Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:57, курсовая работа
Целью данной работы является изучение государственного кредита. В работе поставлены следующие задачи: рассмотрение экономической сущности и функций государственного кредита, рассмотрение форм государственного кредита, а также рассмотрение современных проблем государственного кредита.
Введение
Глава 1 Государственный кредит
Сущность государственного кредита
Особенности государственного кредита
Виды и функции государственного кредита
Глава 2 Форма государственного кредита
2.1 Форма государственного кредита
2.2 Классификация займов
Глава 3 Государственный кредит в Кыргызстане
3.1 Модель создания и внедрения кредитования в Кыргызской Республике (предложения НБКР)
3.2 Информация о государственном внешнем долге Кыргызской Республики
Отличительной и главной чертой банковского кредитования под необходимые цели субъектов хозяйствования является продуктивное использование ссудного фонда (или с целью дальнейшего развития социальной инфраструктуры различных производственных коллективов). Использования кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения взятого кредита и выплаты необходимых процентов за счет увеличения стоимости до-налогового продукта.
Когда же речь идет о государственном
кредите, то здесь полученные через
государственную ссуду средства
поступают в полное распоряжение
органов государственной
Государственный кредит - это некие отношения которые складываются после вторичного распределения финансов от стоимости валового внутреннего продукта. Государственный кредит является главным источником увеличения прибыли владельцев ценных бумаг, что достигается через выплату положенных процентов и выигрышей полученных по государственным займам. Государственный кредит это основная финансовая категория которая выполняет три функции, такие как: распределительную, регулирующую и контрольную.
Особенность государственного
кредита состоит в
платности предоставленных взаймы средств.
Взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов
государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы.
Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником
погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают
средства бюджета. Однако, наладив отношения по линии государственного
кредита, правительство не отказывается от возможности мобилизации
дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это
вполне оправданный шаг, поскольку за счет средств фонда государственного
кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и
социально-культурного немедленно без ожидания поступления обычных доходов.
Тем не менее в любом случае - и при бюджетном дефиците, и при
сбалансированном бюджете - заемные средства не могут считаться доходами
государства и отражаться в доходной части бюджета. Средства фонда
государственного кредита должны направляться на покрытие дефицита или
дополнительное финансирование правительственных расходов, не влияя на размер
обычных доходов государственного бюджета. Несоблюдение этого может привести к
серьезным негативным последствиям. Дело в том, что устранение границы между
текущими бюджетными доходами и заемными средствами уменьшает бдительность
правительства, искажает представление о его реальных финансовых возможностях.
При этом может происходить финансирование общественных потребностей при
уверенности в полном финансовом благополучии, хотя фактически развитие идет
на дефицитной основе и за счет будущих поколений. Неизбежным результатом
такой практики будет расстройство финансовой и денежно-кредитной системы.
Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения
стоимости валового общественного
продукта и части национального богатств
сферу госкредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов,
сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются
временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций.
Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет свободных
денежных средств - это одна сторона госкредитных отношений. Второй стороной
выступают финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью средств,
дополнительно мобилизованных государством. Выплата доходов кредиторам
обеспечивается за счет бюджетных поступлений. При этом круг налогоплательщика
не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг.
Целесообразность
дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита
определяется значительно меньшими негативными последствиями для
государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с
монетарными приемами (например, эмиссией денег) балансирования доходов и
расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от
физических и юридических
лиц к правительственным
совокупного спроса и количества денег в обращении.
Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей
формирования и времени
использования доходов
юридическими лицами.
У населения постоянно
денежные средства : прежде всего в связи с неравномерным получением доходов,
выплатой гонораров, премий, отпускных, получение наследства и т.п.
Аналогичные тенденции имеют место и в движении средств предприятий и
организаций. Большие
временные колебания в
продукции и услуг могут иметь место в связи с длительностью производственного
цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы у
юридических лиц могут образовываться в виду неравномерности осуществления
крупных капитальных вложений в производство и социальную сферу. Временно
свободными могут быть резервные фонды предприятий. С ростом эффективности
общественного производства увеличиваются и возможности привлечения средств
предприятий и организаций в сферу государственного кредита.
Отношения по линии государственного кредита нельзя смешивать с банковским
кредитом. Ссудный фонд, выступающий материальной основой банковского
кредитования, используется для предоставления заемных средств предприятиям и
учреждениям в целях обеспечения бесперебойности и повышения эффективности
процесса расширенного воспроизводства. Кредиты могут получать и частные лица.
При государственном кредите происходит формирование дополнительных финансовых
ресурсов в руках политической надстройки. Поэтому государственный кредит
выражает часть финансовых отношений общества. Это обстоятельство не допускает
вольного обращения с ссудным фондом страны и беспрепятственного привлечения
части банковских ресурсов к финансированию правительственных расходов.
Государственный кредит может быть внешним и внутренним. Основная
доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому
преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит.
Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и
научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам
- всё это обуславливает
интенсивное развитие
государственного кредита. В систему госкредитных отношений включается так же
условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта
по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти,
государственным объединениям и т.п.
Функционирование
долга. Капитальный государственный долг представляет всю сумму
выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая
начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов
кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению
обязательств, срок оплаты которых уже наступил.
Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных
финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов,
постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным
кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и
внешнего.
Государственный долг является
характеристикой
совершённых госкредитных операций . Его абсолютная величина, динамика и темпы
изменения отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность
функционирования
долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита
: получение новых займов и условия их предоставления, с одной стороны, и
размеры погашений и выплачиваемых процентов, с другой.
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что
он является средством мобилизации
в руках государства
финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета
дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие
разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном
сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо
используются для
означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения
финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором
ускорения социально-экономического развития страны.
Государственный кредит является источником увеличения денежных доходов у
держателей ценных бумаг и вкладчиков сбербанков. Это достигается посредством
выплаты процентов и выигрышей по государственным займам и вкладам в
сберегательных учреждениях. Это в полной мере относится и к трудовым
коллективам. Вкладывая средства в ценные бумаги государства, трудовые
коллективы не только организуют накопление средств для проведения крупных
вложений в производство и социальную сферу, но и могут рассчитывать на
значительную прибавку к вложенным в займы средствам ежегодно или во время
погашений облигаций займов.
Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать,
что мобилизуемые с его помощью государством средства являются
антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения
государственного долга
требует изыскания
бюджет, а они могут быть получены ( если не считать новых займов ) только с
помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов
по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования,
сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального
потенциала общества.
Следует иметь в виду, что положение об антиципации бюджетных доходов имеет
ограниченное действие. При благополучном финансовом положении государство с
помощью кредитных отношений мобилизует средства для производительного их
использования или решения определенных социальных задач. В случае вложения
средств в конкретные производственные объекты каждый заемный рубль будет
существовать в виде реальных производственных фондов и способствовать
созданию средств для
погашения образовавшегося
отвлекая для этой налоговые платежи населения и предприятий
Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. Еще одной отличительной чертой банковского кредита является производительное использование его как капитала, создающего условия для его погашения и выплаты процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта. Источником же погашения государственного кредита, как отмечалось, выступают в основном средства бюджета.[9]
Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок: до одного года, от одного до пяти лет, от пяти до тридцати лет.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов:
распределительную
регулирующую
контрольную.
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности, возвратности и целевого назначения.
С переходом России к рынку, распределительная функция претерпела ряд изменений, в частности изменились субъекты кредитных отношений, со стороны государства их участниками стали субъекты федерации. Особым субъектом кредитных отношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица. Для государства или субъектов федерации контрагенты – иные государства, международные финансово-кредитные организации и т. д. Изменились и инструменты, посредством которых осуществляются кредитные отношения, все чаще государство становится участником рынка ценных бумаг, осуществляя заимствование посредством эмиссии облигаций, в том числе и на международном рынке.