Формирование и распределение доходов в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 08:59, реферат

Описание работы

Распределение доходов населения имеет большое значение в первую очередь для анализа уровня жизни, разработки адекватной социальной и налоговой политики. Однако его значение не ограничивается этим, так как оно предоставляет информацию для изучения влияния доходов населения на другие макроэкономические процессы, например, для изучения факторов, определяющих норму сбережения и влияющих на инвестиционную деятельность в экономике. Таким образом, данные о доходах необходимы для органов государственного управления, принимающих решения по широкому кругу вопросов экономической политики, а также для научных работников, занимающихся.

Содержание

Глава 1. Общая характеристика рыночных доходов…………………………………………..3
Глава 2. Формирование доходов в рыночной экономике……………………………………..5
2.1. Формы заработной платы и факторы влияющие на ее величину………………...5
2.2. Принципы организации оплаты труда. Права и обязанности предприятий в области оплаты труда……………………………………………………………………………7
Глава 3. Распределение доходов в рыночной экономике……………………………………10
3.1. Реальные доходы и уровень жизни…………………………………………………...11
3.2. Государственная политика перераспределения доходов: принципы и границы……...13
Заключение……………………………………………………………………………………...18
Список используемой литературы…………………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

реферат по введению.docx

— 404.11 Кб (Скачать)

     При увеличении доли трудовых доходов происходит активное стимулирование граждан к  предприимчивой, активной деятельности. Также стимулирует активную трудовую деятельность налоговая политика.

  Распределение доходов в рыночной экономике может не отвечать нормам справедливости. Рынок не имеет своей целью обеспечивать всех граждан общества необходимыми ценностями и благами. Рынок предоставляет их тем, у кого есть возможность их оплатить. Неравенство в распределении доходов снижает стимулы к активной, предприимчивой жизненной позиции.

     Распределение доходов в рыночной экономике  корректирует общество. Одним из главных  направлений вмешательства государства  в распределение доходов, является их перераспределение в социальных целях. 

3.1. Реальные доходы и уровень жизни

     Для оценки уровня и динамики доходов  населения используются показатели номинального, располагаемого и реального  дохода.

     Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода. Он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

     Располагаемый доход – меньше номинального на сумму налогов и обязательных платежей. Он используется на личное сбережение.

     Реальный доход – количество товаров и услуг, которые можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода времени.

      По данным Росстата реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в сентябре 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом 2006 г., по оценке, увеличились на 13,5 проц., в январе-сентябре 2007 г. - на 12,4 проц. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики.

      Средняя начисленная заработная плата в сентябре 2007г., по предварительным данным, составила 13801 рубль и по сравнению с сентябрем 2006 г. выросла на 24,7 проц.

      Суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 октября 2007 г. составила 4055 млн.рублей и увеличилась по сравнению с 1 сентября 2007 г. на 0,9 проц.

       Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 октября 2007г., составлял 1 проц. месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности; в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, деятельности в области культуры - 0,2 проц.

      Уровень жизни – степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. Но необходимо учитывать, что уровень жизни – это динамический процесс, который испытывает воздействие множества факторов.

      Определение уровня жизни - сложный и неоднозначный процесс. Так как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению, опять же исходя из различных факторов, обуславливающих  экономическое, политическое и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность производства и сферы услуг, состоянием научно-технического прогресса, культурно - образовательным уровнем населения, национальными особенностями и др.

      Уровень жизни оценивает качество жизни населения  и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.

      Часто понятие уровня жизни отождествляется с такими понятиями, как “благосостояние”, ”образ жизни” и  другими, но наиболее полно сущность уровня жизни раскрывает следующее определение:

     Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление  о какой-либо одной стороне жизнедеятельности  человека. Существует классификация  показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические  и социально-демографические; объективные  и субъективные; стоимостные и  натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры  потребления; статистические показатели и др.

      К общим показателям относятся размеры национального дохода, фонда потребления национального богатства на душу населения. Они характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества.

      К частным показателям можно отнести условия труда, обеспеченность жильем и благоустройство быта, уровень социально-культурного обслуживания и др.

     Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения его потребностей. Сюда можно отнести показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояние населения (номинальные и реальные доходы, занятость и др.)

       Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной, профессионально - квалификационный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы.

       Деление показателей на объективные и субъективные  связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей и разделяются в зависимости от степени субъективности производимой оценки.

      К стоимостным показателям относятся все показатели в денежной форме, а натуральные характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях.

      Для характеристики уровня жизни большое значение имеют количественные и качественные показатели. Количественные определяют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, а качественные – качественную сторону благосостояния населения.

      Как самостоятельные, можно выделить показатели, характеризующие пропорции и структуру распределения благосостояния населения.

      Важную роль при определении уровня жизни играют статистические показатели, которые включают  обобщающие показатели, показатели доходов, потребления и расходов, денежных сбережений, накопленного имущества и жилища населения и ряд других.

     Уровень жизни во многом определяется доходами населения, от размера которых главным образом зависит степень удовлетворения личных потребностей в потребительских товарах и услугах.

     Основные  источники доходов населения:

  1. оплата труда;
  2. доходы работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда;
  3. дивиденды;
  4. поступления от продажи продуктов сельского хозяйства;
  5. пенсии и пособия;
  6. стипендии;
  7. доходы от продажи иностранной валюты;
  8. поступления из финансовой системы (проценты по вкладам, страховые возмещения);
  9. предпринимательские доходы.

      Многих людей меньше беспокоит общий вопрос распределения дохода, чем более конкретная проблема неравенства дохода. Поэтому нужно перейти к проблеме бедности.

    Бедность – это состояние индивида или семьи, когда экономических ресурсов не хватает для обеспечения некоторого стандарта (нормального уровня) жизнедеятельности.

   Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только части населения. В зависимости от того, насколько высок уровень экономического развития страны, бедность охватывает значительную или незначительную часть населения. Масштабом бедности социологи называют долю населения страны (обычно выраженную в процентах), проживающего у официальной черты, или порога, бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины «уровень бедности», «границы бедности» и «коэффициент бедности». 
 

3.2. Государственная  политика перераспределения  доходов: принципы  и границы

     Одна из функций государства связана с перераспределением доходов, что вписывается в максимальные границы его вмешательства в реальный рынок. Политика распределения – важное направление деятельности любого государства, и экономика общественного сектора, разумеется, не вправе от него абстрагироваться. Проблема, однако, в том, что не только крупными сообществам, не схожим по своей культуре, традициям, верованиям, но и многим индивидам внутри каждого из таких сообществ свойственны неодинаковые представления о желательности и справедливости различных вариантов распределения. Налицо конфликты ценностей и интересов, которые экономическая наука не сможет полностью устранить.

    Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

    Принудительная реаллокация ресурсов, к которой прибегает государство, обычно приводит к разнонаправленным изменениям в уровне благосостояния индивидов. Принося преимущества одним членам общества, она влечет за собой потери для других.

      Это происходит прежде всего в тех случаях, когда законы и политические решения предусматривают осуществление трансфертных платежей. Трансфертный платеж представляет собой безвозмездную передачу части дохода или имущества индивида, или организации в распоряжение других лиц. Трансфертами являются, например, пособия, выплачиваемые нуждающимся за счет налогообложения лиц с относительно высокими доходами.

     Трансферты  могут осуществляться добровольно,  приобретая характер пожертвований.  Но на практике преобладающая  часть трансфертов связана с  деятельностью государства. 

     Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или и прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

     Вместе с тем перераспределительные процессы не сводятся к непосредственной передаче денег, товаров и услуг. Перераспределяться могут и экономические возможности. Перераспределение происходит, например, вследствие государственного регулирования заработной платы, цен, таможенных тарифов и других экономических переменных. В результате одни члены общества приобретают преимущества, а для других снижаются возможности получения дохода.

      Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т. д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

       Возможности государства в перераспределении  доходов во многом ограничиваются  бюджетными поступлениями. Наращивание  социальных расходов сверх налоговых  поступлений ведет к превращению  их в мощный фактор роста  бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов  госбюджета даже в пределах  полученных доходов ведет к  чрезмерному росту налогов, способному  подорвать рыночные стимулы.

       Механизм социальных трансфертов  включает изъятие в форме налогов  части доходов у средне- и высокодоходных  слоев населения и выплату  пособий наиболее нуждающимся  и инвалидам, а также пособий  по безработице. Государство перераспределяет  доходы также путем изменения  цен, устанавливаемых рыночным  путем, например гарантированием  цен фермерам и введением минимальных  ставок заработной платы.

        Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно незанятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников.

        Кроме того, общество ответственно  за уровень доходов работников, занятых в «общественном» секторе экономики (бюджетных отраслях), чьи доходы (зарплата и жалование) носят фиксированный характер. Обычно это достигается законодательным установлением минимального уровня, зарплаты как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер минимальной зарплаты должен обеспечивать минимальный стандарт благосостояния. В России ее значение сейчас составляет примерно 3000 рублей.

Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:

Информация о работе Формирование и распределение доходов в рыночной экономике