Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:07, курсовая работа
Целью выполнения работы является рассмотрение поведения фирмы в условиях чистой монополии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие чистой монополии.
2. Рассмотреть поведение фирмы в краткосрочном периоде.
3. Изучить поведение фирмы в долгосрочном периоде.
4. Выяснить суть ценовой дискриминации.
5. Рассмотреть экономическую эффективность в условиях чистой монополии.
1 Ведение
2 Понятие чистой монополии
3 Спрос и доход в условиях чистой монополии
4 Поведение фирмы в краткосрочном периоде
5 Ценовая дискриминация
6 Экономическая эффективность в условиях чистой монополии
7 Заключение
8 Список используемой литературы
6. Экономическая эффективность
в условиях чистой монополии
Здесь
уместно провести сравнительный
анализ экономической эффективности
совершенной конкуренции и
Кроме
того, монополист реализует свою продукцию
по цене РА, при этом его предельные
издержки составляют величину МСE, а
РА > МСЕ. Значит, не выполняется и
критерий эффективности распределения
экономических ресурсов, требующий
равенства этих двух показателей. Характер
самого неравенства PA > MCE свидетельствует
о недопроизводстве монопольного продукта.
Рис
16
Если предположить, что рассматриваемый рынок является рынком совершенной конкуренции, то ситуация характеризовалась бы точкой пересечения графиков Dx и Sx, т. е. точкой I и ее параметрами — Рх и Qx (SX для случая совершенной конкуренции частично совпадает с графиком предельных издержек МС. А сама кривая Sx является горизонтальной суммой кривых предельных издержек всех фирм в отрасли). Конкурентная отрасль, таким образом, предлагает больший объем продукции, чем монопольный рынок, (Q1 >QA) и при более низкой цене (P1<PA).
Проведенные выше сопоставления возможны только при допущении, что структура издержек производства в конкурентной отрасли и структура издержек монополиста идентичны. В реальной ситуации это встречается крайне редко. Очень часто на практике издержки монополиста оказываются ниже издержек конкурентной фирмы, так как монополия представляет собой достаточно большое производство, для которого характерен положительный эффект масштаба.
На
рисунке 17. ниже видно, что положительный
эффект масштаба производства позволяет
монополии иметь издержки на уровне,
близком к минимальному (СM). Конкурентная
же фирма чаще всего небольшая
по размерам (т. е. ее Qx невелик), поэтому
здесь уровень издержек (СK) выше (См<
CK).
Рис
17
Издержки монополиста, однако, могут оказаться выше, чем у конкурентного продавца. Подобная ситуация обычно называется Х-неэффективностью, когда издержки монополии больше, чем они могли бы быть, и точка, в которой функционирует монополист, находится над кривой LA тс, например точка в и соответствующий ей уровень издержек Св. При этом Ск < Св, что связано с некачественным использование ресурсов и, как показывает практика, чаше присуще именно монополии, так как она существует вне конкурентной среды и у нее нет серьезных стимулов к снижению издержек. Кроме того, у монополиста всегда возрастают издержки, что связано с затратами, необходимыми для поддержания своего монопольного положения (скупка патентов, лицензий, относящихся к рынку ее продукции). Сравнение издержек монополии и конкурентной фирмы, таким образом, не дает однозначного ответа о преимуществах той или иной рыночной структуры.
И еще один аспект, на который нужно обратить внимание при Сравнительном анализе экономической эффективности чистой монополии и совершенной конкуренции, — восприимчивость к достижениям НТП (научно-технического прогресса). Сама среда функционирования конкурентной фирмы заставляет ее развивать и внедрять достижения НТП, но экономические прибыли от внедрения новшеств недолговечны и поэтому материальные стимулы к внедрению для этих фирм невелики. Теперь о чистой монополии. С одной стороны, отсутствие конкурентной среды минимизирует стимулы к внедрению достижений НТП. С другой стороны, внедрение новшеств обычно уменьшает издержки и способствует закреплению барьеров для вступления в отрасль, т. е. усилению рыночной власти фирмы-монополиста. А это является для монополиста побудительным мотивом к внедрению новшеств. Общая практика в целом носит сложный характер, но обычно доминирует мнение о том, что все-таки монополия менее восприимчива к НТП по сравнению с конкурентной фирмой.
И последнее, монополия способствует неравенству в распределении доходов. Устанавливая более высокую цену, чем конкурентная отрасль, она фактически облагает население «частным налогом». Этот налог представляет собой экономическую прибыль монополии, которая распределяется среди узкого круга лиц — владельцев предприятия-монополиста.
Ограниченность
ресурсов, объективно существующая в
реальной экономике, обусловливает
необходимость осуществления
Рентабельность продукции монополиста при отсутствии государственного контроля, как правило, превышает рентабельность продукции конкурентного предприятия. В случае проведения государственной антимонопольной политики посредством регулирования цен рентабельность продукции, особенно социально значимой, у чистой монополии может оказаться ниже, чем в других, более конкурентных, рыночных структурах.
Факторы, влияющие на динамическую эффективность в условиях чистой монополии, противоречивы.
С одной стороны, действуют факторы, способствующие повышению динамической эффективности:
-
наличие значительных
- наличие существенных (непреодолимых) входных барьеров в отрасль, позволяющее длительное время пользоваться результатами нововведений и получать дополнительную прибыль;
-
возможность применения
-
высокая прогнозируемость
-
возможность государства,
-
ограниченные затраты на
С другой стороны, имеются факторы, препятствующие повышению динамической эффективности:
-
отсутствие или недостаточное
количество конкурентов, что
-
моральное устаревание
- доминирование на рынке ведет к неэффективному формированию импульсов от потребления к производству, что оказывает негативное влияние на ассортиментную и товарную политику монополиста;
- постепенное формирование консерватизма потребностей из-за отсутствия выбора у потребителей;
-
трудности управления
В результате взаимодействия вышеуказанных факторов динамическая эффективность в условиях чистой монополии может быть выше, а, следовательно, средние издержки ниже и ассортимент продукции разнообразнее, чем в условиях совершенной конкуренции, единственной рыночной структуры, где достигается экономическая эффективность.
Следовательно, чистая монополия для определенного рынка может оказаться боле эффективной рыночной структурой, чем совершенная конкуренция.
Заключение
В ходе выполнения реферата автором рассмотрено поведение фирмы в условиях чистой монополии.
В результате можно сделать следующие выводы.
1.
Под монополией принято
-
Выпуск товара всей отраслью
контролируется лишь одним
-
Производимый монополистом
- Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм.
- Предприятие-монополист осуществляет полный контроль над ценой.
- Кривая спроса фирмы (отрасли) имеет отрицательный наклон.
2.
В краткосрочном периоде
Кривая предложения S в краткосрочном периоде восходящая, что отражает необходимость роста цен при увеличении объемов производства. При этом она расположена выше кривой средних переменных издержек (AVC), так как, если цена товара окажется ниже средних переменных издержек, то предприятие вынуждено будет закрыться и объем производства.
3. Монополист обеспечит равновесие в долгосрочном периоде только в том случае, если он сможет удержать контролируемую им отрасль от проникновения в нее иных фирм. Если монополист не в состоянии компенсировать свои долгосрочные издержки, то он уйдет с рынка. В противном случае его поведение в долгосрочном периоде зависит от наличия барьеров, препятствующих вступлению на рынок других предприятий.
При этом монополист, планируя свою деятельность, осуществляет выбор из следующих вариантов поведения: максимизация прибыли; лимитирующее ценообразование; поиск ренты.
4. Одним из возможных способов увеличения прибыли монополии является ценовая дискриминация, т.е. продажа однородной продукции в одно и то же время по разным ценам. Необходимым условием проведения ценовой дискриминации является невозможность перепродажи товара.
В реальной экономике чаще всего встречается ценовая дискриминация третьей степени. Условия для ее проведения возникают тогда, когда потребители определенного блага разделены на группы, различающиеся эластичностью спроса по цене.
5. Динамическая эффективность в условиях чистой монополии может быть выше, а, следовательно, средние издержки ниже и ассортимент продукции разнообразнее, чем в условиях совершенной конкуренции, единственной рыночной структуры, где достигается экономическая эффективность.
Следовательно, чистая монополия для определенного рынка может оказаться боле эффективной рыночной структурой, чем совершенная конкуренция.
В заключение хотелось
бы отметить большую важность вопроса
о монополиях, особенно для России в сегодняшний
переходный период. Перед Российским государством
только сейчас встает задача, которую
многие развитые страны до сих пор не могут
решить эффективно. С одной стороны, нам
проще, потому что можно заимствовать
огромный опыт, связанный с регулированием
деятельности монополий, который накопился
за многие десятилетия в этих странах.
С другой стороны, нельзя не учитывать
специфику формирования и развития российских
корпораций. Поэтому, как мне кажется,
нашему парламенту необходимо незамедлительно
разработать и принять ряд важных законов,
чтобы не допустить нежелательной концентрации
монопольной власти в руках небольшого
числа фирм. Ведь уже сегодня рынки многих
товаров фактически монополизированы,
либо на них действуют две-три компании,
которым никто не мешает сговариваться,
распределять сферы влияния, диктовать
цены.