Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 18:59, курсовая работа
Актуальность работы заключается в том, что с помощью расходов бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Состав и структура расходов………………………………………………. 5
1.1 Экономическая сущность расходов государственного бюджета………. 5
1.2 Классификация расходов бюджета………………………………………. 6
2. Характеристика расходов бюджета на отрасли
реального сектора экономики………………………………………………… 9
2.1 Содержание и структура расходов бюджета
на отрасли реального сектора экономики…………………………………… 9
2.2 Анализ динамики расходов государственного
бюджета РБ в 2007-2009 году……………………………………………….. 13
2.3 Бюджетная политика Республики Беларусь 2009 года………………… 14
3. Финансирование народнохозяйственных государственных
программ и пути повышения эффективности расходов
на государственную поддержку отраслей экономики ………..…………… 18
3.1 Государственные народнохозяйственные
и социальные программы Республики Беларусь…………………………… 18
3.2 Пути повышения эффективности расходов на
государственную поддержку отраслей экономики………………………… 21
Заключение……………………………………………………………………. 23
Список использованных источников………………………………………... 24
Приложения…...……………………………………………………………….
Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности. Капитальные расходы бюджета также включают в себя расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности [2 ,с.27].
Экономическая классификация расходов бюджета состоит из четырех уровней:
категория расходов (текущие расходы, капитальные расходы, кредитование минус погашение и финансовый резерв);
статья (закупки товаров и оплата услуг, обслуживание государственного долга, текущие бюджетные трансферты, капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные бюджетные трансферты, кредитование минус погашение и финансовый резерв);
подстатья,
детализирующая расходы в пределах
статьи (заработная плата рабочих
и служащих, приобретение оборудования
и предметов длительного
элемент расходов, детализирующий при необходимости расходы в пределах подстатьи [4, с.135].
Экономическая классификация расходов государственного бюджета Республики Беларусь представлена в приложении А.
Программная классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций по утвержденным в установленном порядке программам и подпрограммам (мероприятиям) [4, с.134].
2. Характеристика
расходов бюджета на
отрасли реального сектора
экономики
2.1
Содержание и структура расходов бюджета
на отрасли реального сектора экономики
Функциональная
классификация расходов государственного
бюджета Республики Беларусь по разделам
и подразделам в области
Таблица
1. Функциональная классификация расходов
государственного бюджета Республики
Беларусь
Раздел | Подраздел | Наименование разделов и подразделов функциональной классификации расходов | |
04 | НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА | ||
04 | 01 | Общие экономические вопросы | |
04 | 02 | Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность | |
04 | 03 | Лесное хозяйство | |
04 | 04 | Промышленность, строительство и архитектура | |
04 | 05 | Транспорт | |
04 | 06 | Дорожное хозяйство | |
04 | 07 | Связь | |
04 | 08 | Топливо и энергетика | |
04 | 09 | Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой | |
04 | 10 | Другая деятельность в области национальной экономики |
Примечание.
Источник: [2, с.71-73]
Реальный сектор экономики отождествляется с производством и продажей товаров и услуг. По разделу 04 «Национальная экономика» отражаются расходы на обеспечение деятельности отраслей экономики, таких как сельское хозяйство и рыбохозяйственная деятельность, лесное хозяйство, промышленность, строительство и архитектура, транспорт, дорожное хозяйство, связь, топливо и энергетика, торговля, бытовое обслуживание, потребкооперация, туризм, гидрометеорология, регулирование имущественных отношений, картография и геодезия. По данному разделу отражаются расходы, связанные с общими экономическими вопросами, в том числе мероприятия по санации и банкротству, мероприятия и программы по развитию предпринимательства, а также расходы на прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой [4, с.107]. Его характеризуют уровни и динамика инвестиций, занятости, цен и т.д.
В широком смысле расходы на народное хозяйство включают затраты на производство и реализацию продукции, услуг или работ (текущие затраты), расширение основных и оборотных фондов (долгосрочные) и социально-культурные мероприятия (социальные). Как правило, текущие расходы возмещаются за счет собственных средств предприятий, ведомств. В некоторых случаях для покрытия сезонных затрат, при изменении условий производства и реализации продукции, финансовых затруднениях могут быть привлечены и кредитные ресурсы. Бюджетное финансирование текущих затрат (особенно в рыночной экономике) имеет весьма ограниченные рамки и осуществляется в исключительных случаях [13, с.89].
Расходы
на расширенное воспроизводство
основного и оборотного капитала
- долгосрочные затраты, осуществляемые
в основном через финансирование
капитальных вложений и прироста
оборотных средств. В условиях рынка
расширяется понятие
В условиях действия командной системы управления бюджетные ассигнования занимали высокий удельный вес в общем объеме источников финансирования капитальных вложений важнейших отраслей народного хозяйства (40-60%). С переходом к рынку, когда принцип самофинансирования становится нормой деятельности большинства предприятий, роль бюджетного финансирования расширенного воспроизводства основных и оборотных фондов существенно меняется. Собственные и кредитные ресурсы вытесняют бюджетные ассигнования из сферы производственных инвестиций предприятий, сохраняя их значимость в финансировании крупных целевых программ (природоохранных, научно-технических проектов по совершенствованию структуры общественного производства, развитию предпринимательства, инфраструктуры рынка и др.).
Предприятия
и организации пытаются за счет собственных
доходов улучшить социальные и бытовые
условия жизни своих
Таким образом, в рыночной экономике не снижается роль бюджета в развитии отраслей народного хозяйства, а лишь изменяются направление ассигнований, содержание и структура расходов бюджета на народное хозяйство.
Проанализируем изменения структуры расходов бюджета на отрасли реального сектора экономики в 2007-2009 годах.
На
следующем графике изображено изменение
удельного веса расходов на национальную
экономику Республики Беларусь в 2007-2009
году в общих расходах бюджета. Рисунок
1 подтверждает вывод, сделанный выше о
росте удельного веса расходов на национальную
экономику в расходной части бюджета.
Рисунок
1. Изменение удельного веса расходов
на национальную экономику Республики
Беларусь в 2007-2009 году в общих расходах
бюджета
На
рисунке 2 изображена структура расходов
на национальную экономику в бюджете на
2009 год.
Рисунок
2. Структура расходов на национальную
экономику Республики Беларусь в 2009
году
Очевидно, что большую долю расходов занимают расходы на промышленность (61,28%), затем следуют расходы на сельское хозяйство (20,42%) и дорожное хозяйство (13,31%).
Проанализируем,
как изменялся удельный вес статей
расхода бюджета на реальный сектор
экономики в течение 2007-2009 года.
Рисунок
3. Изменение структуры расходов
на национальную экономику Республики
Беларусь в 2007-2009 году
Среди важнейших статей расходов на национальную экономику произошло снижение удельного веса расходов на дорожное хозяйство (с 26,47% в 2007 году до 13,31% в 2009 году) и сельское хозяйство (с 38,45% в 2007 году до 20,42% в 2009 году). Такая ситуация соответствует стремлению государства повысить эффективность инвестиций в сельское хозяйство, путем придания им целевого характера, финансирования конкретных предприятий и государственных программ при одновременном снижении расходов на сельское хозяйство.
Удельный
вес расходов на промышленность наоборот,
увеличился с 27,04% в 2007 году до 61,28% в 2009
году. Это тенденция характерна для государств
с рыночной экономикой, когда основные
средства бюджета расходуются на отрасли,
которые обеспечивают прогресс общества,
разработку передовых технологий, производство
конкурентной наукоемкой продукции.
2.2
Анализ динамики расходов государственного
бюджета РБ в 2007-2009 году
Состав расходов на финансирование народного хозяйства, их структура и содержание зависят от приоритетов развития экономики. Общим для государства, где действует рыночный механизм, является особый подход к финансированию материальной сферы за счет бюджета. Бюджетные ассигнования в основном направляются на развитие приоритетных отраслей, способствующих прогрессу общества в целом. Вместе с тем в ограниченных размерах осуществляется поддержка отдельных отраслей, хозяйств, производств через выдачу субсидий, создание целевых фондов, предоставление гарантий или льготных кредитов соответствующим субъектам хозяйствования. При выборе объектов и методов финансирования государство пытается руководствоваться конечным экономическим результатом - долгосрочной выгодой вложений бюджетных средств для оптимизации производственных процессов [13, с.101].
Расходы бюджета на народное хозяйство направляются в конкретные отрасли, ведомства и характеризуются целевым содержанием. Наиболее распространенными в мире формами бюджетных вложений в народное хозяйство являются:
-капитальные
вложения для расширения
-покрытие операционных расходов;
-финансирование
благоустройства городов и
-оказание
финансовой помощи
Общий анализ динамики расходов государственного бюджета Республики Беларусь в 2007-2009 году представлен в приложении Б. Как демонстрирует таблица, в Республике Беларусь в 2007-2009 году сложились следующие тенденции в сфере расходов бюджета на национальную экономику:
1.
Опережающий рост расходов на
национальную экономику по
2.
Темп роста средств,
3. Среди всех отраслей реального сектора экономики следует отметить темпы роста расходов на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру по сравнению с увеличением расходов бюджета в общем. Темп роста расходов составил 289,9% за 2008 год и 190,6% за 2009 год.
4.
Среди других отраслей
2.3
Бюджетная политика Республики
Беларусь 2009 года
С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный процесс.