Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:56, реферат
В современной экономической науке термин "прибыль" и его содержание вызывают множество споров и разночтений. Существующая в настоящее время возможность неоднозначной интерпретации определений видов прибыли порождает проблемные ситуации, связанные с оценкой и исследованием этой сложной экономической категории.
Анализ лимита рентабельности позволяет оценить взаимосвязь плановой прибыли и эластичности предприятия по отношению к колебаниям величины расходов при обороте капитала. Обычно строится система графиков, показывающих эту зависимость. Расчеты производятся по формулам 1.1 и 1.2:
Минимальный оборот = 1 — (% постоянных расходов / 100) (1.1)
или
Минимальный оборот = 1 — (Переменные
расходы / Плановый оборот капитала)
Важное значение имеет разрыв, существующий между минимальным оборотом, необходимым для покрытия расходов, и запланированным оборотом. Именно эта разность характеризует степень свободы предприятия в планировании оборота капитала.
Анализ перекрытия ликвидности основан на соотношении издержек предприятия, являющихся денежными расходами, и амортизацией. В этом случае определяется минимальная величина оборота капитала, необходимая для сохранения ликвидности предприятия ( Рисунок 1.1):
Рисунок 1.1. Определение точки ликвидности
Примечание-Источник: собственная разработка
Нормативный метод планирования прибыли основывается на расчетах плановой прибыли с помощью нормативов. В качестве таких нормативов обычно используется норма прибыли на:
Сложность данного метода заключается в разработке соответствующих нормативов, их обосновании и количественном исчислении. Метод экстраполяции предполагает анализ динамики за ряд лет, выявление тенденции развития и прогнозирование прибыли на плановый период. Этот метод можно использовать на стадии технико-экономического обоснования проекта, а также при планировании на краткосрочный период [10,c.220].
Аналитический метод планирования прибыли основан на построении многофакторных моделей. Он учитывает влияние различных факторов на результаты деятельности предприятия [17,c.336].
Анализ взаимосвязи «затраты, объем реализации, прибыль».
Определяется точка
ОРтб=ПостР*100/ПУчд — ПУпр ,
где ОРтб — объем реализованной продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности в плановом периоде;
ПостР — планируемая величина постоянных расходов, %;
ПУчд — планируемый уровень прибыли в общем доходе от реализации продукции, %;
ПУпр — планируемый уровень переменных затрат в общем объеме реализации продукции, %.
Затем определяется плановая величина прибыли (формула 1.4).
ПП=(ОРп — ОРтб)(ПУчд — ПУпр)/100 , (1.4)
где ПП — плановая сумма прибыли от продаж;
ОРп — плановый объем реализации;
ОРт6 — объем реализации в точке безубыточности;
ПУчд — планируемый уровень прибыли в общем доходе от реализации продукции, %;
ПУпр — планируемый уровень переменных затрат в общем объеме реализации продукции, %.
Плановая сумма маржинальной прибыли равна (формула 1.5-1.6).
МП=ОРп(ПУчд — ПУпр)/100,
или
МП=ПП+ПостР,
где МП — маржинальная прибыль.
Чистая прибыль определяется по формуле 1.7:
ЧП=ПП(100- Снп)/100 ,
где ЧП — чистая прибыль;
Снп — средняя ставка налоговых платежей за счет прибыли.
Данный метод позволяет провести многовариантные расчеты прибыли в зависимости от изменений в объеме реализации продукции в натуральном выражении, планируемых ценах, в затратах. В результате можно рассмотреть разные варианты деятельности предприятия — от крайне пессимистического до крайне оптимистического. Данный метод позволяет использовать возможности имитационного моделирования.
Целевой метод формирования
прибыли позволяет провести увязку
плановых показателей со стратегическими
целями управления прибылью в предстоящем
периоде. Основой метода является предварительное
определение потребности в
ПП=ЧП*100/100-Снп ,
Полученные показатели рассматриваются
как важнейшие целевые
Прогнозирование денежного
потока основывается на плане поступлений
и расходования денежных средств
в процессе осуществления деятельности
предприятия. Он отражает процесс формирования
прибыли как собственных
Рентабельность производства
служит одним из важнейших показателей
эффективности конечной деятельности
предприятий и фирм, а также
конкурентоспособности и
Показатель рентабельности представляет собой в общем виде отношение суммы прибыли к затратам на ее получение. На предприятиях рентабельность принято выражать в двух показателях: отдельных изделий и всего производства. Рентабельность изделий определяется в процентах как отношение совокупной прибыли, полученной от производства или реализации соответствующей продукции, к общим издержкам на ее выпуск и продажу. В реальных производственных условиях, например, рентабельность различных видов продукции может быть рассчитана по формуле 1.9:
Ри = (Ци - Си)/ Си * 100% ,
где Ри — рентабельность изделия;
Ци — рыночная цена изделия;
Си — полная себестоимость изделия.
Рентабельность производства
является относительным показателем
эффективности использования
Ро = П / (Фо + Ос) *100% ,
где Ро — общая рентабельность производства;
П — совокупная прибыль предприятия;
Фо — среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия;
Ос — среднегодовой норматив оборотных средств предприятия.
Показатель рентабельности
производства более объективно отражает
общий уровень эффективности
производственно-хозяйственной
В качестве основных показателей рентабельности в современных рыночных условиях на отечественных и зарубежных предприятиях могут быть использованы следующие коэффициенты[18,c.458].
Рентабельность товарооборота или продаж, характеризующая отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и сбыт. Для расчета рентабельности продаж в числителе может быть величина общей или чистой прибыли от реализации товаров и услуг, а в знаменателе производственные издержки или себестоимость реализованной продукции[24,c.46].
Применение показателя рентабельности
продаж в процессе внутрифирменного
планирования служит своего рода индикатором
ценообразования на новые товары
и услуги. В зарубежной практике
считается, что для установления
продажной цены изделия необходимо
к общим производственным издержкам
прибавить фиксированную
Рентабельность собственных
средств или капитала, определяющая
соотношение чистой прибыли компании
и акционерного капитала с резервами.
Этот показатель выступает для всех
акционеров и высшего руководства
одним из главных критериев
Рк = Пч / К * 100% ,
где Рк — рентабельность собственного капитала;
Пч — чистая прибыль от продажи продукции;
К — стоимость собственного капитала.
Рентабельность основных
производственных фондов, отражающая
отношение общей прибыли
Рф = Пб / Фо * 100% ,
где Рф — рентабельность основных производственных фондов;
Пб — балансовая прибыль предприятия;
Фо — среднегодовая стоимость основных фондов.
При планировании рентабельности отечественные предприятия, кроме рассмотренных коэффициентов, могут применять показатели активности, доходности, покрытия, оборачиваемости, ликвидности, риска, платежеспособности и другие финансовые нормативы и экономические критерии. Планирование основных финансовых показателей деятельности фирм и предприятий предполагает в свою очередь активное и творческое решение экономистом-менеджером следующих финансовых и управленческих проблем:
степень эффективности производства и состояние финансов предприятия;
сравнение расчетных показателей с соответствующими корпоративными, отраслевыми, национальными и мировыми их значениями в текущем, отчетном или плановом периоде и за другие годы;
Среди множества известных финансовых показателей, помимо рассмотренных значений прибыли и рентабельности, важное место при планировании финансов имеют коэффициенты ликвидности, активности и доходности.