Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:58, курсовая работа
Объект исследования – фискальная политика.
Предмет исследования – механизм и инструменты фискальной политики.
Цель работы: анализ фискальной политики, ее основных элементов и механизма, оценка проводимой фискальной политики в Республике Беларусь.
1 Понятие фискальной политики, её виды, значение и инструменты 4
2 Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики 9
3 Механизм реализации дискреционной и недискреционной фискальной политики 19
4 Фискальная политика Республики Беларусь и пути ее совершенствования 26
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение А.Финансовая политика государства 37
Приложение Б. Исполнение плана по доходам за январь – декабрь
Рисунок
1.3 – Бюджетные дефициты, излишки. Бюджет
полной
занятости
Примечание – Источник: [3, c. 114].
Предположим, что бюджет может быть сбалансирован в точке Е при объеме выпуска Qe. Фактический объем производства Q1, а потенциальный (при полной занятости) – Q2.
Существующий при фактическом объеме производства Q1 бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Однако на самом деле никаких стимулирующих мер не предпринимается. Это доказывает то, что при полной занятости и тех же фактических государственных расходах и налогах (линии G и Т остаются на прежних местах) бюджет полной занятости имеет излишек МN. Таким образом, причиной фактического дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей и поэтому уровень производства в стране стал ниже потенциального. Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, то есть в стимулировании совокупного спроса.
Изменение бюджета полной занятости показывает, как влияет проводимая фискальная политика на изменение совокупного спроса. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости говорит о том, что в стране проводиться стимулирующая фискальная политика, направленная на расширение совокупного спроса. Наоборот, сокращение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей фискальной политики, цель которой - сокращение совокупного спроса [3, c. 114].
Фискальная
функция проявляется в
Через фискальную функцию государство обеспечивает:
Таким
образом, основными целями фискальной
политики являются: ликвидация безработицы,
борьба с инфляцией, стабилизация экономического
развития, антициклическое регулирование
экономики, стимулирование экономического
роста, достижение внешнеторговой сбалансированности.
Стимулирующая политика в долгосрочном
периоде служит инструментом расширения
предложения факторов производства
и роста экономического потенциала
в обществе, в краткосрочной перспективе
осуществляется с целью преодоления
циклического спада. Сдерживающая бюджетно-налоговая
политика (фискальная рестрикция) имеет
своей целью ограничение
Глава 2. Понятие фискальной политики, её виды, значение и инструменты.
В
кейнсианской модели равновесный объём
национального дохода не должен обязательно
соответствовать доходу в условиях
полного использования
Рисунок 2.1 – Инфляционный разрыв
Примечание – Источник: [10]
Преодоление
инфляционного разрыва
Если фактический равновесный объем выпуска Ye ниже потенциального Yf.e, то это означает, что совокупный спрос неэффективен, так как оказывает депрессивное воздействие на экономику. В экономике возникает рецессионный разрыв. Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.
Рисунок 2.2 – Рецессионный разрыв
Примечание – Источник: [10]
Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и «переместить» равновесие из точки А в точку В. [10]
Кейнс считал, что меры, которые предлагала классическая школа, не могут положительно сказаться на экономике, так как снижение зарплаты вызывает сокращение доходов групп населения, чья склонность к потреблению сильнее, в пользу тех, у кого она слабее, что уменьшает совокупный спрос, а повышение процентной ставки ограничивает инвестиции. [9]
Значительное
снижение совокупного спроса может
вызвать экономический спад и
усилить циклическую
Фискальная дискреционная (от лат. fiscalis - казенный) политика – это сознательное манипулирование государственным бюджетом – правительственными расходами и налогообложением – для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. [13, с. 34]
Фискальная политика – деятельность правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, имеющая целью обеспечение занятости населения и решение экономических проблем страны, которая является частью финансовой политики и важной составной частью экономической политики государства. [18]
Фискальная политика – политика правительства, использующая регулирование правительственных доходов и расходов для достижения определенных целей (антикризисного регулирования, обеспечения занятости, снижения инфляции и т.п.).
Теоретическое
обоснование принципы активной фискальной
политики получили в работах видного
английского экономиста Дж.М. Кейнса
и его последователей. В 30-40-е гг.
20 в. основные задачи фискальной политики
сводились преимущественно к
ослаблению влияния кризисов на экономику,
поддержанию высокой
Налоги
и государственные расходы (наряду
с трансфертами) являются главными
инструментами любой бюджетно-
Помимо
этого применяется
Кроме
того, выделяют трансформационные и
трансфертные расходы. Под трансформационными
расходами понимают различные виды
государственных закупок. К ним
относятся государственные
Существует
множество форм и методов накопления
государственных доходов. Прежде всего,
различают налоговые и
Прямые
налоги устанавливаются
Инструменты фискальной политики воздействуют на совокупный спрос и это воздействие разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn (где С – потребительский спрос, I – спрос фирм на инвестиции, G – спрос на товары и услуги со стороны государства, Xn – чистый экспорт) следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов и инвестиционных расходов.
Увеличение государственных закупок ведёт к увеличению совокупного спроса. При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.
Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов.
Рост
налогов действует в
Поэтому инструменты фискальной политики
могут использоваться для стабилизации
экономики на разных фазах экономических
циклов. [25]
В
бюджетно-налоговой политике принято
различать две генеральные
Рисунок 2.3 – Экономические циклы
Примечание – Источник: [25]
Стимулирующая политика – политика, проводимая, если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаях.