Факторинг и форфейтинг как формы кредитования торговых операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время все более распространенный характер приобретают отношения, направленные на включение в оборот прав требования уплаты денег (дебиторской задолженности) непосредственно, без закрепления их в ценной бумаге
Одной из наиболее распространенных в коммерческой практике форм использования имущественных активов в виде прав требования являются сделки финансирования под уступку денежного требования.

Содержание

2. ВВЕДЕНИЕ 3
3. ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ 6
4. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФАКТОРИНГА И ФОРФЕЙТИНГА 9
5. ФАКТОРИНГОВЫЕ И ФОРФЕЙТИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ, ТЕХНОЛОГИИ 13
5.1. Факторинг 13
5.2. Классификация факторинга. 16
5.3. Форфейтинг 23
6. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФАКТОРИНГА И ФОРФЕЙТИНГА В РОССИИ 31
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

КуР Банковское дело.doc

— 375.00 Кб (Скачать)

 


Текущее состояние и перспективы развития факторинга и форфейтинга в России

 

В России факторинг стал активно развиваться в последние несколько лет и этот рост был очень бурным (до 2008 года факторинговый рынок три года подряд показывал рост в 75–90%, а в 2008−м темпы резко снизились до 14–16%.). Финансовый кризис произвел большие коррективы. По предварительной оценке Ассоциации факторинговых компаний (АФК), объем рынка факторинга по итогам 2011 года может составить 550 млрд руб. Для сравнения: объем денежных требований, уступленных российским факторам в 2008 году, составлял более 600 млрд рублей. Как отмечают эксперты, рынок факторинга, хоть и с потерями (две компании из числа лидеров (ФК «Еврокоммерц» и МФК «Траст» приостановили деятельность), но выстоял под ударами кризиса и готовится к росту, а это уже само по себе неплохо.

Государственные чиновники обеспокоены проблемой затоваривания складов и спадом потребления. Даже в антикризисной программе правительства РФ в качестве одного из способов стимулирования внутреннего спроса указан факторинг. Действительно, он может помочь в сбыте продукции, освободить склады за счет того, что торговая сеть охотнее берет товар с отсрочкой платежа. В апреле вступили в силу поправки в ст. 825 второй части Гражданского кодекса РФ. В новой редакции предусматривается право коммерческих организаций заключать договоры финансирования под уступку денежного требования (а это и есть факторинг) в качестве финансового агента. До этого такое право было только у банков и имеющих лицензию коммерческих организаций.

Конечно, рассчитывать, что факторинг спасет все компании от краха, не стоит. Но если предприятие еще держится на плаву, а спрос на его продукцию не иссяк, то факторинг может помочь оживить бизнес и даже немного нарастить его. Использование факторинга – это дополнительное конкурентное преимущество наравне с качеством и востребованностью продукции на рынке. Пока конкуренты ждут оплаты своих поставок, тратят силы и время на «финансовую логистику», вынуждены закупать сырье в кредит, компания, использующая факторинг, не имеет проблем с оборотным капиталом. Более того, если спрос на продукцию есть и растет, то факторинг позволяет быстро «отъесть» у соперников долю рынка.

Написанное выше создает ощущение, что от кризиса пострадали только поставщики, а у факторов нет проблем, поэтому они готовы прийти на помощь выжившим. Но это не так – кризис внес свои коррективы и в сегмент факторинга. Многие факторинговые компании были закрыты и многие банки свернули свои факторинговые подразделения. Сейчас уже очевидно, что прежних лидеров рынка нет и части его игроков мы больше не увидим. Однако, несмотря на потери, рынок факторинга смог устоять и даже готовится к росту.

Кроме того, факторинг по сравнению с банковским кредитом находится в более выгодном положении с точки зрения возврата выплаченного финансирования, поскольку при дефолте клиента факторинговая компания может собрать денежные средства с его покупателей. Таким образом, по его мнению, можно говорить о том, что факторинг чувствует себя на порядок комфортнее по сравнению с банковским кредитованием.

К тому же в нынешних условиях, когда цена даже незначительной потери велика, все больше компаний задумываются о сохранности дебиторской задолженности, предпочитая обращаться к факторинговым компаниям. Получается, что кризис дал толчок популяризации факторинговых услуг, связанных с основной компетенцией фактора – работой с дебиторской задолженностью.

Что касается перспектив, то все, конечно, зависит от общей экономической ситуации в стране. Как отмечают, «сегодня сложно давать какие-то прогнозы, но … в связи с ужесточением принципов риск-менеджмента рынок, безусловно, изменится в лучшую сторону с точки зрения качества. А учитывая изменения в законодательстве – отмену лицензирования деятельности финансовых агентов, – ожидается, что основные объемы в ближайшее время будут приходиться на дочерние факторинговые компании крупных банков» [17].

Также эксперты не берутся предсказать, как отреагирует рынок на вступление в силу нового закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Закон в принципе может дать дополнительный толчок развитию факторинга, многие его положения способствуют тому, чтобы при поставках в сети факторинг стал преимущественной формой оплаты. Но пока ситуация находится в подвешенном состоянии, и этот период неопределенности может затянуться минимум на полгода.

На самом деле проблем у факторинговых компаний всегда было предостаточно. Это и не слишком развитая законодательная база, регламентирующая как текущую работу факторов, так и взыскание долгов, и отсутствие взаимодействия, оперативного обмена информацией между факторами, и наличие значительного количества мошеннических схем, присутствующих на рынке факторинга.

Последний проблемный пункт в кризис стал еще актуальнее. Из-за ограниченного доступа к кредитным ресурсам многие компании были вынуждены изыскивать не совсем законные способы получать финансирование. Все это привело к тому, что факторы  вынуждены тщательнее проверять как клиентов, так и дебиторов, а это требует больших затрат времени и труда [16].

 

Наиболее крупные игроки в этом бизнесе указаны в таблице 3, составленной рейтинговым агентством «Эксперт РА».

Таблица 3

 

В таблице 4 можно увидеть текущий факторинговый рейтинг большинства компаний, занимающихся предоставлением факторинговых услуг, по состоянию на 09.11.2009 г., составленное тем же рейтинговым агентством «Эксперт РА» [14].

Таблица 4

Участник рейтинга

Рейтинг

Национальная факторинговая компания

BB

Банк «Петрокоммерц»

BC

Газпромбанк

BD

ЮниКредит Банк

CC

НОМОС-БАНК

CD

Промсвязьбанк

CD

ТрансКредитФакторинг

CD

БСЖВ

CE

ВТБ Факторинг

CE

МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК

DD

Альфа-Банк

DE

Банк «Возрождение»

DE

ФК «Лайф»

DE

СДМ-БАНК

EE

МЕТАЛЛИНВЕСТБАНК

EE

Русская Факторинговая Компания

EE

Стройкредит Факторинг

EE


 

При проведении рейтинга оценка производилась по открытым источникам и/или основывалась на экспертном мнении

Рейтинг состоит из двух составляющих:

первая составляющая характеризуется первой буквой рейтинга и является оценкой стабильности положения Фактора на рынке

вторая составляющая характеризуется второй буквой рейтинга и является оценкой технологичности бизнеса Фактора

Буквенное обозначение оценок составляющих рейтинга:

A – отличная

B – хорошая

C – удовлетворительная

D – сомнительная

E – отрицательная

 

Услуга форфейтинга присутствует на российском рынке уже более 10 лет. В качестве инструмента расчета в таких сделках, как правило, применялись векселя.

Внешнеторговый российский рынок сегодня более емкий, чем 10—20 лет назад. В то время право вести внешнеэкономическую деятельность имели лишь уполномоченные государственные объединения. Сегодня услуга доступна всем предприятиям — любая компания, удовлетворяющая требованиям, предъявляемым к участникам ВЭД, имеет право вести внешнеэкономическую деятельность. Можно сказать, что для предоставления этой услуги сегодня нет никаких законодательных преград. Вопрос лишь в информированности о продукте. Наиболее информированы в нашей стране банки.

Кроме того, с этим продуктом хорошо знакомы представительства и филиалы зарубежных компаний в России, часто сами инициирующие форфейтинговые сделки. Банки из топ-50, а также кредитные организации с участием иностранного капитала давно используют форфейтинг в своей практике.

Однако российские кредитные организации не активны в использовании этой услуги. Любому российскому банку проще и понятнее выдать экспортеру или импортеру кредит, чем развивать новую линейку продуктов.

Одна из основных причин такой инертности в следующем. Известно, что проценты по кредиту — это доходбанка по банковской операции, который не подлежит дополнительному налогообложению в частности не облагается НДС. Любые комиссии, которые Налоговый кодекс не квалифицирует как банковские, подлежат дополнительному налогообложению и поэтому банку менее интересны. В таких условиях банк выбирает для себя знакомый и много раз пройденный путь: вместо форфейтинга предоставляет клиенту на эту же сумму обычный кредит или открывает аккредитив.

Вторая причина неактивности российских банков — в следующем. Для любого зарубежного финансового института клиентский вексель и аваль (поручительство по векселю или чеку) — обычная ежедневная практика. Однако векселя, используемые в форфейтинговых операциях на международном рынке, не являются аналогом выпущенных на территории РФ рублевых векселей. Инструмент по международной внешнеторговой сделке в отличие от эмитируемого российскими компаниями, нельзя обналичить в любом банке, поскольку такой вексель выписывают в рамках конкретного торгового контракта (к нему прилагают письмо с такой информацией: кто является экспортером, импортером, о том, что вексель выпущен под конкретную торговую операцию и т.д.). Таким образом, вексель — это дополнительный документ по торговой сделке, а не просто инструмент расчета между продавцом и покупателем. Рублевые клиентские векселя, авалируемые банком, существуют, но, как правило, используются лишь в специальных схемах при проведении внутренних операций, но не в международной торговле.

Однако российское законодательство не делает разницы между векселем, выпущенным под торговый контракт и обычным рублевым векселем. Более того, в банках вексельными операциями (как на международном, так и на российском рынке) часто занимается не департамент международного торгового финансирования или документарных операций, а вексельные отделы, которые имеют дело с рублевыми векселями. С бухгалтерской точки зрения, учет таких векселей аналогичен учету векселей, номинированных в рублях. Получается, что контрагент, желающий использовать вексель в своей торговой операции, проходит все те этапы, которые проходит клиент, выписывающий обычный рублевый вексель. Эмитировать векселя могут как клиенты, так и российские банки. Но существование одного и того же внутреннего порядка документооборота как для векселя по ВЭД, так и обычного рублевого векселя — некорректно. Кроме того, предприятие, эмитирующее вексель, как обязательство по торговой сделке вывозит его за пределы России, выполняя все таможенные правила и таможенные процедуры. Это становится дополнительной гарантией безопасности.

Кроме того, при проверке векселя используют документы, подтверждающие подлинность и правомочность подписей. Погашение векселя подразумевает его получение назад эмитентом и прохождение процедуры списания как с балансового, так и с небалансового учета. Для банков это означает координацию работы нескольких подразделений. Аваль векселя, по сути, означает, что банк гарантирует способность клиента оплатить поставку товара. Если банковская гарантия считается банковской операцией, то и аваль векселя, очевидно, относится к категории банковских операций. Кроме того, выдать гарантию — все равно, что выдать кредит, потому что гарантия должна иметь некое обеспечение, пусть даже в меньшем объеме, чем при кредитовании.

В таких условиях банкам проще выдать кредит, чем брать на себя какие-либо дополнительные обязательства. Некоторые банки предпочитают взять на себя функцию гаранта, получив финансирование от западного банка или форфейтинговой компании, чтобы дальше распределять кредиты в России по собственному усмотрению, т.е. по собственным правилам профинансировать своего клиента, получив собственное финансирование под какой-либо клиентский контракт.

Есть еще одна причина низкой востребованности форфейтинга в России: отсутствие обязательной отчетности по МСФО. При форфейтинге обеспечением становится сама коммерческая документация по сделке, например, отгрузочные, товарно-сопроводительные документы, счета, страховые свидетельства, сертификаты происхождения и т.д. При этом ни товар, ни здания и сооружения, не являются залогом форфейтера. Он получает лишь обязательство клиента заплатить ему в течение определенного срока по обязательству, приобретенному форфейтером.

Информация о работе Факторинг и форфейтинг как формы кредитования торговых операций