Формирование и развитие системы управления торгового предприятия рынка информационных технологий в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:17, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Управление как наука и один из важнейших институтов общества давно является предметом всесторонних исследований, поскольку ресурсы всегда ограничены, а их распределение и использование в социуме должны быть максимально эффективными. В отечественной и зарубежной литературе управление разработано весьма обстоятельно в различных теоретических и практических аспектах. На современном этапе наиболее актуальными представляются исследования в области возможностей и специфики практического применения общих положений теории менеджмента в конкретных сферах и отраслях бизнеса.

Работа содержит 1 файл

BuryakovDV.doc

— 575.00 Кб (Скачать)

Результаты исследования внедрены в организациях: ООО «АнМедиа», ООО «ГлавИнформСистема», ООО «П.Р. Промоушн», ООО «Ютинет.ру» и др.

Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в семи работах общим объемом 1,4 п. л., в т. ч. две – в журналах согласно перечню ведущих рецензируемых изданий ВАК.

Структура работы. Диссертация изложена на 166 страницах печатного текста, включает 13 таблиц, 30 рисунков и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, в котором 111 наименований, и 5 приложений.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ

В первой главе «Особенности современного подхода к теории менеджмента и проблемы малых и средних торговых предприятий рынка информационных технологий в России в организации управления» рассмотрены современные этапы эволюции подходов к менеджменту, а также дана характеристика проблем торговых компаний рынка ИТ в России в организации управления.

Внешняя среда коммерческих организаций в последнем столетии постепенно становилась всё более агрессивной и непредсказуемой, что способствовало эволюции их систем управления. В результате появилось разделение менеджмента на оперативный и стратегический, которое на современном этапе представляется условным и должно применяться ситуационно для решения конкретных задач, поскольку сейчас по сути любое управление на всех уровнях так или иначе является стратегическим, т. е. непрерывным управлением будущим в настоящем.

Для формулирования направлений диссертационного исследования в целях последующей разработки рекомендаций по повышению эффективности и, таким образом, развитию конкурентоспособности систем управления малых и средних торговых предприятий рынка ИТ, охарактеризованы современные проблемы торговых организаций рынка ИТ в России в областях условно стратегического и оперативного менеджмента.

Серьёзным недостатком систем управления обследованных торговых предприятий является лишь частичное использование или даже полное игнорирование концепции и инструментов стратегического менеджмента. Анализ внешнего окружения на обследованных предприятиях либо проводился один раз при создании компании и (или) перед выходом на новый рынок, либо проводился нерегулярно под воздействием обстоятельств, которые невозможно игнорировать, либо проводился регулярно, но в урезанном виде для целей определённых отделов, либо никогда не осуществлялся. Анализ внутренней среды на обследованных предприятиях или не проводился, или проводился нерегулярно с целью решения конкретных уже возникших проблем. Более половины тематически исследованных компаний в лучшем случае лишь частично используют миссию как эффективный инструмент внешнего и внутреннего позиционирования, в худшем – полностью игнорируют её (см. табл. 1). Определение стратегических целей, как правило, подменяется упрощённым оперативным планированием. В условиях отсутствия стратегических целей невозможно разработать и стратегию.

На обследованных торговых предприятиях рынка ИТ в России обычно применяется только краткосрочное коммерческое планирование, среднесрочное – игнорируется. Рабочий процесс в рамках существующей организационной структуры построен недостаточно эффективно, а у менеджеров среднего звена зачастую отсутствует глобальное понимание важности постоянного поиска решений в области повышения эффективности деятельности в целом. Системы мотивации, как правило, излишне упрощены и подразумевают только финансовое стимулирование. Системы контроля на обследованных предприятиях носят излишне упрощённый характер. Контрольные показатели эффективности, как правило, отсутствуют или носят настолько общий характер, что ценность их представляется сомнительной. Дисциплинарный контроль как принцип и система отсутствует. Системы управленческого учёта результатов деятельности излишне упрощены и ограничены. Эффективная оперативная обратная связь как организационный принцип и жизненно необходимая система сбора управленческой информации отсутствует на большинстве обследованных предприятий.

Таблица 1

Наличие информации о миссии на сайтах торговых компаний

Название*

Раздел

«О компании»

Миссия

Определение

Цель

Объекты

www.laptopshop.ru

Есть

Есть

Нет

Есть

www.notik.ru

Нет

Нет

Нет

Нет

www.kitcom.ru

Есть

Есть

Есть

Есть

www.oldi.ru

Нет

Есть

Нет

Нет

www.rusmt.ru 

Нет

Нет

Нет

Нет

www.tfkcomp.ru 

Есть

Нет

Нет

Нет

www.adocs.ru

Нет

Нет

Нет

Нет

www.neotorg.ru

Есть

Есть

Есть

Нет

www.bookcomp.ru 

Есть

Есть

Нет

Нет

www.compline.ru

Нет

Нет

Нет

Нет


Во второй главе «Методологические основы формирования информационного базиса при создании и оптимизации систем управления малых и средних торговых предприятий рынка информационных технологий в России» предложена единая модель анализа внешнего окружения и внутренней среды, в рамках которой обоснованы методики анализа внешнего окружения и внутренней среды малых и средних торговых предприятий рынка ИТ в России. По предложенной методике анализа внешнего окружения исследованы и охарактеризованы современное состояние и перспективы развития, структура продуктов, участников рынка ИТ-товаров в России, проведён анализ угроз со стороны конкурентных сил и общей конкурентной ситуации на рынке ИТ в России с позиции торгового предприятия.

Отлаженно работающий механизм периодических исследований внешнего окружения и внутренней среды жизненно важен для торговых предприятий, поскольку позволяет создать информационный базис, на основе которого в дальнейшем будут приниматься управленческие решения. В связи с этим разработана модель анализа внешнего окружения и внутренней среды (см. рис. 1).

Рис. 1. Модель анализа внешнего окружения и внутренней среды для малых и средних торговых предприятий рынка ИТ в России

Цель анализа внешнего окружения – определить специфику, возможности и угрозы внешней среды. Исследование стратегических перспектив предполагает исследование рынка на предмет его долгосрочной привлекательности для бизнеса. Рассматриваются следующие аспекты: перспективные товарные группы; наличие неудовлетворённого спроса и его потенциальные объёмы; перспективы развития технологий и их потенциальное влияние на эволюцию существующих и будущих товарных групп; глобальные факторы, возможности, угрозы, оказывающие серьёзное влияние на перспективы работы на рынке.

Экономический анализ подразумевает комплексное исследование состояния рынка и определение наиболее интересных с экономической точки зрения сегментов к работе. Предполагает рассмотрение предпосылок развития, структуры товаров и услуг и участников, специфики развития и актуальных проблем, современного состояния и прогноза развития рынка. Анализ базовых условий осуществления деятельности необходим для определения существующих априори возможностей и ограничений на рынке. Проводится по областям вопросов: таможенное законодательство,  порядок и специфика работы таможенных органов; налоговое законодательство, порядок и специфика работы налоговых органов; местное законодательство и его специфика. Исследование конкурентных сил подразумевает оценку общей конкурентной ситуации, угроз и соперников на рынке. Осуществляется в разрезах: поставщики, покупатели, новые конкуренты, товары-заменители, конкуренция внутри рынка. На основе классической модели пяти сил конкуренции и с учётом специфики малых и средних торговых предприятий рынка ИТ в России разработаны методы анализа конкурентных сил.

Например, в рамках анализа конкуренции внутри рынка автором разработан метод оценки конкурентоспособности торгового предприятия по трёхфакторному индексу (Ic), который рассчитывается следующим образом:

,                                          (1)

,                                                         (2)

,                                                         (3)

Ic = Prm*((Ast+Prc) / 2),                                          (4)

где Ic – индекс конкурентоспособности предприятия, Prm – расчётная сравнительная оценка эффективности продвижения (сумма произведений экспертных оценок доли активных покупателей, привлекаемых проводимыми мероприятиями по продвижению поставщика на рынках, в общем количестве таких потребителей на этих рынках (EEM), и коэффициентов привлекательности рынков (CM); n – количество рынков); Ast – расчётная сравнительная оценка эффективности ассортимента (отношение количества товарных позиций прайс-листа конкурента (QPc) к базовому значению (QPb)); Prc – расчётная сравнительная оценка эффективности ценовой политики (отношение количества товарных позиций прайс-листа конкурента, на которые установлены равные или меньшие цены по сравнению с базовым прайс-листом (QLPrcc), к базовому количеству товарных позиций).

При анализе конкурентов данным методом, сначала рассчитываются значения Ic проводящего исследование предприятия (Icb), после – конкурентов (Icc). Затем производится сравнение полученных результатов: Icc < Icb – конкурентоспособность соперника ниже; Icc = Icb – аналогична; Icc > Icb – выше.

Основные преимущества Ic в сравнительной простоте расчёта и возможности характеристики большого количества предприятий в короткие сроки, что актуально в современных условиях тотальной конкуренции. По результатам тематической экспресс-оценки выявляются наиболее опасные соперники (в том числе новые), которые затем исследуются по методу «длинного» анализа.

Цель управленческого анализа внутренней среды – увеличение общей эффективности и конкурентоспособности организации. Управленческий анализ внутренней среды по функциональным подразделениям является инструментом повышения общего качественного уровня конкурентоспособности компании, а SWOT-анализ (в связке с анализом внешнего окружения) – инструментом не только гибкой подстройки под условия окружающей среды, но и получения конкретно-ориентированного превосходства над прямыми соперниками на рынке.

Управленческий анализ внутренней среды по функциональным подразделениям целесообразно проводить на периодической основе (месяц, квартал) по областям: персонал, организация бизнес-процессов, ощущения клиентов, результаты согласно системе управленческого учёта. Цель месячного анализа – повышение эффективности работы на уровне отделов. Цель квартального анализа по коммерческим подразделениям – увеличение эффективности взаимодействия и достижение (усиление) положительного синергетического эффекта на уровне коммерческого блока, анализа по компании в целом – на уровне организации.

Разработаны рекомендации по формированию содержания областей анализа по подразделениям. Приведём пример для отдела розничных продаж. Персонал: знание техники и тенденций на рынке (квартал, проверяющий сотрудник: начальник корпоративного либо дилерского отдела); умение общаться с клиентом и продавать (квартал, проверяющий сотрудник: начальник корпоративного отдела). Организация бизнес-процессов: оперативность работы с клиентами (постоянно, по прецедентам, месяц, квартал); качество работы с клиентами (постоянно, по прецедентам, месяц, квартал). Ощущения клиентов: удовлетворённость от процесса покупки и купленного товара (месяц, квартал); характеристика специалиста по продажам (месяц, квартал). Результаты согласно системе управленческого учёта.

Для более глубокого понимания сущности и специфики рынка ИТ в России, который является рабочей площадкой для торговых предприятий, проведено его исследование на основе предложенной методики анализа внешнего окружения. Рынок ИТ подразделяется на рынок товаров и рынок услуг.

В рамках экономического анализа выявлены следующие существенные проблемы рынка ИТ-товаров в России: большой объём нелегального импорта, проблемы в таможенном ведомстве, обусловленные коррупцией, неповоротливостью и нестабильностью управления. Исследована общая современная структура товаров и услуг рынка ИТ. Для её краткой характеристики можно воспользоваться рекомендациями Мининформсвязи, которое под отраслью ИТ подразумевает совокупность трех сегментов: предоставление услуг, связанных с использованием ИТ; разработка программного обеспечения; производство и продажа ИТ-оборудования. Анализ структуры участников рынка ИТ-товаров в России позволил выделить и охарактеризовать их основные типы – официальные представительства иностранных производителей и отечественные производители, независимые дистрибьюторские компании, дилеры, конечные потребители. Рынок ИТ является относительно молодым, но быстро развивающимся и перспективным. Это подтверждается также данными Федеральной службы государственной статистики: годовой объём промышленного выпуска в России средств вычислительной техники и запасных частей к ней в миллиардах рублей по состоянию на март 2007 года превзошёл на 57 % аналогичный показатель на март 2006. По данным CNews – одного из авторитетных российских изданий, посвящённых тематике ИТ, совокупная выручка ста крупнейших ИТ-компаний России по итогам 2006 года составила 386 миллиардов рублей, т. е. по сравнению с 2005 годом показатель увеличился на 30,4 % (см. рис. 2).

Рис. 2. Динамика и темпы прироста совокупной выручки ста крупнейших ИТ-компаний России в % к предыдущему году

Информация о работе Формирование и развитие системы управления торгового предприятия рынка информационных технологий в России