Формирование отношений социального партнерства в сфере труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение тенденций развития системы социального партнерства в сфере труда в нашей стране на современном этапе.
Основными задачами являются:
- дать определение понятию «социальное партнерство», а также подробно рассмотреть его составляющие;
- проанализировать и сравнить механизм социального партнерства в разных странах.

Содержание

Введение_____________________________________________________3
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Понятие и суть социального партнерства________________________5
Исторические и теоретические истоки социального партнерства______10
Система социального партнерства, его структура и механизм________12
Органы социального партнерства_______________________________16
Коллективные договоры и соглашения___________________________18
Социальное партнерство как взаимодействие интересов государства, работодателей и профсоюзов_______________________________________24
Глава 2. Аналитическая часть
2.1 Особенности развития социального партнерства в России_________28
2.2 Зарубежный опыт в сфере социального партнерства______________32
Заключение___________________________________________________35
Список литературы__________

Работа содержит 1 файл

Готовый вариант.docx

— 90.30 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  образовательное

учреждение  высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ  государственный  университет

ТУРИЗМА  И  сервиса

(ФГОУВПО  «РГУТиС») 

Экономический факультет

Кафедра «Экономика труда и управление персоналом»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Тема:  «Формирование отношений социального  партнерства в сфере труда»

По дисциплине «Экономика труда (Социально-трудовые отношения)» 

Выполнила студентка  группы  ЭТД-07-1

 очной   формы обучения

Кузьмина  Л.О.

Руководитель:

Панова А.Г. 
 

Дата сдачи: «___»________20__г.

Дата защиты: «___»________20__г.

Оценка:__________________         ___________________________________

(подпись  руководителя) 
 
 

Москва 2011 

Содержание 

Введение_____________________________________________________3

Глава 1. Теоретическая  часть

1.1 Понятие и суть социального партнерства________________________5

    1. Исторические и теоретические истоки социального партнерства______10
    2. Система социального партнерства, его структура и механизм________12
    3. Органы социального партнерства_______________________________16
    4. Коллективные договоры и соглашения___________________________18
    5. Социальное партнерство как взаимодействие интересов государства, работодателей и профсоюзов_______________________________________24

Глава 2. Аналитическая часть

2.1    Особенности развития социального  партнерства в России_________28

2.2    Зарубежный опыт в сфере социального  партнерства______________32

Заключение___________________________________________________35

Список  литературы____________________________________________37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Радикальные преобразования российского общества сопровождаются сложными процессами конструирования демократического политико-правового механизма управления социальными явлениями. В государственной жизни со значительным противоборством утверждается разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Социально-трудовая сфера наполняется различными формами непосредственного взаимодействия предприятий, общественных организаций и движений с государством и его структурами. В социально-экономическом пространстве с участием государства формируется неординарная система трипартизма и социального партнерства. Возникшие в мировой истории идеи приоритета права, солидаризма, договорного регулирования становятся актуальными в практической политике России.

Курс  на создание рыночной основы экономики  с многообразием форм экономической деятельности приводит к выводу о необходимости развития принципов социального государства, одним из факторов, достижения которых является становление современных социально-трудовых отношений и системы социального партнерства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

   Актуальность  данной работы заключается в особенности  современного развития социально-трудовых отношений в стране. На этом этапе, отличающимся переходным характером, существуют следующие проблемы: не сложились до конца субъекты отношений, не оформились интересы этих субъектов, нет единой правовой базы и институтов реализации социального партнерства.

   Предметом курсовой работы является социальное партнерство. Объектом изучения является механизм действия социального партнерства в России и в других странах.

   Целью настоящей работы является рассмотрение тенденций развития системы социального партнерства в сфере труда в нашей стране на современном этапе.

   Основными задачами являются:

   - дать определение понятию «социальное  партнерство», а также подробно рассмотреть его составляющие;

   - проанализировать и сравнить  механизм социального партнерства  в разных странах.

   Для этого представляется необходимым показать трехсторонний характер системы социального партнерства, особенности его развития, а также перспективы на основе опыта некоторых зарубежных стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретическая часть 

    1.   Понятие и суть  социального партнерства
 

   Социальное  партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.1

   Социальное  партнерство выступает как отдельный  правовой институт.

   Система социального партнерства состоит  из трех основных частей:

   - совокупность постоянно и временно  действующих двух-, трехсторонних  органов, формируемых представителями  работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений (Федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия);

   - совокупность различных совместных  документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами, направленных на регулирование социально-трудовых отношений;

   - соответствующий порядок, формы  взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности указанных органов и документов.2

   И включает в себя следующие элементы: принципы, субъекты, уровни, функции, формы  и механизм реализации. Остановимся  последовательно на каждом из них.

      

 

Основные  принципы социального  партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

- равноправие  сторон;  
- уважение и учет интересов сторон; 
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; 
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

- соблюдение  сторонами и их представителями  законов и иных нормативных правовых актов;

- полномочность представителей сторон;

- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; 
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств; 
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; 
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; 
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; 
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.3
 

Стороны социального партнерства

   Сторонами (субъектами) социального партнерства  являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном  порядке представителей.

   Представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие:

- со  стороны государства - органы  исполнительной власти на трех  уровнях (федерального, субъекта Российской Федерации);

- со  стороны работников - профессиональные  объединения (профсоюзы) и иные  уполномоченные представительные  органы работников;

- от  имени работодателя на уровне  организации - руководитель организации, владелец имущества, на которого положено выполнение функций работодателя или уполномоченные им лица; на федеральном, отраслевом и территориальном уровнях - представительные органы соответствующего уровня объединений работодателей, обладающие определенными полномочиями.

   Государство, будучи субъектом социального партнерства, выступает и как владелец имущества, и как работодатель (если это касается государственных предприятий).4

   С развитием рыночных структур часть  функций государства в области  трудовых отношений резко меняется: в условиях переходного периода  государство в системе социального партнерства выступает в качестве координатора и организатора регулирования трудовых отношений, контролера, посредника или арбитра.

   Одной из самых главных функций государства  есть разработка правовой базы и механизма  развития форм организации социального  партнерства, правил и механизма взаимодействия субъектов социального партнерства, выведение рассчитанных размеров и последовательности установления, минимальных социально-трудовых показателей (минимальной оплаты труда, социальных пособий, льгот, компенсаций и гарантий и др.), укрепляющих диалог между сторонами.

   Объект  социального партнерства образуют основные мероприятия по осуществлению  общественно-трудовой политики в государстве, исходя из оценок уровня жизни и показателей, характеризующих этот уровень в целом по Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации, а также в районах, городах и в организациях.

   Функции социального партнерства определяются интересами трех социальных партнеров. Это представительство и защита общегосударственных интересов в сфере труда, интересов отечественного бизнеса и интересов наемных работников. Это прямые, основные функции, реализация которых направлена на обеспечение социального мира в обществе. Имеются и косвенные (сопутствующие) функции, а именно: воздействие социального партнерства на формирование гражданского общества и на развитие экономической демократии, обеспечение социальной стабильности, социально-экономической безопасности и социальной справедливости.5

   Социальное  партнерство способно разрешить  многие противоречия, возникающие в социально-трудовой сфере (в частности, между государством и бизнесом, государством и работниками и др.). Однако оно не в состоянии снять главное противоречие в условиях господства частной собственности - между трудом и капиталом.

   Уровни  социального партнерства закреплены редакцией закона Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ.

   Социальное  партнерство осуществляется на:

- федеральном  уровне, на нем устанавливаются обоснования регулирования отношений трудовой сферы в Российской Федерации;

- межрегиональном  уровне, трудовые права нескольких субъектов;

- территориальном  уровне, на котором закладываются принципы регулирования трудовых отношений в муниципалитетах;

- местном, на котором устанавливаются обязанности работников и работодателя в трудовых отношениях.6 

Таблица 1. «Система социального  партнерства Российской Федерации»

Уровни

коллективно-договорного

регулирования

Виды  соглашений Участники соглашений
Федеральный Генеральное Общероссийские  объединения работодателей;

Общероссийские  объединения профсоюзов;

Правительство РФ

   
Отраслевое (тарифное);

Профессиональное (тарифное)

Министерства, комитеты,

объединения работодателей;

Отраслевые  объединения профсоюзов;

Минтруд РФ

Субъект РФ

(республика, край, область, автономная область, города федерального значения, автономный округ)

Специальное;

Региональные;

Отраслевые;

межотраслевые

Объединения работодателей

субъектов РФ;

Объединения профсоюзов

субъекта  РФ;

Орган исполнительной власти РФ

Территориальный (район, город) Профессиональные (тарифные);

Территориальные

Территориальные объединения (организации) работодателей;

Территориальные объединения (организации) профсоюзов;

Органы  исполнительной власти (местного самоуправления)

Предприятия Коллективный  договор Представительные  органы работников (профсоюз, совет трудового коллектива и др.); руководитель предприятия или иное уполномоченное лицо

Информация о работе Формирование отношений социального партнерства в сфере труда