Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:10, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является изучение фирменной торговли и путей ее дальнейшего развития.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучение и анализ литературы по теме;
2. Исследование возникновения и развития фирменной торговли;
3. Рассмотрение вопроса формирования ассортимента в фирменных магазинах;
4. Исследование фирменной торговли на примере СП ЗАО «Милавица».
Введение…………………………………………………………………….4
Глава 1. Фирменная торговля и ее роль в экономике
1.1. Возникновение и развитие фирменных магазинов, их роль……….6
1.2. Формирование ассортимента и изучение спроса в фирменных магазинах…………………………………………………………………………10
1.3. Состояние фирменной торговли ……………………………………17
Глава 2. Анализ торговли СП ЗАО «Милавица»
2.1. Краткая характеристика СП ЗАО «Милавица»……………………..19
2.2. Система качества СП ЗАО «Милавица»……………………………22
Глава 3. Пути повышения эффективности фирменной торговли…….24
Заключение………………………………………………………………..28
Список использованных источников……………………………………30
Эти недостатки
должны быть устранены путём улучшения
организации всей деятельности фирменных
магазинов самообслуживания, оптимального
решения торгово-
При переходе на самообслуживание не только достигается абсолютная экономия времени, но и улучшается структура его использования. Если в магазинах традиционного типа (с индивидуальной формой обслуживания) на ожидание в очередях к продавцу и кассиру затрачивается около 40% времени, то в фирменных магазинах самообслуживания – лишь 15 – 20% [3; с.115–116].
Магазины самообслуживания обычно оснащаются современным торговым оборудованием, которое в сочетании с предварительной подготовкой товаров(например, доставка уже расфасованных товаров) позволяет создать технологию, в корне меняющую характер труда работников фирменных магазинов. Исключается умственно утомительный и физически тяжёлый труд продавца, а профессия продавца заменяется профессией продавца-консультанта, более глубоко знающего не только товары, но и запросы покупателей и приёмы их обслуживания. Сравнительная характеристика затрат времени покупателей в магазине на покупку товара приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Структура затрат времени покупателей
Показатель |
Магазин сaмообслуживания |
Традиционного типа |
Все затраты времени, % |
100 |
100 |
В том числе: - на отбор товаров |
65 |
29 |
- на ожидание в очереди к продавцу |
13 |
40 |
- на получение товаров |
4 |
9 |
- на кассовый расчет |
18 |
22 |
Затраты времени на покупку одного товара |
58 |
100 |
Дальнейшее
развитие сети фирменных магазинов
самообслуживания должно обеспечить повышение
эффективности фирменной
За время своего существования фирменная торговля провела значительную работу по совершенствованию работы магазинов самообслуживания, повышению их эффективности. Однако в организации их работы имеются ещё общеизвестные недостатки. Во многом это обуславливается тем, что некоторые торговые работники, не имея достаточных знаний и опыта, допускают ошибки при организации работы магазинов самообслуживания. Для некоторых фирменных магазинов самообслуживания характерны следующие недостатки: неэффективное использование торговой площади; ограничение доступа покупателей в магазин, в отделы самообслуживания и к товарам; проверка личных вещей покупателей; нерациональное размещение товаров в торговом зале, при котором товарные группы и отдельные товары располагаются без учёта покупательского спроса и товарного соседства, что создаёт неудобства для потребителей; неправильная (или неудачная) выкладка товаров на оборудовании; нечёткая организация внутримагазинной информации; выбор торгового оборудования для магазина самообслуживания не по принципу функционального назначения, а по его фактическому наличию[3; с.117 - 118]. Преимущества самообслуживания могут быть действенными только при устранении недостатков, рациональном внедрении основных принципов данной формы, оптимальных технологических решениях, использовании передового опыта. В фирменных магазинах особое внимание должно уделяться организации такого процесса обслуживания покупателей, при котором основную долю времени покупатели затрачивают на осмотр товаров, их отбор и консультации, а затраты времени ориентирование и поиск товаров в торговом зале, ожидание консультации и расчёта сводятся к минимуму. Работники магазина должны оказывать покупателю необходимую помощь: объяснять порядок продажи товаров (например, при самообслуживании, по образцам или при открытой выкладке) и расположения товарных групп в торговом зале, информировать о товарах, которые интересуют покупателя, о дополнительных услугах, предоставляемых магазином. Консультация должна быть полной, убедительной, а поведение работника магазина вежливым и предупредительным. Эффективность консультации во многом зависит от теоретической и практической подготовки продавца, знания им ассортимента товаров, умения рекомендовать изделие и без лишней потери времени обслуживать покупателя.
Одним из важнейших элементов процесса продажи – расчёт с покупателями за отобранные товары. Основной задачей при этом является обеспечение высокой скорости расчётов и эффективности учёта и контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей в торговом зале. Расчёт у кассы завершает процесс покупки, поэтому от его организации во многом зависит общее впечатление покупателя о фирменном магазине самообслуживания. Заключительный этап процесса продажи товаров в фирменных магазинах – их упаковка, которую должны выполнять продавцы. При этом желательно, чтобы магазины имели свою, фирменную упаковку (обёрточную бумагу, полиэтиленовые пакеты и др.)[2; c. 59].
Успех производства и реализации товаров в первую очередь определяется их соответствием спросу населения, динамичность развития которого постоянно повышается под воздействием растущих запросов покупателей, моды, конъюнктуры рынка и т.п., поэтому реакция на изменение спроса должна быть очень быстрой. В таких условиях получить достоверную информацию о спросе сложно, а вероятность ошибок в его оценке велика. К тому же цена ошибок становиться столь большой, что они могут привести к серьёзному ухудшению работы предприятий торговли и промышленности, появлению неходовых и залежалых товаров при отсутствии в продаже нужных населению и в конце концов обернутся большими потерями. Проведённые специалистами исследования показали, что в фирменной торговле произошли определённые изменения, связанные с переходом к рыночным условиям хозяйствования. На это указали 68% опрошенных руководителей и специалистов фирменных торговых предприятий. Вместе с тем треть опрошенных не отметила влияния новых условий хозяйствования на работу магазина. Так, улучшения в большинстве случаев коснулись доходов предприятий (53% ответов), оплаты труда (6.3%), но положение не изменилось в основном в выполнении плана товарооборота (64%), товарном обеспечении (73%), ассортименте и качестве товаров (73%), взаимоотношениях с поставщиками (82%) и изучении спроса (58%)[3; с.75].
Следует отметить, что в число малоизменённых видов деятельности попала и работа по изучению спроса, в то время как это является одной из основных функций фирменного магазина. Специалисты фирменной торговли в подавляющем большинстве (61%) считают, что деятельность фирменного магазина невозможна без изучения спроса, а нацеленность деятельности фирменного магазина на выполнение плана товарооборота противоречит основному смыслу фирменной торговли[3; с.76].
Состояние изучения спроса характеризуется следующими данными. В основном используются следующие виды работ по изучению спроса: проведение выставок-продаж; опрос покупателей; дни учёта неудовлетворённого спроса; учёт отзывов покупателей; расчёт прогнозов спроса; составление коньюктурных обзоров; показы, демонстрации изделий с учётом мнений покупателей; другое (консультации, творческие встречи и т.п.). Причём в основном эти мероприятия распространены приблизительно равномерно. Результаты работ по изучению спроса доводятся до производства, однако лишь 10% из числа опрошенных отметили, что эти результаты реализуются полностью промышленными предприятиями (объединениями). Большинство же (83%) указало, что они используются лишь частично, а в некоторых случаях (7%) только эпизодически. Причиной такого положения является прежде всего невозможность, по мнению опрошенных, внедрить рекомендации магазинов в производство из-за отсутствия нужного сырья и вспомогательных материалов (49%), несовершенства технологии и оборудования (33%), по другим причинам (18%). В 8% случаев отмечено, что предприятия экономически не заинтересованы в реализации получаемых рекомендаций, в 3% случаев не доверяют им[3; с.78].
Таким образом, работа по изучению спроса слабо реализуется на практике, что снижает эффект деятельности фирменного магазина и приводит к превращению фирменной сети в традиционную торговую сеть. Такое положение формирует и отношение к работе по изучению и формированию спроса. Сами специалисты (79%) оценивают уровень этих работ как невысокий. Причина этого (по мнению 31% опрошенных) в отсутствии нужных методик. Названы и другие причины, снижающие качество работ по изучению спроса в фирменном магазине. Большинство опрошенных пессимистически относятся к возможности влияния магазина на формирование ассортимента продукции. Так, 63% считают, что магазин может лишь частично влиять на формирование ассортимента товаров, 8% - что магазин влиять практически не может, и лишь 29% убеждены в том, что магазин в полной мере может влиять на формирование и широту ассортимента[1; с.79].
Таким образом, фирменным магазинам необходимо улучшать работу по изучению спроса, так как это позволит промышленным предприятиям выпускать именно те товары, которые нужны покупателям, что в итоге будет выгодно и магазинам.
1.3. Состояние фирменной торговли
В нашей республике на 1999 год работало 2632 магазина, их удельный вес в товарообороте составляет уже более 13% против 2% в 1990 году. Особенно бурно эта сеть начала развиваться в последние два года. Больше всего таких магазинов в системе Минсльхозпрода – 1661, концерне «Беллегпром» – 167 и Минпроме – 149. Кроме количественного роста положительно и то, что всё больше появляется предприятий, которые в полной мере отвечают статусу «фирменный». Это сеть магазинов «АБВ», «Беллегпрома», ООО «Марко», ОАО «Милавица», АО «Свiтанак» в Жодино, колхоза «Октябрь» в Гродно, молокозавода в Несвеже и др. В этих магазинах привлекательные интерьеры, высокий уровень обслуживания. Также постоянно изучается спрос покупателей на вырабатываемую учредителями продукцию, готовятся ежемесячные конъюнктурные обзоры и отчёты о реализации по выпускаемым моделям. Работники магазинов участвуют в художественных советах промышленных предприятий, обсуждении планов производства, проводят выставки-продажи и показы перспективных моделей. В магазинах ОАО «Красный Октябрь» и «КИМ» принимаются заказы от населения на производство изделий нестандартных размеров. В магазине №1 «АБВ» в г. Минске постоянно проводятся расширенные распродажи товаров для пенсионеров и студентов со значительной скидкой в цене[16; c.8].
Значительных успехов в работе достигли фирменные магазины «Белвест», «Милавица», «Марко», которые открыты в Смоленске. Также в Смоленске намечается открытие торгового дома «Белая Русь», учредителями которого будут белорусские промышленные предприятия.
Сегодня в странах СНГ (в основном в РФ) и дальнего зарубежья белорусскими промышленными предприятиями открыто более 600 дилерских представительств и сервисных пунктов, в том числе предприятий Минсльхозпрода, Минпрома, что способствует увеличению внешнеторгового оборота республики. Вообще же, фирменная торговля благодаря более быстрой оборачиваемости оборотных средств, ускорению расчётов с поставщиками сырья укрепляет финансовое положение предприятий. Таким образом, в последние годы фирменная торговля приобретает всё больший размах. Тем не менее, в развитии фирменной торговли существуют и недостатки. Как известно, главные задачи фирменного магазина – реализация в основном продукции учредителей, внедрение прогрессивных форм торговли, изучение покупательского спроса, формирование предложений по совершенствованию ассортимента и качества выпускаемых товаров. Такой магазин должен быть подлинным маркетинговым центром своего предприятия, образцом торговли. К сожалению, очень большое число фирменных магазинов этим и другим требованиям, изложенным в Типовом положении о фирменном магазине предприятия (объединения) пока не удовлетворяют.
Минторгом при активном участии специалистов ведомств, обл(гор)исполкомов была проведена проверка около 200 торговых предприятий в городах, в результате которой те или иные нарушения законодательства о торговли были установлены практически повсеместно. Например, в фирменном магазине «Пеунiк» Витебской бройлерной птицефабрики: обсчёт, отсутствие товаров по ассортиментному минимуму, нарушение сроков годности и норм отпуска, контрольные весы без пломбы с отклонением в сторону обвеса и т.д. В результате чего было принято решение о лишении магазина лицензии, так как подобные нарушения здесь допускались и ранее.
Тем не менее, в Минсельхозпроде, «Беллегпроме», Минпроме в основном завершена разработка программ развития фирменной торговли до 2000 года, в результате чего фирменная сеть должна пополниться 250 магазинами. Концерн «Беллегпром» планирует открыть три фирменных магазина за пределами республики. Такая же задача поставлена и в Минпроме. Минсельхозпрод планирует наряду с другими мероприятиями развить дилерскую сеть за пределами республики для наращивания организованного экспорта.
2. АНАЛИЗ ТОРГОВЛИ СП ЗАО «МИЛАВИЦА»
2.1. Краткая характеристика СП ЗАО «Милавица»
СП ЗАО «Милавица» является одним из крупнейших производителей корсетных изделий в Европе и самым узнаваемым брэндом в Беларуси.
Компания ведет свою историю с 1908 года, когда французы братья Турнье открыли в Минске галантерейную фабрику. Фабрика пережила ряд переименований и полностью сменила ассортимент продукции. С 2000 года «Милавица» - это закрытое акционерное общество, привлекающее для развития иностранные капиталы. В состав акционеров входят итальянская компания Iluna Group и образованный в 2006 г. холдинг Silvano Fashion Group.