Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 08:59, реферат
Распределение доходов населения имеет большое значение в первую очередь для анализа уровня жизни, разработки адекватной социальной и налоговой политики. Однако его значение не ограничивается этим, так как оно предоставляет информацию для изучения влияния доходов населения на другие макроэкономические процессы, например, для изучения факторов, определяющих норму сбережения и влияющих на инвестиционную деятельность в экономике. Таким образом, данные о доходах необходимы для органов государственного управления, принимающих решения по широкому кругу вопросов экономической политики, а также для научных работников, занимающихся.
Глава 1. Общая характеристика рыночных доходов…………………………………………..3
Глава 2. Формирование доходов в рыночной экономике……………………………………..5
2.1. Формы заработной платы и факторы влияющие на ее величину………………...5
2.2. Принципы организации оплаты труда. Права и обязанности предприятий в области оплаты труда……………………………………………………………………………7
Глава 3. Распределение доходов в рыночной экономике……………………………………10
3.1. Реальные доходы и уровень жизни…………………………………………………...11
3.2. Государственная политика перераспределения доходов: принципы и границы……...13
Заключение……………………………………………………………………………………...18
Список используемой литературы…………………………………………………………….19
При увеличении доли трудовых доходов происходит активное стимулирование граждан к предприимчивой, активной деятельности. Также стимулирует активную трудовую деятельность налоговая политика.
Распределение доходов в рыночной экономике может не отвечать нормам справедливости. Рынок не имеет своей целью обеспечивать всех граждан общества необходимыми ценностями и благами. Рынок предоставляет их тем, у кого есть возможность их оплатить. Неравенство в распределении доходов снижает стимулы к активной, предприимчивой жизненной позиции.
Распределение
доходов в рыночной экономике
корректирует общество. Одним из главных
направлений вмешательства
3.1. Реальные доходы и уровень жизни
Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода. Он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.
Располагаемый доход – меньше номинального на сумму налогов и обязательных платежей. Он используется на личное сбережение.
Реальный доход – количество товаров и услуг, которые можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода времени.
По данным Росстата реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в сентябре 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом 2006 г., по оценке, увеличились на 13,5 проц., в январе-сентябре 2007 г. - на 12,4 проц. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики.
Средняя начисленная заработная плата в сентябре 2007г., по предварительным данным, составила 13801 рубль и по сравнению с сентябрем 2006 г. выросла на 24,7 проц.
Суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 октября 2007 г. составила 4055 млн.рублей и увеличилась по сравнению с 1 сентября 2007 г. на 0,9 проц.
Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 октября 2007г., составлял 1 проц. месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности; в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, деятельности в области культуры - 0,2 проц.
Уровень жизни – степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. Но необходимо учитывать, что уровень жизни – это динамический процесс, который испытывает воздействие множества факторов.
Определение уровня жизни - сложный и неоднозначный процесс. Так как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению, опять же исходя из различных факторов, обуславливающих экономическое, политическое и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность производства и сферы услуг, состоянием научно-технического прогресса, культурно - образовательным уровнем населения, национальными особенностями и др.
Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.
Часто понятие уровня жизни отождествляется с такими понятиями, как “благосостояние”, ”образ жизни” и другими, но наиболее полно сущность уровня жизни раскрывает следующее определение:
Уровень
жизни определяется системой показателей,
каждый из которых дает представление
о какой-либо одной стороне
К общим показателям относятся размеры национального дохода, фонда потребления национального богатства на душу населения. Они характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества.
К частным показателям можно отнести условия труда, обеспеченность жильем и благоустройство быта, уровень социально-культурного обслуживания и др.
Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения его потребностей. Сюда можно отнести показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояние населения (номинальные и реальные доходы, занятость и др.)
Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной, профессионально - квалификационный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы.
Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей и разделяются в зависимости от степени субъективности производимой оценки.
К стоимостным показателям относятся все показатели в денежной форме, а натуральные характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях.
Для характеристики уровня жизни большое значение имеют количественные и качественные показатели. Количественные определяют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, а качественные – качественную сторону благосостояния населения.
Как самостоятельные, можно выделить показатели, характеризующие пропорции и структуру распределения благосостояния населения.
Важную роль при определении уровня жизни играют статистические показатели, которые включают обобщающие показатели, показатели доходов, потребления и расходов, денежных сбережений, накопленного имущества и жилища населения и ряд других.
Уровень жизни во многом определяется доходами населения, от размера которых главным образом зависит степень удовлетворения личных потребностей в потребительских товарах и услугах.
Основные источники доходов населения:
Многих людей меньше беспокоит общий вопрос распределения дохода, чем более конкретная проблема неравенства дохода. Поэтому нужно перейти к проблеме бедности.
Бедность – это состояние индивида или семьи, когда экономических ресурсов не хватает для обеспечения некоторого стандарта (нормального уровня) жизнедеятельности.
Если
неравенство характеризует общество в
целом, то бедность касается только части
населения. В зависимости от того, насколько
высок уровень экономического развития
страны, бедность охватывает значительную
или незначительную часть населения. Масштабом
бедности социологи называют долю населения
страны (обычно выраженную в процентах),
проживающего у официальной черты, или
порога, бедности. Для обозначения масштаба
бедности применяются также термины «уровень
бедности», «границы бедности» и «коэффициент
бедности».
3.2. Государственная политика перераспределения доходов: принципы и границы
Одна из функций государства связана с перераспределением доходов, что вписывается в максимальные границы его вмешательства в реальный рынок. Политика распределения – важное направление деятельности любого государства, и экономика общественного сектора, разумеется, не вправе от него абстрагироваться. Проблема, однако, в том, что не только крупными сообществам, не схожим по своей культуре, традициям, верованиям, но и многим индивидам внутри каждого из таких сообществ свойственны неодинаковые представления о желательности и справедливости различных вариантов распределения. Налицо конфликты ценностей и интересов, которые экономическая наука не сможет полностью устранить.
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.
Принудительная реаллокация ресурсов, к которой прибегает государство, обычно приводит к разнонаправленным изменениям в уровне благосостояния индивидов. Принося преимущества одним членам общества, она влечет за собой потери для других.
Это происходит прежде всего в тех случаях, когда законы и политические решения предусматривают осуществление трансфертных платежей. Трансфертный платеж представляет собой безвозмездную передачу части дохода или имущества индивида, или организации в распоряжение других лиц. Трансфертами являются, например, пособия, выплачиваемые нуждающимся за счет налогообложения лиц с относительно высокими доходами.
Трансферты
могут осуществляться
Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или и прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Вместе с тем перераспределительные процессы не сводятся к непосредственной передаче денег, товаров и услуг. Перераспределяться могут и экономические возможности. Перераспределение происходит, например, вследствие государственного регулирования заработной платы, цен, таможенных тарифов и других экономических переменных. В результате одни члены общества приобретают преимущества, а для других снижаются возможности получения дохода.
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т. д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.
Возможности государства в
Механизм социальных
Само устройство рыночной
Кроме того, общество ответственно за уровень доходов работников, занятых в «общественном» секторе экономики (бюджетных отраслях), чьи доходы (зарплата и жалование) носят фиксированный характер. Обычно это достигается законодательным установлением минимального уровня, зарплаты как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер минимальной зарплаты должен обеспечивать минимальный стандарт благосостояния. В России ее значение сейчас составляет примерно 3000 рублей.
Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:
Информация о работе Формирование и распределение доходов в рыночной экономике