Формирование и развитие системы управления торгового предприятия рынка информационных технологий в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:17, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Управление как наука и один из важнейших институтов общества давно является предметом всесторонних исследований, поскольку ресурсы всегда ограничены, а их распределение и использование в социуме должны быть максимально эффективными. В отечественной и зарубежной литературе управление разработано весьма обстоятельно в различных теоретических и практических аспектах. На современном этапе наиболее актуальными представляются исследования в области возможностей и специфики практического применения общих положений теории менеджмента в конкретных сферах и отраслях бизнеса.

Работа содержит 1 файл

BuryakovDV.doc

— 575.00 Кб (Скачать)


 

На правах рукописи

 

 

 

 

 

Буряков Денис Викторович

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ

 

 

 

Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (предпринимательство)

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2007

Диссертационная работа выполнена на кафедре Общего и Стратегического Менеджмента Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

 

 

Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор

Устинов Аркадий Нилович

Официальные

оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Коротков Анатолий Владимирович

кандидат экономических наук, доцент

Сафронова Вера Петровна

Ведущая организация:

Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ)


 

 

 

 

Защита состоится «08» ноября 2007 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета К 212.151.03 при Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) по адресу: 119501, г. Москва, ул. Нежинская, д. 7.

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

 

 

 

Автореферат разослан «08» октября 2007 г.

 

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета                                                              Грачева Е. А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Управление как наука и один из важнейших институтов общества давно является предметом всесторонних исследований, поскольку ресурсы всегда ограничены, а их распределение и использование в социуме должны быть максимально эффективными. В отечественной и зарубежной литературе управление разработано весьма обстоятельно в различных теоретических и практических аспектах. На современном этапе наиболее актуальными представляются исследования в области возможностей и специфики практического применения общих положений теории менеджмента в конкретных сферах и отраслях бизнеса.

В условиях рыночной экономики одной из важнейших сфер предпринимательской деятельности является сфера обмена. По данным Федеральной службы государственной статистики доля раздела G, в который входит розничная и оптовая торговля, составила почти 17 % в общем объёме ВВП России за 2006 год, а общее количество торговых предприятий на 1 апреля 2006 года – 865,9 тыс. Такие цифры обусловлены привлекательностью для предпринимателей торговли как сферы бизнеса из-за относительно низких расходов на организацию дела и быстрой оборачиваемости средств, что довольно важно в условиях нестабильно развивающейся или высокорисковой экономики, которой по сути до сих пор являлась экономика России. В торговле работает большое количество малых и средних предприятий, являющихся одними из важнейших субъектов экономических отношений в условиях рынка. А развитие малого и среднего бизнеса заявлено правительством как один из основополагающих приоритетов внутренней экономической политики России.

Рынок информационных технологий (ИТ) является относительно молодым, динамично развивающимся и очень перспективным. Прошло всего два с небольшим десятка лет с момента появления интернета в 80-х годах ХХ века – события, фактически ставшего началом новой эры, но уже сейчас рынок ИТ является одним из наиболее активно развивающихся в мире. Согласно данным, представленным Мининформсвязи РФ в проекте «Концепция развития рынка информационных технологий в Российской Федерации», за последние пять лет в мире доходы предприятий, работающих в этой области, росли в среднем на 10 % в год, при среднем темпе роста экономики 3-4 %, что привело к увеличению доли ИТ в структуре ВВП как развитых, так и развивающихся стран. Развитие рынка ИТ в России, значительную роль в процессе которого играют торговые организации, выполняющие функцию распространения ИТ-продуктов, является одной из важнейших задач правительства.

Интенсивность конкуренции на рынках ИТ в России и вообще в мире очень высока. Поэтому для работающих на нём торговых предприятий крайне важно иметь современную систему управления, которая позволит эффективно конкурировать с соперниками, активно развиваться и расти. Однако, как показывает практика, системы управления многих торговых предприятий рынка ИТ в России не отвечают в полном объёме жёстким требованиям, предъявляемым рынком к участникам и недостаточно учитывают необходимость развития организации в стратегической перспективе, динамичность и специфику торговли как сферы бизнеса, высокие темпы роста и интенсивность конкуренции рынка ИТ в России.

Степень разработанности проблемы. Вопросы управления в крупных корпорациях и финансово-промышленных группах разработаны достаточно широко: в области стратегического менеджмента можно особо отметить работы Ансоффа И., Минцберга Г., Томпсона-мл. А. и Стрикленда А., Боумена К., Дойля П., Виханского О.С. и Наумова А.И., Круглова М.И.; практики управления – Портера М., Акоффа Р., Балабанова И.Т., Губина Е.П.; общей теории и практики менеджмента – Мескона М., Друкера П.; теории организации – Богданова А.А., Мильнера Б.З., Буркова В.Н.

Однако рекомендации, актуальные для крупных компаний, не всегда подходят многочисленным относительно небольшим торговым предприятиям, а принимая во внимание также особые, специфические требования,  которые им предъявляет внешняя среда, можно констатировать, что общие положения теории менеджмента необходимо корректировать и дорабатывать для практического применения на торговых предприятиях рынка ИТ в России. В связи с этим продолжает существовать значительное количество задач, не получивших должного решения. В таких условиях ограничиваться точечными рекомендациями представляется нецелесообразным, – необходимо разработать систему управления для торговых предприятий, учитывающую современные тенденции развития науки и отвечающую требованиям, которые предъявляет участникам рынок.

Объектом исследования выступает совокупность малых и средних торговых предприятий рынка ИТ в России и их экономическая деятельность.

Предмет исследования – система управления, распространённость и качество применения современных общих и специфических инструментов, принципов и методов менеджмента на малых и средних торговых предприятиях рынка ИТ в России.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка современных системы, принципов и методов управления малыми и средними торговыми предприятиями рынка ИТ в России для повышения в целом эффективности их экономической деятельности и конкурентоспособности.

Для достижения цели диссертационной работы поставлены и решены следующие научные задачи:

­     исследовать предпосылки возникновения, современные этапы эволюции подхода и основные тенденции развития теории управления;

­     выявить и охарактеризовать актуальные проблемы малых и средних торговых предприятий рынка ИТ в России в организации управления;

­     разработать методологические основы формирования информационного базиса при создании (оптимизации) систем управления малых и средних торговых предприятий рынка ИТ;

­     провести исследование внешнего окружения торговых предприятий рынка ИТ в России для определения его специфики и особенностей;

­     разработать и апробировать систему управления для малых и средних торговых предприятий рынка ИТ, учитывающую специфику торговли как сферы бизнеса и особенности данного рынка в России;

­     разработать практические рекомендации по реализации системы управления на малых и средних торговых предприятиях рынка ИТ.

Теоретической и методологической базой исследования послужили положения общей экономической теории, теорий управления, маркетинга, организации и систем. При написании диссертации использована отечественная и зарубежная экономическая литература, периодические издания, а также практические знания, накопленные автором в процессе предпринимательской деятельности. Научные результаты исследования получены с использованием методов системного и статистического анализа, экспертных оценок, графического и табличного методов.

В качестве информационной базы исследования использовались: полученные в результате тематического обследования данные о системах и проблемах управления торговых предприятий рынка ИТ в России: «Нировижн», «ФостерГрупп», «ГлавИнформСистема», «Ютинет.ру»; данные, полученные в результате собеседований с сотрудниками торговых компаний: «Адлум», «CTC Capital», «ОнЛайн Трейд», «S3», «Provision», «Ланк», «Конверс» и др.; публикации и материалы средств массовой информации; данные, представленные в открытых источниках: периодические издания, сайты правительства РФ и других государственных органов, торговых компаний и др.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней разработана и обоснована система управления для малых и средних торговых предприятий рынка ИТ в России с учётом специфики их сферы деятельности и внешнего окружения, а также даны практические рекомендации по её реализации.

На защиту выносятся следующие результаты, полученные автором и содержащие элементы научной новизны:

­     выявлены и охарактеризованы современные проблемы торговых предприятий рынка ИТ в России в областях стратегического и оперативного менеджмента, намечены пути совершенствования их систем управления;

­     предложена методология сбора стратегической информации при формировании и оптимизации систем управления, адаптированная для малых и средних торговых предприятий рынка ИТ в России; в рамках методологии разработаны и обоснованы единая модель и методики: анализа внешнего окружения – включает исследование стратегических перспектив, экономический анализ рынка, анализ базовых условий осуществления деятельности, анализ конкурентных сил на рынке, и внутренней среды – включает управленческий анализ внутренней среды по функциональным подразделениям, SWOT-анализ;

­     исследованы и охарактеризованы современное состояние и перспективы развития, структура продуктов, участников рынка ИТ-товаров в России; угрозы со стороны конкурентных сил и общая конкурентная ситуация на рынке ИТ в России с позиции торгового предприятия; в рамках анализа конкурентных сил разработан и апробирован метод оценки конкурентоспособности торгового предприятия по трёхфакторному индексу (Ic), позволяющий выполнять оперативный анализ конкурентов по факторам – продвижение, ассортимент, цены, и дающий возможность в сжатые сроки тематически оценить большое количество соперников;

­     разработана и обоснована общая модель процесса и системы управления (СУ) для малых и средних торговых предприятий рынка ИТ, где процесс управления (формирование стратегического видения, анализ внешнего окружения и внутренней среды, определение миссии, целей, разработка комплекса стратегий, их реализация) обеспечивается подсистемами СУ: организационной, управления кадрами, оперативного планирования и контроля; модель учитывает необходимость развития предприятия в долгосрочной перспективе, предполагает: возможности саморазвития и корректировки СУ с учётом изменений внешнего окружения, целенаправленные использование и развитие кадровых ресурсов и эффективную организацию рабочего процесса путём формирования оптимальных взаимосвязей между структурными частями торгового предприятия и чёткого оперативного планирования и контроля результатов;

­     разработаны модель функциональной организационной структуры, распределяющая управление по оперативному и стратегическому векторам, что позволяет компании эффективно развиваться в долгосрочной перспективе, а также подсистема функций менеджеров, подразделений для малых и средних торговых предприятий рынка ИТ;

­     предложена комплексная система управления кадрами, адаптированная для малых и средних торговых предприятий рынка ИТ, основанная на концепции базовых сотрудников, т. е. сотрудников, нахождение, сохранение, удержание и развитие которых в компании является важнейшей целью кадровой политики, и включающая подсистемы ротации, мотивации, обучения кадров, организационную культуру; в т. ч. разработана и апробирована подсистема мотивации, включающая стимулирование за внесение и реализацию рациональных предложений, за успехи, носящие общефирменный характер, а также балльную и дополнительную подсистемы мотивации;

­     разработана и апробирована система оперативного планирования и контроля, включающая подсистемы оперативного планирования, контроля, управленческого учёта результатов деятельности, обратной связи; предложены направления управленческого учёта основных результатов и контрольные показатели эффективности деятельности (EI) по подразделениям для малых и средних торговых предприятий рынка ИТ.

Отмеченные результаты соответствуют пп. 10.19. «Организационная структура управления предпринимательскими формированиями», 10.11. «Формирование и развитие конкурентоспособности системы управления предпринимательскими структурами» паспорта специальности 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством (предпринимательство)».

Практическая значимость результатов исследования.  В целях повышения общей эффективности деятельности, положения работы, носящие специализированный характер (модель функциональной организационной структуры и др.), могут быть использованы на малых и средних торговых предприятиях рынка ИТ в России; отдельные же результаты (принципы формирования системы оперативного планирования и контроля и др.) – в организациях различного профиля, в том числе государственных.

Положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов «Стратегическое управление», «Основы бизнеса» и применялись при подготовке и реализации программ повышения квалификации кадров компаний «Эльдорадо», «НироВижн», «ФостерГрупп», «Диджитал Ком» и др.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования, выполненного автором, докладывались на 21-й Всероссийской конференции молодых учёных и студентов «Реформы в России и проблемы управления – 2006» (март 2006 года, Москва, ГУУ), на научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного управления: теория и практика» (ноябрь 2006 года, Москва, МЭСИ).

Информация о работе Формирование и развитие системы управления торгового предприятия рынка информационных технологий в России