Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – фискальная политика.
Предмет исследования – механизм и инструменты фискальной политики.
Цель работы: анализ фискальной политики, ее основных элементов и механизма, оценка проводимой фискальной политики в Республике Беларусь.

Содержание

1 Понятие фискальной политики, её виды, значение и инструменты 4
2 Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики 9
3 Механизм реализации дискреционной и недискреционной фискальной политики 19
4 Фискальная политика Республики Беларусь и пути ее совершенствования 26
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение А.Финансовая политика государства 37
Приложение Б. Исполнение плана по доходам за январь – декабрь

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 159.04 Кб (Скачать)

    

    Рисунок 1.3 – Бюджетные дефициты, излишки. Бюджет полной  
занятости

    Примечание  – Источник: [3, c. 114].

    Предположим, что бюджет может быть сбалансирован  в точке Е при объеме выпуска  Qe. Фактический объем производства Q1, а потенциальный (при полной занятости) – Q2.

    Существующий  при фактическом объеме производства Q1 бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Однако на самом деле никаких стимулирующих мер не предпринимается. Это доказывает то, что при полной занятости и тех же фактических государственных расходах и налогах (линии G и Т остаются на прежних местах) бюджет полной занятости имеет излишек МN. Таким образом, причиной фактического дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей и поэтому уровень производства в стране стал ниже потенциального. Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, то есть в стимулировании совокупного спроса.

    Изменение бюджета полной занятости показывает, как влияет проводимая фискальная политика на изменение совокупного спроса. Рост дефицита или сокращение излишка  бюджета полной занятости говорит  о том, что в стране проводиться  стимулирующая фискальная политика, направленная на расширение совокупного  спроса. Наоборот, сокращение дефицита или увеличение излишка бюджета  полной занятости являются результатом  реализации сдерживающей фискальной политики, цель которой - сокращение совокупного  спроса [3, c. 114].

    Фискальная  функция проявляется в обеспечении  государства финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей. С ее помощью образуется централизованный фонд государства, за счет которого создается значительная часть доходов бюджета.

    Через фискальную функцию государство  обеспечивает:

  • достижение баланса между доходами и расходами бюджетов;
  • равномерное распределение налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы;
  • повышение уровня социальной инфраструктуры в стране и в каждом отдельном регионе;
  • выполнение функций и задач государства;
  • сохранение социальной стабильности. (Приложение А)

    Таким образом, основными целями фискальной политики являются: ликвидация безработицы, борьба с инфляцией, стабилизация экономического развития, антициклическое регулирование  экономики, стимулирование экономического роста, достижение внешнеторговой сбалансированности. Стимулирующая политика в долгосрочном периоде служит инструментом расширения предложения факторов производства и роста экономического потенциала в обществе, в краткосрочной перспективе  осуществляется с целью преодоления  циклического спада. Сдерживающая бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция) имеет  своей целью ограничение циклического подъема экономики. Она направлена на создание бюджетного избытка. Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Чаще всего в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Понятие фискальной политики, её виды, значение и инструменты.

    В кейнсианской модели равновесный объём  национального дохода не должен обязательно  соответствовать доходу в условиях полного использования ресурсов. Если фактический равновесный объем выпуска Ye выше потенциального Yf.e, то это означает, что совокупные расходы избыточны. В экономике наблюдается инфляционный бум и возникает инфляционный разрыв. Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.

                           

    Рисунок 2.1 – Инфляционный разрыв

    Примечание  – Источник: [10]

    Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и «перемещение» равновесия из точки  А в точку В (полная занятость  ресурсов).

    Если  фактический равновесный объем  выпуска Ye ниже потенциального Yf.e, то это означает, что совокупный спрос неэффективен, так как оказывает депрессивное воздействие на экономику. В экономике возникает рецессионный разрыв. Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.

                          

    Рисунок 2.2 – Рецессионный разрыв

    Примечание  – Источник: [10]

    Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос  и «переместить» равновесие из точки  А в точку В. [10]

    Кейнс считал, что меры, которые предлагала классическая школа, не могут положительно сказаться на экономике, так как  снижение зарплаты вызывает сокращение доходов групп населения, чья  склонность к потреблению сильнее, в пользу тех, у кого она слабее, что уменьшает совокупный спрос, а повышение процентной ставки ограничивает инвестиции. [9]

    Значительное  снижение совокупного спроса может  вызвать экономический спад и  усилить циклическую безработицу, и наоборот, резкое повышение совокупного  спроса чревато инфляцией, в данном случае инфляцией спроса. Поэтому  время от времени правительства  разных стран принимают те или  иные действия, предназначенные для  «стимулирования экономики» или  «обуздания инфляции». Такие действия, направленные против указанных циклических  процессов, называют фискальной политикой  и предусматривают преднамеренное, целенаправленное изменение объема государственных расходов и собираемых налогов с целью достижения полной занятости, контроля над инфляцией  и стимулирования экономического роста. [8, с. 241]

    Фискальная  дискреционная (от лат. fiscalis - казенный) политика – это сознательное манипулирование государственным бюджетом – правительственными расходами и налогообложением – для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. [13, с. 34]

    Фискальная  политика – деятельность правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, имеющая целью обеспечение занятости населения и решение экономических проблем страны, которая является частью финансовой политики и важной составной частью экономической политики государства. [18]

    Фискальная политика политика правительства, использующая регулирование правительственных доходов и расходов для достижения определенных целей (антикризисного регулирования, обеспечения занятости, снижения инфляции и т.п.).

    Теоретическое обоснование принципы активной фискальной политики получили в работах видного  английского экономиста Дж.М. Кейнса и его последователей. В 30-40-е гг. 20 в. основные задачи фискальной политики сводились преимущественно к  ослаблению влияния кризисов на экономику, поддержанию высокой хозяйственной  конъюнктуры, расширению платежеспособного  спроса, в 50- 60-е гг. - к достижению высокой занятости и стимулированию увеличения темпов экономического роста, а в 70-е гг. на первое место выдвигается  борьба с инфляцией. [12]

    Налоги  и государственные расходы (наряду с трансфертами) являются главными инструментами любой бюджетно-налоговой  политики. Используется функциональный принцип классификации государственных расходов, в соответствии с которыми они группируются по целевому назначению: военные, экономические, на социальные цели, на внешнеэкономическую деятельность, на внешнеполитическую деятельность, на содержание институтов государственной власти.

    Помимо  этого применяется систематизация государственных расходов, связанная  с их институциональными направлениями. Принцип, на котором основана подобная классификация, – это распределение  средств по исполнительным структурам государственной власти.

    Кроме того, выделяют трансформационные и  трансфертные расходы. Под трансформационными расходами понимают различные виды государственных закупок. К ним  относятся государственные инвестиции, государственное потребление товаров  и услуг, выплату из бюджета заработной платы. Под трансфертными расходами  понимают прямую безвозмездную передачу средств со стороны государства  населению и предприятиям – это  субсидии, пособия домашним хозяйствам, социальное обеспечение.

    Существует  множество форм и методов накопления государственных доходов. Прежде всего, различают налоговые и неналоговые, постоянные и чрезвычайные доходы. Наиболее распространённой формой государственных  доходов являются налоги. Они обеспечивают до 90% доходов государства ( в том  числе и в Республике Беларусь). [13, с.18]

    Прямые  налоги устанавливаются непосредственно  на доход и имущество плательщика, уменьшая их пропорционально своей  ставке. Примерами являются подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, налог на землю. К косвенным  относятся налоги, которые включаются в цену товара, и тем самым увеличивают  его стоимость. Примерами являются налоги с оборота, акцизы, налог на добавленную стоимость.

    Инструменты фискальной политики воздействуют на совокупный спрос и это воздействие  разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn  (где С – потребительский  спрос,  I – спрос фирм на инвестиции, G – спрос на товары и услуги со стороны государства, Xn – чистый экспорт) следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов и инвестиционных расходов.

    Увеличение  государственных закупок ведёт  к увеличению совокупного спроса. При этом рост государственных закупок  увеличивает совокупный спрос, а  их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные  закупки является частью совокупных расходов.

    Рост  трансфертов также увеличивает  совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов.

    Рост  налогов действует в противоположном  направлении. Увеличение налогов ведет  к снижению и потребительских (поскольку  сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку  сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного  спроса.  
Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономических циклов. [25]

    В бюджетно-налоговой политике принято  различать две генеральные линии, складывающиеся в зависимости от фазы экономического развития национальной экономики. В периоды экономического бума фискальная политика носит ограничительную  направленность, сдерживая деловую  активность в разумных пределах. В  периоды экономического спада государственная  фискальная политика имеет расширительный характер, направленный на «подогрев» экономики и постепенный переход  от спада к подъёму. Между этими  двумя направлениями пролегает  третье, именуемое стабилизационной фискальной политикой. [13, с. 20]

                               

    Рисунок 2.3 – Экономические циклы

    Примечание  – Источник: [25]

    Стимулирующая политика – политика, проводимая, если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаях.

Информация о работе Фискальная политика