Финансовая система и политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность понятий финансовой системы и финансовой политики государства.
Методами исследования данной работы являются общенаучные методы исследования, такие как диалектика, анализ и синтез, сравнение, системный подход, специальные способы и приемы бухгалтерского учета и экономического анализа.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 80.81 Кб (Скачать)

     Финансовая  политика Республики Беларусь регламентируется следующими документами:

  • Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год;
  • Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год;
  • Законом Республики Беларусь о бюджете на соответствующий год;
  • Концепцией развития банковской системы Республики
  • Беларусь на соответствующий год;
  • Национальной программой привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на соответствующий год;
  • Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и др.

     В отличие от денежно-кредитной политики, ведущейся на основе долгосрочной программы  развития банковского сектора и  денежно-кредитной сферы, бюджетное  планирование в республике, как правило, охватывает лишь очередной финансовый год. Но необходимо предусматривать  преобразования в бюджетном секторе  на среднесрочную перспективу. В начале 2003 г. началась работа над основными направлениями бюджетно-налоговой политики. 2004 г. отметился целенаправленным движением к формированию эффективной бюджетной системы, которое должно завершиться введением в действие Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

     Основные  положения документов, определяющих финансовую политику, следующие:

  • обеспечение устойчивого экономического роста на качественном уровне, позволяющее повысить реальные доходы населения;
  • создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабилизации;
  • снижение налоговой нагрузки;
  • повышение эффективности государственных расходов и сокращение уровня расходов бюджета по отношению к ВВП;
  • поэтапная консолидация государственных ресурсов в бюджете;
  • концентрация бюджетных средств с целью реализации важнейших государственных программ и мероприятий;
  • оптимизация и совершенствование управления государственным долгом.

     Фискальное  регулирование в республике проводится практически ежегодно. Это связано  с неустойчивой экономической конъюнктурой, нуждающейся в постоянной корректировке.

     Значительные  отчисления в республиканский и местные фонды весьма негативно влияют на финансово-хозяйственную деятельность белорусских предприятий. Они снижают конкурентоспособность отечественной продукции и ставят под угрозу дальнейший экономический рост. Чтобы уменьшить местные и республиканские сборы, необходимо сократить расходы бюджетных фондов.

     Важным  дискреционным шагом стало включение  в 2004 г. в республиканский бюджет Фонда социальной защиты населения. Это дало заметный рост как доходов, так и расходов бюджета. На долю фонда в доходах консолидированного бюджета приходится 28,3%, а в расходах – 27,5%.

     В 2004 г. в бюджетно-налоговой сфере  была сделана еще одна значительная подвижка: благодаря внесенным изменениям методология составления бюджета  приблизилась к международным стандартам. Так, начиная с 2004 г., средства от реализации государственной собственности  относятся не к капитальным доходам, а к источникам финансирования дефицита бюджета. Прекращая финансирование дефицита за счет кредитов Национального  банка, государство получает возможность  не только снизить темпы роста  совокупной рублевой денежной массы (это  должно положительно воздействовать на уровень инфляции в стране), но и  существенно изменить финансирование программы жилищного строительства. Вместо целевых кредитов Национального  банка правительству в источниках финансирования жилищного строительства  начинают доминировать кредитные ресурсы  банков и бюджетные ассигнования в основном средства местных жилищных фондов и субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставляемым  населению на строительство жилья. В то же время льготные кредиты  перестают способствовать увеличению прибыльности банковского сектора.

     Признаком стабильности бюджетно-налоговой системы  в мировой практике служат следующие  пороговые значения:

  • дефицит бюджета – не более 3% ВВП;
  • уровень государственного долга для переходных экономик – не более 55% ВВП;
  • уровень платежей по обслуживанию внешнего долга в объеме доходов бюджета – не более 30%.

     В Республике Беларусь показатели финансовой безопасности находятся в допустимых границах и далеки от критических  значений.

     Фундаментом успешной бюджетно-налоговой политики должно быть не просто формальное избавление от бюджетного дефицита, но и устранение порождающих его проблем. Этого можно достичь, сформировав благоприятную инвестиционную и конкурентную среду, устранив препятствия, тормозящие экономическую активность хозяйствующих субъектов.

     В рамках финансовой политики особое внимание следует уделять активизации  инвестиционных процессов. Этого можно  достичь только при условии существенного  улучшения инвестиционного климата  во всех его составляющих, что является задачей действенной инвестиционной политики.

     Инвестиционный  климат – это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, правовых, политических и организационных предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему, Как правило, оценку инвестиционного климата осуществляют применительно к макроэкономической сфере.

     Инвестиционный  климат нашей страны неустойчив, он постоянно меняется то в лучшую, то в худшую сторону. Сегодня позиции  Республики Беларусь в зарубежных рейтингах  незавидны. Кризис инвестиционной сферы  проявляется в недостаточных  объемах капиталовложений во все  отрасли экономики и отсутствии интереса к развертыванию деятельности на территории Беларуси со стороны  отечественных и иностранных  инвесторов. Это является главной  причиной дефицита внутренних и внешних  инвестиций, бегства частного капитала за границу (в более привлекательные  регионы) и, как следствие, – невыполнения государственных инвестиционных программ.

     С 2000 г. в Беларуси проводится достаточно жесткая денежно-кредитная политика. Это позволило снизить темпы  инфляции и создало условия для  оздоровления финансовой сферы. Положительный  уровень реальных процентных ставок и относительная стабильность рыночного  курса белорусского рубля обеспечили сбалансированность спроса и предложения  на денежном рынке.

     Усложнение  финансовых проблем, неудовлетворительное финансовое состояние ряда отечественных  субъектов хозяйствования, в свою очередь, блокируют рост инвестиций и обновление основных средств. Не удалось  в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений.

     С принятием в 2001 г. Инвестиционного  кодекса Республики Беларусь значительно  улучшилась правовая среда для инвестиционной деятельности. Вместе с тем сохраняются  серьезные недостатки: противоречивость нормативных правовых актов, непоследовательность и наличие взаимоисключающих  норм.

     В 2006-2010 гг. источником устойчивого экономического роста может стать только форсированное  расширение инвестиций в основной капитал  при возрастающем внутреннем спросе на них. Важнейшей проблемой белорусской  экономики является инвестиционное обновление основного капитала. Особенно остро она стоит в экспортно-ориентированных  отраслях промышленности, где износ  активной части основных фондов достиг 75-85% при критическом уровне 60%. В  последнее время ведущие экспортеры не в состоянии обеспечить воспроизводство  продукции, конкурентоспособной на внешних рынках. Сокращаются экспортные поставки тракторов, холодильников, морозильников, химических нитей. Дополнительные сложности  возникли в 2007 г. в связи с повышением Российской Федерацией цен на нефть  и газ, поставляемые в Беларусь.

     Для Республики Беларусь денежно-кредитное  и бюджетно-налоговое регулирование  играет особую роль, так как проблемы инфляции, дефицита бюджета, стабильности рубля, кредитования носят первостепенный характер.

     Беларусь  сравнительно недавно стала независимым  государством и еще не успела выработать традиции ведения национальной экономики  в качестве самостоятельной единицы. Для нее важно использовать опыт, накопленный развитыми странами, у которых финансовая система  носит устойчивый и стабильный характер.

     В условиях глобализации финансов в современном  мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства  не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние  экономики, ее национальные особенности. Она должна ориентироваться и  на соответствующие требования и  стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

     Таким образом финансовую политику Беларуси на современном этапе можно охарактеризовать, как стабильную. Это выражается в достижении макроэкономического равновесия, которого власти добивались с распада СССР. Путем различного рода мер государство добилось улучшения финансовой обстановки, и в сегодняшних условиях финансовая политика лишь нуждается в некоторых корректировках и улучшениях, которое правительство планирует реализовывать в последующие годы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Современная действительность показывает тесную взаимосвязь  и взаимозависимость характера  и эффективности финансовой и  экономической политики. Эта взаимозависимость  реализуется с помощью финансовых, бюджетных, налоговых, кредитных, денежных инструментов, системой законодательства, программированием и прогнозированием социально-экономического развития страны и ее регионов, кредитно-денежными  учреждениями. Укрепление финансовой системы в экономике требует  более полного учета возможностей финансового рынка для активизации  инвестиционной деятельности путем  создания дополнительных стимулов к  вовлечению свободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов и фондов. Чтобы преодолеть негативные тенденции в социальной политике, необходимо изменить типологию финансовой политики, усилить ее положительную  социальную функцию. Эффективная финансовая политика должна стать рычагом формирования в Беларуси социально ориентированной  рыночной экономики.

    Роль  и значение финансовой политики состоит  в том, что она кардинально  формирует финансовую науку и  практику финансовых отношений. Финансовой политике подвластно все в области  финансов и не только. Она подчинена  и несамостоятельна лишь по отношению  к политическому курсу в области  экономики. Изучая финансовые и кредитные  дисциплины финансовой политикой не заниматься нельзя. Всякий раз, когда  говорится о недостатках инструмента  или механизма, о целях и путях  их достижения, возникающих задачах  и проблемах в области финансов, денежного обращения и кредита, - ставится вопрос о политике.

    Финансовая  политика, проводимая в государстве  национальна. Нет финансовых политик  без специфики, ментальности, своеобразия  политических и экономических условий. Финансовые политики-близнецы во многих странах не есть финансовые политики одной страны. Похожесть лишь подчеркивает наличие общего в системе различий. Улучшение управления финансами, кредитом и денежным оборотом требует расширения и углубления национальных научно-практических исследований стратегии и тактики проведения финансовой политики, адаптированных к финансово-кредитному состоянию экономики. Современная эффективная финансово-кредитная политика базируется на соблюдении фундаментальных основ организации управления финансами в государстве. Обобщение и анализ существующих воззрений на финансовую политику и теоретическая интерпретация практики ее проведения позволяет приблизиться к решению задачи создания основ спецкурса по финансовой политике в реформируемой экономике.

      Финансовая  система включает в себя бюджеты  различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды. В рамках элементов финансовой системы формируются  финансовые ресурсы как количественно  определенная и специально предназначенная  сумма денежных средств.

      Надежность  финансовой системы в экономике  имеет огромное социально-экономическое  значение. Состояние финансовой системы  затрагивает материальные интересы каждого члена общества, ущемление  которых с неотвратимостью вызывает серьезные негативные политические, социальные и экономические последствия, способные расшатать основы общества. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Информация о работе Финансовая система и политика государства