Фиктивный и реальный капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

В переходной экономике мобилизация денежных средств для нужд предприятий и государства, за счёт рынка ценных бумаг происходит не сразу. При высокой инфляции, свойственной начальным этапам перехода к рынку, доходы на ценные бумаги не компенсируют инфляционных потерь. Деньги инвесторов охотнее вкладываются в операции с иностранной валютой.

Содержание

Введение 3
1 Капитал 5
1.1 Капитал: понятие, классификация 5
1.2 Особенности фиктивного и реального капитала 8
2 Рынок ценных бумаг 11
2.1 Рынок ценных бумаг: сущность 11
2.2 Рынок ценных бумаг: структура 12
2.3 Рынок ценных бумаг: функции 19
3. Особенности рынка ценных бумаг в странах с переходной экономикой 21
3.1 Формирование рынка ценных бумаг в Республике Беларусь 25
Заключение 32
Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

Фиктивный и реальный капитал.docx

— 66.29 Кб (Скачать)

Привилегированные акции дают преимущественное право  на получение дивидендов фиксированного размера. В случае ликвидации предприятия  их владельцы имеют право на получение  части имущества сразу после  удовлетворения требований кредиторов. Однако они, как правило, не дают право  голоса на собрании акционеров. Обычно их выпускают для быстрого увеличения капитала путем привлечения средств  мелких акционеров, не размывая при  этом влияния владельцев обыкновенных акций. [18, с.40].

В Беларуси используются такие производные  ценные бумаги как фьючерс и опцион.

Фьючерс – это контракт на покупку определенного  базового актива в будущем. Это означает, что покупатель фьючерса берет на себя обязательство приобрести определенный актив по заранее обозначенной цене.

Однако  смысл фьючерса не в том, чтобы  угадать какой будет стоимость  актива через определенный промежуток времени. Покупатель фьючерса фиксирует  для себя стоимость покупаемого  актива в будущем.

Опцион  – это тот же фьючерс, но в данном случае владелец опциона в назначенный  день не обязан, а лишь имеет право  купить базовый актив по установленной  цене. Если цена на рынке ниже, чем  по опциону, либо если базовый актив  владельцу производной ценной бумаги уже не нужен, последний может  его и не покупать.

Депозитарная  расписка – ценная бумага, удостоверяющая право собственности на определенное количество акций или облигаций  иностранного эмитента и закрепляющая право ее владельца на соответствующее количество представляемых ценных бумаг.

Ценные  бумаги можно классифицировать по эмитентам. По этому признаку выделяют государственные, муниципальные и корпоративные  ценные бумаги.

Государственные ценные бумаги – это долговые обязательства  государства. Они выполняют важную макроэкономическую функцию, обеспечивая  покрытие дефицита государственного бюджета, сглаживая неравномерность поступления  налоговых платежей.

Краткосрочными  государственными ценными бумагами в большинстве стран являются казначейские векселя, срок погашения  которых, как правило, составляет 3–6 месяцев.

Среднесрочные государственные ценные бумаги –  казначейские обязательства со сроком погашения до 10 лет. Долгосрочные –  казначейские облигации со сроком погашения  от 10 до 30 лет.

Муниципальные ценные бумаги – долговые обязательства  местных органов власти, выпускаемые  в целях стабилизации финансового  положения территорий, решения региональных проблем, развития городского хозяйства, реализации коммерческих проектов.

Государственные и муниципальные ценные бумаги считаются  весьма надежными.

Корпоративные ценные бумаги выпускаются для привлечения  финансовых средств юридическими лицами. Их эмитентами выступают акционерные  общества, предприятия и организации  других форм собственности, банки, инвестиционные компании и фонды [7].

2.3 Рынок ценных бумаг: функции

  Рынок ценных бумаг выполняет  в экономике ряд функций: 

• ценообразующую – на этом рынке  формируются рыночные цены на объекты  продаж (в данном случае, на ценные бумаги);

• регулирующую – устанавливает равновесие спроса и предложения на финансовом рынке, способствует процессу саморегулирования  рыночной экономики;

• стимулирующую – побуждая субъектов  экономики стать участниками  рынка ценных бумаг, способствует экономическому росту;

• информационную – предоставляет  информацию о рыночной конъюнктуре, соотношении спроса и предложения  на ценные бумаги; является барометром общего состояния экономики;

• перераспределительную – как и другие финансовые рынки, обеспечивает привлечение свободных денежных средств и превращение их в инвестиции; способствует переливу капиталов из менее рентабельных отраслей в более доходные;

• коммерческую – позволяет получать прибыль от операций на рынке ценных бумаг [16, с.86].

С точки зрения макроэкономики, основное назначение РЦБ состоит в аккумулировании временно свободных денежных средств и перераспределении (инвестировании) этих средств в перспективные отрасли экономики. С помощью продажи государственных облигаций на фондовом рынке правительство привлекает средства для покрытия дефицита бюджета [14, с.135].

 

3. Особенности  рынка ценных бумаг в странах  с переходной экономикой

  Рынки ценных бумаг стран с  переходной экономикой относятся  к развивающимся, нарождающимся  рынкам. К таковым относятся рынки  стран, где интенсивное развитие  механизмов фондового рынка началось  по существу с 90-х годов ХХ  столетия и которые осуществляют  переход к современным моделям  экономического развития с целью  ликвидации разрыва между ними  и высокоразвитыми странами.

  Государства, формирующие современную  инфраструктуру рыночной экономики,  в том числе и создание фондового  рынка, как правило, стоят перед  выбором модели фондового рынка.  Различают две основные модели  рынка ценных бумаг: североамериканскую (рыночную, спекулятивную) и европейскую  (банковскую). В качестве характерного  примера действия этих моделей  называют соответственно США  и Германию.

  К важнейшим характеристикам  североамериканской модели относятся:  высокая доля акционерного капитала  на рынке ценных бумаг; доминирующая  роль инвестиционных фондов и  других коллективных инвесторов; большой удельный вес коммерческих  бумаг; финансирование дефицита  бюджета только путем выпуска  ценных бумаг; низкая доля прямого  банковского кредита (25-30%) в финансировании  экономики страны; низкая доля участия банков в уставных фондах промышленного сектора экономики; преобладание на рынке ценных бумаг небанковских инвестиционных институтов, тенденция к снижению доли банков в финансовых активах.

  К основным характеристикам европейской  модели относятся: низкая доля  акционерного капитала, высокая  доля финансирования за счет выпуска облигационных займов; низкая доля инвестиционных фондов; малый удельный вес коммерческих бумаг; традиция прямого кредитования на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг; высокая доля прямого банковского кредита (50-60%) в финансировании экономики страны; относительно высокая доля участия банков в уставных фондах промышленных компаний, формирование различных видов объединений банков и предприятий; на рынке ценных бумаг преобладает влияние банков [12, с.18].

  В странах Центральной и Восточной  Европы складывается смешанная  модель фондового рынка, в которой  присутствуют черты как североамериканской, так и европейской моделей.  В качестве основных ее характеристик  можно назвать значительную роль  государства в процессе создания  фондового рынка, прямое кредитование  на покрытие дефицита бюджета  наряду с выпуском государством  ценных бумаг, относительно высокую  долю ценных бумаг банков и  финансовых инструментов на финансовом  и фондовых рынках государства. 

  В условиях переходной экономики  формирующийся рынок ценных бумаг  в большей степени реагирует  на преодоление экономикой кризисного  состояния; на адекватное намеченным  целям развитие реформ, на их  системное проведение, скорость  их реализации, а также на общую  политическую стабильность. Все  эти позиции составляют суть  процессов переходной экономики.  Переходная экономика предполагает  сосуществование различных форм  собственности и соответствующих  надстроечных институтов с постепенным  формированием основной формы  собственности, определяющей отношения  распределения, обмена и потребления.  Процессу трансформации свойственны  следующие содержательные процессы: макростабилизация и ограничение  инфляции, либерализация цен, либерализация  международного товарообмена, институциональные  изменения со снятием ограничений  в развитии частного сектора  и с созданием системы социальной  защиты с учетом безработицы,  изменения в отношениях собственности  и распределение ресурсов, капиталов,  доходов. Рынок ценных бумаг  отвечает основным задачам переходной  экономики и поставленным целям  экономического роста, поэтому процессы институциональных преобразований складываются в систему объективных предпосылок для его возникновения и развития.

  Наиболее плодотворным для обоснования  необходимости формирования и  развития рынка ценных бумаг  является выделение в его структуре  двух сегментов – рынка акций  и облигаций. В существовании  рынка облигаций заинтересовано  в первую очередь государство.  При переходе к рынку оно  призвано решить проблему безинфляционного  финансирования бюджета с помощью  выпуска и размещения государственных  краткосрочных облигаций и сделать  краткосрочные гособлигации основными  инструментами денежно-кредитной  политики при проведении операций  на открытом рынке. Государственные  обязательства в условиях инфляции  и общей нестабильности являются  единственно привлекательными финансовыми  инструментами по своей надежности  и доходности, так как в размещении  государственных обязательств участвует  ограниченное количество первичных  инвесторов и государство способно  регулировать доходность своих  бумаг относительно уровня инфляции. Рынок корпоративных облигаций  формируется медленнее, так как  объективно зависит от финансовой  устойчивости и эмитентов и  системы в целом. 

  Политика государства развивающихся  и даже в некоторых развитых  странах проводится обычно не  в пользу рынка акций. Политика  направлена скорее в поддержку  государственного вмешательства,  чем на частную инициативу, на  планирование распределения, чем  на рыночное распределение (имеется  в виду растущий объем социальных  выплат), на иностранные займы,  а не на расширение «акционерной»  базы, на долговые инструменты,  а не на акции в качестве  одного из средств финансирования  экономического роста. 

Кроме общих непредвиденных или осознанно  проводимых изменений в политической и экономической существуют моменты, присущие экономической системе  в целом, и которые невозможно практически избежать. Неизбежность циклических колебаний и колебаний  ставки процента и обменного курса заставляют рынок ценных бумаг первым реагировать на любые изменения. Причем нарождающийся фондовый рынок более чувствителен к ним: низкое число акций, низкое доверие инвесторов и неопытность участников может усугубить кризис, в то время как развитый рынок может самортизировать кризисные явления.

  В странах переходного периода  чаще всего государство берет  на себя затраты по созданию  инфраструктуры рынка, запуска  биржевого механизма и построения  системы контроля и регулирования.  По некоторым оценкам затраты  могут достигать 55-80% от ВВП  [13, с.26]. Для общественности более очевидны затраты на содержание контролирующих государственных органов. И часто трудно убедить общество, что прибыль от существования внутреннего рынка со строгой системой отчетности и контроля превышает издержки по его обслуживанию.

  Промышленный потенциал экономики  создает реальные возможности  для возникновения достаточного  предложения ценных бумаг, без  него торговля акциями будет  мелкой, узкой, ликвидность бумаг  ограниченной. Отделение собственности  от управления в качестве условия  развития рынка ценных бумаг  предполагает внедрение механизма  акционирования. Для развивающихся  стран был характерен процесс  превращения крупных частных  компаний в корпорации, в отношении  которых проводилась политика  стимулирования выпуска акций.  Для стран Восточной Европы  характерен процесс превращения  государственной собственности  в акционерную. В любом случае  меняется структура контроля  и формируется предложение акций. 

  Для переходного периода характерно  существование инфляции, поэтому  темпы ее развития в этих  условиях являются одним из  ключевых показателей уровня  экономической стабильности. Трансформирующиеся  страны в начале проведения  реформ столкнулись с процессом  высвобождения подавленной инфляции, так как в дореформенный период  цены удерживались на более  низком уровне по сравнению  с равновесным. [15, с.37].

  Итак, на мой взгляд, мы рассмотрели  основные особенности формирования  рынка ценных бумаг в странах  с переходной экономикой. Наша  республика также относится к ним, поэтому многое из сказанного характерно и нашему рынку, но в то же время хочется выделить и особенности, проблемы и перспективы рынка ценных бумаг в Беларуси. Это я и сделаю в следующей главе.

3.1 Формирование рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

Рынок ценных бумаг Беларуси относится  к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам со смешанной моделью фондового рынка. В качестве основных ее характеристик можно назвать значительную роль государства в процессе создания фондового рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высокую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на финансовом и фондовом рынках государства.

Началом формирования рынка ценных бумаг  Республики Беларусь можно считать  принятие в 1992 г. Закона Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах»  и образование 22 мая 1992 г. Государственной  инспекции Республики Беларусь по ценным бумагам.

Становление и развитие инфраструктуры рынка  ценных бумаг началось в 1990-х годах, когда возникла ОАО «Белорусская фондовая биржа», специализирующаяся на торговле ценными бумагами.

Сегодня ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» - единственная в республике целостная структура, на основе которой  создана общенациональная система  биржевых торгов на всех основных сегментах  финансового рынка - валютном, фондовом и срочном [9].

Информация о работе Фиктивный и реальный капитал