Форма государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение государственного кредита. В работе поставлены следующие задачи: рассмотрение экономической сущности и функций государственного кредита, рассмотрение форм государственного кредита, а также рассмотрение современных проблем государственного кредита.

Содержание

Введение
Глава 1 Государственный кредит
Сущность государственного кредита
Особенности государственного кредита
Виды и функции государственного кредита
Глава 2 Форма государственного кредита
2.1 Форма государственного кредита
2.2 Классификация займов
Глава 3 Государственный кредит в Кыргызстане
3.1 Модель создания и внедрения кредитования в Кыргызской Республике (предложения НБКР)
3.2 Информация о государственном внешнем долге Кыргызской Республики

Работа содержит 1 файл

ююююю.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

 

Отличительной и главной  чертой банковского кредитования под  необходимые цели субъектов хозяйствования является продуктивное использование ссудного фонда (или с целью дальнейшего развития социальной инфраструктуры различных производственных коллективов). Использования кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения взятого кредита и выплаты необходимых процентов за счет увеличения стоимости до-налогового продукта.

 

Когда же речь идет о государственном  кредите, то здесь полученные через  государственную ссуду средства поступают в полное распоряжение органов государственной власти, тем самым превращаясь в их дополнительные (иногда очень значительные) финансовые ресурсы. Эти ресурсы используются, как правило, для покрытия бюджетного дефицита.

 

Государственный кредит - это некие отношения которые  складываются после вторичного распределения  финансов от стоимости валового внутреннего продукта. Государственный кредит является главным источником увеличения прибыли владельцев ценных бумаг, что достигается через выплату положенных процентов и выигрышей полученных по государственным займам. Государственный кредит это основная финансовая категория которая выполняет три функции, такие как: распределительную, регулирующую и контрольную.

 

Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности и

платности предоставленных  взаймы средств.

Взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов

государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы.

Они направляются, как  правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником

погашения государственных  займов и выплаты процентов по ним выступают

средства бюджета. Однако, наладив отношения по линии государственного

кредита, правительство  не отказывается от возможности мобилизации

дополнительного финансового  фонда и в условиях сбалансированного  бюджета. Это

вполне оправданный  шаг, поскольку за счет средств фонда государственного

кредита могут финансироваться  дополнительные программы хозяйственного и

социально-культурного  немедленно без ожидания поступления  обычных доходов.

Тем не менее в любом  случае - и при бюджетном дефиците, и при

сбалансированном бюджете - заемные средства не могут считаться  доходами

государства и отражаться в доходной части бюджета. Средства фонда

государственного кредита  должны направляться на покрытие дефицита или

дополнительное финансирование правительственных расходов, не влияя на размер

обычных доходов государственного бюджета. Несоблюдение этого может  привести к

серьезным негативным последствиям. Дело в том, что устранение границы  между

текущими бюджетными доходами и заемными средствами уменьшает  бдительность

правительства, искажает представление о его реальных финансовых возможностях.

При этом может происходить  финансирование общественных потребностей при

уверенности в полном финансовом благополучии, хотя фактически развитие идет

на дефицитной основе и за счет будущих поколений. Неизбежным результатом

такой практики будет  расстройство финансовой и денежно-кредитной  системы.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения

стоимости валового общественного  продукта и части национального богатства. В

сферу госкредитных отношений  попадает только часть доходов и  денежных фондов,

сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими  являются

временно свободные  денежные средства населения, предприятий  и организаций.

Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет свободных

денежных средств - это  одна сторона госкредитных отношений. Второй стороной

выступают финансовые связи, обусловленные возвратностью и  платностью средств,

дополнительно мобилизованных государством. Выплата доходов кредиторам

обеспечивается за счет бюджетных поступлений. При этом круг налогоплательщика

не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг.

Целесообразность использования  государственного кредита для формирования

дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита

определяется значительно  меньшими негативными последствиями  для

государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с

монетарными приемами (например, эмиссией денег) балансирования доходов и

расходов правительства. Это достигается на основе перемещения  спроса от

физических и юридических  лиц к правительственным структурам без увеличения

совокупного спроса и  количества денег в обращении.

Возможность существования  государственного кредита вытекает из особенностей

формирования  и времени  использования доходов получаемых физическими и

юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные

денежные средства : прежде всего в связи с неравномерным  получением доходов,

выплатой гонораров, премий, отпускных, получение наследства и т.п.

Аналогичные тенденции  имеют место и в движении средств  предприятий и

организаций. Большие  временные колебания в получении  выручки от реализации

продукции и услуг  могут иметь место в связи  с длительностью производственного

цикла или сезонностью  производства. Временно свободные финансовые ресурсы у

юридических лиц могут  образовываться в виду неравномерности  осуществления

крупных капитальных  вложений в производство  и социальную сферу. Временно

свободными могут быть резервные фонды предприятий. С ростом эффективности

общественного производства увеличиваются и возможности  привлечения средств

предприятий и организаций  в сферу государственного кредита.

Отношения по линии государственного кредита нельзя смешивать с банковским

кредитом. Ссудный фонд, выступающий материальной основой  банковского

кредитования, используется для предоставления заемных средств  предприятиям и

учреждениям в целях  обеспечения бесперебойности и  повышения эффективности

процесса расширенного воспроизводства. Кредиты могут получать и частные лица.

При государственном  кредите происходит формирование дополнительных финансовых

ресурсов в руках  политической надстройки. Поэтому государственный  кредит

выражает часть финансовых отношений общества. Это обстоятельство не допускает

вольного обращения  с ссудным фондом страны и беспрепятственного привлечения

части банковских ресурсов к финансированию правительственных  расходов.

Государственный кредит может быть внешним и внутренним. Основная

доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому

преимущественное развитие получает внутренний государственный  кредит.

Но широкое международное  разделение труда, обмен технологиями и

научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам

- всё это обуславливает  интенсивное развитие международного 

государственного кредита. В систему госкредитных отношений  включается так же

условный государственный  кредит, когда государство выступает  в роли гаранта

по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти,

государственным объединениям и т.п.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию  государственного

долга. Капитальный  государственный  долг представляет всю сумму

выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая

начисленные проценты, которые  должны быть выплачены по этим обязательствам.

Текущий государственный  долг составляют расходы по выплате  доходов

кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению

обязательств, срок оплаты которых уже наступил.

Государство, широко используя  свои возможности для привлечения  дополнительных

финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов,

постепенно накапливает  задолженность как внутреннюю, так и иностранным

кредиторам. Это ведет  к росту государственного долга - внутреннего и 

внешнего.

Государственный долг является характеристикой результативности всех

совершённых госкредитных операций . Его абсолютная величина, динамика и темпы

изменения отражают состояние экономики  и финансов страны, эффективность

функционирования государственных  структур. На состояние государственного

долга существенно влияют ежегодные  операции в сфере государственного кредита

: получение новых займов и  условия их предоставления, с одной стороны, и

размеры погашений и выплачиваемых  процентов, с другой.

Назначение государственного кредита  проявляется в первую очередь  в том, что

он является средством мобилизации  в руках государства дополнительных

финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета

дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие

разницы между бюджетными расходами  и доходами. При положительном  бюджетном

сальдо мобилизуемые с помощью  государственного кредита средства прямо

используются для финансирования экономических и социальных программ. Это

означает, что государственный  кредит, являясь средством  увеличения

финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором

ускорения социально-экономического развития страны.

Государственный кредит является источником увеличения денежных доходов у

держателей ценных бумаг и вкладчиков сбербанков. Это достигается посредством

выплаты процентов и выигрышей  по государственным займам  и  вкладам в

сберегательных учреждениях. Это в полной мере относится и к трудовым

коллективам. Вкладывая средства в  ценные бумаги государства, трудовые

коллективы  не только организуют накопление средств для проведения крупных

вложений в производство и социальную сферу, но и могут рассчитывать на

значительную прибавку к вложенным  в займы средствам ежегодно или  во время

погашений облигаций  займов.

Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать,

что мобилизуемые с его  помощью государством средства являются

антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость  погашения

государственного долга  требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в

бюджет, а они могут  быть получены ( если не считать новых  займов ) только с

помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов

по ним отвлекают  часть бюджетных доходов от производительного  использования,

сокращает возможности  наращивания производственного  и интеллектуального

потенциала общества.

Следует иметь в виду, что положение об антиципации бюджетных доходов имеет

ограниченное действие. При благополучном финансовом положении  государство с

помощью кредитных отношений  мобилизует средства для производительного  их

использования или решения  определенных социальных задач. В случае вложения

средств в конкретные производственные объекты каждый заемный  рубль будет

существовать в виде реальных производственных фондов и  способствовать

созданию средств для  погашения образовавшегося государственного долга, не

отвлекая для этой налоговые платежи населения и предприятий

 

 

    1. Виды и функции государственного кредита

 

 

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского  кредита в качестве обеспечения  обычно выступают конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. Еще одной отличительной чертой банковского кредита является производительное использование его как капитала, создающего условия для его погашения и вы­платы процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта. Источником же погашения государственного кредита, как отмечалось, выступают в основном средства бюджета.[9]

 

Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок: до одного года, от одного до пяти лет, от пяти до тридцати лет.

 

Как финансовая категория  государственный кредит выполняет три функции финансов:

распределительную

 

регулирующую 

 

 контрольную.

 

 

Через распределительную  функцию государственного кредита  осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности, возвратности и целевого назначения.

 

С переходом России к  рынку, распределительная функция  претерпела ряд изменений, в частности  изменились субъекты кредитных отношений, со стороны государства их участниками  стали субъекты федерации. Особым субъектом кредитных отношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица. Для государства или субъектов федерации контрагенты – иные государства, международные финансово-кредитные организации и т. д. Изменились и инструменты, посредством которых осуществляются кредитные отношения, все чаще государство становится участником рынка ценных бумаг, осуществляя заимствование посредством эмиссии облигаций, в том числе и на международном рынке.

Информация о работе Форма государственного кредита