Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:01, реферат
Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.
Введение
1.Глава Понятие финансовой системы
1.1Сущность и структура финансовой системы
1.2Финансы и их роль в экономике
2.Глава Финансовая система РК
2.1. Законодательные основы развития финансовой системы РК
2.2. Состояние и проблемы финансовой системы РК
2.3. Пути совершенствования финансовой системы РК
Заключение
Список литературы
План работы
Введение
1.Глава Понятие финансовой системы
1.1Сущность и структура финансовой системы
1.2Финансы и их роль в экономике
2.Глава Финансовая система РК
2.1. Законодательные
основы развития финансовой
2.2. Состояние и проблемы финансовой системы РК
2.3. Пути совершенствования финансовой системы РК
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность
темы исследования. Надежная финансовая
система является стержнем в развитии
и успешного функционирования рыночной
экономики и необходимой
I глава. Теоретические аспекты функционирования финансовой системы
1.1 Понятие финансовой системы
Финансовая система государства представляет собой совокупность финансово-экономических институтов, каждый из которых опосредует фонд денежных средств, это определение в экономическом смысле.
В юридическом смысле под финансовой системой понимается совокупность финансовых учреждения государства (финансовое ведомство и его подразделения, налоговые органы, государственные банки, государственные страховые компании). Финансовая система РК носит рыночный характер и обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций.
Финансовая система может быть построена на принципе единства, либо на принципе относительной автономности институтов финансовой системы.
Общественные
отношения, выступающие предметом
финансового права в целом, так
и отдельных его институтов, в
частности, являются финансово-экономическими
отношениями. Определенные группы этих
отношении образуют институты финансовой
системы (финансово-экономические
Финансовая система предполагает:
1. финансовое устройство;
2. правовые основы денежной системы;
3. управление в области финансов;
4. финансовое планирование;
5. финансовый контроль
Принципы организации финансовой системы можно определить так:
1 ) финансы любой страны носят организованный характер, они подразделены на определенные фонды денежных средств, опосредованные финансово-экономическими институтами.
2) институт, посвященный организации денежной системы в cтране касается всех существующих в государстве денежных отношений (финансовых. товарно-денежных, отношений по оплате труда).
3) управление
в области финансов всегда
носит организационный
4) финансовое планирование роста дается на бюджетное планирование, банковское планирование, планирование финансов гос.предприятий и организаций.
5) финансовый
контроль принимает виды
Финансовая система государства представляет собой совокупность различных финансовых звеньев и финансовых отношений. В экономическом литературе финансовая система исследуется в трех аспектах:
1. Совокупность финансовых отношений.
2. Совокупность фондов денежных средств.
3. Финансовый аппарат управления.
Финансовые отношения
представляют собой совокупность экономических
отношений, возникающих между
Например:
финансовые отношения между государством и предприятием - это взнос платежей в бюджет (налоги, прибыль), а также дотации и кредиты.
финансовые отношения между предприятиями - это долевое участие в создании совместных предприятий; взаимное кредитование: купля-продажа ценных бумаг.
финансовые отношения между предприятием и его работниками -это движение фонда материального труда (зарплата, дивиденды, премии).
финансовые отношения между предприятием и кредитной системой осуществляют при оплате процентов за предоставление кредитов.
финансовые отношения между государством и населением - это уплата подоходного налога; откладывание средств на лицевые счета, получение ссуд.
Финансовая система
представлена централизованными финансами
с децентрализованными
Централизованные (общегосударственные) финансы:
бюджет (республиканский и местный);
специальные внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд содействия занятости населения, дорожный фонд, инвестиционный и др.).
Децентрализованные финансы:
- финансы предприятий
и организаций народного
- финансы населения
(уплата подоходного налога, получение
материальных и нематериальных
благ, оплачиваемые услуги, оплата
труда за исключение товаров
в кооперативах и других
Финансовая система РК носит рыночный характер, обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций.
По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распредeлительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и opганизации; страхование; государственные финансы.
Внутри каждой
из названных сфер выделяются звенья,
причем группировка финансовых отношений
осуществляется в зависимости от
характера деятельности субъекта, оказывающей
определяющее влияние на состав и
назначение целевых денежных фондов.
Этот критерий позволяет выделить в
сфере финансов предприятий (учреждений,
организаций) такие звенья, как финансы
предприятий, функционирующих на коммерческих
началах: финансы учреждений и организаций,
осуществляющих некоммерческую деятельность;
финансы общественных объединений.
В страховой сфере, где характер
деятельности субъекта предопределяет
специфику объекта страхования,
в качестве звеньев выступают: социальное
страхование, имущественное и личное
страхование, страхование ответственности,
страхование
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.
Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий. внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости oт формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают cсущественное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.
1.2 Структура финансовой системы
На современном
этапе государственная
Государственный бюджет - основное средство
перераспределения национального дохода.
Через это звено финансовой системы перераспределяется
до 40% национального дохода страны. В госбюджете
сосредоточиваются крупнейшие доходы
и наиболее важные в политическом и экономическом
отношении общегосударственные расходы.
В нем находят органическую увязку основные
финансовые институты - налоги, внутренние
займы, расходы.
Основными доходами
государственного бюджета выступают
налоги, составляющие от 70 до 90% и более
общей суммы его доходов. За государственным
бюджетом в странах с развитой
рыночной экономикой закреплены главные
налоги - подоходный налог с физических
лиц, налог на прибыль корпораций,
акцизы, налог на добавленную стоимость,
таможенные пошлины. Из государственного
бюджета производятся и основные
расходы на: военные цели, вмешательство
в экономику, содержание государственного
аппарата, социальные расходы, субсидии
и кредиты развивающимся
Государственный бюджет в силу своего
положения тесно связан с другими звеньями
финансовой системы. Он выступает координирующим
центром, оказывающим в условиях рыночной
экономики необходимую им помощь. Эта
помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов,
гарантий обеспечивает нормальное функционирование
остальных звеньев финансовой системы,
решение ими возложенных на них задач.
Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства.