Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа
Цель работы: на основе изучения научной и учебной литературы дать определение понятию «естественная монополия», рассмотреть процесс действия и регулирования естественных монополий, как за рубежом, так и в РФ.
Представляется, что в отраслях, производящих услуги для широкого круга потребителей, целесообразно регулировать тариф на базе комбинаций их стоимости для различных групп населения и производителей. Например, услуги телефонной связи могут быть структурированы отдельно для бюджетных организаций, коммерческих структур и частных лиц. Такой метод используется средствами связи, однако при этом не достигается главная цель – воспрепятствовать перекрестному субсидированию различных видов услуг на основе формирования комбинированного тарифа для трех групп потребителей. Возможность осуществления перекрестного субсидирования в отношении услуг для одной группы должна сохраняться.
Данная модель ценового регулирования деятельности естественных монополий, которая применяется региональными властями, имеет ряд достоинств. Во-первых, в центре внимания находятся наиболее важные для потребителя параметры – уровни цен, во-вторых, «прозрачность» и, как следствие, простота отслеживания и принятия решений; в-третьих, упрощение процесса регулирования (компания меняет и структуру тарифов по заданной формуле, и нет необходимости в участии в процедурах пересмотра цен регулирующих органов); в-четвертых, стимулирование эффективности (производителям гарантируется сохранение выгод от повышения эффективности в период между пересмотрами тарифа).
Таким образом, принципы построения двух систем ценообразования в сфере естественных монополий едины: и там, и здесь за основу берется определение дохода компании, достаточного для ее развития.
Принципиальные отличия
модели регулирования тарифов от
модели регулирования нормы прибыли
заключаются в следующем: в первом
случае срок фиксирован, во втором –
компания может обращаться с просьбой
о пересмотре тарифа так часто, как
допускается установленной
Преобладающим методом
тарифной политики в перспективе
должен стать метод стимулирующего
регулирования – регулирование
верхнего предела тарифа, который
стимулирует повышение
Также необходимо ввести
долевую правовую ответственность
естественных монополий за деятельность
предприятий и организаций, юридически
не являющихся ее подразделениями, но
вовлеченных в сферу ее производственных
интересов на территории данного
субъекта Федерации (предприятия, входящие
в производственно –
Региональные власти
не должны использовать «живые» бюджетные
деньги для решения проблем
Естественно, что предоставление какой-либо компании исключительных монопольных прав на поставку потребителям электро-, водо-, газоресурсов или прав на транспортное обслуживание на данной территории или в масштабах всего государства вызывает необходимость установлении государственного контроля деятельности таких экономических субъектов. Это делается в целях устранения возможных злоупотреблений властью над рынком и негативных последствий для потребителей от монопольного положения основных поставщиков. В большинстве стран эти отрасли либо находятся в государственной собственности, либо регулируются государством. В обоих случаях цены устанавливаются государством, а не естественной монополией.
3. Структура преобразование естественных монополий.
В реальном секторе
экономики структурные
Основные компоненты проекта:
· поддержка макроэкономической политики, в рамках программы ПРГФ;
· совершенствование бюджетно-налоговой системы и снижение бремени государственного регулирования;
· улучшение деловой среды и создание благоприятных условий для развития предпринимательства;
· реформа инфраструктурных и коммунальных предприятий (регулятивная среда; реструктуризация сектора и приватизация распределительных компаний; газового сектора; центрального теплоснабжения; телекоммуникации);
· улучшение механизмов социальной защиты.
Приватизация отрасли электроэнергетики, газа и телекоммуникаций играет центральную роль в данной программе.
Реструктуризация естественных монополий нацелена на обеспечение эффективной работы отраслей естественных монополий, посредством создания прозрачной и конкурентной среды и развития рыночных регулятивных механизмов, разрешение проблем финансового оздоровления и привлечение инвестиций в эти отрасли, постепенное снижение государственных субсидий, проведение эффективной тарифной политики, основанной на принципах самоокупаемости, с приведением в соответствие себестоимости электроэнергии к фактическим затратам, снижение государственных субсидий на поддержку коммунальных услуг, создание условий наибольшего благоприятствования для развития предпринимательства, что, в конечном счете, должно обеспечить надежное, бесперебойного и качественного обеспечение платежеспособного спроса населения на их услуги.
Проводимые преобразования
в энергетическом секторе должны
обеспечить: повышение эффективности
работы отраслей естественных монополий,
посредством создания прозрачной и
конкурентной среды на рынке электро-,
тепло- и газоснабжения, телекоммуникаций
и развития рыночных регулятивных механизмов;
финансово-хозяйственное
Информация о работе Естественные монополии в российской экономике