Естественные монополии в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе изучения научной и учебной литературы дать определение понятию «естественная монополия», рассмотреть процесс действия и регулирования естественных монополий, как за рубежом, так и в РФ.

Работа содержит 1 файл

курсовая1.docx

— 76.21 Кб (Скачать)

Представляется, что  в отраслях, производящих услуги для  широкого круга потребителей, целесообразно  регулировать тариф на базе комбинаций их стоимости для различных групп  населения и производителей. Например, услуги телефонной связи могут быть структурированы отдельно для бюджетных  организаций, коммерческих структур и  частных лиц. Такой метод используется средствами связи, однако при этом не достигается главная цель – воспрепятствовать  перекрестному субсидированию различных  видов услуг на основе формирования комбинированного тарифа для трех групп  потребителей. Возможность осуществления  перекрестного субсидирования в  отношении услуг для одной группы должна сохраняться.

Данная модель ценового регулирования деятельности естественных монополий, которая применяется  региональными властями, имеет ряд  достоинств. Во-первых, в центре внимания находятся наиболее важные для потребителя  параметры – уровни цен, во-вторых, «прозрачность» и, как следствие, простота отслеживания и принятия решений; в-третьих, упрощение процесса регулирования (компания меняет и структуру тарифов  по заданной формуле, и нет необходимости  в участии в процедурах пересмотра цен регулирующих органов); в-четвертых, стимулирование эффективности (производителям гарантируется сохранение выгод  от повышения эффективности в  период между пересмотрами тарифа).

Таким образом, принципы построения двух систем ценообразования  в сфере естественных монополий  едины: и там, и здесь за основу берется определение дохода компании, достаточного для ее развития.

Принципиальные отличия  модели регулирования тарифов от модели регулирования нормы прибыли  заключаются в следующем: в первом случае срок фиксирован, во втором –  компания может обращаться с просьбой о пересмотре тарифа так часто, как  допускается установленной процедурой; модели фиксирования нормы прибыли  базируется на данных прошлых периодов, модель установления относительного предельного  тарифа – на прогонных оценках. Точный прогноз дает несомненные преимущества, но он не всегда осуществим; в первой модели выше степень гибкости маневров компании; во второй – меньше вероятность субъективного подхода, т.к. все аспекты взаимоотношений регулирующего органа и компании осуществляются в рамках четких юридических процедур.

Преобладающим методом  тарифной политики в перспективе  должен стать метод стимулирующего регулирования – регулирование  верхнего предела тарифа, который  стимулирует повышение эффективности, сдерживает рост издержек производства, упрощает процесс регулирования  тарифа (т.к. рассчитывается по определенной формуле). В противном случае рост тарифов, формируемых с помощью  получившего распространение метода затратного регулирования (на основе издержек), будет неизбежным и усилит регионализацию национального рынка.

Также необходимо ввести долевую правовую ответственность  естественных монополий за деятельность предприятий и организаций, юридически не являющихся ее подразделениями, но вовлеченных в сферу ее производственных интересов на территории данного  субъекта Федерации (предприятия, входящие в производственно – технологическую  цепочку естественно-монополистического производства, например службы на местах, которые осуществляют трансформацию  энергии высокого напряжения и доводят  ее до конечного потребления; либо предприятия, осуществляющие оперативное управление инфраструктурой естественной монополии, например, перевозчик по Северному морскому пути и др.), в том случае, если в результате этой деятельности наносится ущерб природно-экономическим ресурсам региона.

Региональные власти не должны использовать «живые» бюджетные  деньги для решения проблем неплатежей, возникающих вокруг и при участии  предприятий естественных монополий. Речь может идти только о взаимозачетах  по реальной рыночной стоимости товаров. Тем самым и региональными  властями, и корпорациями естественных монополий будет оказываться  реальная поддержка отечественным  производителям-немонополистам.

Естественно, что  предоставление какой-либо компании исключительных монопольных прав на поставку потребителям электро-, водо-, газоресурсов или прав на транспортное обслуживание на данной территории или в масштабах всего государства вызывает необходимость установлении государственного контроля деятельности таких экономических субъектов. Это делается в целях устранения возможных злоупотреблений властью над рынком и негативных последствий для потребителей от монопольного положения основных поставщиков. В большинстве стран эти отрасли либо находятся в государственной собственности, либо регулируются государством. В обоих случаях цены устанавливаются государством, а не естественной монополией.

3. Структура преобразование  естественных монополий.

В реальном секторе  экономики структурные преобразования естественных монополий и, прежде всего  энергетики (электроэнергетика, газовый  сектор, центральное теплоснабжение), были продиктованы объективной социально-экономической  обстановкой в стране и их активная реализация началась с подписания Правительством КР Соглашения со Всемирным банком, с привлечением льготного программного займа Консолидированный кредит на структурные преобразования (CSAC). Кредитное соглашение было подписано 20 сентября 2000 года и ратифицировано Указом Президента КР 25 сентября 2000 года за УП №271.

Основные компоненты проекта:

·   поддержка  макроэкономической политики, в рамках программы ПРГФ;

· совершенствование  бюджетно-налоговой системы и  снижение бремени государственного регулирования;

·  улучшение деловой  среды и создание благоприятных  условий для развития предпринимательства;

·  реформа инфраструктурных и коммунальных предприятий (регулятивная среда; реструктуризация сектора и  приватизация распределительных компаний; газового сектора; центрального теплоснабжения; телекоммуникации);

·  улучшение механизмов социальной защиты.

Приватизация отрасли  электроэнергетики, газа и телекоммуникаций играет центральную роль в данной программе.

Реструктуризация  естественных монополий нацелена на обеспечение эффективной работы отраслей естественных монополий, посредством  создания прозрачной и конкурентной среды и развития рыночных регулятивных механизмов, разрешение проблем финансового  оздоровления и привлечение инвестиций в эти отрасли, постепенное снижение государственных субсидий, проведение эффективной тарифной политики, основанной на принципах самоокупаемости, с  приведением в соответствие себестоимости  электроэнергии к фактическим затратам, снижение государственных субсидий на поддержку коммунальных услуг, создание условий наибольшего благоприятствования для развития предпринимательства, что, в конечном счете, должно обеспечить надежное, бесперебойного и качественного обеспечение платежеспособного спроса населения на их услуги.

Проводимые преобразования в энергетическом секторе должны обеспечить: повышение эффективности  работы отраслей естественных монополий, посредством создания прозрачной и  конкурентной среды на рынке электро-, тепло- и газоснабжения, телекоммуникаций и развития рыночных регулятивных механизмов; финансово-хозяйственное оздоровление предприятий топливно-энергетического  сектора и улучшение инвестиционной привлекательности отраслей ТЭК; проведение эффективной тарифной политики, основанной на принципах самоокупаемости энергетического  сектора, за счет более эффективной  структуры тарифов на энергоносители; устранения перекрестного субсидирования различных категорий потребителей, сокращения технических и коммерческих потерь по системе энергоснабжения; снижение государственных субсидий на поддержку естественных монополий; поддержку начатых рыночных реформ в рамках программы ПРГФ; улучшение  бюджетно-налоговой ситуации; создание условий наибольшего благоприятствования  для развития предпринимательства; создание эффективных механизмов адекватной адресной защиты социально незащищенных слоев населения, в условиях рыночных преобразований.

Информация о работе Естественные монополии в российской экономике