Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:58, курсовая работа
Объект исследования – фискальная политика.
Предмет исследования – механизм и инструменты фискальной политики.
Цель работы: анализ фискальной политики, ее основных элементов и механизма, оценка проводимой фискальной политики в Республике Беларусь.
1 Понятие фискальной политики, её виды, значение и инструменты 4
2 Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики 9
3 Механизм реализации дискреционной и недискреционной фискальной политики 19
4 Фискальная политика Республики Беларусь и пути ее совершенствования 26
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение А.Финансовая политика государства 37
Приложение Б. Исполнение плана по доходам за январь – декабрь
Сдерживающая политика – политика, проводимая в случае краткосрочного «перегрева экономики». Правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического бума. [25] В долгосрочном периоде данная форма фискальной политики может привести к спаду производства и развертыванию механизма стагфляции.
Рисунок 2.4 – Виды фискальной политики
Примечание – Источник: [25]
Если в антициклическую политику встраиваются элементы денежно-кредитной политики, то говорят об антициклической экономической политике. Необходимо учитывать, что проведение антициклической фискальной политики предполагает отказ от принципа сбалансированности государственного бюджета. В противном случае подобна политика превращается в параллельную или проциклическую политику.
Таким образом, в связи с возникновением инфляционных и рецессионных разрывов в экономике, кейнсианцы предлагают проведение фискальной политики. Фискальная политика – это сознательное манипулирование государственным бюджетом – правительственными расходами и налогообложением – для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.
Инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.
Выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую. Стимулирующая политика – политика, проводимая, если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса. Сдерживающая политика – политика, проводимая в случае краткосрочного «перегрева экономики».
В
зависимости от механизма реагирования
на изменения экономической
Первой реакцией на циклические колебания экономики, как правило, является недискреционная фискальная политика. Под ней понимается автоматическое изменение правительственных расходов и налогов с целью стабилизации экономики. Политика осуществляется благодаря встроенным стабилизаторам – экономическим механизмам, позволяющим снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства [1,c.124]. В качестве таких стабилизаторов выступают система налогообложения и система социальных выплат. В зависимости от величины бюджетных излишков и дефицитов определяются меры саморегулирования экономики. К автоматическим стабилизаторам относятся:
Благодаря
встроенным стабилизаторам в периоды
спада экономики происходит рост
социальных выплат и дефицита государственного
бюджета, снижение налоговых поступлений,
а в периоды подъема
Рассмотрим
данные явления поподробнее. В экономическую
систему встроена прогрессивная
система налогообложения, которая
определяет налог в зависимости
от дохода. При увеличении или уменьшении
дохода автоматически повышаются или
понижаются налоги без какого-либо
вмешательства правительства и
его органов управления и контроля.
Такая встроенная стабилизационная
система взимания налогов достаточно
чутко реагирует на изменения
экономической конъюнктуры: в период
спада, когда доходы населения и
предприятий падают, автоматически
снижаются и налоговые
Действие
другого стабилизатора
Не во всех случаях автоматическая фискальная политика может справиться с отрицательными последствиями экономического развития, тогда на помощь приходит дискреционная. Эта политика вызвана сознательными решениями правительства в области государственных расходов и налогов с целью воздействия на реальный объем национального дохода, занятость и инфляцию. Её еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых - изменения государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей, т.к. они непосредственно включены в формулу совокупного спроса (AD = С + I + G + Хn, где AD – совокупный спрос, С – потребление, I – валовые частные внутренние инвестиции, G – государственные закупки, Xn – чистый экспорт), компонента совокупных расходов, так и косвенных инструментов - изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), которые опосредованно влияют на экономику.
Стабилизационное
воздействие правительственных
расходов на экономическое развитие
обусловлено тем, что они обладают
мультипликационным эффектом и оказывают
прямое влияние на совокупный спрос,
объем национального
Рисунок 3.1 – Действие мультипликатора государственных расходов
Примечание
– Источник: [1, с.117].
Процесс мультипликации начинается с момента, когда под влиянием увеличения расходов увеличатся и доходы, что приведет к увеличению потребления на величину ∆G*MPC (MPC – предельная склонность к потреблению, зависящая от дохода). Рост MPC снова увеличит расходы, доходы, а это приводит к увеличению потребления на величину ∆G*MPC2 и так далее, т.е. цепочка будет продолжаться до тех пор, пока не восстановится равенство совокупных расходов и объема производства.
Формула
мультипликатора имеет
Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению MPC. Чем больше MPC, тем круче наклон кривой планируемых расходов Е и тем больше величина мультипликатора государственных расходов. Так же, как изменения правительственных закупок, на величину объема выпуска действуют изменения трансфертных расходов как составляющей государственных расходов: Mтр=DY/DGтр, где Mтр – мультипликатор трансфертов, DGтр – изменение трансфертов.
Однако
эффективность их влияния на спрос,
а значит, и на объем национального
продукта несколько меньше. Это объясняется
тем, что трансфертные выплаты населению
приводят к росту его доходов,
но только часть их, определяемую предельной
склонностью к потреблению МРС,
население использует на потребление,
увеличивая на туже величину совокупные
расходы. Из сказанного следует, что
механизм влияния изменения
Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций. Изменения в налоговой системе влекут за собой изменения в совокупных расходах, что в свою очередь может увеличить или уменьшить объем национального производства.
В экономике имеет место
Все налоговые отчисления в государственный бюджет зависят от динамики текущего дохода U. Графически налоговый мультипликатор можно представить следующим образом:
Рисунок 3.2 - Действие мультипликатора налогов
Примечание – Источник: [1, c.119].
Если
государственные расходы и
∆Y=∆G / 1- MPC + ∆T*(- MPC)/ 1- MPC.
А поскольку DG = DT, то мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.
Для более глубокой оценки фискальной политики необходимо определить степень ее эффективности.
Эффективная
фискальная политика должна учитывать
реальное состояние экономики, а
именно должна быть стимулирующей, то
есть увеличивать государственные
расходы и уменьшать налоги в
период наметившегося спада
Эффективность, результативность фискальной политики зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных условий:
В то же время на степень эффективности, гибкости национальной фискальной политики влияют такие субъективные факторы, как наличие сильной государственной власти в законодательной и исполнительной ветвях, уровень организации и комплексности налоговых институтов регулирования.
Таким
образом, в обобщении темы можно
сделать вывод о том, что фискальную
политику делят на дискреционную
и автоматическую фискальную политику.
Однако эффективная фискальная политика
должна опираться, с одной стороны,
на механизмы саморегулирования, а
с другой - на тщательное дискреционное
регулирование экономической