Финансирование народнохозяйственных государственных программ и пути повышения эффективности расходов на государственную поддержку от

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы заключается в том, что с помощью расходов бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3


1. Состав и структура расходов………………………………………………. 5


1.1 Экономическая сущность расходов государственного бюджета………. 5


1.2 Классификация расходов бюджета………………………………………. 6


2. Характеристика расходов бюджета на отрасли

реального сектора экономики………………………………………………… 9


2.1 Содержание и структура расходов бюджета

на отрасли реального сектора экономики…………………………………… 9


2.2 Анализ динамики расходов государственного

бюджета РБ в 2007-2009 году……………………………………………….. 13


2.3 Бюджетная политика Республики Беларусь 2009 года………………… 14


3. Финансирование народнохозяйственных государственных

программ и пути повышения эффективности расходов

на государственную поддержку отраслей экономики ………..…………… 18


3.1 Государственные народнохозяйственные

и социальные программы Республики Беларусь…………………………… 18


3.2 Пути повышения эффективности расходов на

государственную поддержку отраслей экономики………………………… 21


Заключение……………………………………………………………………. 23


Список использованных источников………………………………………... 24


Приложения…...……………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая макро.doc

— 626.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………….. 3 

1. Состав  и структура расходов………………………………………………. 5 

1.1 Экономическая  сущность расходов государственного  бюджета………. 5 

1.2 Классификация  расходов бюджета………………………………………. 6 

2. Характеристика  расходов бюджета на отрасли

реального сектора экономики………………………………………………… 9 

2.1 Содержание и структура расходов бюджета

на отрасли  реального сектора экономики…………………………………… 9 

2.2 Анализ динамики расходов государственного

бюджета РБ в 2007-2009 году……………………………………………….. 13 

2.3 Бюджетная  политика Республики Беларусь 2009 года………………… 14 

3. Финансирование  народнохозяйственных государственных 

программ  и пути повышения эффективности расходов

на государственную поддержку отраслей экономики ………..…………… 18 

3.1 Государственные народнохозяйственные

и социальные программы Республики Беларусь…………………………… 18 

3.2 Пути  повышения эффективности расходов  на

государственную поддержку отраслей экономики………………………… 21 

Заключение……………………………………………………………………. 23 

Список  использованных источников………………………………………... 24 

Приложения…...………………………………………………………………. 26

 

      Введение

     Государственный бюджет – это план доходов и  расходов государства на текущий  год, составленный в форме баланса  и имеющий силу закона. Он является ведущим звеном финансовой системы, обеспечивает единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Экономическая сущность бюджета в том, что он является категорией, отражающей денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда.

     Актуальность  работы заключается в том, что  с помощью расходов бюджета государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Несмотря на то, что многими экономистами рекомендуется снижать уровень государственной поддержки экономики, необходимость в стимулировании реального сектора при помощи бюджетных средств остается. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

     В данной работе более подробно рассмотрена  одна из составных частей бюджета  – расходы, а именно расходы государственного бюджета Республики Беларусь на отрасли реального сектора экономики.

     В первой части работы дана характеристика расходов бюджета: их экономическая сущность, классификация.

     Во  второй части проанализирована динамика расходов государственного бюджета Республики Беларусь, содержание и структура расходов бюджета на реальный сектор экономики в 2007-2009 годах, приведены изменения в бюджетной политике Республики Беларусь в 2009 году.

     В третьей части работы рассмотрено  финансирование народнохозяйственных государственных программ и предложены пути повышения эффективности расходов на государственную поддержку отраслей экономики.

     При написании работы использованы учебные  пособия по курсу «Государственный бюджет», статьи и публикации в периодических  изданиях, источниках сети «Интернет».

     Использованы  методы балансового и структурного анализа.

 

      1 Состав и структура  расходов бюджета 

     1.1 Экономическая сущность расходов  государственного бюджета

     В отличие от доходов, которые аккумулируются в бюджете в результате изъятия части денежных средств у населения, предприятий, организаций, его ресурсы в виде расходов передаются в распоряжение отдельных субъектов хозяйствования и граждан [11, с.21] . Таким образом, расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину. Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению. По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее  развитие  непроизводственной сферы. С помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производства, влиять на ускорение научно-технического прогресса [14, с.39].

     Являясь собственником бюджетных ресурсов, государство имеет право распоряжаться  ими, направлять их на развитие материальной и социальной сферы, покрытие общегосударственных и других потребностей, то есть осуществлять расходы. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Главным назначением расходов является обеспечение выполнения государством его внутренних и внешних функций.

     Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением, все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона и управление.

     Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Многообразие бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития [11, с.25]. 

     1.2 Классификация расходов бюджета

     Классификация расходов государственного бюджета  Республики Беларусь до 2009 года определялась Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. N 158-З «О бюджетной классификации Республики Беларусь». С 2009 года классификация расходов определяется Бюджетным Кодексом Республики Беларусь 16 июля 2008 г. № 412-З.

     В соответствии с Бюджетным Кодексом расходы бюджета классифицируются по:

     - функциональной классификации;

     - ведомственной классификации;

     - экономической классификации;

     - программной классификации.

     Функциональная  классификация расходов бюджета  является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета  на выполнение функций государства.

     Первым  уровнем функциональной классификации  расходов бюджета являются разделы, определяющие расходование средств бюджета на выполнение функций государства.

     Вторым  уровнем функциональной классификации  расходов бюджета являются подразделы, конкретизирующие направление средств  бюджета на выполнение функций государства  в пределах разделов [2, с. 15].

     Для обеспечения дальнейшей детализации  расходования средств на осуществление  деятельности государства в определенной области в пределах подразделов  применяются виды расходов.

     Параграф  функциональной классификации расходов бюджета применяется для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности.

     Функциональная  классификация расходов является единой и используется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, а также составлении смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним [4, с.96].

     Ведомственная классификация расходов отражает распределение бюджетных назначений по распорядителям средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов соответственно. Ведомственная классификация расходов состоит из одного уровня – главы, которая имеет трехзначный код [2, с.16].

    Группировка расходов бюджета по их экономическому содержанию называется экономической  классификацией. Классификация текущих и капитальных расходов и кредитования за вычетом погашения в соответствии с экономическими характеристиками этих трех категорий показывает те виды экономических операций, которые проводятся органами государственного управления для выполнения ими своих функций, а также их воздействие на функционирование рынка товаров и услуг, финансовых рынков и на распределение доходов.

    Расходы определяются как государственные  платежи, не подлежащие возврату, которые  не вызывают и не погашают финансовых требований. Расходы могут быть как  на текущие цели, так и на осуществление  капитальных затрат и могут быть как возмездные (при покупке товаров и выполнении работ (оказании услуг)), так и безвозмездные (все виды бюджетных трансфертов).

     Экономическая классификация расходов бюджета  показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство  выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами [4, с.136]. По влиянию на процесс расширенного воспроизводства выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы. Текущие расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов. 

Информация о работе Финансирование народнохозяйственных государственных программ и пути повышения эффективности расходов на государственную поддержку от