Финансово-промышленная группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:01, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.

Содержание

Введение
1.Глава Понятие финансовой системы
1.1Сущность и структура финансовой системы
1.2Финансы и их роль в экономике
2.Глава Финансовая система РК
2.1. Законодательные основы развития финансовой системы РК
2.2. Состояние и проблемы финансовой системы РК
2.3. Пути совершенствования финансовой системы РК
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

финансовая система курсовая.docx

— 58.60 Кб (Скачать)

II глава. Финансовая  система РК

2.1 Законодательные  основы функционирования  финансовой системы  в РК

Финансовая система  состоит из большого количества сфер и звеньев и только проанализировав ее можно понять, как такой сложный механизм может функционировать. А источником и регулятором финансовой системы выступают законодательные и правовые акты. Именно на основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять как аккумулируются и распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы. В данной курсовой работе мы рассмотрим несколько законодательных и правовых актов, которые составляют основу финансовой системы.

Государственные финансы выступают одной из главных  сфер финансовой системы и государственный  бюджет - одно из самых больших их звеньев. Именно в нем объединяются самые главные доходы и расходы  государства. Бюджет своим инструментарием  объединяет такие основные финансовые категории как налоги, расходы, государственный  кредит и другие, в их взаимодействие и динамике. Рассматривая, социально-экономическую  сущность государственного бюджета  следует отметить, что она определяется:

· Способом производства;

· Наличием формы  собственности на средства производства;

· Функционированием  основных экономических законов  государства;

· Характером производственных отношений;

· Природой, целями и задачами государства.

· Содержание социально-экономической  сущности государственного бюджета  проявляется в том, что он одновременно является:

· Перераспределения  НД;

· Инструментом государственного регулирования и  стимулирования экономики;

· Инструментом эффективного воздействия на процессы расширенного воспроизводства;

· Ведущим звеном финансовой и бюджетной системы  государства;

В бюджете в  условиях современности централизуется значительная часть денежных ресурсов, которые являются необходимым условием для реализации государством своих  функций, таких как экономическая, социальная, политическая. Бюджет является составной бюджетной системы. А  бюджетная система регламентируется «Законом РК о бюджетной системе»

Закон Республики Казахстан  от 04.12.2008 N 96-4 
"О республиканском бюджете на 2009-2011 годы"

Статья 1.

Утвердить республиканский  бюджет на 2009 - 2011 годы согласно приложениям  соответственно, в том числе на 2009 год в следующих объемах:

1) доходы - 2 845 331 476 тысяч тенге, в том числе  по:

налоговым поступлениям - 1 827 322 214 тысяч тенге;

неналоговым поступлениям - 55 352 958 тысяч тенге;

поступлениям  от продажи основного капитала - 17 957 823 тысяч тенге;

поступлениям  трансфертов - 944 698 481 тысячи тенге;

2) затраты - 3 175 298 064 тысяч тенге; 

3) чистое бюджетное  кредитование - 46 154 983 тысяч тенге,  в том числе: 

бюджетные кредиты - 60 177 000 тысяч тенге;

погашение бюджетных  кредитов - 14 022 017 тысяч тенге;

4) сальдо по  операциям с финансовыми активами - 195 242 554 тысяч тенге, в том числе: 

приобретение  финансовых активов - 196 742 554 тысяч тенге;

поступления от продажи финансовых активов государства - 1 500 000 тысяч тенге;

5) дефицит - -571 364 125 тысяч тенге, или 3,4 процента  к валовому внутреннему продукту  страны;

6) финансирование  дефицита бюджета - 571 364 125 тысяч  тенге. 

Статья 2.

Предусмотреть в республиканском бюджете на 2009 год поступления арендных плат за пользование РК комплексом "Байконур" в сумме 14 202 500 тысяч тенге и  военными полигонами в сумме 3 061 071 тысячи тенге.

Статья 3.

Утвердить объемы поступлений в бюджет на 2009 год, направляемые в Национальный фонд Республики Казахстан, согласно приложению 4.

Статья 4.

Установить, что  в доход соответствующего бюджета  зачисляются:

по коду "Налог  на добычу полезных ископаемых" классификации  доходов единой бюджетной классификации - задолженность недропользователей по роялти, а также роялти по контрактам на недропользование, в которых сохраняются гарантии стабильности налогового режима;

по коду "Социальный налог" классификации доходов  единой бюджетной классификации - задолженность  по взносам, ранее перечислявшимся  в Пенсионный фонд, Государственный  центр по выплате пенсий, Фонд обязательного  медицинского страхования, Фонд государственного социального страхования, Фонд содействия занятости, а также отчисления пользователей  автомобильных дорог, ранее поступавшие  в Дорожный фонд.

При этом налогоплательщики, осуществляющие деятельность по контрактам на недропользование, в которых сохраняются гарантии стабильности налогового режима, уменьшают вышеуказанные отчисления или социальный налог на сумму отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленную в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном социальном страховании";

по коду "Бензин (за исключением авиационного) собственного производства, реализуемый производителями  оптом" - задолженность по сбору  с бензина, ранее поступавшему в  Дорожный фонд;

по коду "Дизельное  топливо собственного производства, реализуемое производителями оптом" - задолженность по сбору с дизельного топлива, ранее поступавшему в Дорожный фонд.

Статья 5.

Отрицательное сальдо, образовавшееся по состоянию  на 31 декабря 1998 года в результате превышения сумм начисленных работодателями пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, выплачивавшихся из Фонда  государственного социального страхования, над начисленной суммой отчислений в указанный фонд, ежемесячно засчитывается  в счет уплаты социального налога в пределах 4 процентов от фонда  заработной платы.

2.2 Состояние и проблемы  развития финансовой  системы РК

По мнению многих экспертов, Казахстан уже преодолел  наиболее болезненный после достижения финансовой стабилизации пик структурных  экономических преобразований и  добился заметных успехов, реализуя собственную стратегию и, тактику  экономических реформ.

В Казахстане за пятнадцать лет независимости полностью  изменилась система экономических  и социальных отношений. Со времени  начала в 1994 году глобальных экономических  реформ в значительной мере достигнута финансовая стабилизация, близится к  завершению приватизация всей государственной  собственности, наметился подъем производства. Если в 1993 году инфляция составляла свыше  двух тысяч процентов, то в 2001 году она  снизилась до 23,7%, а сегодня составляет около 7-9 %. Произошли практически  полная либерализация цен и отмена большинства ограничений в сфере  внешней торговли.

В 1996 году впервые  за последние годы был обеспечен  рост валового внутреннего продукта по сравнению с предыдущим годом  на 0,5 %. Ставка рефинансирования Национального  Банка Республики Казахстан, достигавшая  в середине 1994 года 450-480%, снизилась  более чем в 20 раз.

Проведение рациональной политики государственных расходов обеспечило снижение уровня дефицита бюджета.

В свою очередь, это позволило заложить прочный  фундамент обеспечения финансовой стабилизации экономики: созданы реальные предпосылки привлечения инвестиций, способствующие умеренному экономическому росту, подъему и структурной  перестройке национальной экономики  и улучшения на этой основе качества жизни населения.

Одним из основных разделов правительственной программы  по углублению реформ являлось реформирование системы управления финансовыми  ресурсами страны и ее адаптация  к рыночным условиям. В этой связи, в последние годы усилия правительства  были направлены прежде всего на рационализацию бюджетных расходов, укрепление финансовой дисциплины, создание реального собственника и стимулирование привлечения инвестиций в развитие экономики республики, совершенствование межбюджетных отношений и формирование эффективного механизма управления государственным внешним и внутренним долгом, укрепление и развитие рынка государственных ценных бумаг и других инструментов рыночной инфраструктуры.

Несмотря на сложность экономической ситуации, в последние годы из республиканского бюджета выделялись значительные средства на поддержку отечественных товаропроизводителей, санацию и реабилитацию государственных  предприятий, финансирование инвестиционных и социальных проектов, объектов малого и среднего бизнеса. В частности, только в 200б году на эти цели направлено свыше 15% бюджетных средств, или 26,9 млрд. тенге, в том числе на развитие агропромышленного комплекса - 9,8 млрд. тенге, или 91,4% к прогнозу. Кредиты  для финансирования инвестиционных проектов составили 3,6 млрд. тенге, или 99,5% к плану, а Реабилитационному банку на проведение процедур по неплатежеспособным предприятиям - 5,8 млрд. тенге, или 97,1% к плану.

С целью привлечения  иностранного капитала для расширения производства и приобретения навыков  по маркетингу и управлению в 2005- 2006 годы осуществлялась передача ряда крупных  предприятий черной и цветной  металлургии, химической отрасли иностранным  инвесторам. Можно, конечно, как угодно критиковать правительство за эти  меры, тем более, что никто не застрахован от ошибок в таком чрезвычайно сложном и абсолютно новом для нас деле, но факт остается фактом. Этими предприятиями только за 2006 год произведено продукции более чем на 190 млрд. тенге, что составляет почти 28% от общего объема промышленной продукции.

По сравнению  с соответствующим периодом 2005 года возросло производство стали (на 6%), проката  готового (на 7%), меди рафинированной (в 1,4 раза), магния и магниевых сплавов (в 1,5 раза), свинца в концентрате (на 5,8%), глинозема (на 5,8%). Возросло также производство железной руды и чугуна. Но самое главное - здесь удалось сохранить занятость, избежать крупных социальных конфликтов и сейчас предпринимаются меры по усилению контроля за налоговыми поступлениями от этих предприятий. Ключевой задачей правительства остается создание реального собственника, что позволит расширить доходную базу бюджета. В 2006 году значительно ускорились темпы проведения приватизации в соответствии с отдельными индивидуальными проектами. В настоящее время почти все крупные предприятия находится в частных руках. На данном этапе проводится большая работа по завершению приватизации объектов по индивидуальным проектам.

Вместе с тем, как и в других странах с  переходной экономикой, развитие бюджетной  сферы за последние годы у нас  сдерживалось снижением уровня государственных  доходов, как следствие жесточайшего кризиса и высокой инфляции в  предыдущие годы, ухудшения финансового  состояния и финансовой дисциплины, прежде всего, на государственных предприятиях, слабого налогового администрирования  и сложностей с налогообложением растущего частного сектора. К примеру, доходы государственного бюджета к уровню ВВП снизились с 22,3% а 2003 году до 16,9% в 2006 году, в том числе налоговых поступлений с 15,6% до 11% к ВВП.

Основная доля налоговых поступлений в 2006 году была обеспечена за счет налогов с  потребителей - 40,7% к общей сумме  налогов.

В 2007 году доходы бюджета составят 15,3% к ВВП, в том  числе налоговые - 11,7%, в 2008 год соответственно - 16,4% и 12,2% к уровню ВВП.

Для решения  крупных проблем, относящихся к  общей политике в области государственных  расходов, в 2006 году были начаты крупномасштабные реформы: по оптимизации сети и структуры социальной сферы, реорганизации системы центральных и местных исполнительных органов, реформированию жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты и пенсионного обеспечения населения.

Приоритетными направлениями расходования государственных  средств будут образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение. В целом, доля расходов на социальные программы по проекту бюджета  на 1998 год составила 61,5% всех расходов государства.

Для решения  социальных задач республики в 2007 году правительством Республики Казахстан  были предприняты серьезные шаги по укреплению доходной части государственного бюджета. Основными направлениями  в данной области явились усиление контроля за поступлениями налогов и работа с отдельными налогоплательщиками, совершенствование методов администрирования за сбором налогов, модернизация и компьютеризация налоговых служб республики. Однако эти меры не дали быстрого эффекта и в 2006 году финансовые возможности государственного бюджета были ограничены. В этой связи, основной акцент в бюджетной политике этого года был направлен на более эффективное управление государственной собственностью, рациональное использование государственных финансов, усиление контроля за целевым расходованием средств налогоплательщиков. Работа в этом направлении будет проводиться постоянно и систематически.

Информация о работе Финансово-промышленная группа