устойчивость и независимость.

   Все названные элементы социального  партнерства в отдельности не могут обеспечить выполнение его  задач. Только все вместе, в системном  единстве они способны достичь главной  цели социального партнерства —  социального согласия и мира в  обществе. 9

   Под механизмом социального партнерства, как элементом его системы в целом, понимается совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон. Как всякий механизм, он имеет ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции.10

   Главным элементом (инструментом) рассматриваемого механизма является переговорный процесс между сторонами-партнерами. Этот стержневой элемент настолько важен, что остальные, по сути, обслуживают его, обеспечивая эффект его функционирования.

   Следующим элементом механизма социального  партнерства служат процедуры (технологии) выявления и согласования позиций партнеров (например, создание и работа специальных комиссий по изучению и нахождению "контактных" точек в интересах и позициях партнеров).

   Еще одним важным элементом следует считать экспертную работу по анализу и оценке предлагаемых положений в общий договор партнеров.

   В социальном партнерстве большая роль принадлежит  созданию соответствующих законов и других нормативных документов, которые призваны фиксировать юридические рамки партнерства. Это — еще один важный элемент механизма партнерства.

   В рассматриваемом механизме социального  партнерства должен наличествовать контрольный элемент, т. е. орган, главной функцией которого является отслеживание выполнения согласованного и принятого договора партнеров, выявление его нарушений и нарушителей.

   Наконец, в этом механизме для обеспечения  его эффективности должен найти  место элемент, выполняющий функции  арбитража.

   Схематично  механизм социального партнерства  представлен на рис.1.

Глубинной особенностью социального партнерства, тем, ради чего оно возникло и развивается, является разрешение социальных противоречий. Такие противоречия между основными субъектами, особенно в экономике, не будучи разрешенными или хотя бы смягченными, способны затормозить, прервать и даже остановить социально-экономическое развитие. Более того, вызвать социальное напряжение, социальный конфликт или противостояние в опасных формах.

   С учетом вышесказанного социальное партнерство, должно определяться на основе этой главной  сущностной своей особенности, своей "изюминки". При таком подходе  социальное партнерство — это система социальных отношений между партнерами, обеспечивающая разрешение (смягчение) противоречий, и оптимально возможную сбалансированность их действий на основе равноправного взаимного учета их интересов в переговорно-договорном процессе. 

Рис. 1. «Механизм социального  партнерства» 

    1.   Органы социального  партнерства

Под органами социального партнерства понимаются органы, которые:

- обеспечивают регулирование социально-трудовых отношений;

- ведение коллективных переговоров;

- обеспечивают подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключения;

- организуют контроль за выполнением коллективного договора и соглашений. 11

Информация о работе Формирование отношений социального партнерства в сфере труда