Финансовые результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:56, реферат

Описание работы

В современной экономической науке термин "прибыль" и его содержание вызывают множество споров и разночтений. Существующая в настоящее время возможность неоднозначной интерпретации определений видов прибыли порождает проблемные ситуации, связанные с оценкой и исследованием этой сложной экономической категории.

Работа содержит 1 файл

1 глава целая.docx

— 108.37 Кб (Скачать)

Анализ лимита рентабельности позволяет оценить взаимосвязь  плановой прибыли и эластичности предприятия по отношению к колебаниям величины расходов при обороте капитала. Обычно строится система графиков, показывающих эту зависимость. Расчеты  производятся по формулам 1.1 и 1.2:

 

Минимальный оборот = 1 — (% постоянных расходов / 100)               (1.1)

или

Минимальный оборот = 1 — (Переменные расходы / Плановый оборот капитала)                                                                                                  (1.2 )

 

Важное значение имеет  разрыв, существующий между минимальным  оборотом, необходимым для покрытия расходов, и запланированным оборотом. Именно эта разность характеризует  степень свободы предприятия  в планировании оборота капитала.

Анализ перекрытия ликвидности  основан на соотношении издержек предприятия, являющихся денежными  расходами, и амортизацией. В этом случае определяется минимальная величина оборота капитала, необходимая для сохранения ликвидности предприятия ( Рисунок 1.1):

 

Рисунок 1.1. Определение точки ликвидности

Примечание-Источник: собственная разработка

Нормативный метод планирования прибыли основывается на расчетах плановой прибыли с помощью нормативов. В качестве таких нормативов обычно используется норма прибыли на:

  • собственный капитал;
  • активы предприятия;
  • единицу реализуемой продукции;
  • инвестируемый капитал.

Сложность данного метода заключается в разработке соответствующих  нормативов, их обосновании и количественном исчислении. Метод экстраполяции  предполагает анализ динамики за ряд  лет, выявление тенденции развития и прогнозирование прибыли на плановый период. Этот метод можно  использовать на стадии технико-экономического обоснования проекта, а также  при планировании на краткосрочный период [10,c.220].

Аналитический метод планирования прибыли основан на построении многофакторных моделей. Он учитывает влияние различных  факторов на результаты деятельности предприятия [17,c.336].

Анализ взаимосвязи «затраты, объем реализации, прибыль».

Определяется точка безубыточности реализации продукции в плановом периоде (формула 1.3).    

 

ОРтб=ПостР*100/ПУчд — ПУпр ,                                               (1.3)

 

где ОРтб — объем реализованной продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности в плановом периоде;

ПостР — планируемая величина постоянных расходов, %;

ПУчд — планируемый уровень прибыли в общем доходе от реализации продукции, %;

ПУпр — планируемый  уровень переменных затрат в общем  объеме реализации продукции, %.

Затем определяется плановая величина прибыли (формула 1.4).

 

ПП=(ОРп — ОРтб)(ПУчд — ПУпр)/100 ,                     (1.4)

 

где ПП — плановая сумма прибыли от продаж;

ОРп — плановый объем  реализации;

ОРт6 — объем реализации в точке безубыточности;

ПУчд — планируемый уровень прибыли в общем доходе от реализации продукции, %;

ПУпр — планируемый уровень переменных затрат в общем объеме реализации продукции, %.

Плановая сумма маржинальной прибыли равна (формула 1.5-1.6).

 

МП=ОРп(ПУчд — ПУпр)/100,                            (1.5)

или                                                                                              

МП=ПП+ПостР,                                                                         (1.6)

 

где МП — маржинальная прибыль.

Чистая прибыль определяется по формуле 1.7:               

 

ЧП=ПП(100- Снп)/100 ,                                          (1.7)

 

где ЧП — чистая прибыль;

Снп — средняя ставка налоговых платежей за счет прибыли.

 

Данный метод позволяет  провести многовариантные расчеты  прибыли в зависимости от изменений  в объеме реализации продукции в  натуральном выражении, планируемых  ценах, в затратах. В результате можно  рассмотреть разные варианты деятельности предприятия — от крайне пессимистического  до крайне оптимистического. Данный метод  позволяет использовать возможности  имитационного моделирования.

Целевой метод формирования прибыли позволяет провести увязку плановых показателей со стратегическими  целями управления прибылью в предстоящем  периоде. Основой метода является предварительное  определение потребности в собственных  финансовых ресурсах, формируемых за счет прибыли. Расчет ведется по каждому  элементу потребности. Суммарная потребность  в финансовых ресурсах, формируемых  за счет чистой прибыли, представляет собой целевую ее сумму. На основе целевой суммы чистой прибыли  определяется целевая величина прибыли  от продаж и маржинальная прибыль (формула 1.8).

 

ПП=ЧП*100/100-Снп ,                                              (1.8)

 

 

Полученные показатели рассматриваются  как важнейшие целевые ориентиры  развития деятельности предприятия, служат базовыми элементами для расчета  других плановых показателей.

Прогнозирование денежного  потока основывается на плане поступлений  и расходования денежных средств  в процессе осуществления деятельности предприятия. Он отражает процесс формирования прибыли как собственных ресурсов предприятия с учетом схем, сроков и величины предстоящих платежей, уровня дебиторской и кредиторской задолженности, остатков готовой продукции  на складе и других факторов, влияющих на процесс поступления денежных средств на расчетный счет предприятия  и их выбытия с расчетного счета [33,c.464].

Рентабельность производства служит одним из важнейших показателей  эффективности конечной деятельности предприятий и фирм, а также  конкурентоспособности и доходности производства товаров и услуг. Сравнение  эффективности финансовой деятельности предприятий разных масштабов, производственного  назначения и форм собственности  проводится обычно не в абсолютных, а в относительных показателях. Как известно, абсолютная величина прибыли еще не дает полной качественной характеристики производственной, экономической  и финансовой деятельности тех или  иных предприятий и фирм, компаний и корпораций. Для экономической  оценки конечных результатов деятельности отечественных и зарубежных производственных предприятий широко используются различные  показатели рентабельности. Они характеризуют  степень прибыльности предприятия, уровень его доходности, или соотношение доходов на единицу расходов [29,c.527].

Показатель рентабельности представляет собой в общем виде отношение суммы прибыли к  затратам на ее получение. На предприятиях рентабельность принято выражать в двух показателях: отдельных изделий и всего производства. Рентабельность изделий определяется в процентах как отношение совокупной прибыли, полученной от производства или реализации соответствующей продукции, к общим издержкам на ее выпуск и продажу. В реальных производственных условиях, например, рентабельность различных видов продукции может быть рассчитана по формуле 1.9:

 

Ри = (Ци - Си)/ Си * 100% ,                                        (1.9)

 

где Ри — рентабельность изделия;

 

Ци — рыночная цена изделия;

 

Си — полная себестоимость изделия.

 

Рентабельность производства является относительным показателем  эффективности использования основных фондов и оборотных средств предприятия. Она показывает степень общей прибыльности на 1 рубль затрат всех производственных ресурсов. Общая рентабельность производства определяется по следующей формуле 1.10:

 

Ро = П / (Фо + Ос) *100%  ,                                      (1.10)

 

где Ро — общая рентабельность производства;

 

П — совокупная прибыль предприятия;

 

Фо — среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия;

 

Ос — среднегодовой норматив оборотных средств предприятия.

 

Показатель рентабельности производства более объективно отражает общий уровень эффективности  производственно-хозяйственной деятельности предприятия, чем рентабельность отдельных  видов продукции, товаров и услуг. Рентабельность производства подразделяется на два вида: общая рентабельность, которая находится отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости  основных фондов и оборотных средств, и расчетная, определяемая соотношением чистой прибыли предприятия к  этим затратам.

В качестве основных показателей  рентабельности в современных рыночных условиях на отечественных и зарубежных предприятиях могут быть использованы следующие коэффициенты[18,c.458].

Рентабельность товарооборота  или продаж, характеризующая отношение  прибыли от реализации продукции  к затратам на ее производство и  сбыт. Для расчета рентабельности продаж в числителе может быть величина общей или чистой прибыли  от реализации товаров и услуг, а  в знаменателе производственные издержки или себестоимость реализованной продукции[24,c.46].

Применение показателя рентабельности продаж в процессе внутрифирменного планирования служит своего рода индикатором  ценообразования на новые товары и услуги. В зарубежной практике считается, что для установления продажной цены изделия необходимо к общим производственным издержкам  прибавить фиксированную надбавку, или маржу, исчисляемую как доля товарооборота. Эта надбавка должна обеспечивать каждой организации не только покрытие всех издержек, но и  получение нормальной прибыли или  дохода. При этом, однако, следует  иметь в виду, что величина этой плановой теоретически нормальной прибыли  и фактически получаемая величина дохода очень редко совпадают в практической деятельности предприятий. Кроме того, устанавливаемая организацией норма  прибыли очень часто определяется рыночными требованиями, а не выбирается произвольно. Тем не менее норматив рентабельности товарооборота может служить важным ориентиром как для установления нижнего предела рыночных цен, так и для планирования прибыли от реализации продукции[5,c.320].

Рентабельность собственных  средств или капитала, определяющая соотношение чистой прибыли компании и акционерного капитала с резервами. Этот показатель выступает для всех акционеров и высшего руководства  одним из главных критериев эффективности  компании. Высокий коэффициент чистой рентабельности является важным стимулом для привлечения новых акционеров и расширения деятельности фирм и компаний. Рентабельность капитала можно представить формулой 1.11:

 

 Рк = Пч / К * 100% ,                                                (1.11)

 

где Рк — рентабельность собственного капитала;

 

Пч — чистая прибыль от продажи продукции;

 

К — стоимость собственного капитала.

 

Рентабельность основных производственных фондов, отражающая отношение общей прибыли предприятия  к среднегодовой стоимости основного  капитала. Этот показатель служит для  сопоставления эффективности использования  основного капитала или производственных фондов в отдельных корпорациях  и отраслях промышленности. При определении  рентабельности основного капитала предприятия можно использовать соотношение общей или чистой прибыли к стоимости производственных фондов с учетом затрат по долгосрочной задолженности, поскольку данный показатель находится по отношению ко всем основным фондам. В общем случае рентабельность основных фондов предприятия можно выразить формулой 1.12:

 

Рф = Пб / Фо * 100% ,                                         (1.12)

 

где Рф — рентабельность основных производственных фондов;

 

Пб — балансовая прибыль предприятия;

 

Фо — среднегодовая стоимость основных фондов.

 

При планировании рентабельности отечественные предприятия, кроме  рассмотренных коэффициентов, могут  применять показатели активности, доходности, покрытия, оборачиваемости, ликвидности, риска, платежеспособности и другие финансовые нормативы и экономические критерии. Планирование основных финансовых показателей деятельности фирм и предприятий предполагает в свою очередь активное и творческое решение экономистом-менеджером следующих финансовых и управленческих проблем:

  • выбор показателей, необходимых для осуществления стратегических и текущих задач;
  • расчет основных финансовых показателей, характеризующих

степень эффективности производства и состояние финансов предприятия;

сравнение расчетных показателей  с соответствующими корпоративными, отраслевыми, национальными и мировыми их значениями в текущем, отчетном или  плановом периоде и за другие годы;

  • использование полученных показателей при составлении финансовых планов предприятия и его подразделений и выборе стратегии и тактики их будущего развития [16,c.318].

Среди множества известных  финансовых показателей, помимо рассмотренных  значений прибыли и рентабельности, важное место при планировании финансов имеют коэффициенты ликвидности, активности и доходности.

Информация о работе Финансовые результаты