Фирма в условиях чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения работы является рассмотрение поведения фирмы в условиях чистой монополии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие чистой монополии.
2. Рассмотреть поведение фирмы в краткосрочном периоде.
3. Изучить поведение фирмы в долгосрочном периоде.
4. Выяснить суть ценовой дискриминации.
5. Рассмотреть экономическую эффективность в условиях чистой монополии.

Содержание

1 Ведение
2 Понятие чистой монополии
3 Спрос и доход в условиях чистой монополии
4 Поведение фирмы в краткосрочном периоде
5 Ценовая дискриминация
6 Экономическая эффективность в условиях чистой монополии
7 Заключение
8 Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Фирма в условиях чистой монополии.doc

— 345.50 Кб (Скачать)

     

     Рисунок 11 – Предложение предприятия в условиях чистой монополии в долгосрочном периоде

 

     В случае возможного появления на рынке  конкурентов монополист, скорее всего, будет использовать стратегию лимитирующего ценообразования. Лимитирующее ценообразование предполагает, что монополист устанавливает цену на свою продукцию ниже той, которая обеспечивает ему максимальную прибыль. Такая стратегия ограничивает прибыль на рынке с целью затруднения входа в отрасль возможных конкурентов.

     При наличии или возможности установления юридических барьеров монополист может  реализовать вариант поведения, получивший название «поиск ренты». Такой вариант поведения монополиста направлен на сохранение или принятие нормативных актов, препятствующих проникновению других предприятий в отрасль, путем лоббирования, то есть воздействия на процесс принятия решений органами власти. 

     5. Ценовая дискриминация 

     Среди причин возникновения и осуществления монопольной власти необходимо анализировать стратегическую ценовую политику фирм по отношению, как к фактическим, так и к потенциальным конкурентам. Стратегическая ценовая политика по отношению к конкурентам позволяет фирме сохранить рыночную власть. Зачастую фирмы используют имеющуюся монопольную власть для максимизации прибыли.

     Одним из возможных способов увеличения прибыли  монополии является ценовая дискриминация, т.е. продажа однородной продукции в одно и то же время по разным ценам; при этом различия в ценах не связаны с затратами на производство и доставку товара на рынок.

     Необходимым условием проведения ценовой дискриминации  является невозможность перепродажи  товара. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг.9

     При проведении ценовой дискриминации  первой степени кривая спроса становится для продавца кривой предельного  дохода. В этом случае объем выпуска  монополии, как и фирм на рынке  совершенной конкуренции, определяет точка пересечения кривой предельных затрат с кривой отраслевого спроса (рисунок 12).

     Но  в отличие от рынка совершенной  конкуренции покупатели не получают потребительских излишков. Заштрихованный на рис. 10 треугольник представляет прибыль монополии. 

     

     Рисунок 12 – Ценовая дискриминация первой степени 

     Осуществить ценовую дискриминацию первой степени  на практике удается редко. Чаще по разным ценам монополист может продавать  не каждую единицу продукции, а определенные ее порции, т.е. проводить ценовую  дискриминацию второй степени.

     Правило проведения ценовой дискриминации  второй степени вывел Г. Штакельберг: «Предельная выручка от продажи  любой, кроме последней, партии должна равняться цене следующей партии, а предельная выручка от продажи  последней партии — предельным затратам», т.е. MR1 = P2, MR2 = P3, ... , MRn= MC.

     В реальной экономике чаще всего встречается  ценовая дискриминация третьей степени. Условия для ее проведения возникают тогда, когда потребители определенного блага разделены на группы, различающиеся эластичностью спроса по цене. В этом случае отраслевой спрос представлен не одной, а несколькими кривыми спроса. Общая прибыль от продажи продукции на n сегментах рынка по разным ценам (формула 2): 

      = P1q1 + P2q2 + ... + Pnqn — TC(Q), (2) 

     где Pi, qi — соответственно цена и объем продаж на i-м сегменте рынка;  

      . 

     Условием  ее максимизации является следующая  система уравнений (формула 3):  

     MR1 = MR2 = ... = MRn= MC. (3) 

     Следовательно, на каждом из сегментов рынка нужно  установить такую цену, чтобы предельная выручка на всех сегментах была одинаковой и равнялась предельным затратам общего выпуска.

     Ценовая дискриминация третьей степени увеличивает прибыль лишь в том случае, если сегменты рынка различаются эластичностью спроса по цене. Когда такое различие есть, тогда для покупателей с меньшей эластичностью спроса цену нужно установить выше, чем для покупателей с большей эластичностью спроса.

     Проведенный анализ показал, как за счет ценовой  дискриминации монополия может увеличить прибыль.

     Рассмотрим  теперь, как ценовая дискриминация  влияет на общественное благосостояние, измеряемое суммой излишков потребителей и производителей.

     Поскольку ценовая дискриминация первой и  второй степеней сопровождается увеличиваем  выпуска продукции и снижением цены, то излишки потребителей растут. Последствия ценовой дискриминации третьей степени для общественного благосостояния неоднозначны.

     Если  в результате ее осуществления отраслевой рынок приобретает дополнительный сегмент покупателей, т.е. товар будут покупать потребители, для которых единая монопольная цена была слишком высокой, то последствия станут такими же, как при ценовой дискриминации первой и второй степеней.

     Когда по единой цене товар доступен покупателям  с различной эластичностью спроса, а монополия устанавливает дифференцированные по сегментам рынка цены в целях максимизации прибыли, тогда рост последней сопровождается снижением общественного благосостояния. Это связано с тем, что при проведении ценовой дискриминации третьей степени сокращается объем продаж покупателям с неэластичным спросом (крутая линия спроса) и увеличиваются продажи покупателям с эластичным спросом (пологая линия спроса).

     В результате уменьшение потребительских излишков у покупателей с неэластичным спросом превышает рост потребительских излишков у покупателей с эластичным спросом.

     Чтобы фирма-монополист могла проводить  ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать следующим условиям:

     продавец  должен быть в состоянии разделить  покупателей на группы исходя из учета  эластичности спроса на блага. Тем покупателям, спрос которых имеет высокую неэластичность, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен, - более низкая;

     блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продавцам) другого рынка, поскольку свободное передвижение благ с "дешевого" рынка на "дорогой" приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозможность ценовой дискриминации; покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.

     Ценовая дискриминация может возникать  на базе разделения рынка по формам собственности, отраслевой принадлежности фирм-производителей или потребителей, а также в зависимости от того, предметом потребления или средством производства является покупаемое благо.

     Понятие ценовой дискриминации ввел в  экономическую науку в первой трети XX в. А. Пигу, но само явление было известно и ранее. А. Пигу различал три  вида (или степени) ценовой дискриминации.

     Ценовая дискриминация первой степени (совершенная  дискриминация) наблюдается в том  случае, когда на каждую единицу  блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи  блага для всех покупателей различны. Данный вид ценовой дискриминации допускает персональное и межличностное различение цен спроса. Исходя из этого ее нередко называют совершенной ценовой дискриминацией.

     Ценовая дискриминация первой степени представлена на рис. 13

 

     Совершенная ценовая дискриминация

      Рис. 13

     Оптимальный выпуск монополии находится в  точке L при пересечении кривых предельной выручки и предельных затрат (МС и MR) и составляет Q'2 при цене Р2. Излишек  потребителей равен площади Р2* AL, излишек продавца равен площади CP2*LE2. Монополист присваивает себе весь потребительский излишек P*AL, который при совершенной конкуренции, при объеме производства Q2 был бы присвоен покупателем.

     Поскольку монополист не может иметь полной информации о функциях спроса всех возможных покупателей своего блага, этот вид ценовой дискриминации в чистом виде невозможен. Определенное приближение к чистой ценовой дискриминации возможно при незначительном количестве покупателей, когда каждая единица блага выпускается по заказам конкретных потребителей.

     одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости от объема покупок. Следовательно, связь между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) принимают нелинейный характер, а цены называются нелинейным, или многоставочным тарифом.

     При этом виде ценовой дискриминации блага группируются в определенные партии, на каждую из которой устанавливаются различные цены. На практике этот вид ценовой дискриминации проводится в форме скидок и надбавок на цены благ.

     Ценовую дискриминацию второй степени проиллюстрируем на рис. 14

     

     Рис. 14

     На  рис. 14 весь выпуск благ монополист разделил на три партии и каждую реализует по разным ценам. Предположим, что первые Q1 единиц блага будут продаваться по цене Pl, следующие Q2 - Q1 единиц - по цене Р2, следующие Q3 - Q2 единиц - по цене Р3.

     Таким образом, общая выручка монополиста  от реализации Q1 единиц блага равна  площади прямоугольника OP1AQ1, от реализации Q2 единиц - площади фигуры OP1AKBQ2, от реализации О3 единиц - площади всей заштрихованной фигуры. Из рис. 14 видно, что выручка от реализации О3 единиц по единой цене Р3 равна площади прямоугольника OP3CQ3, a площадь фигуры Р3Р1AKBL (потребительский излишек) присвоен монополистом исходя из ценовой дискриминации второй степени. Площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса - это та доля излишка потребителя, которую не присвоил монополист.

     Ценовая дискриминация второй степени нередко  выступает в форме ценового дисконта, или скидок (на объем поставок; кумулятивные скидки - сезонный билет на железной дороге; дискриминация во времени - различные цены на утренние, дневные, вечерние сеансы в кино; взимание абонементной платы в сочетании с пропорциональной оплатой объема купленного блага).

     Ценовая дискриминация третьей степени  предполагает, что разным лицам благо  продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене.

     Если  при ценовой дискриминации первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе ценовой  дискриминации третьей степени предполагается разделение самих покупателей на группы или рынки, где устанавливаются свои цены продажи.

     На  рис. 15 показана ценовая дискриминация третьей степени на двух рынках.

     Оба трафика имеют общую вертикальную ось. Предельные издержки (МС) постоянны. На каждом рынке фирма-монополист, максимизируя прибыль при равенстве MR = МС, устанавливает более высокую цену (P1), по которой спрос на ее блага менее эластичен.

     Ценовая дискриминация третьей степени

     

     Рис. 15

     Ценовая дискриминация часто применяется западными фирмами. Во многих случаях она осуществляется регулярно, фирмы-монополисты систематизируют потребителей по предпочтениям, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы и продают свои блага в соответствии с этой градацией.

     Чаще  всего к ценовой дискриминации фирмы-монополисты обращаются в ходе конкурентной борьбы для привлечения дополнительных покупателей.

     Оценка  ценовой дискриминации неоднозначна, поскольку она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительный аспект заключается в том, что она дает возможность расширить границы объемов реализации за пределы, обычно контролируемые фирмой-монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли бы производиться.

     К отрицательным последствиям ценовой дискриминации можно отнести, в частности, неоптимальное межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов.

Информация о работе Фирма в условиях чистой монополии