Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:08, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность понятий финансовой системы и финансовой политики государства.
Методами исследования данной работы являются общенаучные методы исследования, такие как диалектика, анализ и синтез, сравнение, системный подход, специальные способы и приемы бухгалтерского учета и экономического анализа.
В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.
Применительно к Республике Беларусь различают вышестоящий бюджет и нижестоящий бюджет. Вышестоящий бюджет – это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно – территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно – территориальной единицы.
Нижестоящий
бюджет – это бюджет нижестоящей административно-
Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов.
Различают
еще такое понятие, как «консолидированный
бюджет», который представляет собой
совокупность бюджетов Республики Беларусь
или соответствующей
Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения и районного бюджета. Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, городов областного подчинения и областного бюджета. Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска.
Министерство
финансов Республики Беларусь и местные
финансовые органы ежегодно составляют
консолидированные бюджеты
Бюджетная политика государства в сжатом выражении – это выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета
С
обретением Беларуси суверенитета бюджетная
политика получила качественно иное
содержание. Стратегический курс на построение
социально ориентированной
В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно выделить следующие:
Государственный
бюджет является важнейшим звеном финансовой
системы страны, имеющей тесную взаимосвязь
со всеми другими ее звеньями.
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. Через финансовую политику осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.
Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию и тактику финансовой политики.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.
Говоря о типах финансовой политики, отмечают прежде всего 3 разновидности:
Классическая политика являлась основным типом финансовой политики большинства стран до конца 20-х годов XX века. Основывалась на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей.
Основные направления:
Государство
стремилось к уменьшению расходов бюджета,
сводившихся в основном к расходам
на военные цели, выплату процентов
по государственному долгу и его
погашению и управлению. Система
налогов (в основном косвенные и
имущественные налоги) должна была
создать необходимые
Система управления финансовой деятельность была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).
Регулирующая финансовая политика получила развитие во многих странах мира с конца 20-х XX века и действует претерпевая некоторые изменения в нынешнее время.
В ее основу были положены труды по экономической теории английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Основывалась на необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.
Финансовая
политика наряду с ее традиционными
задачами стала преследовать цель использования
финансового механизма для
Большое
внимание в финансовом механизме
уделяется системе
Изменилась
и система управления финансами.
Выделяются отдельные службы, занимающиеся
планированием бюджета и
В
целом, кейнсианская регулирующая финансовая
политика обеспечила в 30-60-х годах
стабильный экономический рост, высокий
уровень занятости и
В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Не отказываясь от вмешательства государства в экономику и социальную область в целом, существенно его ограничила.
Финансовый
механизм в этих условиях исходит
их необходимости сокращения объема
перераспределения
Следует
отметить, что различные разновидности
регулирующей финансовой политики тесно
взаимосвязаны между собой. Поэтому
одинаковые или похожие инструменты
финансового механизма
Планово-директивная
финансовая политика применяется в
странах, использующих административно-командную
систему управления экономикой. Основана
такая политика на государственной
собственности на средства производства,
что позволяет осуществлять прямое
директивное руководство всеми
сферами экономики и социальной
жизни, в том числе и финансами.
Ее цель – обеспечение максимальной
концентрации финансовых ресурсов у
государства для их последующего
перераспределения в
Управление
финансами осуществлялось из единого
центра Министерства финансов, которое
занималось всеми вопроса использования
финансового механизма в
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Сначала показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.
Финансы
– специфическая форма
Финансовая политика активно влияет на экономическое развитие общества. Посредством финансовой политики определяются:
Содержание финансовой политики определяется единством трех основных звеньев:
Информация о работе Финансовая система и политика государства