Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:58, курсовая работа
Объект исследования – фискальная политика.
Предмет исследования – механизм и инструменты фискальной политики.
Цель работы: анализ фискальной политики, ее основных элементов и механизма, оценка проводимой фискальной политики в Республике Беларусь.
1 Понятие фискальной политики, её виды, значение и инструменты 4
2 Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики 9
3 Механизм реализации дискреционной и недискреционной фискальной политики 19
4 Фискальная политика Республики Беларусь и пути ее совершенствования 26
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение А.Финансовая политика государства 37
Приложение Б. Исполнение плана по доходам за январь – декабрь
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 37 с., 9 рис., 25 источников, 2 прил.
Ключевые слова – Фискальная политика, виды фискальной политики, цели фискальной политики, инструменты фискальной политики, бюджетные дефициты и излишки, дискреционная и недискреционная фискальная политика
Объект исследования – фискальная политика.
Предмет исследования – механизм и инструменты фискальной политики.
Цель работы: анализ фискальной политики, ее основных элементов и механизма, оценка проводимой фискальной политики в Республике Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, системного подхода.
Исследования и разработки: изучены основные элементы фискальной политики, её виды, механизм ее воздействия, выявлены основные направления и проблемы проведения фискальной политики в Республике Беларусь.
Автор
работы подтверждает, что приведенный
в ней материал правильно и
объективно отражает состояние исследуемого
процесса, а все заимствованные из
литературных и других источников теоретические,
метологические и методические положения
и концепции сопровождаются ссылками
на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Понятие фискальной политики, её виды, значение и инструменты 4
2 Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики 9
3
Механизм реализации
4 Фискальная политика Республики Беларусь и пути ее совершенствования 26
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение А.Финансовая политика государства 37
Приложение
Б. Исполнение
плана по доходам за январь – декабрь
2008 года 38
Бюджетно-налоговая политика государства – важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулировании экономики посредством налогов и политики доходов и расходов. Она является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась.
Тем не менее, в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Ведь преодолению кризиса сфере экономики способствует именно фискальная политика, проводимая государством. И нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять данную политику в здоровом, а не в пагубном направлении. Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.
Цель работы: анализ фискальной политики, ее механизма и элементов. Для реализации цели поставлены следующие задачи:
При выполнении работы использованы методы сравнительного анализа и системного подхода.
При этом следует подчеркнуть, что эффективная фискальная политика государства в переходный период во многом зависит от активной позиции центральных органов управления и власти на местах. Только их согласованная работа способна ускорить решение стоящих перед республикой задач в финансовой области.
Для
решения поставленных задач при
подготовке курсовой работы были использованы
статистические данные Министерства финансов
и Министерства статистики и анализа
Республики Беларусь, а также различные
экономические пособия, в которых
дается наиболее полный и глубокий
анализ фискальной политики государства.
В
бюджетно-налоговой политике принято
различать две генеральные
Политика
стабилизации – это действия правительства
по регулированию экономики с
целью приблизить объем национального
продукта к его возможному в данных
условиях потенциальному уровню, без
значительных «всплесков» инфляции
и безработицы. Она призвана, с
одной стороны, предотвратить «сползание»
экономической системы к
Основными целями фискальной политики являются:
И в зависимости от срочности преследуемых целей выделяют политику: долгосрочную (свыше 5 лет), среднесрочную (1 – 3 года), краткосрочную (до 1 года).
В
случае если фискальная политика выстраивается
в зависимости от фазы промышленного
цикла, она может принимать две
формы существования –
Стимулирующая
политика в долгосрочном периоде
служит инструментом расширения предложения
факторов производства и роста экономического
потенциала в обществе, в краткосрочной
перспективе осуществляется с целью
преодоления циклического спада. Данная
цель достигается с помощью таких
мер, как увеличение правительственных
расходов, снижение налогов или сочетание
этих двух мер. Фискальная политика в
период спада направлена на создание
бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит
– это состояние экономики, при
котором расходы превышают
Рассмотрим подробнее действие стимулирующей политики. Пусть первоначально экономика находилась в состоянии равновесия (равенство совокупного спроса и предложения). Резкое снижение инвестиционных расходов привело к смещению кривой совокупного спроса от AD1 до AD2.
В результате этого реальный объем ВВП уменьшился (с Y1 до Y2), а уровень безработицы возрос. И для того, чтобы преодолеть спад, правительство принимает решение увеличить государственные расходы. Однако эффект от данного увеличения будет значительно больше, что позволит кривой совокупного спроса вернуться в положение AD1. Данный процесс объясняется действием мультипликатора правительственных расходов.
Рисунок 1.1 - Стимулирующая фискальная политика
Примечание – Источник: [3, c. 92]
Для достижения такого же результата можно использовать другой инструмент - снижение налоговой ставки. При первоначальных условиях под действием мультипликатора налогов при незначительном уменьшении налоговой ставки кривая совокупных расходов сместится в положение AD1 и реальный объем ВВП восстановится на уровне Y1.
Правительство может одновременно увеличивать свои расходы и сокращать налоги, чтобы вызвать желаемый первоначальный рост расходов и в конечном счете увеличить совокупный спрос и реальный ВВП.
Основным
недостатком стимулирующей
Сдерживающая
бюджетно-налоговая политика (фискальная
рестрикция) имеет своей целью
ограничение циклического подъема
экономики. Она направлена на создание
бюджетного избытка, т.е. превышение налоговых
поступлений над
Рисунок 1.2 - Сдерживающая фискальная политика
Примечание – Источник: [3, c. 92].
В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый «клин» может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе и в Республике Беларусь.
Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Чаще всего в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. Однако судить по этим показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это объясняется тем, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты и излишки могут изменяться вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Чтобы разделить эти причины и иметь возможность оценить правильность принимаемых мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости. Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки.