Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – фискальная политика.
Предмет исследования – механизм и инструменты фискальной политики.
Цель работы: анализ фискальной политики, ее основных элементов и механизма, оценка проводимой фискальной политики в Республике Беларусь.

Содержание

1 Понятие фискальной политики, её виды, значение и инструменты 4
2 Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики 9
3 Механизм реализации дискреционной и недискреционной фискальной политики 19
4 Фискальная политика Республики Беларусь и пути ее совершенствования 26
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение А.Финансовая политика государства 37
Приложение Б. Исполнение плана по доходам за январь – декабрь

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 159.04 Кб (Скачать)

    РЕФЕРАТ

    Курсовая  работа: 37 с.,  9 рис., 25 источников, 2 прил.

    Ключевые  слова – Фискальная политика, виды фискальной политики, цели фискальной политики, инструменты фискальной политики, бюджетные дефициты и излишки, дискреционная и недискреционная фискальная политика

    Объект  исследования – фискальная политика.

    Предмет исследования – механизм и инструменты  фискальной политики.

    Цель  работы: анализ фискальной политики, ее основных элементов и механизма, оценка проводимой фискальной политики в Республике Беларусь.

    Методы  исследования: сравнительного анализа, системного подхода.

    Исследования  и разработки: изучены основные элементы фискальной политики, её виды,  механизм ее воздействия, выявлены основные направления  и проблемы проведения фискальной политики в Республике Беларусь.

    Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней материал правильно и  объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, метологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение 3

    1 Понятие фискальной политики, её  виды, значение и инструменты 4

    2 Краткосрочные и долгосрочные  цели фискальной политики  9

    3 Механизм реализации дискреционной  и недискреционной фискальной  политики  19

    4 Фискальная политика Республики Беларусь и пути ее совершенствования 26

    Заключение 33

    Список использованных источников 35

    Приложение А.Финансовая политика государства 37

    Приложение Б. Исполнение плана по доходам за январь – декабрь                2008 года 38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Бюджетно-налоговая  политика государства – важное направление  его финансовой политики, которое  играет большую роль в регулировании  экономики посредством налогов  и политики доходов и расходов. Она является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что  это, подобно атомной бомбе, слишком  мощное оружие, чтобы позволить отдельным  лицам и правительствам играть с  ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась.

    Тем не менее, в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как  только начинает разворачиваться депрессия. Ведь преодолению кризиса сфере экономики способствует именно фискальная политика, проводимая государством. И нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять данную политику в здоровом, а не в пагубном направлении. Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.

    Цель  работы: анализ фискальной политики, ее механизма и элементов. Для реализации цели поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты фискальной политики государства
  • выявить основные краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики;
  • проанализировать механизмы фискальной политики;
  • рассмотреть основные направления фискальной политики Республики Беларусь, выявить ее особенности.

    При выполнении работы использованы методы сравнительного анализа и системного подхода.

    При этом следует подчеркнуть, что эффективная  фискальная политика государства в  переходный период во многом зависит  от активной позиции центральных  органов управления и власти на местах. Только их согласованная работа способна ускорить решение стоящих перед  республикой задач в финансовой области.

    Для решения поставленных задач при  подготовке курсовой работы были использованы статистические данные Министерства финансов и Министерства статистики и анализа  Республики Беларусь, а также различные  экономические пособия, в которых  дается наиболее полный и глубокий анализ фискальной политики государства. 

Глава 1. Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики

    В бюджетно-налоговой политике принято  различать две генеральные линии, складывающиеся в зависимости от фазы экономического развития национальной экономики. В периоды экономического бума фискальная политика носит ограниченную направленность, сдерживая деловую  активность в разумных пределах. В  периоды экономического спада государственная  фискальная политика имеет расширительный характер, направленный на «подогрев» экономики и постепенный переход  от спада к подъему. Между этими  двумя направлениями пролетает  третье, именуемое стабилизационной фискальной политикой.

    Политика  стабилизации – это действия правительства  по регулированию экономики с  целью приблизить объем национального  продукта к его возможному в данных условиях потенциальному уровню, без  значительных «всплесков» инфляции и безработицы. Она призвана, с  одной стороны, предотвратить «сползание»  экономической системы к кризису, для чего необходимо удерживать экономические  параметры в определенных пределах, а с другой – улучшить сложившуюся  экономическую ситуацию, стремясь приблизить макроэкономические показатели к оптимальным.

    Основными целями фискальной политики являются:

  • ликвидация безработицы;
  • борьба с инфляцией;
  • стабилизация экономического развития;
  • антициклическое регулирование экономики;
  • стимулирование экономического роста;
  • достижение внешнеторговой сбалансированности.

    И в зависимости от срочности преследуемых целей выделяют политику: долгосрочную (свыше 5 лет), среднесрочную (1 – 3 года), краткосрочную (до 1 года).

    В случае если фискальная политика выстраивается  в зависимости от фазы промышленного  цикла, она может принимать две  формы существования – антициклическую  и проциклическую. В рамках антициклической  политики различают стимулирующую  и сдерживающую бюджетно-налоговую  политику [14, с. 20].

    Стимулирующая политика в долгосрочном периоде  служит инструментом расширения предложения  факторов производства и роста экономического потенциала в обществе, в краткосрочной  перспективе осуществляется с целью  преодоления циклического спада. Данная цель достигается с помощью таких  мер, как увеличение правительственных  расходов, снижение налогов или сочетание  этих двух мер. Фискальная политика в  период спада направлена на создание бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит  – это состояние экономики, при  котором расходы превышают доходы. Источником покрытия бюджетного дефицита могут быть внешние займы. Если они  будут использованы для структурной  перестройки экономики, то такой  бюджетный дефицит будет способствовать развитию производства. В условиях перехода к рыночной экономике одним из источников финансирования бюджетного дефицита могут быть денежные средства, вырученные от продажи государственной собственности. Бюджетный дефицит порождает государственный долг – сумма задолженности государства своим и иностранным физическим и юридическим лицам. Государственный долг увеличивается всякий раз, когда имеется дефицит госбюджета.

    Рассмотрим  подробнее действие стимулирующей  политики. Пусть первоначально экономика  находилась в состоянии равновесия (равенство совокупного спроса и  предложения). Резкое снижение инвестиционных расходов привело к смещению кривой совокупного спроса от AD1 до AD2.

    В результате этого реальный объем  ВВП уменьшился (с Y1 до Y2), а уровень безработицы возрос. И для того, чтобы преодолеть спад, правительство принимает решение увеличить государственные расходы. Однако эффект от данного увеличения будет значительно больше, что позволит кривой совокупного спроса вернуться в положение AD1. Данный процесс объясняется действием мультипликатора правительственных расходов.

                                                   

    Рисунок 1.1 - Стимулирующая фискальная политика

    Примечание  – Источник: [3, c. 92]

    Для достижения такого же результата можно  использовать другой инструмент - снижение налоговой ставки. При первоначальных условиях под действием мультипликатора налогов при незначительном уменьшении налоговой ставки кривая совокупных расходов сместится в положение AD1 и реальный объем ВВП восстановится на уровне Y1.

    Правительство может одновременно увеличивать  свои расходы и сокращать налоги, чтобы вызвать желаемый первоначальный рост расходов и в конечном счете  увеличить совокупный спрос и  реальный ВВП.

    Основным  недостатком стимулирующей фискальной политики является эффект вытеснения планируемых частных инвестиций. Рост государственных расходов (снижение налогов) в период спада приводит к увеличению совокупных расходов, что обуславливает рост национального объёма производства, соответственно увеличивается спрос на деньги и вследствие этого наблюдается рост процентной ставки. Увеличение совокупных расходов побуждает предпринимателя увеличивать объём инвестиций. Но возросшая процентная ставка сдерживает этот процесс, что сокращает прирост частных инвестиций, в чём и проявляется эффект вытеснения.

    Сдерживающая  бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью  ограничение циклического подъема  экономики. Она направлена на создание бюджетного избытка, т.е. превышение налоговых  поступлений над государственными расходами. Для борьбы с инфляцией, которая возникает в результате подъема, правительство применяет  совершенно другие меры: снижение правительственных  расходов, увеличение налогов, сочетание  двух первых вариантов.

                                          

    Рисунок 1.2 - Сдерживающая фискальная политика

    Примечание  – Источник: [3, c. 92].

    В краткосрочной перспективе эти  меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы  и спада производства. В более  долгом периоде растущий налоговый  «клин» может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе и в Республике Беларусь.

    Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Чаще всего в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. Однако судить по этим показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это объясняется тем, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты и излишки могут изменяться вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Чтобы разделить эти причины и иметь возможность оценить правильность принимаемых мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости.  Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки.

Информация о работе Фискальная политика