Финансирование народнохозяйственных государственных программ и пути повышения эффективности расходов на государственную поддержку от

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы заключается в том, что с помощью расходов бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3


1. Состав и структура расходов………………………………………………. 5


1.1 Экономическая сущность расходов государственного бюджета………. 5


1.2 Классификация расходов бюджета………………………………………. 6


2. Характеристика расходов бюджета на отрасли

реального сектора экономики………………………………………………… 9


2.1 Содержание и структура расходов бюджета

на отрасли реального сектора экономики…………………………………… 9


2.2 Анализ динамики расходов государственного

бюджета РБ в 2007-2009 году……………………………………………….. 13


2.3 Бюджетная политика Республики Беларусь 2009 года………………… 14


3. Финансирование народнохозяйственных государственных

программ и пути повышения эффективности расходов

на государственную поддержку отраслей экономики ………..…………… 18


3.1 Государственные народнохозяйственные

и социальные программы Республики Беларусь…………………………… 18


3.2 Пути повышения эффективности расходов на

государственную поддержку отраслей экономики………………………… 21


Заключение……………………………………………………………………. 23


Список использованных источников………………………………………... 24


Приложения…...……………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая макро.doc

— 626.50 Кб (Скачать)

     Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную  и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные  для инвестиций в действующие  или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности. Капитальные расходы бюджета также включают в себя расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности [2 ,с.27].

    Экономическая классификация расходов бюджета  состоит из четырех уровней:

    категория расходов (текущие расходы, капитальные  расходы, кредитование минус погашение  и финансовый резерв);

    статья (закупки товаров и оплата услуг, обслуживание государственного долга, текущие бюджетные трансферты, капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные бюджетные трансферты, кредитование минус погашение и финансовый резерв);

    подстатья, детализирующая расходы в пределах статьи (заработная плата рабочих  и служащих, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, предоставление бюджетных кредитов, ссуд, займов внутри страны и другие);

    элемент расходов, детализирующий при необходимости расходы в пределах подстатьи [4, с.135].

     Экономическая классификация расходов государственного бюджета Республики Беларусь представлена в приложении А.

     Программная классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций по утвержденным в установленном порядке программам и подпрограммам (мероприятиям) [4, с.134].

 

      2. Характеристика  расходов бюджета на отрасли реального сектора экономики 

     2.1 Содержание и структура расходов бюджета на отрасли реального сектора экономики  

     Функциональная  классификация расходов государственного бюджета Республики Беларусь по разделам и подразделам в области национальной экономики представлена в таблице 1: 

     Таблица 1. Функциональная классификация расходов государственного бюджета Республики Беларусь 

Раздел Подраздел Наименование  разделов и подразделов функциональной классификации расходов
04   НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА
04 01 Общие экономические  вопросы
04 02 Сельское  хозяйство, рыбохозяйственная деятельность
04 03 Лесное  хозяйство
04 04 Промышленность, строительство и архитектура
04 05 Транспорт
04 06 Дорожное  хозяйство
04 07 Связь
04 08 Топливо и энергетика
04 09 Прикладные  научные исследования, научно-технические  программы и проекты, связанные  с национальной экономикой
04 10 Другая  деятельность в области национальной экономики
 

     Примечание. Источник: [2, с.71-73] 

     Реальный  сектор экономики отождествляется с производством и продажей товаров и услуг. По разделу 04 «Национальная экономика» отражаются расходы на обеспечение деятельности отраслей экономики, таких как сельское хозяйство и рыбохозяйственная деятельность, лесное хозяйство, промышленность, строительство и архитектура, транспорт, дорожное хозяйство, связь, топливо и энергетика, торговля, бытовое обслуживание, потребкооперация, туризм, гидрометеорология, регулирование имущественных отношений, картография и геодезия. По данному разделу отражаются расходы, связанные с общими экономическими вопросами, в том числе мероприятия по санации и банкротству, мероприятия и программы по развитию предпринимательства, а также расходы на прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой [4, с.107]. Его характеризуют уровни и динамика инвестиций, занятости, цен и т.д.

     В широком смысле расходы на народное хозяйство включают затраты на производство и реализацию продукции, услуг или  работ (текущие затраты), расширение основных и оборотных фондов (долгосрочные) и социально-культурные мероприятия (социальные). Как правило, текущие расходы возмещаются за счет собственных средств предприятий, ведомств. В некоторых случаях для покрытия сезонных затрат, при изменении условий производства и реализации продукции, финансовых затруднениях могут быть привлечены и кредитные ресурсы. Бюджетное финансирование текущих затрат (особенно в рыночной экономике) имеет весьма ограниченные рамки и осуществляется в исключительных случаях [13, с.89].

     Расходы на расширенное воспроизводство  основного и оборотного капитала - долгосрочные затраты, осуществляемые в основном через финансирование капитальных вложений и прироста оборотных средств. В условиях рынка  расширяется понятие долгосрочных расходов за счет расходования средств и на интеллектуальные инвестиции (лицензии ноу-хау, научно-технические разработки и др.).

     В условиях действия командной системы  управления бюджетные ассигнования занимали высокий удельный вес в  общем объеме источников финансирования капитальных вложений важнейших отраслей народного хозяйства (40-60%). С переходом к рынку, когда принцип самофинансирования становится нормой деятельности большинства предприятий, роль бюджетного финансирования расширенного воспроизводства основных и оборотных фондов существенно меняется. Собственные и кредитные ресурсы вытесняют бюджетные ассигнования из сферы производственных инвестиций предприятий, сохраняя их значимость в финансировании крупных целевых программ (природоохранных, научно-технических проектов по совершенствованию структуры общественного производства, развитию предпринимательства, инфраструктуры рынка и др.).

     Предприятия и организации пытаются за счет собственных  доходов улучшить социальные и бытовые  условия жизни своих работников. Соответственно они прогнозируют определенные расходы, осуществляя впоследствии расходы на содержание детских дошкольных учреждений, объектов здравоохранения, культуры, спорта, подготовку и переподготовку и т.п. [12, с.55]

     Таким образом, в рыночной экономике не снижается роль бюджета в развитии отраслей народного хозяйства, а лишь изменяются направление ассигнований, содержание и структура расходов бюджета на народное хозяйство.

     Проанализируем изменения структуры расходов бюджета на отрасли реального сектора экономики в 2007-2009 годах.

     На  следующем графике изображено изменение  удельного веса расходов на национальную экономику Республики Беларусь в 2007-2009 году в общих расходах бюджета. Рисунок 1 подтверждает вывод, сделанный выше о росте удельного веса расходов на национальную экономику в расходной части бюджета. 

     

     Рисунок 1.  Изменение удельного веса расходов на национальную экономику Республики Беларусь в 2007-2009 году в общих расходах бюджета 

     На  рисунке 2 изображена структура расходов на национальную экономику в бюджете на 2009 год. 

     Рисунок 2.  Структура расходов на национальную экономику Республики Беларусь в 2009 году 

     Очевидно, что большую долю расходов занимают расходы на промышленность (61,28%), затем следуют расходы на сельское хозяйство (20,42%) и дорожное хозяйство (13,31%).

     Проанализируем, как изменялся удельный вес статей расхода бюджета на реальный сектор экономики в течение 2007-2009 года. 

     Рисунок 3.  Изменение структуры расходов на национальную экономику Республики Беларусь в 2007-2009 году 

     Среди важнейших статей расходов на национальную экономику произошло снижение удельного  веса расходов на дорожное хозяйство (с 26,47% в 2007 году до 13,31% в 2009 году) и сельское хозяйство (с 38,45% в 2007 году до 20,42% в 2009 году). Такая ситуация соответствует стремлению государства повысить эффективность инвестиций в сельское хозяйство, путем придания им целевого характера, финансирования конкретных предприятий и государственных программ при одновременном снижении расходов на сельское хозяйство.

     Удельный  вес расходов на промышленность наоборот, увеличился с 27,04% в 2007 году до 61,28% в 2009 году. Это тенденция характерна для государств с рыночной экономикой, когда основные средства бюджета расходуются на отрасли, которые обеспечивают прогресс общества, разработку передовых технологий, производство конкурентной наукоемкой продукции. 

     2.2 Анализ динамики расходов государственного бюджета РБ в 2007-2009 году 

     Состав  расходов на финансирование народного  хозяйства, их структура и содержание зависят от приоритетов развития экономики. Общим для государства, где действует рыночный механизм, является особый подход к финансированию материальной сферы за счет бюджета. Бюджетные ассигнования в основном направляются на развитие приоритетных отраслей, способствующих прогрессу общества в целом. Вместе с тем в ограниченных размерах осуществляется поддержка отдельных отраслей, хозяйств, производств через выдачу субсидий, создание целевых фондов, предоставление гарантий или льготных кредитов соответствующим субъектам хозяйствования. При выборе объектов и методов финансирования государство пытается руководствоваться конечным экономическим результатом - долгосрочной выгодой вложений бюджетных средств для оптимизации производственных процессов [13, с.101].

     Расходы бюджета на народное хозяйство направляются в конкретные отрасли, ведомства и характеризуются целевым содержанием. Наиболее распространенными в мире формами бюджетных вложений в народное хозяйство являются:

     -капитальные  вложения для расширения основных и оборотных фондов;

     -покрытие  операционных расходов;

     -финансирование  благоустройства городов и других  административных центров, а также  рыночной инфраструктуры;

     -оказание  финансовой помощи предприятиям, хозяйствам в виде субсидирования, дотации, формирования целевых, резервных фондов, льготного кредитования и т. п.

     Общий анализ динамики расходов государственного бюджета Республики Беларусь в 2007-2009 году представлен в приложении Б. Как демонстрирует таблица, в Республике Беларусь в 2007-2009 году сложились следующие тенденции в сфере расходов бюджета на национальную экономику:

     1. Опережающий рост расходов на  национальную экономику по сравнению  с увеличением расходной части  бюджета в общем (154,9% и 157,3% за 2008 и 2009 год против 126,0% и 143,0%). Можно с уверенностью констатировать, что в Республике Беларусь увеличивается доля бюджетных средств, инвестируемых в национальную экономику;

     2. Темп роста средств, выделяемых  на поддержку сельского хозяйства  в целом совпадает с темпом  роста расходной части бюджета. Заметно значительное увеличение ассигнований на развитие производства и переработки сельскохозяйственной продукции (238,0% и 177,4%), сохранение и расширение сельскохозяйственных угодий (113,4% и 150,4%).

     3. Среди всех отраслей реального сектора экономики следует отметить темпы роста расходов на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру по сравнению с увеличением расходов бюджета в общем. Темп роста расходов составил 289,9% за 2008 год и 190,6% за 2009 год.

     4. Среди других отраслей национальной экономики следует выделить туризм. Темпы роста бюджетных вложений в эту отрасль являются одними из самых высоких в национальной экономике.  

     2.3 Бюджетная политика Республики  Беларусь 2009 года 

     С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный процесс.

Информация о работе Финансирование народнохозяйственных государственных программ и пути повышения эффективности расходов на государственную поддержку от