Фиктивный и реальный капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

В переходной экономике мобилизация денежных средств для нужд предприятий и государства, за счёт рынка ценных бумаг происходит не сразу. При высокой инфляции, свойственной начальным этапам перехода к рынку, доходы на ценные бумаги не компенсируют инфляционных потерь. Деньги инвесторов охотнее вкладываются в операции с иностранной валютой.

Содержание

Введение 3
1 Капитал 5
1.1 Капитал: понятие, классификация 5
1.2 Особенности фиктивного и реального капитала 8
2 Рынок ценных бумаг 11
2.1 Рынок ценных бумаг: сущность 11
2.2 Рынок ценных бумаг: структура 12
2.3 Рынок ценных бумаг: функции 19
3. Особенности рынка ценных бумаг в странах с переходной экономикой 21
3.1 Формирование рынка ценных бумаг в Республике Беларусь 25
Заключение 32
Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

Фиктивный и реальный капитал.docx

— 66.29 Кб (Скачать)

За  ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» закреплено исключительное право  на организацию вторичного обращения  государственных краткосрочных облигаций, государственных долгосрочных облигаций и краткосрочных облигаций Национального банка Республики Беларусь.

В настоящее время рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит  из следующих сегментов [13, c.17]:

– корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций);

– государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО);

– муниципальных ценных бумаг (жилищных, облигационных займов);

– ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов);

– именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество».

Последние 10 лет корпоративный рынок ценных бумаг в нашей стране был надежно  «законсервирован» целой системой нормативных запретов и жестких  ограничений, неадекватным налогообложением доходов от операций с негосударственными ценными бумагами. Едва ли не единственным оборотным финансовым инструментом являлась государственная облигация. В государственной экономике  находилось место лишь государственным  ценным бумагам. Министерство финансов Беларуси более 10 лет было фактическим  монополистом на внутреннем рынке оптовых  заимствований, следствием чего стала  постепенная деградация этого сектора  финансового рынка, потеря ликвидности  и сокращение числа инвесторов, участвующих  в операциях с гособлигациями [5, с.10].

Возобновление внимания к проблемам фондового  рынка – важного для экономики  государства сегмента финансового  рынка – нужно оценивать позитивно. Табу на обсуждение вопросов приватизации и развития рынка ценных бумаг, таким  образом, снято.

Развитию  рынка корпоративных ценных бумаг  в последние годы содействовали  упрощение порядка их допуска  к обращению на биржевом рынке, уменьшение налоговой нагрузки на участников рынка  ценных бумаг, снятие ограничения на отчуждение акций акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности.

Государственное регулирование и контроль за рынком ценных бумаг осуществляется путем  принятия соответствующих законодательных  и нормативных правовых актов, государственной  регистрации ценных бумаг, лицензирования и аттестации, осуществления контроля и надзора за деятельностью субъектов  рынка ценных бумаг. Проведение единой государственной политики в этой сфере осуществляет Глава государства, Палата представителей Национального  собрания Республики Беларусь, Совет  Министров Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь.  [8].

Таким образом, в настоящее время создана  система нормативно-правового обеспечения  и регулирования рынка ссудного капитала в Республике Беларусь. На протяжении последних лет в Республике Беларусь планомерно проводилась работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере функционирования и  регулирования рынка ценных бумаг.

Подводя итоги можно сделать следующие  выводы. Сегодня рынок ценных бумаг  Республики Беларусь представляет собой  развивающийся сектор рынка ссудных  капиталов. Основными инструментами  рынка корпоративных ценных бумаг  в Республике Беларусь являются акции  и корпоративные облигации. Можно  с уверенностью сказать, что на сегодняшний  день рынок корпоративных ценных бумаг активно развивается. Сформировавшись  в качестве механизма привлечения  свободных денежных средств для  финансирования дефицита государственного бюджета, рынок государственных  ценных бумаг постепенно занимает ведущее  место в денежно-кредитной системе  Республики Беларусь. Во второе десятилетие XXI в. белорусский фондовый рынок  входит с новыми реалиями: монополия  государственных ценных бумаг уходит в прошлое, рынок облигаций развивается гигантскими шагами, потенциал для развития рынка акций сформирован, востребован и готов реализоваться в обороты.

Следует отметить следующее. Принятые Правительством Республики Беларусь и Национальным банком в рамках реализации Программы  развития рынка корпоративных ценных бумаг в Республике Беларусь способствовали становлению и развитию отечественного рынка ценных бумаг. Вместе с тем  следует отметить опережающее развитие законодательства и инфраструктуры данного рынка, тогда как отдельные  его сегменты (вторичный рынок  акций, рынок производных ценных бумаг) и институты еще недостаточно развиты. Это приводит лишь к временному формальному росту количественных характеристик рынка корпоративных  ценных бумаг, в то время как рынок  в стандартном его понимании  не формируется, не проявляется его  макроэкономическая роль.

Данная  ситуация на рынке государственных  ценных бумаг обусловлена:

- зависимостью  от финансово-экономического состояния  банковского сектора, колебаний  его ликвидности, что отрицательно  сказывается на размещении бумаг  и соответственно равномерном  привлечении средств для финансирования  дефицита бюджета;

- проблемами  с удлинением сроков заимствований  из-за отсутствия у потенциальных  инвесторов долгосрочных свободных  ресурсов;

- недостаточным  развитием институциональных инвесторов (страховых, пенсионных и инвестиционных  фондов), традиционно являющихся  основными участниками рынка  государственных ценных бумаг;

- недостаточностью  участников рынка государственных  ценных бумаг [10] .

Факторами, препятствующими развитию рынка  корпоративных ценных бумаг, являются:

- недостаточная  активность процессов приватизации, что не позволяет использовать  потенциал рынка акций для  трансформации сбережений, в том  числе граждан республики, в инвестиции, а также является препятствием  для привлечения в экономику страны иностранных портфельных и прямых инвестиций;

- недостаточное  количество обращающихся инструментов  и участников, совершающих операции  на рынке ценных бумаг, что  приводит к низкому уровню  ликвидности такого рынка;

- наличие  дисбаланса между темпами и  объемами развития рынков государственных  и корпоративных ценных бумаг  и дисбаланса внутри корпоративного  сегмента рынка ценных бумаг,  проявляющегося в опережающем  развитии сегмента банковских  ценных бумаг по сравнению  с сегментом ценных бумаг организаций,  не являющихся банками;

- незаинтересованность  организаций республики в самостоятельном  публичном привлечении инвестиций  с использованием инструментов  рынка ценных бумаг (главным  образом акций и облигаций)  ввиду исторически сложившейся  практики привлечения ресурсов  посредством получения банковских  кредитов;

- низкий  уровень прозрачности рынка ценных  бумаг, причиной которого является  незаинтересованность эмитентов  в раскрытии информации о результатах  финансово-хозяйственной деятельности, значимых корпоративных событиях  в соответствии с международными  стандартами. Это является следствием  низкого уровня финансовой грамотности  специалистов эмитентов ценных  бумаг и недостаточного осознания  ими потенциала рынка ценных  бумаг как механизма привлечения  инвестиций, в том числе иностранных;

- недостаточный  уровень защиты прав и законных  интересов инвесторов, прежде всего  акционеров, обусловленный несоблюдением  акционерными обществами признанных  в международной практике принципов  корпоративного поведения, что  также является препятствием  для привлечения внутренних и  внешних инвестиций (прямых и  портфельных);

- отсутствие  национальной системы рейтингования  эмитентов ценных бумаг, а также  практики самостоятельного получения  эмитентами (за исключением банков) международных кредитных рейтингов, применения международных стандартов финансовой отчетности и прохождения международного аудита, что является препятствием к выходу организаций республики на международные финансовые рынки и привлечению иностранных прямых и портфельных инвестиций.

В настоящее время в Беларуси утверждена Программа развития рынка ценных бумаг на 2011-2015 годы. Программа предусматривает  создание условий для повышения  уровня ликвидности, прозрачности, надежности и эффективности рынка ценных бумаг как составной части  финансового рынка в Беларуси. Это необходимо для привлечения  в экономику внешних и внутренних инвестиций в целях технологического обновления основного капитала, повышения  конкурентоспособности, а также  дальнейшего устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения страны.

Таким образом, основные направления развития рынка ценных бумаг:

- формирование  ликвидного и прозрачного рынка  ценных бумаг;

- равномерное  развитие его сегментов, включая  использование различных финансовых  инструментов;

- совершенствование  системы налогообложения доходов  от операций с ценными бумагами  в целях создания условий для  внедрения новых финансовых инструментов  с дальнейшим переходом на  равные условия деятельности  на различных сегментах данного  рынка для всех его участников;

- функциональное  и технологическое совершенствование,  повышение конкурентоспособности  биржевой, расчетно-клиринговой и  депозитарной инфраструктуры;

- развитие  институтов финансового посредничества (профессиональных участников рынка  ценных бумаг), институтов коллективных  инвестиций;

- обеспечение  условий для развития интеграционных  процессов, способствующих совершенствованию  и расширению сфер взаимодействия  рынка ценных бумаг Республики Беларусь с мировыми финансовыми институтами и структурами [10].

Нововведения  ожидают и институциональных  участников рынка ценных бумаг. Программой, в частности, предусмотрены создание условий для формирования института  коллективных инвестиций, организация  работы по созданию фондов банковского  управления, развитие новых видов  добровольного страхования, ориентированных  на страхование рисков, сопутствующих  деятельности на рынке ценных бумаг.

Таким образом, вышеуказанные мероприятия  должны быть направлены на повышение  привлекательности рынка ценных бумаг Республики Беларусь как для  национальных, так и иностранных  инвесторов и, соответственно, позволят ожидать значительного притока  инвестиций в экономику республики.

 

Заключение

В развитой рыночной экономике важнейшим  механизмом перемещения и распределения ресурсов является рынок ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг как важнейшая часть рынка ссудных капиталов обслуживает воспроизводство капитала во взаимодействии с другой его частью – денежно-кредитной системой.

В странах с переходной экономикой рано говорить о функционировании полноценного рынка ссудных капиталов. За годы трансформации в наиболее развитых странах с переходной экономикой пока сформировались его отдельные элементы, основы рынка ценных бумаг и валютный рынок как особая форма финансового рынка.

О роли рынка ценных бумаг в экономике  можно судить прежде всего с точки зрения его влияния на экономический рост. Это влияние по-разному проявляется в странах с развитой рыночной экономикой и в странах с переходной экономикой.

В качестве фактора роста экономики  рынок ценных бумаг может выполнять  двоякую функцию: во-первых, фондовый рынок является непосредственным стимулом экономического роста; во-вторых, он играет опосредованную роль в обеспечении роста прежде всего путём трансформации денежных сбережений в инвестиции и их перераспределения.

Существенная  причина, затрудняющая развитие рынка  ценных бумаг в странах с переходной экономикой, состоит в ошибочном и потому неэффективном распределении финансовых ресурсов. Одновременно она является следствием неразвитости фондового рынка. В результате того, что в большинстве этих стран государство всё ещё оказывает большое влияние на движение кредитных и финансовых потоков, значительная часть средств минует фондовый рынок и направляется государственными и полугосударственными органами в распоряжение нерентабельных предприятий. Такое положение характерно прежде всего для стран СНГ.

Также следует отметить то, что регулирование рынка ценных бумаг и защита прав инвесторов в корпоративном законодательстве сильно различаются в разных странах с переходной экономикой, и это накладывает свой отпечаток на инвестиционную привлекательность рынка той или иной страны.

Неразвитость  рынка ценных бумаг в переходной экономике связана прежде всего с низким предложением. Практически все биржи испытывают недостаток в крупных компаниях с существенным объемом свободно торгуемых акций. Вместе с тем ограниченное предложение «привлекательных» ценных бумаг усиливается недостатком спроса. Число инвесторов относительно невелико, и торговля акциями происходит в очень ограниченном кругу участников. Инвесторы отказываются вкладывать средства на фондовых биржах в связи с низкой ликвидностью, недостатком доверия и слабой юридической защитой прав акционеров.

Что касается Республики Беларусь, то основные институциональные формы фондового рынка находятся в состоянии становления и требуют со стороны государства и заинтересованных хозяйствующих субъектов скорейшего завершения этого процесса.

 

Список  использованных источников

1 Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 1992.- 352с.

2 Бердникова Т.Б. Финансовый рынок. – М.: ИНФРА-М., 2007. - 466с.

3 Бурсученко Э.И. Финансовый рынок: учебник / Э.И. Бурсученко – М: НОРМА-М, 2006.-354с.

4 Колтынюк Б.А. Рынок ценных бумаг: Учеб. 2 изд-ие. СПб.: Из-во  Михайлова В.А.,2001. - 560с.

5 Кравченко, Е. Фондовый рынок подает признаки жизни / Е. Кравченко // Финансовый директор. - 2008. - № 6. - С.10-12.

6 Максим Кузнецов. Фиктивный капитал: деньги из воздуха [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.luxurynet.ru/finances-theory/7711.html – Дата доступа: 15.02.2012.

Информация о работе Фиктивный и реальный капитал