Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – фискальная политика.
Предмет исследования – механизм и инструменты фискальной политики.
Цель работы: анализ фискальной политики, ее основных элементов и механизма, оценка проводимой фискальной политики в Республике Беларусь.

Содержание

1 Понятие фискальной политики, её виды, значение и инструменты 4
2 Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики 9
3 Механизм реализации дискреционной и недискреционной фискальной политики 19
4 Фискальная политика Республики Беларусь и пути ее совершенствования 26
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение А.Финансовая политика государства 37
Приложение Б. Исполнение плана по доходам за январь – декабрь

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 159.04 Кб (Скачать)

    Сдерживающая политика – политика, проводимая в случае краткосрочного «перегрева экономики». Правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического бума. [25] В долгосрочном периоде данная форма фискальной политики может привести к спаду производства и развертыванию механизма стагфляции.

    

    Рисунок 2.4 – Виды фискальной политики

    Примечание  – Источник: [25]

    Если  в антициклическую политику встраиваются элементы денежно-кредитной политики, то говорят об антициклической экономической  политике. Необходимо учитывать, что  проведение антициклической фискальной политики предполагает отказ от принципа сбалансированности государственного бюджета. В противном случае подобна  политика превращается в параллельную или проциклическую политику.

    Таким образом, в связи с возникновением инфляционных и рецессионных разрывов в экономике, кейнсианцы предлагают проведение фискальной политики. Фискальная политика – это сознательное манипулирование государственным бюджетом – правительственными расходами и налогообложением – для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.

    Инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.

    Выделяют  два вида фискальной политики: стимулирующую  и сдерживающую. Стимулирующая политика – политика, проводимая, если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса. Сдерживающая политика – политика, проводимая в случае краткосрочного «перегрева экономики».

    Глава 3. Механизм реализации дискреционной и  недискреционной  фискальной политики

    В зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации фискальная политика делится на дискреционную  и не дискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы ее регулирования.

    Первой  реакцией на циклические колебания  экономики, как правило, является недискреционная фискальная политика. Под ней понимается автоматическое изменение правительственных расходов и налогов с целью стабилизации экономики. Политика осуществляется благодаря встроенным стабилизаторам – экономическим механизмам, позволяющим снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства [1,c.124]. В качестве таких стабилизаторов выступают система налогообложения и система социальных выплат. В зависимости от величины бюджетных излишков и дефицитов определяются меры саморегулирования экономики. К автоматическим стабилизаторам относятся:

  • прогрессивный подоходный налог;
  • косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);
  • пособия по безработице;
  • социальные выплаты.

    Благодаря встроенным стабилизаторам в периоды  спада экономики происходит рост социальных выплат и дефицита государственного бюджета, снижение налоговых поступлений, а в периоды подъема осуществляются обратные процессы.

    Рассмотрим  данные явления поподробнее. В экономическую  систему встроена прогрессивная  система налогообложения, которая  определяет налог в зависимости  от дохода. При увеличении или уменьшении дохода автоматически повышаются или  понижаются налоги без какого-либо вмешательства правительства и  его органов управления и контроля. Такая встроенная стабилизационная система взимания налогов достаточно чутко реагирует на изменения  экономической конъюнктуры: в период спада, когда доходы населения и  предприятий падают, автоматически  снижаются и налоговые поступления. Наоборот, в период инфляции номинальный  доход растет, и поэтому автоматически  повышаются налоги. Но, несмотря на значительную роль встроенных стабилизаторов, они  не могут полностью преодолеть любые  колебания экономики.

    Действие  другого стабилизатора проявляется  в следующем: в периоды спада  совокупные расходы уменьшаются, безработица  растет, что приводит к автоматическому  увеличению расходов бюджета на выплату  пособий; в периоды подъема, наоборот, совокупный спрос увеличивается, безработица  снижается, и автоматически уменьшаются  расходы на социальные выплаты. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. Преимущество данного вида фискальной политики заключается в том, что она проявляется сразу же после возникновения изменений в экономике, т.е. практически отсутствует временной лаг. Недостаток – политика только ограничивает размах колебаний равновесного ВНП, но не устраняет эти колебания.

    Не  во всех случаях автоматическая фискальная политика может справиться с отрицательными последствиями экономического развития, тогда на помощь приходит дискреционная. Эта политика вызвана сознательными решениями правительства в области государственных расходов и налогов с целью воздействия на реальный объем национального дохода, занятость и инфляцию. Её еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых - изменения государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей, т.к. они непосредственно включены в формулу совокупного спроса (AD = С + I + G + Хn, где AD – совокупный спрос, С – потребление, I – валовые частные внутренние инвестиции, G – государственные закупки, Xn – чистый экспорт), компонента совокупных расходов, так и косвенных инструментов - изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), которые опосредованно влияют на экономику.

    Стабилизационное  воздействие правительственных  расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают  прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Мультипликатор государственных расходов – это коэффициент, который показывает, как изменения государственных расходов влияют на изменение национального дохода. Рассмотрим данный процесс. Если государство увеличило расходы на некоторую величину ∆G, то кривая совокупного спроса сместится вправо вверх, соответственно увеличится объем производства с Y0 до Y1 и равновесие переместится в точку В.

    

    Рисунок 3.1 – Действие мультипликатора государственных расходов

    Примечание  – Источник: [1, с.117]. 

    Процесс мультипликации начинается с момента, когда под влиянием увеличения расходов увеличатся и доходы, что приведет к увеличению потребления на величину ∆G*MPC (MPC – предельная склонность к  потреблению, зависящая от дохода). Рост MPC снова увеличит расходы, доходы, а это приводит к увеличению потребления  на величину ∆G*MPC2 и так далее, т.е. цепочка будет продолжаться до тех пор, пока не восстановится равенство совокупных расходов и объема производства.

    Формула мультипликатора имеет следующий  вид: Mg=∆Y/∆G=1/1-MPC, где   Mg – мультипликатор государственных расходов, – прирост совокупного дохода, – прирост государственных расходов, MPC – предельная склонность к потреблению.

    Основным  фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению MPC. Чем больше MPC, тем круче наклон кривой планируемых расходов Е и  тем больше величина мультипликатора  государственных расходов. Так же, как изменения правительственных закупок, на величину объема выпуска действуют изменения трансфертных расходов как составляющей государственных расходов: Mтр=DY/DGтр, где   Mтр – мультипликатор трансфертов, DGтр – изменение трансфертов.

    Однако  эффективность их влияния на спрос, а значит, и на объем национального  продукта несколько меньше. Это объясняется  тем, что трансфертные выплаты населению  приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению МРС, население использует на потребление, увеличивая на туже величину совокупные расходы. Из сказанного следует, что  механизм влияния изменения трансфертных  выплат на выпуск аналогичен тому, который  действует при изменении налогов  [16, c. 254].

    Налоги  – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций.  Изменения в налоговой системе влекут за собой изменения в совокупных расходах, что в свою очередь может  увеличить или уменьшить объем национального производства.

      В экономике имеет место налоговый  мультипликатор – отношение изменения  объема выпуска к вызвавшему  его изменению налогов. Следует  обратить внимание, что мультипликатор  налогов величина отрицательная.  Это означает, что его действие  на доход обратное:  Мт=DU/DT= - MRС/(1 - MRС)                                                        

    Все налоговые отчисления в государственный  бюджет зависят от динамики текущего дохода U. Графически налоговый мультипликатор можно представить следующим образом:

    

    Рисунок 3.2 - Действие мультипликатора налогов

    Примечание  – Источник: [1, c.119].

    Если  государственные расходы и налоговые  отчисления возрастают на одну и ту же величину (DG = DT), то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета. Повышение налогов ведет к снижению ВВП, а увеличение госрасходов – к его увеличению. Общие изменения объема ВВП произойдет под суммарным воздействием двух эффектов, т.е. ∆Y=∆ Y T + ∆ Y G, поэтому

    ∆Y=∆G / 1- MPC + ∆T*(- MPC)/ 1- MPC.   

    А поскольку DG = DT, то мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

    Для более глубокой оценки фискальной политики необходимо определить степень ее эффективности.

    Эффективная фискальная политика должна учитывать  реальное состояние экономики, а  именно должна быть стимулирующей, то есть увеличивать государственные  расходы и уменьшать налоги в  период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она  должна быть сдерживающей, т. е. повышать налоги и уменьшать государственные  расходы.

    Эффективность, результативность фискальной политики зависят от ряда объективных и  субъективных факторов. Среди объективных  условий:

  • разнообразие и уровень адаптированности применяемых форм, методов регулирования к изменениям экономической конъюнктуры;
  • достижение комплексного использования налогового, бюджетного, кредитно-денежного, внешнеэкономического и социального механизмов государственного регулирования в интегрированной экономической политике.

    В то же время на степень эффективности, гибкости национальной фискальной политики влияют такие субъективные факторы, как наличие сильной государственной власти в законодательной и исполнительной ветвях, уровень организации и комплексности налоговых институтов регулирования.

    Таким образом, в обобщении темы можно  сделать вывод о том, что фискальную политику делят на дискреционную  и автоматическую фискальную политику. Однако эффективная фискальная политика должна опираться, с одной стороны, на механизмы саморегулирования, а  с другой - на тщательное дискреционное  регулирование экономической системы  со стороны государства. На эффективность  фискальной политики влияют субъективные (разнообразие форм и методов регулирования) и объективные факторы (наличие  сильной государственной власти в законодательной и исполнительной ветвях). Среди форм государственного регулирования выделяют прямую форму  регулирования (субсидии, субвенции, дотации) и косвенную (налоги, налоговые льготы и т.п.). Она так же имеет как  достоинства, так и недостатки. К  первым относятся эффект мультипликатора, отсутствие внешнего лага (периода  времени между принятием решения  об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения), наличие  автоматических стабилизаторов. Ко вторым - наличие внутреннего лага (периода времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении), эффект вытеснения, дефицит бюджета.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Фискальная политика