Фирма в условиях чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения работы является рассмотрение поведения фирмы в условиях чистой монополии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие чистой монополии.
2. Рассмотреть поведение фирмы в краткосрочном периоде.
3. Изучить поведение фирмы в долгосрочном периоде.
4. Выяснить суть ценовой дискриминации.
5. Рассмотреть экономическую эффективность в условиях чистой монополии.

Содержание

1 Ведение
2 Понятие чистой монополии
3 Спрос и доход в условиях чистой монополии
4 Поведение фирмы в краткосрочном периоде
5 Ценовая дискриминация
6 Экономическая эффективность в условиях чистой монополии
7 Заключение
8 Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Фирма в условиях чистой монополии.doc

— 345.50 Кб (Скачать)

     ПИГУ  Артур Сесил (1877-1959), английский экономист, ученик и последователь А. Маршалла, неоклассик Кембриджской школы политической экономии. Получил образование в Кембриджском университете. Автор многочисленных научных трудов. Пигу выдвинул идею использования концепции убывающей предельной полезности при анализе совокупного дохода, сторонник свободной конкуренции, противник государственного вмешательства в ценообразование и перераспределение ресурсов.

 

     6. Экономическая эффективность в условиях чистой монополии 

     Здесь уместно провести сравнительный  анализ экономической эффек­тивности совершенной конкуренции и чистой монополии. В ус­ловиях совершенной конкуренции выполняются оба требования экономической эффективности, т. е. эффективности в сфере производства (Рх= min АТС) и эффективности в сфере распреде­ления ресурсов (Рх= МС). В условиях чистой монополии ни один из этих критериев не выполняется. Как видно на рисунке, для фирмы-монополиста условие производственной эффективности не выполняется, поскольку фирма функционирует не в нижней точки параболы АТС, а в точке В, которая расположена выше точки минимума средних валовых издержек.

     Кроме того, монополист реализует свою продукцию  по цене РА, при этом его предельные издержки составляют величину МСE, а  РА > МСЕ. Значит, не выполняется и  критерий эффективно­сти распределения  экономических ресурсов, требующий  равенства этих двух показателей. Характер самого неравенства PA > MCE свидетельствует о недопроизводстве монопольного продукта. 

     

     Рис 16 

     Если  предположить, что рассматриваемый  рынок является рынком совершенной  конкуренции, то ситуация характеризова­лась бы точкой пересечения графиков Dx и Sx, т. е. точкой I и ее параметрами — Рх и Qx (SX для случая совершен­ной конкуренции частично совпадает с графиком предельных издержек МС. А сама кривая Sx является горизонтальной суммой кривых предельных издержек всех фирм в отрасли). Конкурент­ная отрасль, таким образом, предлагает больший объем продук­ции, чем монопольный рынок, (Q1 >QA) и при более низкой цене (P1<PA).

     Проведенные выше сопоставления возможны только при до­пущении, что структура  издержек производства в конкурентной отрасли и структура издержек монополиста идентичны. В реаль­ной ситуации это встречается крайне редко. Очень часто на практике издержки монополиста оказываются ниже издержек конкурентной фирмы, так как монополия представляет собой достаточно большое производство, для которого характерен по­ложительный эффект масштаба.

     На  рисунке 17. ниже видно, что положительный  эффект масштаба производства позволяет  монополии иметь издержки на уровне, близком к минимальному (СM). Конкурентная же фирма чаще всего небольшая  по размерам (т. е. ее Qx невелик), поэтому здесь уровень издержек (СK) выше (См< CK). 

     

     Рис 17 

     Издержки  монополиста, однако, могут оказаться  выше, чем у конкурентного продавца. Подобная ситуация обычно называется Х-неэффективностью, когда издержки монополии больше, чем они могли бы быть, и точка, в которой функционирует монополист, находится над кривой LA тс, например точка в и соответствующий ей уровень издержек Св. При этом Ск < Св, что связано с некачественным использование ресурсов и, как пока­зывает практика, чаше присуще именно монополии, так как она существует вне конкурентной среды и у нее нет серьезных сти­мулов к снижению издержек. Кроме того, у монополиста всегда возрастают издержки, что связано с затратами, необходимыми для поддержания своего монопольного положения (скупка па­тентов, лицензий, относящихся к рынку ее продукции). Сравне­ние издержек монополии и конкурентной фирмы, таким обра­зом, не дает однозначного ответа о преимуществах той или иной рыночной структуры.

     И еще один аспект, на который нужно обратить внимание при Сравнительном анализе экономической эффективности чистой монополии и совершенной конкуренции, — восприимчивость к достижениям НТП (научно-технического прогресса). Сама среда функционирования конкурентной фирмы заставляет ее развивать и внедрять достижения НТП, но экономические прибыли от вне­дрения новшеств недолговечны и поэтому материальные стимулы к внедрению для этих фирм невелики. Теперь о чистой монопо­лии. С одной стороны, отсутствие конкурентной среды миними­зирует стимулы к внедрению достижений НТП. С другой сторо­ны, внедрение новшеств обычно уменьшает издержки и способ­ствует закреплению барьеров для вступления в отрасль, т. е. усилению рыночной власти фирмы-монополиста. А это является для монополиста побудительным мотивом к внедрению нов­шеств. Общая практика в целом носит сложный характер, но обычно доминирует мнение о том, что все-таки монополия менее восприимчива к НТП по сравнению с конкурентной фирмой.

     И последнее, монополия способствует неравенству в распределении  доходов. Устанавливая более высокую цену, чем конкурентная отрасль, она фактически облагает население «частным налогом». Этот налог представляет собой экономическую при­быль монополии, которая распределяется среди узкого круга лиц — владельцев предприятия-монополиста.

     Ограниченность  ресурсов, объективно существующая в  реальной экономике, обусловливает  необходимость осуществления экономического выбора. Для расширения экономического выбора и степени удовлетворения потребностей экономических субъектов  необходимо получить максимальный результат от используемых ресурсов.

     Рентабельность  продукции монополиста при отсутствии государственного контроля, как правило, превышает рентабельность продукции конкурентного предприятия. В случае проведения государственной антимонопольной политики посредством регулирования цен рентабельность продукции, особенно социально значимой, у чистой монополии может оказаться ниже, чем в других, более конкурентных, рыночных структурах.

     Факторы, влияющие на динамическую эффективность  в условиях чистой монополии, противоречивы.

     С одной стороны, действуют факторы, способствующие повышению динамической эффективности:

     - наличие значительных материальных, финансовых и трудовых ресурсов  для осуществления нововведений;

     - наличие существенных (непреодолимых) входных барьеров в отрасль, позволяющее длительное время пользоваться результатами нововведений и получать дополнительную прибыль;

     - возможность применения современных  эффективных технологий, обеспечивающих  массовый выпуск качественной  продукции, низкие средние издержки и доступные цены;

     - высокая прогнозируемость рынка,  что снижает риски при осуществлении  хозяйственной деятельности и  создает условия для осуществления  долгосрочных проектов, в наибольшей  степени способствующих росту  экономического потенциала хозяйственной системы;

     - возможность государства, выражающего  общественные интересы, осуществлять  контроль и регулирование деятельности  предприятия (отрасли);

     - ограниченные затраты на рекламу  и продвижение продукции.

     С другой стороны, имеются факторы, препятствующие повышению динамической эффективности:

     - отсутствие или недостаточное  количество конкурентов, что ограничивает  стимулы к снижению издержек  производства и совершенствованию  производства;

     - моральное устаревание капитала  при осуществлении нововведений, что требует значительных расходов на замену капитала;

     - доминирование на рынке ведет  к неэффективному формированию  импульсов от потребления к  производству, что оказывает негативное  влияние на ассортиментную и  товарную политику монополиста;

     - постепенное формирование консерватизма потребностей из-за отсутствия выбора у потребителей;

     - трудности управления крупномасштабным  производством, связанные с проблемами  обмена информацией, координации  решений, бюрократизации управления.

     В результате взаимодействия вышеуказанных факторов динамическая эффективность в условиях чистой монополии может быть выше, а, следовательно, средние издержки ниже и ассортимент продукции разнообразнее, чем в условиях совершенной конкуренции, единственной рыночной структуры, где достигается экономическая эффективность.

     Следовательно, чистая монополия для определенного  рынка может оказаться боле эффективной  рыночной структурой, чем совершенная  конкуренция.

 

     Заключение 

     В ходе выполнения реферата автором рассмотрено  поведение фирмы в условиях чистой монополии.

     В результате можно сделать следующие  выводы.

     1. Под монополией принято понимать  рыночную структуру, отвечающую  следующим условиям:

     - Выпуск товара всей отраслью  контролируется лишь одним продавцом,  который называется монополистом.

     - Производимый монополистом товар  является особым в своем роде  и не имеет близких заменителей. 

     - Монополия полностью закрыта  для входа в отрасль новых  фирм.

     - Предприятие-монополист осуществляет полный контроль над ценой.

     - Кривая спроса фирмы (отрасли) имеет отрицательный наклон.

     2. В краткосрочном периоде предприятия  располагают фиксированными производственными  мощностями. Задача предприятия  – выбор оптимального объема  производства путем применения  различного количества переменных  ресурсов и оптимальной цены, исходя из динамики спроса на продукцию. Существует два подхода к определению оптимального сочетания «цена – объем производства»: «общий доход – общие издержки»; «предельный доход – предельные издержки».

     Кривая  предложения S в краткосрочном периоде восходящая, что отражает необходимость роста цен при увеличении объемов производства. При этом она расположена выше кривой средних переменных издержек (AVC), так как, если цена товара окажется ниже средних переменных издержек, то предприятие вынуждено будет закрыться и объем производства.

     3. Монополист обеспечит равновесие в долгосрочном периоде только в том случае, если он сможет удержать контролируемую им отрасль от проникновения в нее иных фирм. Если монополист не в состоянии компенсировать свои долгосрочные издержки, то он уйдет с рынка. В противном случае его поведение в долгосрочном периоде зависит от наличия барьеров, препятствующих вступлению на рынок других предприятий.

     При этом монополист, планируя свою деятельность, осуществляет выбор из следующих вариантов поведения: максимизация прибыли; лимитирующее ценообразование; поиск ренты.

     4. Одним из возможных способов увеличения прибыли монополии является ценовая дискриминация, т.е. продажа однородной продукции в одно и то же время по разным ценам. Необходимым условием проведения ценовой дискриминации является невозможность перепродажи товара.

     В реальной экономике чаще всего встречается  ценовая дискриминация третьей степени. Условия для ее проведения возникают тогда, когда потребители определенного блага разделены на группы, различающиеся эластичностью спроса по цене.

     5. Динамическая эффективность в условиях чистой монополии может быть выше, а, следовательно, средние издержки ниже и ассортимент продукции разнообразнее, чем в условиях совершенной конкуренции, единственной рыночной структуры, где достигается экономическая эффективность.

     Следовательно, чистая монополия для определенного  рынка может оказаться боле эффективной  рыночной структурой, чем совершенная  конкуренция.

     В заключение хотелось бы отметить большую важность вопроса о монополиях, особенно для России в сегодняшний переходный период. Перед Российским государством только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно. С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику формирования и развития российских корпораций. Поэтому, как мне кажется, нашему парламенту необходимо незамедлительно разработать и принять ряд важных законов, чтобы не допустить нежелательной концентрации монопольной власти в руках небольшого числа фирм. Ведь уже сегодня рынки многих товаров фактически монополизированы, либо на них действуют две-три компании, которым никто не мешает сговариваться, распределять сферы влияния, диктовать цены. 

Информация о работе Фирма в условиях чистой монополии