Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 23:07, реферат
Фандрайзинг от английского fundraising (to raise fund) - увеличивать ресурсы, собирать денежные средства. это деятельность по привлечению ресурсов на некоммерческие проекты.
это сбор пожертвований для некоммерческих и благотворительных организаций или для обеспечения социально значимых мероприятий.
Введение 2
1.Понятие фандрайзинга проекта 3
2. Декларация этических принципов в фандрайзинге 4
3. Практические стандарты фандрайзинга 5
4.Зарубежный опыт фандрайзинга проекта на примере США 7
5.Инструменты российского фандрайзера 12
6. Роль попечительского совета в файндрайзинге проекта 21
Заключение 27
Список литературы 28
Одним
из удачных примеров такой работы
можно считать партнерский
Инструмент №3:
Заявки на гранты
Одним из самых весомых и популярных инструментов фандрайзера является написание заявки на грант. Наиболее общее определение «гранта», которое можно встретить в литературе следующее:
Грант - средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. В отличие от займа средства, полученные по гранту не нужно возвращать. Для получения гранта фандрайзер должен пройти сложную процедуру предоставления заявки на получения гранта, в итоге которой может оказаться победа в конкурсе, который организовал донор, и получение средств.
Соответственно, первым помощником фандрайзера являются адреса различных, в подавляющем большинстве, зарубежных фондов. Списки фондов, не те что в огромных файлах лежат в Интернет, а реально действующие на территории России, контактные адреса, телефоны, электронная почта – вот первое, что спрашивает начинающий фандрайзер при использовании этого инструмента. Дальше требуется выяснение приоритетов Фонда, наличие специальных программ и текущих конкурсов, условия получения поддержки. А потом, вместе с первыми письмами в Фонд и представлением кратких аннотаций своих заявок, начинается кропотливая работа по формированию доверия к проекту, к организации-заявителю и к непосредственным участникам проекта. Вполне понятно, что чем большее доверие вызывает организация, тем больше шансов получить поддержку. Поэтому часто встречаются "постоянные грантополучатели", - организации с большим капиталом доверия. Чтобы сформировать такой капитал необходимо с одной стороны иметь безупречную грантовую историю, а с другой стороны, достаточно определенный круг знакомых из числа «лидеров третьего сектора» и представителей фондов, - тех, кто в тот или иной момент времени работает экспертом по рассмотрению заявок на гранты и так или иначе влияет на принятие положительного решения.
Хорошо,
когда в организации появляется
такой специалист по написанию заявок
на гранты, однако получение, как правило,
крупных сумм может легко развалить организацию,
либо при получении финансирования, либо
при его прекращении. Некоторые организации
просто не в состоянии жить без грантовых
инъекций, превращаясь постепенно в своеобразных
«наркоманов», ждущих новой порции ресурсов
от донора и умирающих без валютных вливаний.
Поэтому, чтобы не быть «одноруким» фандрайзером,
необходимо, продумывая условия своей
финансовой устойчивости, найти и местные,
негрантовые источники ресурсов.
Инструмент №4:
Наверное,
самым древним и
Таким образом, на пороге нового тысячелетия, почти в каждом городе, где замечена фандрайзинговая активность, теперь существует своя «новейшая» история жертвенной кружки.
Опыт нескольких кампаний по сбору частных пожертвований показал, что если рядом с ящиком нет фандрайзера, то:
Если
же ящик служит лишь рабочим инструментом
фандрайзера и находится в
руках, рядом и т.д. (т.е. в непосредственном
пространстве действий фандрайзера), то
тогда при проведении разовых
акций прямого сбора
Инструмент №5:
Достаточно
часто связан с ящиками для
пожертвований следующий
При первом типе важно учесть, что не каждая тема, т.е. проблема, для решения которой необходимо собрать определенную сумму денег здесь и сейчас, подходит при использовании данного инструмента. Наиболее реальные сборы можно ожидать, если проблема касается групп, однозначно не способных помочь самим себе. Причем это правило распространяется не только на людей, но и на животный и растительный мир.
Следующий
вопрос – проверка рискованности
и оправданности акции. Насколько
она финансово выгодна, сколько
требуется ресурсов и сколько
будет получено с одной стороны,
и насколько проверена
Например, уже достаточно распространенным стало мнение о нецелесообразности проведения благотворительных концертов с точки зрения сбора средств, так как на подготовку и организацию события некоммерческой организацией, как правило, расходуется гораздо больше ресурсов, чем привлекается. Зато при специальной подготовке, как свидетельствует опыт Ставрополя, можно получать значительные суммы на благотворительных обедах с концертной программой. Для прямых акций характерными являются непосредственный контакт с целевой аудиторией, ее вовлечение в решение проблемы. Так ежегодная нижегородская акция ассоциации «Служение» «Белый цветок», проходящая в самых массовых точках города, позволяет сделать ее участниками несколько тысяч горожан, которые получают листовки с информацией о проблеме туберкулеза в городе, возможность тут же пожертвовать деньги и получить небольшой сувенир (наклейку) в знак благодарности. В другой акции, направленная на сбор денег для строительства пандусов для инвалидов колясочников, организаторы обращались к водителям с призывом «поддержать владельцев самых тихоходных транспортных средств», вовлекая, таким образом целевую группу в действия по сбору частных пожертвований.
Как инструмент прямые акции обладают еще одним замечательным свойством – они привлекают внимание журналистов, создавая, таким образом, еще один ресурс. Ресурс известности, общественной значимости, доверия. Идеальное развитие акции может вызвать волну действий потенциальных жертвователей под лозунгами «Как! Ты еще не принял участие!? Все уже сделали это!»
Примером акции второго типа, когда деньги не поступают в организацию сразу, можно назвать любой аукцион проектов, предложений и т.д. Подобный опыт есть в Краснодаре, где в 2000 году прошел Форум некоммерческих организаций «Есть идея!», во Владимире и во многих других городах, где социальные проекты представлялись в рамках Ярмарок социальных проектов и услуг. В обоих случаях готовился пакет предложений, выставляемый на специально организованном событии для выбора и поддержки потенциальными спонсорами.
Возможна
и обратная ситуация, когда некоммерческая
организация приглашает на свою презентацию
группу потенциальных спонсоров
и проводит своеобразный аукцион, выставляя
в качестве лота различные варианты
реализации и поддержки своего проекта,
потенциально получая возможность, после
индивидуальных переговоров по итогам
встречи стать партнером всех пришедших
на акцию спонсоров.
Инструмент №6:
Квитанции в банке
Относительно новый, но уже хорошо себя зарекомендовавший инструмент сбора средств – перечисления денег по банковским квитанциям. Главным неудобством этого способа является относительная сложность действий потенциального донора для совершения пожертвования. Ведь даже чтобы перечислить рубль необходимо получить квитанцию, заполнить ее, возможно, даже выстоять очередь, и в конце концов, перечислить пожертвование. При этом возможны ошибки в заполнении графы назначение платежа сотрудниками банка (в разных городах были случаи перечисления «оплаты коммунальных услуг») и/или снятие с суммы перечисляемого пожертвования процентов за банковское обслуживание.
Избежать части затруднений возможно самим, отпечатав бланки квитанций с заранее заполненными полями. А в проекте московской организации театра-студии «Подвал» «Один плюс один» была заполнена даже графа суммы перечисления квитанции Автобанка - один рубль. Особую роль играет работа с руководством банка. Одним из пионеров налаживания успешных отношений с банковскими структурами стал Greenpeace-Россия. Уже в 1996 году Сбербанк России подписал соглашение о беспроцентном обслуживании добровольных пожертвований граждан в Greenpeace, положив начало многолетнего развития этого инструмента. Сейчас уже во многих регионах банки начинают идти навстречу активности фандрайзеров.
Квитанции,
возможно, скоро станут одним из популярных
инструментов фандрайзера, так как при
грамотной информационной кампании кроме
стабильных поступлений денег они позволяют
отслеживать динамику пожертвований,
их размеры, и даже адреса реальных доноров
для последующих почтовых рассылок именных
писем и т.д.
Инструмент №7:
Членские
взносы, порядок регулярных поступлений
от учредителей (членов, участников) определяется
учредительными документами некоммерческой
организации. В уставе заранее должны
быть оговорены суммы денежных поступлений,
их размеры и формы. Членские взносы могут
быть единовременными (при вступлении
в организацию) и постоянными (регулярными):
годовыми, месячными, квартальными, и т.д.
Если же некоммерческая организация не
имеет членства фандрайзер все равно может
воспользоваться этим инструментом. Можно
собирать взносы от членов или участников
какого-либо социального проекта, события
независимо от формы регистрации общественной
или некоммерческой организации. Например,
столкнувшись с классической нехваткой
финансов при подготовке Ярмарки социальных
проектов и услуг каждая некоммерческая
организация-участник Ярмарки на оргкомитете
решила внести от 50 рублей в виде добровольного
взноса. При участии 30 организаций собранной
суммы в полторы тысячи рублей как раз
хватило на печать афиш для расклейки
по городу и изготовление пары сотен приглашений.
Инструмент №8:
Статья в газете
Этот острейший инструмент, применяется фандрайзерами в случае столкновения с наиболее срочными, критическими ситуациями. Наиболее эффективен для сбора пожертвований от физических и юридических лиц для ликвидации последствий форс-мажорных обстоятельств. Активно используется государственными и муниципальными учреждениями при крупных катастрофах, войнах и т.д. В частности более десяти различных структур, в том числе МЧС, собирали пожертвования для воюющей Югославии и сразу на несколько разных счетов разными организациями в разных регионах собирались деньги для помощи родственникам погибших на подводной лодке Курск.
Для простой некоммерческой организации благодаря статье в прессе можно собрать деньги на лечение ребенка, помочь ветеранам и инвалидам, поддержать заключенных и обеспечить проведение праздника для социально-незащищенных слоев населения.
При создании статьи важно продумать название, короткое, но заставляющее начать читать материал. Часто материалы несут резко негативный настрой, и тогда эффект от них снижается. Важно показать, что еще возможно что-то изменить, кого-то спасти, кому-то принести радость и т.д. Большой удачей можно считать, когда вместе с фандрайзером к читателю обращается и редакция газеты. Так в 1998 году по сообщению АСИ о необходимости помочь мальчику из небольшого города, редакция Общей газеты объявила «тест на доброту» своих читателей. В результате помощи хватило троим ребятишкам. Дополнительный эффект дают прилагаемые к статье письма поддержки или ссылки на авторитетных, известных людей, заключения врачей, экспертов, личные обращения от первого лица и фотографии (позитивного характера). Статьи могут быть как официальными, так и живыми, повествовательными рассказами. В некоторых ситуациях можно использовать несколько стилей одновременно. Также важно опубликовать счета для перечисления пожертвований. Даже одно письмо в одном издании может всколыхнуть весь город. Так в конце августа 2000 года в одном из регионов Центральной России благодаря одной публикации в областной газете «Знамя» нашлись деньги и поддержка Губернатора для уже отчаявшейся за два месяца поиска спонсоров матери больного ребенка, нуждающегося в дорогостоящей операции. Если же статья, и последующее освещение во всех СМИ организовано специально в виде информационной кампании, то реально собирать очень крупные суммы в предельно сжатые сроки.