Форма государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение государственного кредита. В работе поставлены следующие задачи: рассмотрение экономической сущности и функций государственного кредита, рассмотрение форм государственного кредита, а также рассмотрение современных проблем государственного кредита.

Содержание

Введение
Глава 1 Государственный кредит
Сущность государственного кредита
Особенности государственного кредита
Виды и функции государственного кредита
Глава 2 Форма государственного кредита
2.1 Форма государственного кредита
2.2 Классификация займов
Глава 3 Государственный кредит в Кыргызстане
3.1 Модель создания и внедрения кредитования в Кыргызской Республике (предложения НБКР)
3.2 Информация о государственном внешнем долге Кыргызской Республики

Работа содержит 1 файл

ююююю.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

 

В рамках Протокола Парижского клуба от 11.03.2005г. сторонами 18 октября 2005 года в г. Париж заключено Соглашение о реструктуризации долга.

 

Основные условия:

 

Сумма долга 5 916 066,16 долл. США, из которых 50% подлежит списанию. Таким  образом, сумма долга составила – 2 958 033,08 долларов США.

Срок погашения – 23 года;

Льготный период – 7 лет;

Процентная ставка – Libor + 0.50%.

 

На сегодня сумма  обязательств Кыргызской Республики по данному кредиту составляет 3 347 677 долларов США.

 

Турция

 

В соответствии с Кредитным соглашением между Национальным банком Кыргызской Республики и Экспортно-кредитным банком Турции (далее «Эксимбанк Турции») от 15 января 1993 года средства для финансирования товарных и инвестиционных проектов составили 73,2 млн долларов США (37,53 млн долларов США – на финансирование проектов, 1,8 млн долларов США - для закупки сельхозхимикатов, 36,67 млн долларов США – товарный кредит). Фактически было освоено 48,5 млн долларов США.

 

Структурным подразделением Министерства финансов Кыргызской Республики - Государственным фондом развития экономики - ведется регулярная работа по отслеживанию и обеспечению возвратности задолженности хозяйствующими субъектами (предприятиями-заемщиками) средств кредита Экспортно-кредитного банка Турции.

 

Необходимо отметить, что долг Кыргызской Республики по кредиту Эксимбанка Турции неоднократно реструктуризировался. Последнее соглашение о реструктуризации долга подписано сторонами 9 марта 2006 года.

 

Основные условия:

Сумма реструктуризируемого долга – 46 884 467,53 долларов США;

Срок погашения – 33 года;

Льготный период – 3 года;

Процентная ставка – 2,72 % годовых.

 

В дополнение, 23 февраля 2010 года было заключено Соглашение о внесении изменений в указанное  Соглашение о реструктуризации долга  между Правительством Кыргызской Республики и Эксимбанком Турции, согласно которому процентная ставка снижена в два раза, с текущей 2,72% до 1,36% годовых.

 

На сегодня сумма  основного долга Кыргызской Республики по кредиту Эксимбанка Турции составляет 49 385 274,58 долларов США.

 

Необходимо отметить, что в апреле 2011 года в ходе официального визита Премьер-министра КР А.Атамбаева  в Турцию, на встрече с Премьер-министром  Турции Реджеп Эрдоганом была достигнута договоренность о преобразовании долга  Кыргызской Республики перед Экспортно-кредитным банком Республики Турция в грант. Долг еще не переоформлен, в настоящее время Правительствами двух стран проводится соответствующая работа в этом направлении.

 

Беларусь

 

Задолженность Кыргызской Республики сформировалось после распада СССР из задолженности по корреспондентским счетам в банковских системах стран бывшего СССР. По итогам Акта выверки межгосударственных расчетов по результатам торгово-экономических отношений между Республикой Беларусь и Республикой Кыргызстан за 1992 год (до перехода на расчеты по корреспондентским счетам) от 16 августа 1995 года, произведенной между Национальными банками Республики Беларусь и Кыргызской Республики, сальдо за период с 01.01.1992 г. до открытия сторонами корсчетов сложилась в пользу Республики Беларусь в сумме 45 929 910,81 рублей или 207 649,13 долларов США (по расчетам НБКР).

 

В результате многочисленных переговоров в марте 2011 года подписано  Соглашение между Правительством Кыргызской Республики, Национальным банком Кыргызской Республики и Правительством Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь об урегулировании долговых обязательств и требований за 1992 год.

 

Согласно данному соглашению стороны пришли к согласию, что  долг Кыргызской Республики в размере 207 649,13 долларов США будет погашен ежегодными равными долями в течение 2011-2013 годов.

 

Реструктуризации внешнего долга

 

Накопленный внешний  долг и сложившаяся критическая  ситуация с его обслуживанием, грозившая  объявлением дефолта в 2002 и 2005 годах  вынудило Правительство Кыргызской Республики обратиться в Парижский Клуб с просьбой рассмотреть возможность реструктуризации внешнего долга страны.

 

В начале марта 2002 года на заседании Парижского Клуба было рассмотрено обращение Кыргызской Республики о реструктуризации внешнего долга, по результатам которого страны-кредиторы приняли решение о предоставлении Кыргызстану так называемых улучшенных Хьюстонских условий реструктуризации двустороннего внешнего долга. Это Соглашение последовало за одобренной 6 декабря 2001 года Программой Международного Валютного Фонда по Снижению Бедности и Содействию Экономическому Росту.

 

Данное Соглашение консолидировало  задолженность по займам, кредитам Кыргызской Республики по состоянию  на 31 августа 2001 года в размере 99 млн  долларов США, из которых 23 млн долларов США составили кредиты Официальной Помощи Развитию (ODA). Данная сумма включает основную сумму и проценты за период с 6 декабря 2001 года по 5 декабря 2004 года (так называемый период консолидации).

 

Реструктуризация осуществлена следующим образом:

 

1. Кредиты Официальной  Помощи Развития (ODA) должны были  погашены в течение 20 лет, включая  10 лет льготного периода (когда  выплачиваются только проценты); по процентной ставке, приемлемой  для кредитов ODA.

 

2. Коммерческие кредиты  (non-ODA) подлежали погашению в течение 20 лет, включая 5 лет льготного периода по приемлемой рыночной процентной ставке; мораториумые проценты (проценты, выплачиваемые в течение периода консолидации) капитализируются (подлежат оплате не сразу, а откладываются на будущее) следующим образом: 50% от размера процентов - в первом году, 60% - во втором году, 70% - в третьем году.

 

В результате реструктуризации, предоставленной кредиторами в  рамках Парижского клуба, фактические  расходы бюджета на обслуживание внешнего долга Кыргызской Республики перед двусторонними кредиторами за три года были сокращены со 109 млн долл. США до 7,5 млн долл. США.

 

Поскольку предоставленная  реструктуризация 2002 года была направлена на решение ликвидности и носила среднесрочный характер, в 2005 году Правительство Кыргызской Республики вновь столкнулось с проблемой обслуживания государственного внешнего долга, и было вынуждено вторично обратиться в Парижский клуб кредиторов.

 

11 марта 2005 года Парижский  Клуб кредиторов выразил согласие Правительству Кыргызской Республики сократить государственный внешний долг. Это соглашение последовало за одобренной 23 февраля 2005 года программой Международного Валютного Фонда по Снижению Бедности и Содействию Экономическому Росту. В связи с намерением властей Кыргызской Республики отказаться от последующего обращения в Парижский Клуб и достигнуть аналогичных условий реструктуризации с другими двусторонними кредиторами, кредиторы Парижского Клуба предоставили существенный пересмотр долга согласно Эвианского подхода.

 

В соответствии с Протоколом Парижского Клуба от 11 марта 2005 года, кредиторами было рекомендовано  провести реструктуризацию на следующих  условиях:

 

1. Кредиты Официальной  Помощи Развития (ODA) должны быть  погашены в течение 40 лет, включая 13 лет льготного периода; по процентной ставке, как минимум льготной как в кредитных соглашениях, подписанных ранее.

 

2. Коммерческие кредиты  (non-ODA) подлежат погашению по одному  из двух сценариев (выбор сценария  зависит от кредитора):

 

3. 50% основного долга подлежит списанию; оставшиеся 50% должны быть погашены в течение 23 лет, включая 7 лет льготного периода; по соответствующей рыночной ставке.

 

4. 100% основного долга  подлежит погашению в течение  33 лет, включая 3 года льготного  периода. Применяемая процентная ставка должна обеспечить 50% сокращение долга по чистой приведенной стоимости.

 

Следует отметить, что  предоставленная реструктуризация 2005 года позволила решить проблему устойчивости двустороннего внешнего долга Кыргызской Республики и значительно сократить объемы обслуживания долга перед двусторонними кредиторами.

 

Обслуживание внешнего долга в будущем

 

Ежегодно значительные средства республиканского бюджета  направляются на своевременное и  полное обслуживание государственного внешнего долга (погашение части основной суммы и начисленных процентов). Так, в 2011 году из республиканского бюджета страны на обслуживание государственного внешнего долга зарезервированы средства в сумме 4,3 млрд сомов, что составит порядка 4,8% расходов республиканского бюджета, из них: 2,1 млрд сомов – по основной сумме и 2,2 млрд сомов – по начисленным процентам. Прогнозные показатели обслуживания внешнего долга на 2012 и 2013 годы составляют 4,6 и 5,3 млрд сомов, соответственно. При этом пик расходов по обслуживанию текущего государственного внешнего долга республики придется на 2015-2020 годы, поскольку наряду с начисленными процентами по кредитам Кыргызская Республика начнет погашать основные суммы по кредитам.

 

Пик расходов по обслуживанию текущего государственного внешнего долга республики придется на 2015-2020 годы, т.е. правительство начнет погашать основные суммы по кредитам (с начисленными процентами по кредитам).

 

По предварительным  прогнозным данным министерство финансов КР на обслуживание государственного внешнего долга Кыргызской Республики будут направлены следующие суммы:

 

· в 2015 году - 121,961 млн долларов США, в том числе на погашение  основной суммы долга - 89,931 млн долларов США и на выплату начисленных процентов - 32,030 млн долларов США.

 

· в 2020 году - 155,959 млн долларов США, в том числе на погашение  основной суммы долга - 129,978 млн долларов США и на выплату начисленных  процентов - 25,981 млн долларов США.

 

Что делать или как  эффективно использовать внешний долг?

 

· Столь впечатляющая по масштабам внешняя помощь, которую  уже получил и продолжает получать Кыргызстан, предполагает, что и  эффект помощи тоже должен быть значительным. С этой точки зрения весьма важно оценить, какова эффективность внешней помощи, на каких направлениях она оказалась наиболее, а на каких – наименее действенной. Необходимо отметить, что сами критерии эффективности программ не всегда достаточно ясно сформулированы. Представляется, что эти программы, являющиеся по сути инвестиционными, полезны и оправданы в тех случаях, когда создают долгосрочный эффект, действие которого не прекращается с завершением программы. Кыргызстан не может позволить себе привлекать внешнюю помощь (причем не только в виде займов, но и грантов), которая не будет иметь своей главной целью долгосрочное развитие страны. Некоторые программы, направленные на латание имеющихся прорех, вряд ли могут быть признаны эффективными.

 

· На фоне политических преобразований, которые происходят в настоящее время в Кыргызстане, необходимость разработки новых подходов к внешнему заимствованию обусловлена продолжением административных и экономических реформ. Нацеленность на конечный результат, на устойчивость разработанных и внедренных за счет внешней помощи структур и систем, предоставление качественных услуг населению, должны стать основными принципами и критериями при использовании внешней финансовой и технической помощи.

 

· Вопросы повышения эффективности  использования внешней помощи, постоянного и независимого мониторинга выходят на первый план. В этой связи нами (группа экспертов) совместно с Институтом экономической политики предлагается проектное предложение под названием: «Анализ эффективности использования внешней помощи в Кыргызской Республик

 


Информация о работе Форма государственного кредита