Финансирование народнохозяйственных государственных программ и пути повышения эффективности расходов на государственную поддержку от

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы заключается в том, что с помощью расходов бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3


1. Состав и структура расходов………………………………………………. 5


1.1 Экономическая сущность расходов государственного бюджета………. 5


1.2 Классификация расходов бюджета………………………………………. 6


2. Характеристика расходов бюджета на отрасли

реального сектора экономики………………………………………………… 9


2.1 Содержание и структура расходов бюджета

на отрасли реального сектора экономики…………………………………… 9


2.2 Анализ динамики расходов государственного

бюджета РБ в 2007-2009 году……………………………………………….. 13


2.3 Бюджетная политика Республики Беларусь 2009 года………………… 14


3. Финансирование народнохозяйственных государственных

программ и пути повышения эффективности расходов

на государственную поддержку отраслей экономики ………..…………… 18


3.1 Государственные народнохозяйственные

и социальные программы Республики Беларусь…………………………… 18


3.2 Пути повышения эффективности расходов на

государственную поддержку отраслей экономики………………………… 21


Заключение……………………………………………………………………. 23


Список использованных источников………………………………………... 24


Приложения…...……………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая макро.doc

— 626.50 Кб (Скачать)

     Сферой  правового регулирования Бюджетного кодекса определены отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     В состав Кодекса вошли нормы действовавших  ранее законов в этой сфере  – в значительно расширенном и актуализированном виде, и введены новые положения, необходимые для решения вопросов, стоящих в настоящее время перед экономикой.

     В  Кодекс включены нормы, регулирующие основные положения составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов, что дает возможность для совершенствования системы межбюджетных отношений, повышения ответственности и заинтересованности местных органов власти в эффективности использования бюджетных средств.

     В рамках систематизации бюджетного законодательства в Бюджетном кодексе пересмотрен понятийный аппарат, терминология изложена в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь. Учтена практика применения Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», других законодательных актов, регулирующих вопросы бюджетных отношений, и положительный опыт формирования бюджетного законодательства в странах СНГ и других государствах.

     На  постоянной основе установлено разграничение доходных источников и расходных полномочий между бюджетами разного уровня бюджетной системы Республики Беларусь на основе сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов и с учетом закрепленных за ними функций.

     В отдельный раздел Бюджетного кодекса выделены вопросы межбюджетных отношений, включая формы финансовой помощи нижестоящим бюджетам, условия и порядок ее предоставления.

     С учетом допустимых параметров финансовой безопасности Республики Беларусь в  законопроекте установлены основные нормы в области заимствований местных бюджетов.

     В Кодекс включены вопросы формирования бюджета в разрезе бюджетных  программ и в состав бюджетной  классификации включена программная  классификация расходов бюджета. Функциональная классификация расходов бюджета  по разделам и подразделам устанавливается согласно приложению к Кодексу.

     Предусмотрено внедрение метода среднесрочного финансового планирования (3-х летнее бюджетное планирование) и других современных подходов бюджетной политики.

     Нормы законопроекта учитывают опыт применения бюджетного законодательства в странах  СНГ и современные методологические подходы к его разработке, гармонизированы с бюджетным законодательством в рамках Союзного государства и ЕврАзЭС.

     Столь серьезное обновление правовой базы бюджетных отношений потребовало  значительного пересмотра или актуализации положений нормативных правовых актов, содержащих нормы бюджетного законодательства.

     Согласно  Плану мероприятий Правительства  для приведения действующего законодательства в соответствие с положениями  Бюджетного кодекса Республики Беларусь Министерством финансов были разработаны  нормативные правовые акты:

     1) Декрет Президента Республики  Беларусь №6 «О внесении дополнений  и изменений в некоторые декреты  Президента Республики Беларусь»  (вносит  коррективы по вопросам  бюджетных отношений в 3 декрета  Президента Республики Беларусь);

     2) Указ Президента Республики Беларусь №241 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам бюджетных отношений и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Беларусь» (вносит коррективы в 76 указов Президента Республики Беларусь);

     3) постановление Совета Министров  Республики Беларусь № 183 «О  внесении изменений и дополнений  в постановления Совета Министров  Республики Беларусь по вопросам  бюджетных отношений и признании  утратившим силу постановления  Совета Министров Республики Беларусь от 13 марта 2001 г. №332» (внесены изменения и дополнения в 31 постановление).

     В январе 2009 года внесен в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам бюджетных отношений». Разработка законопроекта продиктована необходимостью  обеспечить приведение в соответствие с нормами Бюджетного кодекса отдельных положений некоторых законов Республики Беларусь, устанавливающих правовые нормы в сфере отношений, регулируемых Бюджетным кодексом Республики Беларусь (готовится ко второму чтению).

     С целью создания эффективной системы  управления государственными финансами  Министерством финансов ведется  работа по внедрению программно-целевого метода бюджетного планирования. В рамках бюджетного планирования применение программно-целевого метода основано на обеспечении взаимосвязи бюджетных расходов и достигаемых с их помощью конечных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций.

     Министерством финансов для составления бюджета  по программно-целевому методу:

     1. Разработана и утверждена программная  классификация расходов бюджета,  включающая  все действующие в  республике государственные и  региональные программы, на выполнение которых расходуются бюджетные средства (постановление Министерства финансов от 31 декабря 2008 года № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь»). Программная классификация позволяет группировать расходы республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов по программам и подпрограммам.

     Внедрение программной классификации дает возможность иметь полную информацию о количестве программ и их основных параметрах: объемах и источниках финансирования, сроках реализации, конкретных направлениях расходования бюджетных средств.

     2. Внесены изменения в Положение  о паспорте бюджетной программы  (постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 15 июня 2009 года № 782 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2007 года № 668»). Теперь вся информация и по финансированию программы, и по выполняемым показателям представляется в паспорте бюджетной программы в разрезе выполняемых заказчиком задач, что создает условия для проведения более качественной оценки эффективности программ. Тем самым повышается качество подготовки и реализации программ, ответственность заказчиков в определении желаемых результатов и эффективность государственных расходов за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

     3. Внесены изменения в постановление  Министерства финансов от 17 октября  2007 г. № 148 «Об утверждении Инструкции  о порядке заполнения формы паспорта бюджетной программы и иных вопросах, связанных с применением постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2007 г. № 668 (постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 15 сентября 2009 г. № 113 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17 октября 2007 г. № 148»). Вносимые изменения позволяют обеспечить надлежащий учет и контроль за расходованием бюджетных средств на выполнение программ, устанавливают порядок внесения Министерству финансов Республики Беларусь предложений по введению отдельного кода программной классификации расходов бюджета, содержат основные требования к составлению формы паспорта бюджетной программы и проводимой заказчиками программы оценки ее эффективности.

     4. Разработаны Методические рекомендации  о порядке разработки планов  деятельности распорядителей бюджетных  средств (Приказ Министерства  финансов Республики Беларусь  от 29 июля 2009 г. №  207 «Об утверждении  Методических рекомендаций о  порядке разработки планов деятельности распорядителей бюджетных средств»). С принятием Бюджетного кодекса распорядители бюджетных средств в соответствии с их функциями и задачами, определенными законодательством, и исходя из необходимости достижения установленных ими результатов и эффективного расходования бюджетных средств составляют планы своей деятельности.

     Методическими рекомендациями определены основные требования и единый порядок разработки планов деятельности распорядителей бюджетных  средств, которые должны включать полную информацию о деятельности распорядителей, необходимую Министерству финансов Республики Беларусь и местным финансовым органам для оценки результатов бюджетной политики, разработки проектов республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год, среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат.

     Реализация  данного Приказа направлена на создание эффективной системы управления государственными финансами и условий  для полного и устойчивого  выполнения обязательств государства и концентрации ресурсов бюджета на достижение целей и решение задач социально-экономического развития при одновременном сокращении неэффективных расходов [10, с.3-7].

 

      3 Финансирование  народнохозяйственных  государственных  программ  и пути  повышения эффективности расходов на государственную поддержку отраслей экономики 

     3.1 Государственные народнохозяйственные  и социальные программы Республики  Беларусь 

     Государственные народнохозяйственные и социальные программы Республики Беларусь - программы, разрабатываемые в целях решения важнейших проблем по отдельным направлениям экономического и социального развития страны. По содержанию программы подразделяются на производственно-экономические, социальные, экологические.

     Производственно-экономические  программы - программы, направленные на решение важнейших межотраслевых и отраслевых проблем общегосударственного значения в области производства, повышения его эффективности, рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, создания и развития новых отраслей и видов производства.

     Финансирование  государственных программ в области  народного хозяйства в Республике Беларусь осуществлялось в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2004 года №1404 «Об утверждении Положения о порядке формирования, финансирования и выполнения государственных народнохозяйственных и социальных программ». С 16 апреля 2009 года финансирование производится в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31 марта 2009 г. № 404 «Об утверждении Положения о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

     Порядок формирования и реализации программ в зависимости от вида имеет свои особенности. С целью систематизации работы над всеми бюджетными программами, проектами бюджетных программ, внедрения в бюджетный процесс программно-целевого метода разработаны паспорта бюджетной программы и механизм их использования [1, с.3].

     Паспорт бюджетной программы составляется индивидуально каждым определенным в программе государственным  заказчиком. Государственным заказчиком является распорядитель средств  республиканского или соответствующего местного бюджета, осуществляющий реализацию одной или несколько задач бюджетной программы [1, с.4].

     Государственными  заказчиками могут выступать  республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, облисполкомы и Минский горисполком, ответственные за реализацию социально-экономической политики в отрасли экономики и социальной сферы.

      Источниками финансирования программ могут быть:

      - средства республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов;

      - собственные средства исполнителей программ;

      - средства, полученные от спонсорской и благотворительной помощи;

      - заемные средства;

      - иные источники, не противоречащие актам законодательства.

      Привлечение средств республиканского и местных  бюджетов, государственных внебюджетных фондов и средств от приносящей доход  деятельности бюджетных организаций  осуществляется в соответствии с  бюджетным законодательством [5, с.8].

Информация о работе Финансирование народнохозяйственных государственных программ и пути повышения эффективности расходов на государственную поддержку от