Финансовая система и политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность понятий финансовой системы и финансовой политики государства.
Методами исследования данной работы являются общенаучные методы исследования, такие как диалектика, анализ и синтез, сравнение, системный подход, специальные способы и приемы бухгалтерского учета и экономического анализа.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 80.81 Кб (Скачать)

     В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования  финансовых ресурсов для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местных органов  самоуправления.

     Применительно к Республике Беларусь различают  вышестоящий бюджет и нижестоящий  бюджет. Вышестоящий бюджет – это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно – территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно – территориальной единицы.

     Нижестоящий бюджет – это бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканскому бюджету.

     Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В настоящее время в  соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов.

     Различают еще такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой  совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной  единицы Республики Беларусь.

     Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения и  районного бюджета. Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, городов областного подчинения и областного бюджета. Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска.

     Министерство  финансов Республики Беларусь и местные  финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно  – территориальных единиц.

     Бюджетная политика государства в сжатом выражении  – это выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета

     С обретением Беларуси суверенитета бюджетная  политика получила качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики – со всеми присущими  ей закономерностями развития – предъявляет  к бюджетной политике государства  требование служить эффективным  инструментом регулирования совокупного  спроса в зависимости от текущих  экономических условий и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения  стабилизации экономики страны.

     В качестве критериев эффективности  бюджетной политики можно выделить следующие:

  • уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
  • уровень выполнения бюджетных обязательств;
  • величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
  • объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
  • величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
  • динамику валового внутреннего продукта;
  • уровень безработицы;
  • степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

     Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны, имеющей тесную взаимосвязь со всеми другими ее звеньями. 

СУЩНОСТЬ  И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

     Финансовая  политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. Через финансовую политику осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.

     Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает  стратегию и тактику финансовой политики.

     В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

     Финансовая  стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

     Финансовая  тактика направлена на решение задач  конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения  способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика  должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.

     Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

     Говоря  о типах финансовой политики, отмечают прежде всего 3 разновидности:

  • классическую политику;
  • регулирующую финансовую политику;
  • планово-директивную политику.

     Классическая  политика являлась основным типом финансовой политики большинства стран до конца 20-х годов XX века. Основывалась на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей.

     Основные  направления:

  • невмешательство государства в экономику,
  • сохранение свободной конкуренции,
  • использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

     Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов  по государственному долгу и его  погашению и управлению. Система  налогов (в основном косвенные и  имущественные налоги) должна была создать необходимые поступления  средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства.

     Система управления финансовой деятельность была проста и сосредотачивалась, как  правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

     Регулирующая  финансовая политика получила развитие во многих странах мира с конца 20-х XX века и действует претерпевая некоторые изменения в нынешнее время.

     В ее основу были положены труды по экономической  теории английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Основывалась на необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.

     Финансовая  политика наряду с ее традиционными  задачами стала преследовать цель использования  финансового механизма для регулирования  экономики и социальных отношений  в целях обеспечения полной занятости  населения. Основной инструмент вмешательства  в экономику – государственные  расходы, за счет которых формируется  дополнительный спрос. Кардинально  изменилась система налогов. Главным  механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные  ставки и позволяющий обеспечить сбалансированность бюджета государства  при высоком уровне расходов.

     Большое внимание в финансовом механизме  уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.

     Изменилась  и система управления финансами. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных  расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

     В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика обеспечила в 30-60-х годах  стабильный экономический рост, высокий  уровень занятости и эффективную  систему финансирования социальных нужд в большинстве стран.

     В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Не отказываясь от вмешательства государства в экономику и социальную область в целом, существенно его ограничила.

     Финансовый  механизм в этих условиях исходит  их необходимости сокращения объема перераспределения национального  дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника  производственного инвестирования. Ставится задача сокращения и уменьшения степени прогрессивности налогообложения.

     Следует отметить, что различные разновидности  регулирующей финансовой политики тесно  взаимосвязаны между собой. Поэтому  одинаковые или похожие инструменты  финансового механизма применяются  в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

     Планово-директивная  финансовая политика применяется в  странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой. Основана такая политика на государственной  собственности на средства производства, что позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми  сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Ее цель – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у  государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основная задача финансового  механизма - создание инструментов при  помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

     Управление  финансами осуществлялось из единого  центра Министерства финансов, которое  занималось всеми вопроса использования  финансового механизма в народном хозяйстве.

     Планово-директивная  финансовая политика проводилась практически  во всех бывших социалистических странах. Сначала показала свою достаточно высокую  эффективность в годы, когда требовалась  максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного  хозяйства и т.п.). В то же время  использование такой финансовой политики в условиях нормального  функционирования экономики привело  к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового  положения государства.

     Финансы – специфическая форма производственных отношений, базисная категория. Финансовая политика государства относится  к надстройке. Финансовые отношения  как элемент базиса объективны, т.е. независимы от сознания людей, финансовая политика – форма сознательной деятельности людей, сфера государственной деятельности, оформленной законодательно в нормативных  актах. Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк на основе действующего законодательства разрабатывают инструкции, нормативные  документы, регламентирующие деятельность по реализации финансовой политики. Свое практическое воплощение финансовая политика в лице государства реализует  через финансовый механизм, его рычаги и стимулы.

     Финансовая  политика активно влияет на экономическое  развитие общества. Посредством финансовой политики определяются:

  • условия формирования и использования прибыли;
  • условия кредитования;
  • налогообложение;
  • регулирование цен;
  • таможенные пошлины;
  • порядок регулирования уровня заработной платы и др.

     Содержание  финансовой политики определяется единством  трех основных звеньев:

  1. выработка научно-обоснованной концепции развития финансов посредством определения главных целей экономического развития;
  2. определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
  3. осуществление практических действий, направленных на достижение цели.

Информация о работе Финансовая система и политика государства