Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 18:59, курсовая работа
Актуальность работы заключается в том, что с помощью расходов бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Состав и структура расходов………………………………………………. 5
1.1 Экономическая сущность расходов государственного бюджета………. 5
1.2 Классификация расходов бюджета………………………………………. 6
2. Характеристика расходов бюджета на отрасли
реального сектора экономики………………………………………………… 9
2.1 Содержание и структура расходов бюджета
на отрасли реального сектора экономики…………………………………… 9
2.2 Анализ динамики расходов государственного
бюджета РБ в 2007-2009 году……………………………………………….. 13
2.3 Бюджетная политика Республики Беларусь 2009 года………………… 14
3. Финансирование народнохозяйственных государственных
программ и пути повышения эффективности расходов
на государственную поддержку отраслей экономики ………..…………… 18
3.1 Государственные народнохозяйственные
и социальные программы Республики Беларусь…………………………… 18
3.2 Пути повышения эффективности расходов на
государственную поддержку отраслей экономики………………………… 21
Заключение……………………………………………………………………. 23
Список использованных источников………………………………………... 24
Приложения…...……………………………………………………………….
Паспорта бюджетных программ используются Министерством финансов и местными финансовыми органами для оценки выполнения бюджетных программ, подготовки перечня программ, финансирование которых предусматривается соответственно из республиканского или местного бюджета в очередном финансовом году, а также среднесрочного бюджетного планирования [9, с.21].
Министерство экономики с участием Министерства финансов формирует перечень государственных программ, финансируемых в очередном финансовом году, и вносит его в Совет Министров Республики Беларусь одновременно с проектами бюджета и прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь [5, с.11].
В
бюджете на 2009 год предусмотрено финансирование
1 президентской, 47 государственных народнохозяйственных
и социальных программ и 12 специальных
программ. Из всего многообразия программ,
финансируемых бюджетом, можно выделить
следующие народнохозяйственные программы:
1.
Государственная программа возрождения
и развития села на 2005 - 2010 годы.
2.
Государственная программа инновационного
развития Республики Беларусь на 2007–2010
годы.
3.
Государственная комплексная программа
модернизации основных производственных
фондов Белорусской энергетической системы,
энергосбережения и увеличения доли использования
в республике собственных топливно-энергетических
ресурсов на период до 2011 года.
4.
Государственная программа по преодолению
последствий катастрофы на Чернобыльской
АЭС на 2006 - 2010 годы.
5.
Государственная комплексная программа
развития регионов, малых и средних городских
поселений на 2007–2010 годы.
7.
Государственная программа геологоразведочных
работ по развитию минерально-сырьевой
базы Беларуси на 2006- 2010 годы и на период
до 2020 года.
8.
Государственная комплексная программа
развития материально-технической базы
строительной отрасли на 2006–2010 годы.
9.
Государственная программа развития гражданской
авиации Республики Беларусь на 2006 - 2010
годы.
10.
Программа развития связи в Республике
Беларусь на 2006–2010 годы.
11.
Национальная программа развития туризма
в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы.
На финансирование вышеперечисленных программ планируется направить 7713158,7 миллионов белорусских рублей, что составляет 95,2% от суммы финансирования всех государственных народнохозяйственных и социальных программ. На рисунке 4 представлен удельный вес программ в общей сумме расходов бюджета на народнохозяйственные программы.
Рисунок 4. Удельный вес программ в общей сумме расходов бюджета Республики Беларусь на 2009 год на народнохозяйственные программы
Очевидно,
что большая часть средств
выделяется на финансирование программы
возрождения села, затем следуют программы
модернизации основных производственных
фондов Белорусской энергетической системы,
энергосбережения и увеличения доли использования
в республике собственных топливно-энергетических
ресурсов, инновационного развития Республики
Беларусь и на выполнение мероприятий
по преодолению аварии на Чернобыльской
АЭС.
3.2
Пути повышения эффективности
расходов на государственную
поддержку отраслей экономики
Как уже говорилось ранее, целями бюджетной политики в реальном секторе экономики являются развитие конкурентных основ деятельности в отраслях экономики, сокращение и поддержание инфраструктуры в необходимом для эффективного осуществления государственных функций объеме, развитие приоритетных направлений научных исследований, отвечающих требованиям современной экономики [3, с.26].
Главная цель государственной поддержки – положительный финансовый результат, позволяющий предприятию самостоятельно зарабатывать деньги, а не просто протянуть время до следующих вливаний [15, с.10].
Осуществление такой бюджетной политики возможно путем решения следующих задач:
-
сокращение объема бюджетных
средств, направляемых на
- совершенствования методов закупок товаров, услуг и подряда для государственных нужд с целью усиления конкурентных основ распределения бюджетных средств,
-
направление бюджетных
-
отказ от дотирования
-
внедрение современных методов
размещения на конкурсной
-
переход на осуществление
-
переход к методу
-
отказ от поддержки
-
рационализация
Заключение
Бюджет – основной финансовый план государства. С помощью расходов бюджета власть может сосредоточивать финансы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями.
Целью
бюджетных расходов в реальном секторе
экономики должно быть развитие конкуренции,
поддержание в необходимом
Проведенный анализ показал, что удельный вес расходов бюджета на финансирование национальной экономики в Республике Беларусь в 2009 году продолжал увеличиваться и достиг 30,1% от всех расходов бюджета.
Произошло снижение доли расходов государства на поддержку сельского хозяйства и дорожного хозяйства. Происходит переход к целевому финансированию предприятий и государственных программ.
В области расходов необходимо дальнейшее развитие программно-целевого принципа при планировании и исполнении бюджета по статьям расходов. Необходимо установить строго конкурентные принципы отбора программ для бюджетного финансирования, систему оценки эффективности осуществления программ. Исключительно важным в данной связи является приоритет среднесрочного планирования, который позволяет зафиксировать источники и объемы финансирования программ на несколько лет, чтобы избежать их недофинансирования в будущем.
В
ближайшей перспективе
-
недопущение опережающего
-
безусловное исполнение
-
ориентация бюджетных расходов
на достижение конечных
-
приоритет среднесрочного
- конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов;
- открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы.
Список
использованных источников
1. Заяц
А., Паспорт бюджетной программы
– путь к повышению эффективности
государственных расходов / А. Заяц // Финансы,
учет, аудит. – 2007. - №11 – С.3-13
2. Кодекс
Республики Беларусь от 16.07.2008 г. N 412-З:
принят Палатой представителей 17 июня
2008 г.: одобр. Советом Республики 28 июля
2008 г. // Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь. – 2008. - №183. –С.9-73
3. Мультан
Г.К. Государственные финансы. - Мн. : БГЭУ,
2005. – 173с.
4. О бюджетной
классификации Республики Беларусь: постановление
Министерства финансов Республики Беларусь
от 31.12.2008 г. №208 // Бюджетная классификация
Республики Беларусь. – Минск: Издательство
РУП «ИВЦ Минфина», 2009. – 164 с.
5. Об утверждении
Положения о порядке формирования, финансирования
и контроля за выполнением государственных,
региональных и отраслевых программ и
признании утратившими силу отдельных
постановлений Совета Министров Республики
Беларусь: постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 31.03.2009 №404 // Нормативные
документы по финансам, налогам и бухгалтерскому
учету. – 2009. - №37. – С. 4-19
6. О бюджете
Республики Беларусь на 2007 год [Текст]:
закон Республики Беларусь от 29 декабря
2006 г. №191-3 // Нормативные документы по
финансам, налогам и бухгалтерскому учету.
– 2007. - №3. – 120 с.
7. О бюджете
Республики Беларусь на 2008 год [Текст]:
закон Республики Беларусь от 26 декабря
2007 г. №303-3 // Нормативные документы по
финансам, налогам и бухгалтерскому учету.
– 2008. - №3. – 127 с.
8. О бюджете
Республики Беларусь на 2009 год [Текст]:
закон Республики Беларусь от 13.11.2008 г.
№450-З // Нормативные документы по финансам,
налогам и бухгалтерскому учету. – 2008.
- №44. – 136 с.
9. Об утверждении
Положения о паспорте бюджетной программы:
постановление Совета Министров Республики
Беларусь от 24 мая 2007 г. № 668 // Нормативные
документы по финансам, налогам и бухгалтерскому
учету. – 2007. - №42. – С. 19-27.
10. Официальный
сайт Министерства финансов
11. Сорокина
Т.В. Бюджет Беларуси: генезис и развитие.-
Мн.: БГЭУ, 2000. – 289 с.
12. Сорокина
Т.В. Государственный бюджет. - Мн.: БГЭУ,
2004. – 253с.
13. Струк
Т.Г. Финансовая система
14. Фисенко
М.К. Финансовая система Беларуси. – Мн.:
Современная школа, 2008. -240с.
15. Харковец
А.М., Обеспечить исполнение социальных
обязательств государства – наш главный
ориентир /А.М. Харковец // Финансы, учет,
аудит. – 2010. - №2 - С.5-19
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
А
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ
Код | Наименование
категории, статьи, подстатьи, элемента
экономической классификации | |||
категория | статья | подстатья | элемент | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 0 | 0 | 0 | ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ |
1 | 10 | 0 | 0 | ЗАКУПКИ ТОВАРОВ И ОПЛАТА УСЛУГ |
1 | 10 | 1 | 0 | Заработная плата рабочих и служащих |
1 | 10 | 2 | 0 | Начисления на заработную плату |
1 | 10 | 2 | 1 | Обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь |
1 | 10 | 2 | 3 | Страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования |
1 | 10 | 2 | 4 | Страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
1 | 10 | 2 | 5 | Обязательные страховые взносы на профессиональное пенсионное страхование |
1 | 10 | 3 | 0 | Приобретение
предметов снабжения и |
1 | 10 | 3 | 2 | Лекарственные средства и изделия медицинского назначения |
1 | 10 | 3 | 3 | Мягкий инвентарь и обмундирование |
1 | 10 | 3 | 4 | Продукты питания |
1 | 10 | 3 | 5 | Прочие расходные материалы и предметы снабжения |
1 | 10 | 4 | 0 | Командировки и служебные разъезды |
Продолжение таблицы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 10 | 4 | 1 | Командировки и служебные разъезды внутри страны |
1 | 10 | 4 | 2 | Командировки и служебные разъезды за границу |
1 | 10 | 5 | 0 | Оплата транспортных услуг |
1 | 10 | 6 | 0 | Оплата услуг связи |
1 | 10 | 7 | 0 | Оплата коммунальных услуг |
1 | 10 | 7 | 1 | Оплата потребления тепловой энергии |
1 | 10 | 7 | 2 | Оплата потребления газа |
1 | 10 | 7 | 3 | Оплата
потребления электрической |
1 | 10 | 7 | 4 | Прочие коммунальные услуги |
1 | 10 | 8 | 0 | Оплата геологоразведочных услуг |
1 | 10 | 9 | 0 | Оплата услуг по типовому проектированию |
1 | 10 | 10 | 0 | Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг |
1 | 10 | 10 | 1 | Оплата
услуг на проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и |
1 | 10 | 10 | 2 | Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря |
1 | 10 | 10 | 3 | Оплата текущего ремонта зданий и помещений |
1 | 10 | 10 | 4 | Оплата комплекса работ по известкованию кислых почв |
1 | 10 | 10 | 5 | Оплата текущего содержания сооружений благоустройства |
1 | 10 | 10 | 6 | Оплата
работ по землеустройству и |
1 | 10 | 10 | 7 | Текущий ремонт и содержание дорог |
1 | 10 | 10 | 8 | Прочие текущие расходы |
1 | 20 | 0 | 0 | ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ |
Продолжение таблицы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 20 | 1 | 0 | Выплата процентов по займам, предоставленным Национальным банком Республики Беларусь, и ценным бумагам |
1 | 20 | 2 | 0 | Выплата
процентов по бюджетным кредитам,
предоставленным другими |
1 | 20 | 3 | 0 | Выплата процентов по прочим заемным средствам внутри страны |
1 | 20 | 4 | 0 | Выплата процентов по внешнему государственному долгу |
1 | 30 | 0 | 0 | ТЕКУЩИЕ БЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ |
1 | 30 | 1 | 0 | Субсидии |
1 | 30 | 1 | 1 | Субсидии государственным организациям |
1 | 30 | 1 | 2 | Субсидии финансовым учреждениям и организациям |
1 | 30 | 1 | 3 | Убытки организаций, возникающие при продаже товаров (работ, услуг) |
1 | 30 | 1 | 4 | Прочие субсидии |
1 | 30 | 2 | 0 | Текущие межбюджетные трансферты |
1 | 30 | 2 | 1 | Дотации |
1 | 30 | 2 | 2 | Субвенции на финансирование расходов по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС |
1 | 30 | 2 | 3 | Субвенции на финансирование расходов по индексированным жилищным квотам (именным приватизационным чекам «Жилье») |
1 | 30 | 2 | 4 | Субвенции на текущие расходы по развитию сельскохозяйственного производства, созданию дополнительной и развитию действующей инфраструктуры производственных объектов агропромышленного комплекса |
Продолжение таблицы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 30 | 2 | 7 | Субвенции на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения за счет средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь |
1 | 30 | 2 | 8 | Субвенции на текущие расходы на финансирование мероприятий по развитию национальных парков и государственного природоохранного учреждения «Березинский биосферный заповедник», передаваемые из государственных целевых бюджетных местных фондов охраны природы |
1 | 30 | 2 | 20 | Иные текущие межбюджетные трансферты из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету |
1 | 30 | 2 | 21 | Иные текущие межбюджетные трансферты из нижестоящего бюджета вышестоящему бюджету |
1 | 30 | 2 | 22 | Другие текущие межбюджетные трансферты |
1 | 30 | 3 | 0 | Текущие бюджетные трансферты населению |
1 | 30 | 3 | 1 | Выплаты пенсий и пособий |
1 | 30 | 3 | 2 | Стипендии |
1 | 30 | 3 | 4 | Прочие трансферты населению |
1 | 30 | 4 | 0 | Текущие бюджетные трансферты за границу |
1 | 30 | 4 | 1 | Правительствам и международным организациям |
1 | 30 | 4 | 2 | Совместным организациям стран СНГ и межгосударственной интеграции |
2 | 0 | 0 | 0 | КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ |
2 | 40 | 0 | 0 | КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ |
2 | 40 | 1 | 0 | Приобретение оборудования и других основных средств |
2 | 40 | 2 | 0 | Капитальное строительство |
Продолжение таблицы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | 40 | 2 | 1 | Жилищное строительство |
2 | 40 | 2 | 2 | Строительство производственных объектов |
2 | 40 | 2 | 3 | Строительство объектов социально-культурного и бытового назначения |
2 | 40 | 2 | 4 | Строительство административных объектов |
2 | 40 | 2 | 5 | Прочее строительство |
2 | 40 | 2 | 6 | Проектно-изыскательские работы |
2 | 40 | 3 | 0 | Капитальный ремонт |
2 | 50 | 0 | 0 | СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И РЕЗЕРВОВ |
2 | 50 | 1 | 0 | Приобретение
товарно-материальных ценностей для
государственных запасов и |
2 | 50 | 2 | 0 | Приобретение прочих запасов и резервов |
2 | 60 | 0 | 0 | ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗЕМЛИ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ |
2 | 60 | 1 | 0 | Приобретение земли |
2 | 60 | 2 | 0 | Приобретение нематериальных активов |
2 | 70 | 0 | 0 | КАПИТАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ |
2 | 70 | 1 | 0 | Капитальные бюджетные трансферты организациям |
2 | 70 | 1 | 2 | Трансферты государственным организациям |
2 | 70 | 1 | 3 | Трансферты финансовым учреждениям и организациям |
2 | 70 | 1 | 4 | Прочие трансферты внутри страны |
2 | 70 | 2 | 0 | Капитальные бюджетные трансферты населению |
2 | 70 | 2 | 1 | На строительство,
реконструкцию или покупку |
2 | 70 | 2 | 2 | Прочие трансферты населению |
Продолжение таблицы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | 70 | 3 | 0 | Капитальные бюджетные трансферты за границу |
2 | 70 | 4 | 0 | Капитальные межбюджетные трансферты |
2 | 70 | 4 | 1 | Субвенции на финансирование расходов по строительству объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки |
2 | 70 | 4 | 2 | Субвенции г. Минску на развитие и ремонт городских дорог и улиц за счет средств республиканского дорожного фонда |
2 | 70 | 4 | 3 | Субвенции на капитальные расходы на финансирование мероприятий по развитию национальных парков и государственного природоохранного учреждения «Березинский биосферный заповедник», передаваемые из государственных целевых бюджетных местных фондов охраны природы |
2 | 70 | 4 | 4 | Субвенции
на капитальные расходы по развитию
сельскохозяйственного |
2 | 70 | 4 | 20 | Иные капитальные межбюджетные трансферты из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету |
2 | 70 | 4 | 21 | Иные капитальные межбюджетные трансферты из нижестоящего бюджета вышестоящему бюджету |
2 | 70 | 4 | 22 | Другие капитальные межбюджетные трансферты |
3 | 0 | 0 | 0 | ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, БЮДЖЕТНЫХ ССУД, БЮДЖЕТНЫХ ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ (кредитование минус погашение) |
3 | 80 | 0 | 0 | ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, БЮДЖЕТНЫХ ССУД, БЮДЖЕТНЫХ ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ |
3 | 80 | 1 | 0 | Предоставление бюджетных кредитов, ссуд, займов внутри страны |
Продолжение таблицы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | 80 | 1 | 1 | Бюджетные кредиты другим бюджетам |
3 | 80 | 1 | 2 | Бюджетные
ссуды, бюджетные займы |
3 | 80 | 1 | 3 | Бюджетные ссуды, бюджетные займы финансовым учреждениям и организациям |
3 | 80 | 1 | 4 | Прочие бюджетные ссуды, бюджетные займы внутри страны |
3 | 80 | 2 | 0 | Возврат бюджетных кредитов, ссуд, займов, предоставленных внутри страны |
3 | 80 | 2 | 1 | Бюджетные кредиты, возвращенные другими бюджетами |
3 | 80 | 2 | 2 | Бюджетные ссуды, бюджетные займы, возвращенные государственными организациями |
3 | 80 | 2 | 3 | Бюджетные ссуды, бюджетные займы, возвращенные финансовыми учреждениями и организациями |
3 | 80 | 2 | 4 | Возврат прочих бюджетных ссуд, бюджетных займов |
3 | 80 | 3 | 0 | Предоставление кредитов организациям |
3 | 80 | 3 | 1 | Кредиты организациям из средств кредитов иностранных кредиторов |
3 | 80 | 3 | 2 | Платежи Правительства Республики Беларусь в качестве гаранта по погашению и обслуживанию внешних государственных займов |
3 | 80 | 3 | 3 | Платежи Правительства Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления в качестве гаранта по погашению и обслуживанию кредитов, выданных банками Республики Беларусь |
3 | 80 | 4 | 0 | Возврат кредитов, предоставленных организациям |
3 | 80 | 4 | 1 | Возврат кредитов, предоставленных организациям из средств кредитов иностранных кредиторов |
3 | 80 | 4 | 2 | Возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь в счет выполнения гарантий по внешним государственным займам |
Окончание таблицы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | 80 | 4 | 3 | Возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь, органами местного управления и самоуправления в счет выполнения гарантий по кредитам, выданным банками Республики Беларусь |
4 | 0 | 0 | 0 | ФИНАНСОВЫЙ РЕЗЕРВ |
4 | 90 | 0 | 0 | ФИНАНСОВЫЙ РЕЗЕРВ |
4 | 90 | 1 | 0 | Финансовый резерв |