Финансовая система и политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность понятий финансовой системы и финансовой политики государства.
Методами исследования данной работы являются общенаучные методы исследования, такие как диалектика, анализ и синтез, сравнение, системный подход, специальные способы и приемы бухгалтерского учета и экономического анализа.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 80.81 Кб (Скачать)

     Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

     В условиях перехода к рыночным отношениям финансовый контроль направлен на обеспечение  динамичного развития смешанной  экономики, ускорение научно-технологического процесса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях экономики. Он охватывает производство товаров и  услуг и нацелен на повышение  экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

     Одна  из важных задач финансового контроля — проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также  взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

     Контрольная функция финансов — объективна, она не зависит от воли и сознания людей. Однако реализуется она не сама по себе, а через специальный  финансовый аппарат. Работники финансовой системы и других экономических  служб осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной  частей бюджета. В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским).

     Большую роль в осуществлении финансового  контроля играет Министерство финансов Беларуси и его органы. Весьма эффективен контроль, осуществляемый работниками  Министерства по налогам и сборам Беларуси. Главной задачей аппарата налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их начисления, полнотой и своевременностью внесения платежей в соответствующие бюджеты.

     Важную  работу в деле осуществления финансового  контроля проводят также специальные  финансовые подразделения отраслевых министерств и ведомств Беларуси (финансовые управления или отделы), учреждения банков, Комитет государственного контроля, Президент, парламент, Совет  министров страны и др.

     В условиях развития рыночных отношений  формы и методы финансового контроля, осуществляемые названными выше органами, постоянно меняются и совершенствуются.

     Регулирующая  функция финансов проявляется через  воздействие государства на экономическое  развитие (поведение хозяйствующих  субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:

  • налоги, которые могут, как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;
  • государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты, обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения;
  • регулирование или контроль, посредством принятия соответствующих законов, определенных видов экономической деятельности, вплоть до запрещения некоторых из них;
  • установление предельных цен на некоторые товары и услуги (главным образом в отраслях естественных монополий).

     Современное государство, увеличивая объем государственных  капитальных вложений, способствует повышению спроса, расширению инвестиций и росту объемов промышленного  производства. Выделяя ассигнования на военные цели, государство предъявляет  спрос не только на военную технику, но и на промышленную продукцию, оборудование, сырье, стимулирует научные исследования. Финансируя инфраструктуру, государство  способствует сокращению издержек частных  компаний. Посредством налогов оно  может ограничить частное потребление  отдельных видов товаров (например, алкоголя, табачных изделий), а, варьируя разницей между доходами и расходами  бюджета, государство способно поддерживать тот или иной баланс между накопленным  и действительно применяемым  в производстве капиталом.

     Таким образом, финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода, своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов – путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Это помогает выполнить сбалансированность и четкое распределение функций между сферами и звеньями финансовой системы, что и будет рассмотрено в следующем вопросе. 
 
 

СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

     Финансы представляют собой довольно сложное  общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных  отношений, которые отображаются в  различных денежных потоках. При  единой сущности этих отношений в  них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные  признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в  обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

     Выделение форм финансовых отношений характеризует  относительное отделение отдельных  составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым  набором отдельных элементов, а  совокупностью взаимосвязанных  элементов, которые имеют однородные признаки.

     Финансовая  система государства является отображением форм и методов конкретного использования  финансов в экономике.

     Финансовые  системы некоторых государств могут  отличаться по своей структуре, но они  все имеют общий признак –  это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам  мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние  на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных  звеньев.

     Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность  относительна в средине единого  целого. Финансовая система – это  совокупность разнообразных видов  фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового  сектора экономики (хозяйствующих  субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

     Финансовая  система - совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические  формы и методы распределения  и перераспределения ВВП.

     Сложность и многогранность этих финансовых отношений  обусловливает необходимость классификации  их по сферам функционирования, а сферы  — по звеньям. Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений.

     Исходя  из специфики финансовых отношений  их можно разделить на две крупные сферы:

  • финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);
  • государственные или общегосударственные (централизованные) финансы.

     Определяющим  признаком для вычленения отдельных  сфер и звеньев является наличие  в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве  два: субъекты хозяйствования и государство.

     Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

     В сфере финансов субъектов хозяйствования выделяют следующие звенья:

  1. финансы коммерческих организаций

     Коммерческими организациями являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации часто именуются и как предприятия.

     Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку  именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в  основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также  из привлеченных и заемных средств.

  1. финансы некоммерческих организаций.

     Некоммерческими организациями признаются те, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

     Некоммерческие  организации могут быть созданы  в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и  иных фондов, в других формах, предусмотренных  законодательством. Некоммерческие организации  именуются просто организациями.

     Названные выше организационно-правовые формы  некоммерческих организаций оказывают  влияние на организацию их финансов, в частности, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право  использования заемных средств  и т.п. В этих организациях широко используется самообложение как  способ получения финансовых ресурсов;

  1. финансы домашних хозяйств.

     Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Термин «домашнее хозяйство» не равнозначен термину «семья». В отличие от семьи домохозяйство включает не только родственников, но и наемных работников.

     Таким образом, внутри сферы «финансы субъектов  хозяйствования» выделяются три  звена финансовых отношений в  соответствии с характером деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств.

     Вторая  крупная сфера общегосударственные  финансы представляют собой систему  денежных отношений, связанных с  формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.

     В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный  бюджет (республиканский и местные  бюджеты), государственные целевые  бюджетные и внебюджетные фонды; государственный кредит.

     Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый  крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство  оказывает воздействие на экономические  процессы.

     В силу своего особого положения государственный  бюджет взаимодействует с другими  звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она  производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий  и специальным правительственным  фондам.

Информация о работе Финансовая система и политика государства