Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – фискальная политика.
Предмет исследования – механизм и инструменты фискальной политики.
Цель работы: анализ фискальной политики, ее основных элементов и механизма, оценка проводимой фискальной политики в Республике Беларусь.

Содержание

1 Понятие фискальной политики, её виды, значение и инструменты 4
2 Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики 9
3 Механизм реализации дискреционной и недискреционной фискальной политики 19
4 Фискальная политика Республики Беларусь и пути ее совершенствования 26
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение А.Финансовая политика государства 37
Приложение Б. Исполнение плана по доходам за январь – декабрь

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 159.04 Кб (Скачать)

    Глава 4. Фискальная политика Республики Беларусь и пути ее совершенствования

    В Республике Беларусь бюджетно-налоговая  система, ориентированная на условия  функционирования рыночной экономики, проходит этап становления. Идет процесс  совершенствования фискальной политики, форм и методов регулирования  социально-экономических процессов.

    После распада СССР особенно актуальным для  Республики Беларусь стало создание системы налогообложения, соответствующей изменившимся экономическим условиям. Начиная с 1992 года, этот процесс находится в состоянии постоянного реформирования. Он корректируется и дополняется. Это выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли, в выборе ориентации на прямую или косвенную форму обложения.

    В республике велика доля централизации  финансовых ресурсов в государственный  бюджет и строгий контроль государства, поэтому налоговая система носит  преимущественно фискальный характер, то есть с одной стороны обеспечивает рост налоговых поступлений в  бюджет страны. Правительство получает денежные средства для ускорения  процессов разгосударствления и  приватизации, стимулирования роста  объёмов производства. С другой стороны  рост налогового бремени имеет отрицательные  последствия, которые проявляются  непосредственно, воздействуя на экономические  мотивы и стимулы, и опосредованно, изменяя общие макроэкономические условия воспроизводства.

    Естественно, что при создании национальной системы  налогообложения используются теоретическая  база и модели налогообложения государств с развитой рыночной экономикой в  области построения налоговых систем, использования налоговых форм и  методов регулирования. Но при этом неприемлемо их полное копирование, поэтому элементы, формирующие налоговую  систему, в определенной степени  адаптируются к национальным условиям, социально-экономическим проблемам  республики [22].

    Действующая в Беларуси налоговая система  подтверждает, что правительство  нацеливает налогообложение главным  образом на расширение бюджетных  поступлений. Система налогообложения  строится на основе высоких налоговых  ставок и общего уровня налоговых  изъятий с производства различных  форм хозяйствования.

    Сравнение показателей по налоговым изъятиям в республике с аналогичными данными  по государствам с рыночной экономикой позволяет сделать вывод о  том, что у нас норма налогообложения  находится на уровне таких высокоразвитых стран, как Швейцария, Германия, Бельгия, Финляндия, где доходы на душу населения  в год превышают 10-15 тыс. долл.

    Основными источниками поступлений в республиканский  бюджет по-прежнему являются налоги и, в частности, косвенные. Бесспорно, что с позиции государства  косвенные налоги служат наиболее гарантированным  источником поступлений в бюджет. Однако преобладание косвенных налогов в доходных источниках может иметь негативные последствия, поскольку оно предполагает рост цен. Увеличение цен приводит к тому, что белорусские товары на рынке становятся неконкурентоспособными.

    Структура налогов в республике такова, что  более высокая налоговая нагрузка приходится на трудоемкие и материалоемкие отрасли. Это связано со значительным уровнем налогообложения выручки  и средств, направляемых на оплату труда. Таким образом, не соблюдаются основные принципы налогообложения - нейтральности, и равномерности налогового бремени [20, с.85-86].

    При анализе фискальной политики нельзя рассматривать налоговую политику в отрыве от бюджетной. Важнейшей характеристикой бюджета является его сбалансированность. На протяжении последних лет бюджет республики остается дефицитным. Наличие дефицита бюджета в условиях недостатка низкоинфляционных внешних и внутренних источников его финансирования влечет за собой частичное покрытие его кредитами Национального банка, что является одной из причин сохранения высокого уровня инфляции. Кроме того, в таких условиях ограничены возможности снижения налоговой нагрузки [20, с.86].

    Следует отметить, что в бюджетной политике нашего государства реализуется  пассивная форма дефицита, которая  носит потребительский характер. Это значит, что большая часть  бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Понятно, что значительная часть  этих расходов носит общегосударственный  характер, в связи с чем, сокращать  их следует очень осторожно. Тем  не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать  переход от пассивной к активной форме бюджетного дефицита, которая  предполагает возможность дефицитного  финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту.

    В соответствии с Законом РБ "О  бюджетном устройстве" мы перешли  на самостоятельное построение бюджетов различных уровней власти: республиканского, регионального (область, район) и местного (административные группы, в том  числе города и районы в городах).

    Одним из актуальных направлений является создание работоспособной бюджетной  системы. Для этого необходима взаимоувязка доходной и расходной частей бюджетов всех уровней, которая предполагает реформирование, как структуры налогообложения, так и государственных расходов.

    И в связи с этими недостатками на данном этапе развития фискальная политика Республики Беларусь направлена на снижение темпов инфляции и обеспечение  устойчивого экономического развития государства в целом. И для  реализации этих целей, при формировании бюджета, наше государство принимает следующие законы: Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», Закон «О бюджетной классификации Республики Беларусь», которые законодательно закреплены в Конституции Республики Беларусь, налоговом законодательстве.

    С 1 января 2009 года:

  • снижена ставка сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 процента от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг);
  • из объекта обложения налогом на недвижимость исключена активная часть основных производственных фондов, установлены единые ставки местного налога с продаж товаров в розничной торговле и местного налога на услуги в размере 5 процентов, а также уменьшена с 5 до 3 процентов ставка налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
  • по земельному налогу установлено взимание земельного налога по самовольно занятым землям (кроме земель сельскохозяйственного назначения) в десятикратном размере; учитывая сезонный характер работы садоводческих товариществ, для них установлен один срок уплаты земельного налога не позднее 22 августа календарного года;
  • по налогу на добавленную стоимость упрощены условия налогообложения реализации имущественных прав и неиспользуемого имущества; исключена необходимость подачи плательщиками уточненных налоговых деклараций (расчетов) за прошлые налоговые периоды.
  • по подоходному налогу с физических лиц была введена линейная (единая) ставка в размере 12 % и увеличен стандартный налоговый вычет на каждого работника с 35,0 тыс. рублей до 250,0 тыс. рублей в отношении доходов, не превышающих 1500,0 тыс. рублей в месяц;
  • в отношении доходов индивидуальных предпринимателей установлена линейная (единая) ставка в размере 15 процентов;
  • установлено ежемесячное исчисление облагаемого дохода и налоговых вычетов, что позволило отменить необходимость представления справки о размерах начисленных доходов и удержанного налога при смене в течение года места работы (службы, учебы) и значительно сократить сферу декларирования. Введен новый социальный налоговый вычет в размере до 2 базовых величин в месяц на уплату страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, добровольного страхования медицинских расходов.

    Реализация  данных мероприятий позволила с 1 января 2009 г. снизить налоговую  нагрузку на 1,3 % ВВП и оставить в  распоряжении белорусских субъектов  хозяйствования более 2 трлн. рублей.

    Стабилизационную  фискальную политику следует нацелить на социально-экономическое обновление общества, предполагающее структурную  адаптацию экономики и формирование конкурентоспособной рыночной системы в рамках национальной экономики. Во-первых, фискальную политику нужно ориентировать на микро- и макроэкономические проблемы: на микроуровне - на формирование конкурентоспособного производства; на макроуровне на стабилизацию и вывод экономики из кризиса, вхождение республики в мировое пространство в качестве равноправного партнера.

    Во-вторых, следует формировать фискальный механизм с учетом развития процессов  глобализации, необходимости функционирования стран в условиях международной  экономики.

    Для формирования адекватных бюджетно-налоговых  отношений предстоит решить ряд  проблем, связанных как с формированием  доходной части местных бюджетов и соответствующей системы налогов, так и с формированием расходной  части, предполагающей перераспределение  налоговых поступлений.

    Во-первых, необходимо законодательное утверждение  в Налоговом кодексе Республики Беларусь перечня республиканских  и местных налогов, которые позволят обеспечить приток достаточных финансовых средств для формирования доходной части бюджетов.

    Во-вторых, необходимо создание единой системы  местных налогов, построенной на общих принципах и методологии  взимания.

    В-третьих, для расширения возможностей местных  органов власти по перспективному планированию использования налоговых поступлений  и созданию стимулов к поиску дополнительных источников покрытия местных нужд в  Налоговом кодексе необходимо закрепить  установление стабильных (на 4-5 лет) нормативов отчислений из республиканского бюджета  в местные.

    В-четвертых, на этапе формирования расходной  части бюджетов, то есть решения  проблемы перераспределения налоговых  поступлений между бюджетами, целесообразно  использование дифференцированного  подхода. В настоящее время используется форма дотаций, которые представляют собой выделение средств для  покрытия дефицита нижестоящих бюджетов.

    В-пятых, для стимулирования мобилизации  налоговых поступлений из регионов в республиканский бюджет и регулирования  направлений их использования на местах правомерно по опыту государств с переходной экономикой создание фонда (фонд финансовой поддержки регионов или фонд стимулирования развития регионов) за счет средств от налоговых поступлений  государственного бюджета для представления  трансфертов или дотаций местным  органам власти.

    Реформа государственных расходов должна быть направлена главным образом на корректировку  направлений использования бюджетных  источников. Представляется целесообразными  следующие мероприятия:

  • установление жестких бюджетных ограничений для предприятий, включая ликвидацию неэффективных дотационных и компенсационных выплат, прекращение государственной поддержки убыточных предприятий и переход к адресному финансированию, разгрузка государственного бюджета;
  • стимулирование развития негосударственного сектора социальной инфраструктуры и благотворительной деятельности;
  • усиление части социально ориентированных расходов, но в плане регулирования рынка труда;
  • расширение практики приватизации через аукционную продажу.

    Данные  мероприятия позволяют усовершенствовать  фискальную политику, повысить результативность бюджетно-налоговых методов регулирования  микро- и макроэкономических процессов.

    В обобщении главы можно сделать  вывод о том, что в нашей  стране низкий уровень организации  фискальной политики, однако правительство  пытается решить эту проблему и усовершенствовать  бюджетно-налоговую политику в Республике при помощи реформирования, как структуры  налогообложения, так и государственных  расход. На данном этапе развития фискальная политика Республики Беларусь направлена на снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивого экономического развития государства в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Теоретическое обобщение основ фискальной политики, изучение механизма ее реализации и  исследование направлений фискальной политики Республики Беларусь позволяет  сделать следующие выводы:

Информация о работе Фискальная политика