Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 09:27, курсовая работа
ХХ век явился в истории экономической мысли этапом макроэкономики. Ее определяют как науку о совокупном (агрегированном) экономическом поведении людей, о целостной политико-экономической системе. Большая система – это не только множество малых подсистем – фирм и отраслей, но уже и новое качество. Ее действиями управляют иные механизмы.
Введение
Макроэкономическое равновесие и его механизмы
1.1. Классическая теория макроэкономического равновесия
1.2. Кейнсианская теория макроэкономического равновесия
1.3. Марксистская теория макроэкономического равновесия
1.4. Межотраслевой баланс
1.5. Институциональная теория макроэкономической динамики
2. Экономическая политика
Заключение
Список литературы
В США на долю государственного сектора приходится 12 % произведенных товаров и услуг, между тем как в Ираке его вес превышает 65%. В России, по данным за 1994 г., на частных предприятиях было произведено 25% ВВП, а в "негосударственном секторе" в целом - 60%.
Иностранный опыт и рецептуры приватизации невозможно механически переносить на российскую почву. Большие масштабы страны не способствуют радикализации реформ и быстрому их осуществлению. Но зарубежный опыт, тем не менее, учит работать.
На начало 1997 г. в стране существовало 1246 тыс. приватизированных предприятий, составляющих 60% госпредприятий и производящих около 70% ВВП.
Основными способами приватизации в российских условиях были выкуп ранее арендованного имущества, продажа недвижимости и акционирование. После завершения этапа массовой приватизации на первый план выдвигаются, пожалуй, три взаимосвязанные проблемы. Во-первых, распространяется такая форма, как приватизация по индивидуальным программам; во-вторых, весьма актуальной стала работа по повышению эффективности управления разгосударствленными предприятиями и, наконец, на повестке дня оказывается вопрос о разгосударствлении земли. В этом нуждаются уже приватизированные предприятия, находящиеся на том или ином земельном участке. Они заинтересованы в применении новых технологических линий, расширении своих владений, инвестициях, уходе за территорией предприятия и т. п. А государство нуждается в дополнительных доходах.
О социальном регулировании
Идеи социального благополучия "для всех" стары как мир. О стремлении к равенству путем подтягивания уровня жизни бедных, но без уничтожения богатых, т. е. при сохранении неизбежной дифференциации, писали эгалитаристы. Согласно либеральному принципу Лигу -Дальтона, необходим компромисс, предполагающий сближение уровней благосостояния, но не за счет перераспределения уже созданного, а путем создания условий для соответствующей ориентации людей в будущем.
В подобном же ракурсе рассматривал проблему Кейнс. Констатируя некоторый прогресс в устранении чрезвычайного неравенства, достигнутый в конце XIX в., Кейнс заключает, что "есть извечные социальные и психологические оправдания значительного неравенства доходов и богатства, однако не для столь большого разрыва, какой сохраняется в настоящее время". Вместе с тем дальнейшие шаги в этом направлении становились рискованными: увеличение налогов стимулировало "соблазн уклонения" от их уплаты, у предпринимателей ослабевал стимул к новаторству.
Заметный вклад в теорию социального регулирования был внесен немцами и скандинавами.
С практической точки зрения заслуга Вальтера Ойкена состояла в том, что он выдвинул концепцию социально обоснованной экономической политики. Для большей части членов общества первостепенную важность имеет достижение справедливого распределения, осуществляемого согласно предельной производительности факторов производства. Начиная с 30-х годов XX века эта проблема, особенно в части борьбы с безработицей, превращается в нервный узел экономического регулирования.
Что касается зарплаты, то историей здесь апробированы три метода: рационирование "сверху" при планово-централизованной системе; формирование зарплаты стихийно, на рынке рабочей силы, в результате которого возникают монополии работодателей (предпринимательские союзы) и наемных рабочих (профсоюзы); наконец, определение зарплаты в результате переговоров покупателей и продавцов. Систематическими стали ежегодные встречи представителей предпринимательских и профессиональных союзов, происходящие с участием государства, и переговоры, порой весьма бурные, об индексации зарплаты, налогах, пособиях по безработице и пр.
Разработкой теории социального регулирования занимался американец Кеннет Эрроу. Предметом его исследований был, в частности, коллективный выбор, составляющий основу нормативных экономических решений. Последние же имеют общественную значимость, так как направлены на "исправление недостатков рыночного механизма". Метод Эрроу, абстрактной математической моделью, применим в области благосостояния (конструкция "коллективной полезности"), кооперативных игр, механизма принятия решений (в том числе при регулировании ценообразования); при анализе связи между коллективным выбором и результатами голосования. К.Эрроу предупреждает о трудностях, порой просто непреодолимых, агрегирования индивидуальных предпочтений в коллективе. Он доказал, что принятие демократического в традиционном понимании решения (путем голосования) невозможно в принципе, а стало быть, такая фундаментальная проблема, как распределение доходов, неразрешима путем голосования большинства.
В переломные времена эти и некоторые другие теоретические наработки уходят в тень, выглядят декоративными.
Макроэкономический анализ используется для исследования либо экономики в целом, либо ее основных составляющих (например, государственный сектор, национальный продукт, национальный доход и др.). Макроэкономический анализ применяется для характеристики общей картины экономики или связей между отдельными агрегатами.
В масштабах страны тесно переплетаются отдельные отрасли и регионы, ресурсы, спрос и предложение товаров и услуг. Только с точки зрения единого хозяйства можно понять такие явления, как безработица, инфляция, бюджетный дефицит и пр., и решить проблемы, возникающие вместе с ними можно только в масштабах всего общества, национальной экономики как единого целого.
Макроэкономические процессы сегодня — важнейший показатель уровня развития нации, ее успехов или отставания. Они подвержены активному государственному воздействию, с помощью которого оказывается влияние на экономическое положение страны. Вокруг макроэкономических проблем не умолкают споры, образующие разные платформы различных политических партий, влияющих на проведение экономической политики государства.
Государство
выполняет в экономической
Второй важнейшей функцией государства в мире экономики является компенсация слабостей рыночных механизмов. Необходимость в этом диктуется тем, что рыночные механизмы допускают ошибки, а некоторые проблемы общественной жизни вообще решить не могут. Это ухудшает условия хозяйственной деятельности, а потому участники рынка, исходя из общенациональных интересов, поручают государству устранение таких ошибок.
Выполняя
возложенные на него задачи, государство
защищает рынки от монополизации, смягчает
неравенство в доходах и
Список
литературы
Приложение
Основные
направления и
инструментарий, используемые
представителями
разных направлений
в экономической
политике
Фискальная |
Налоговая политика; регулирование посредством государственных расходов |
Монетарная | Операции на
открытом рынке (с ценными бумагами);
манипулирование банковскими |
Со стороны предложения | Налоговые доходы; дерегулирование экономики; умелая переподготовка рабочей силы и другие воздействия на рынок труда; контроль за ценами и зарплатой; свободная торговля |