Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:01, реферат
Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.
Введение
1.Глава Понятие финансовой системы
1.1Сущность и структура финансовой системы
1.2Финансы и их роль в экономике
2.Глава Финансовая система РК
2.1. Законодательные основы развития финансовой системы РК
2.2. Состояние и проблемы финансовой системы РК
2.3. Пути совершенствования финансовой системы РК
Заключение
Список литературы
Соотношение объемов расходов, проходящих через различные виды бюджетов, в разных странах неодинаково. Так, в Финляндии, Германии, Норвегии, Франции за счет территориальных бюджетов расходуется больше средств, чем за счет центрального. Различия в размерах средств, проходящих через разные виды бюджетов, объясняются определенными уровнями финансовой ответственности центральных и региональных органов власти за осуществление главным образом социальных программ, финансирование которых является наиболее крупной частью бюджетных расходов.
Из местных бюджетов осуществляются затраты на экономическую и социальную инфраструктуру: местный транспорт, водо- и газоснабжение, строительство школ (в Германии эти расходы составляют 1/4 расходов местных бюджетов, в Японии и Франции - более 1/3, а в бюджетах Великобритании и США - свыше 40%), больниц и прочих социальных учреждений. Увеличивается доля, приходящаяся на местные органы власти в финансировании реконструкции городов, благоустройства промышленных зон, в ассигнованиях на коммунальное и жилищное строительство. К затратам из местных бюджетов относятся также расходы на содержание местных административных органов, полиции и суда, на транспортное и дорожное строительство. За счет местных бюджетов финансируется и здравоохранение. Например, в Норвегии, Швеции, Финляндии эти затраты составляют более 50 % бюджетных расходов.
Одной из существенных статей местных бюджетных расходов являются затраты, связанные с погашением полученных займов и выплат процентов по ним. К примеру, во Франции на выплату процентов по займам и ссудам приходится выделять более 10%, а на погашение полученных займов - около 20% всех расходов бюджетов муниципалитетов.
Следующим звеном
местных финансов развитых зарубежных
государств являются специальные местные
фонды, имеющие, как правило, целевой
характер. Например, за счет специальных
кредитных фондов местные органы
проводят займовые операции, за счет фондов
социального страхования
Самостоятельным звеном местных финансов являются местные государственные предприятия. К ним относятся муниципальные, дорожные, транспортные предприятия, предприятия газо-, энерго- и водоснабжения, а также жилищное хозяйство. Местные предприятия занимаются обслуживанием населения, оказывают помощь частному капиталу в сооружении новых объектов. Местные предприятия функционируют на принципах самоокупаемости, в местных бюджетах отражаются только убытки от их деятельности или прибыль. В отдельных странах в доходы местных бюджетов включаются валовые доходы местных предприятий, а в расходы - затраты на их текущую деятельность. Капитальные расходы на строительство предприятий местного значения, как правило, финансируются за счет займов, размещаемых местными органами управления.
Специальные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов. Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступают государственный и местные бюджеты. Но ограниченность ресурсов и ряд факторов обусловливают целесообразность параллельного использования и другой формы - специальных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственные процессы и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильности экономики. Во-вторых, правительство получает денежные средства, находящиеся в значительной мере вне эффективного финансового контроля со стороны законодательной власти, т.к. эти фонды, как правило, автономны от бюджета. В-третьих, отвлекая часть определенных расходов из бюджета, внебюджетные фонды сокращают его дефицитность.
Активное сальдо фондов может использоваться для покрытия дефицита бюджета через кредитные операции.
Таким образом,
специальные правительственные
фонды - это форма перераспределения
и использования финансовых ресурсов,
привлекаемых государством для финансирования
своих мероприятий. Порядок образования
и использования данного звена
финансовой системы регламентируется
законодательством. К ним относятся
различные фонды, специальные сметы
и счета. В развитых зарубежных странах
число крупных специальных
Специальные фонды создаются двумя путями:
· выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
· формированием спецфонда по особому решению законодательного органа конкретным назначением.
В финансовой системе зарубежных стран специальные фонды занимают важное место. Объем концентрируемых в них средств значителен. Во Франции спецфонды по размеру приближаются к государственному бюджету страны, в Японии из них финансируется свыше половины государственных расходов, в Великобритании -- 1/3. На специальные фонды возлагаются прежде всего такие функции, как экономическая и социальная. С их помощью возможно:
· влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
· обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
· оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфрастуктуры в целом;
· предоставлять
займы, в т.ч. зарубежным партнерам,
включая иностранные
Источники формирования
специальных фондов во многом предопределяются
характером и масштабностью задач,
для реализации которых они создаются.
На разнообразие источников и их величину
оказывает влияние
Следовательно,
источники формирования спецфондов
имеют как относительно постоянный, так
и временный характер. Они могут быть разными
на территории государства, различаясь
по административно-
Главными методами мобилизации средств при образовании фондов выступают специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств государственного и местных бюджетов, ресурсы из которых поступают в виде безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых поступлений. Доходами специальных фондов могут также выступать добровольные взносы и заемные средства.
Направление расходования
средств, поступающих во внебюджетные
фонды, обусловливается назначением
фондов, конкретными экономическими
условиями и содержанием
Управление каждым фондом осуществляет административный аппарат, который имеет определенные права и обязанности, оговоренные уставом или законом.
Правительства западных стран стремятся увеличить число фондов для получения в свое распоряжение больших средств. Но недостаток финансовых ресурсов и сложность управления ими вынуждают время от времени объединять фонды или ликвидировать некоторые их них.
В финансовой системе зарубежных стран важное место принадлежит государственным предприятиям. На современном этапе развития, несмотря на проведенную в 80-х гг. приватизацию, государственная собственность в этих странах сохраняет сильные позиции в экономике. Государственные предприятия получают многочисленные заказы, обеспечивая частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта по ряду изделий, стимулируют процесс накопления капитала путем перераспределения национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через низкие цены и тарифы на продукцию государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными) и инвестирование собственных средств в малорентабельные отрасли экономики.
Можно выделить несколько причин образования государственных предприятий, которые часто переплетаются и действуют одновременно.
1.Экономические
причины вызваны
Широкое внедрение
новой техники и научных
2. Развитие вышеназванных
отраслей, проведение исследовательских
работ требуют крупных
3.Политические
причины обусловлены развитием
интернационализации, что
Важнейшее значение
имеют государственные
Отличительной чертой государственных
корпораций является их "автономность",
т.е. их повседневная производственная
деятельность находится вне парламентского
контроля; финансы отделены от государственного
бюджета. Смешанные предприятия - это предприятия,
часть капитала которых принадлежит государству.
Они создаются в результате приобретения
государством части акций предприятия
или строительства государством предприятий
с привлечением к его участию частного
капитала. Управление такими предприятиями
аналогично управлению акционерными обществами.
Предприятия, находящиеся
на бюджетном финансировании, входят
в состав управлений соответствующих
министерств или
Взаимоотношения государственных корпораций с бюджетной системой осуществляются по линии уплаты ими налогов в государственный и местные бюджеты, процентов за кредиты и получение из центрального бюджета субсидий, главным образом на финансирование капитальных вложений, дотаций и кредитов под высокие проценты. Взаимоотношения смешанных предприятий с государственным бюджетом по линии налогов складываются так же, как и у обычных акционерных обществ. Взаимоотношения предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, с бюджетом строятся по так называемому принципу брутто или нетто. В первом случае в бюджет включаются валовые доходы и расходы предприятий, во втором - отражается только положительное или отрицательное сальдо. Такие предприятия находятся на самостоятельном, автономном бюджете, а в государственном или местных бюджетах учитываются лишь финансовые результаты их деятельности. Как правило, в настоящее время в большинстве стран применяется принцип нетто.