Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 09:27, курсовая работа
ХХ век явился в истории экономической мысли этапом макроэкономики. Ее определяют как науку о совокупном (агрегированном) экономическом поведении людей, о целостной политико-экономической системе. Большая система – это не только множество малых подсистем – фирм и отраслей, но уже и новое качество. Ее действиями управляют иные механизмы.
Введение
Макроэкономическое равновесие и его механизмы
1.1. Классическая теория макроэкономического равновесия
1.2. Кейнсианская теория макроэкономического равновесия
1.3. Марксистская теория макроэкономического равновесия
1.4. Межотраслевой баланс
1.5. Институциональная теория макроэкономической динамики
2. Экономическая политика
Заключение
Список литературы
Одним из первых, кто попытался преодолеть статичный характер экономической системы, был И. Шумпетер. В теории неравновесия Шумпетера центральное место отводится нововведениям, т. е. появлению на рынках новых товаров и услуг, открытию новых рынков, созданию новых комбинаций факторов производства. В результате экономическая система выводится из состояния статического равновесия, а ожидания агентами будущей динамики рынка способствуют сохранению неравновесия. Это связано с тем, что появление новых товаров, выводя рынок из равновесия, мешает его возвращению в прежнее состояние, поскольку сближение цен на новую продукцию и «равновесного» уровня цен противоречит интересам инноваторов.
Проблему
макроэкономического
Наиболее интересен подход к проблеме макроэкономической динамики у институционалистов. Согласно этой теории в любой ситуации неравновесия индивиды рано или поздно создадут институты, позволяющие им в более полной мере реализовать свои интересы. Создание институтов представляет сложную эволюцию предпринимателя-инноватора, выполняющего функцию дестабилизации экономической системы (в результате создания новых комбинаций факторов производства, новых товаров, новых рынков) к предпринимателю-инноватору, выполняющему функцию создания предпосылок достижения нового равновесия за счет соглашений об организации институтов, уменьшающих неопределенность и создающих основу для компромисса разных интересов. Но если инноватор как создатель новых благ и новых комбинаций факторов производства получает прибыль от сохранения неравновесия, то инноватор как создатель новых институтов (институциональный инноватор) получает прибыль от создания предпосылок для достижения нового равновесия.
Институциональные инновации могут иметь характер частного блага, если они ограничиваются рамками организации и у инноватора есть возможность контролировать институциональные инновации с помощью административной власти. Более того, предприниматель-инноватор может контролировать распространение инноваций за пределами организации путем их кодирования.
Если же институциональными инновациями пользуется большинство индивидов, если они задают «правила игры» для экономических и социальных взаимодействий рыночных субъектов, то такие инновации носят характер общественного блага. К таким институциональным инновациям относятся разработка рыночного соглашения (правил осуществления рыночных трансакций), создание инфраструктуры рынка, создание стандартов, нормативов, системы мер и весов. Выгоды от этих инноваций получают все, при этом всегда есть возможность переложить издержки на других.
Институциональные инновации охватывают разные сферы: рынок — «рыночное соглашение» о принципах взаимодействия; семейные и клановые связи — локализованное сообщество индивидов, в котором важную роль играет личная репутация каждого индивида; сфера деятельности социальных движений (рабочее движение, кооперативное движение, экологическое движение); сфера «гражданского соглашения», где действуют демократические институты, в первую очередь государство. Индивиды, действующие в рамках демократических институтов (общества в целом), обладают способностью подчинить свои личные интересы общественным; в своих действиях они ориентируются не на равновесие, а на оптимальное развитие, которое в конечном счете и будет определять равновесие.
Таким
образом, социально-экономическая
Итак,
создание новых институциональных
структур в условиях динамики экономической
системы способствует ослаблению расбалансированности
экономики, увеличивает определенность
во взаимоотношениях субъектов хозяйства,
формирует базу для долгосрочной стабилизации
экономической системы. Институциональные
структуры смешанной рыночной экономики
являются предпосылкой ее самостабилизации[2].
2.
Экономическая политика
Политика (от греч. politiko) - это искусство управления; общественная деятельность, направленная на защиту тех или иных социальных интересов, на завоевание и сохранение государственной власти.
Что касается сути экономической политики, то Джон М. Кейнс считал, что экономика не может быть предоставлена самой себе. Экономическая политика, выражающая общую волю, - это государственное регулирование, которое состоит в воздействии на такие независимые переменные, как склонность к потреблению, предельная эффективность капитала и норма процента, а через их посредство - на занятость и национальный доход. Кейнс отдает предпочтение денежно-кредитной и налоговой политике, а к огосударствлению относится скептически. Экономическая политика кейнсианского толка долгое время (с 30-х годов до начала 70-х) была ведущей в странах Запада, т. е. в странах, где большая часть населения была удовлетворена жизнью[1].
Вальтер Ойкен понимает под экономической политикой совокупность государственных мер воздействия на экономические процессы. Решающая задача экономической политики состоит в создании условий, которые не приводят к возникновению нежелательных, роковых тенденций.
Милтон Фридмен оценивает позитивные экономические знания в качестве фундамента, на котором строится нормативная политическая деятельность. Политика относится скорее к искусству, чем к науке, особенно в части принятия решений. Его размышления о взаимодействии политики и экономики: экономическая свобода является необходимым, но недостаточным условием для политической свободы. Последняя, в свою очередь, нужна для обеспечения свободы экономического выбора в долгосрочном плане. Что же касается чилийского опыта, породившего миф о том, что авторитарный режим может осуществлять политику свободного рынка, то это не более чем исключение, подтверждающее правило. Диктатура противоречит рыночной системе, поскольку первая основана на принуждении, а вторая базируется на добровольности.
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. В период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
Меркантилисты XVII в. - пионеры нормативной экономической теории - писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость.
С утверждением свободной конкуренции заповеди меркантилистов канули в лету. Принципиально иной подход создателей классической экономики, лимитировавших государственное вмешательство, имеет свое историческое объяснение: ведь к тому времени "вершителями судеб" в экономике стали уже рынок и свобода выбора. Последняя предполагает в экономическом смысле две главные составляющие: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В XVIII-XIX вв. экономическая роль государства сводилась в основном к охране этих первичных прав. Отсюда броские тезисы: государство - это "ночной сторож частной собственности" или "laissez-faire" (свобода действий) + констебль".
Кейнс, однако, замечает, что в условиях сравнительного благополучия laissez-faire может тормозить инновационный процесс: насыщение платежеспособного спроса не способствует новым инвестиционным взрывам.
XX век был ознаменован почти повсеместным укреплением экономического присутствия государства.
Со второй половины XIX века национальное производство достигло невиданных ранее масштабов. Конец века связан со взрывом, скачком в научно-техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, т.е. углублением общественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождали потребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне, в антициклическом регулировании.
Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур: картелей, синдикатов, олигополии. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение органами государства.
Усиление
государственного регулирования диктовалось
целями подготовки к войнам, их ведения,
поддержания
Государственное
регулирование явилось
Государственное регулирование, таким образом, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться.
Экономические
функции государства
Функции государства по поддержанию рыночного механизма состоят в следующем: обеспечение правовой базы рыночной экономики (защита прав собственности, предпринимательства, налогообложения, кредитной сферы и др.) и защита конкуренции (антимонопольная деятельность, защита прав потребителей).
Функции государства по усилению рыночного механизма выражаются:
А)
в перераспределительной
Б) в макроэкономическом регулировании экономики с целью ее стабилизации. С помощью бюджетных и кредитных рычагов государство осуществляет контроль за уровнем занятости, инфляции, стимулирует экономический рост;
В)
в проведении эффективной
Государство должно осуществлять свои функции осторожно, чтобы в рыночном механизме не было сбоев. Оно должно постоянно контролировать результаты регулирования и своевременно принимать меры для погашения негативных последствий.
В науке распространено мнение, что сама laissez-faire, со свойственной ей анархией и кризисами, вызывает тенденцию к государственному регулированию. Формы и содержание государственного вмешательства с течением времени усложняются, но жизненно-важным условием оно останется и на будущие времена.
Экономический космос, согласно В. Ойкену, можно представить в виде следующей схемы[1]:
-
Совокупность экономических
- Различные виды экономических порядков.
- Экономическая политика.
Историческим опытом доказано, что между развитием производства, достижениями естественных и прикладных наук, с одной стороны, и состоянием экономических порядков - с другой, существует неравновесие, отставание порядков является почти правилом.
Под экономическим порядком Вальтер Ойкен понимал рамочные условия рыночного хозяйства, т.е. совокупность институций, представляющих свод данных, необходимых для того, чтобы хозяйствующие субъекты могли принимать решения и совершать те или иные действия.
Хозяйственный порядок показывает, в какой мере государство регулирует экономическое развитие, способствует ему и как, при ограниченных ресурсах, государственные органы выступают своего рода "нехваткомером" (Mangelmap) или вычислительной машиной, встроенной в хозяйственный порядок.