Естественные монополии в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе изучения научной и учебной литературы дать определение понятию «естественная монополия», рассмотреть процесс действия и регулирования естественных монополий, как за рубежом, так и в РФ.

Работа содержит 1 файл

курсовая1.docx

— 76.21 Кб (Скачать)

Проблема монополии  и монополистического ценообразования  актуальна в наши дни. В этой работе мы проследим, как все вышесказанное  проявляет себя в жизни, но для  начала следует более подробно остановиться на теории монополии и монополистическом  ценообразовании. Рыночная структура - сложное понятие, имеющее множество  аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производства (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и недлительного (до года) пользования. Следует рассматривать структуру рынков с точки зрения характера конкурентных отношений, степени их развитости.

Классификация структуры  рынка базируется на определении  количества продавцов и природы  продукта.

Совершенная (чистая) конкуренция характеризуется существованием множества продавцов, оперирующих  однородными стандартными продуктами. Число фирм-продавцов так велико, а доля каждой из них на рынке  столь незначительна, что ни одна из них не способна влиять на цены путем  изменения объема производства. Цена навязана фирме-производителю рынком. Доступ в отрасль новым фирмам широко открыт. Экономика обычно в  характеристику чистой конкуренции  включает идеальное знание рынка. Однако вряд ли последнее можно считать  обоснованным. Когда, продавцов множество  и объемы продаж незначительны, знать  состояние рынка невозможно. В  такой ситуации фирмы ничего не знают  друг о друге и работают на неизвестный  рынок.

Когда нарушается одно из условий совершенной конкуренции, речь идет о втором типе рыночной структуры - несовершенной конкуренции. В этой связи различают:

чистую монополию;

монополистическую конкуренцию;

олигополию.

Полной противоположностью совершенной конкуренции является монополия - рыночная ситуация, при  которой все производство какого-либо товара сосредоточено в руках  одной фирмы. Такие ситуации не очень  широко распространены. В современной  России примеры полной монополии  практически ограничены производством  и распределением природного газа (Газпром), электроэнергии (РАО "ЕЭС"), никеля ("Норильский никель"), другими  единичными производствами. В большинстве  случаев в отраслях господствуют несколько крупных фирм. Такая  ситуация называется олигополией.

Позиция монополиста  позволяет ему диктовать рынку  цену своей продукции. Эта власть монополиста тоже не безгранична, поскольку  он, даже имея дело с массой самостоятельных, не связанных между собой покупателей, ограничен объективными пределами  общего спроса. В отличие от мелких фирм, действующих в условиях совершенной  конкуренции, спрос на продукцию  которых изображается всегда горизонтальной линией, не зависит от объема производства, - для монополиста индивидуальная кривая спроса совпадает с рыночной кривой спроса, имеет отрицательный  наклон с углом, определяемым эластичностью  спроса по цене. Чем выше цена, тем  меньше товара сможет продать монополист. Но не всякая более высокая цена дает ему увеличение прибыли. Повышать цену есть смысл только до уровня, который дает максимальную прибыль.

Монополия добивается поддержания цены на высоком уровне тем, что ограничивает производство (предложение). Ее решение о том, сколько  производить, определяется подбором такого сочетания между ценой и объемом  продукции, которое ближе всего  подходит к расчетной максимальной прибыли.

Сравним монопольную  ситуацию с совершенной конкуренцией. Во-первых, очевидно, что монополия  не руководствуется кривой издержек для определения оптимальной  точки производства. Точка максимальной прибыли зависит всецело от положения  кривой спроса. Если растет спрос, то увеличиваются  как объем продукции, так и  цена, даже если издержки при этом сокращаются.

Отсюда следует  второй важный вывод: у монополии, в  отличие от фирм, при совершенной  конкуренции нет необходимости  производить продукцию по низшим издержкам, использование ею ресурсов не обязательно является наиболее эффективным. 

Третий вывод также  весьма важен: монополия реализует  свою продукцию по цене, которая  заведомо превышает равновесную  цену при свободной конкуренции, и производит всегда меньше, чем  фирма в условиях такой конкуренции. Таким образом, монополия ведет  к потерям количества товара и  накладывает на покупателя дополнительное бремя в виде более высоких цен.

Монополия имеет  возможность использовать свою сверхприбыль в интересах технического прогресса, вкладывать капитал в наиболее эффективные  технологии. Но нет автоматической гарантии, что монополия именно так  и поступит. Для этого требуется  создание дополнительных стимулов, в  частности со стороны государства. Вместе с тем сверхприбыль монополии  позволяет ей расходовать средства на более точное прогнозирование  спроса, использование более широкого варианта технических средств производства, заранее определять наиболее выгодные сочетания цен, издержек, загрузки мощностей. Монополия, в отличие от мелкого предпринимателя, работает на заведомо известный рынок, который ей в значительной мере подконтролен и потому намного меньше рискует. При таких условиях использование критерия максимизации прибыли становится намного более реальным, чем для небольших конкурирующих между собой фирм. Эти и другие преимущества монополии позволяют ей подавлять потенциальных конкурентов, грозящих нарушить ее монопольное положение, и главное - не допускать их на свой рынок.

Препятствия для  входа на рынок - обязательное условие  существования монополии. Они могут  быть естественными и искусственно созданными. Наиболее важным естественным барьером служат технические преимущества, определяемые крупным масштабом  производства. Но даже если издержки монополии  достаточно велики, естественным барьером для входа на рынок служат первоначальные затраты входа.

Искусственные препятствия  создаются благодаря использованию  законодательных ограничений, таких  как патенты (ограничивающие право  пользования технологией или  право выпуска продукции в  течение определенного периода), лицензии разрешения на предпринимательскую  деятельность в данной области, франшизы (исключительные права на продажи  товара монополии по ценам, которые  она определяет). К искусственным барьерам относятся и насильственные средства недопущения конкурента на рынок, а также использование коррупционных связей с государственными служащими.

В качестве монополии  вовсе не обязательно выступает  одна крупная фирма, захватившая  производство или сбыт в целой  отрасли. Такую же роль может играть особое соглашение или союз между  фирмами, который в западной практике и экономической литературе чаще всего именуется картелем. Это  неофициальное название. Поскольку  картели в ряде западных государств (например, в США) законодательно запрещены, они нередко скрываются под видом  различных отраслевых ассоциаций, а  то и просто существуют в виде негласных сговоров.

Большинство негласных  структур, ограничивающих свободный  вход на рынок новых конкурентов  в России, практически выполняют  роль картелей, носят отрицательные  черты монополии, не привнося в экономику положительного.

Интересной разновидностью являются дискриминирующие монополисты, которые продают свой товар не по единой рыночной цене и стремятся  получить наиболее высокую цену у  каждой отдельной группы покупателей  или на каждом отдельном, сравнительно изолированном рынке.

Нетрудно видеть, что чем больше таких различных  цен, тем большую прибыль получит дискриминирующий монополист.

Современные экономисты считают, что распространение монополии  снижает экономическую эффективность, по крайней мере, по трем основным причинам.

Во-первых, объем  производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена - выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.

Во-вторых, являясь  единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула  использовать наиболее прогрессивную  технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо  заинтересован в научно-исследовательских  разработках и использовании новых достижений НТР.

В-третьих, барьеры  для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и  средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной  рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.

Поэтому во всех странах  с рыночной экономикой действуют  антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную  власть. 
 
 
 
 

1.2 Регулирование естественных монополий.

В целом ряде отраслей избежать образования монополий  невозможно. Нельзя иметь в квартире два газопровода от двух конкурирующих  компаний, несколько линий теплопередачи, альтернативные источники электроэнергии и т. д. В большинстве отраслей инфраструктуры образование монополий  происходит естественным образом, и  государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или  косвенное регулирование.

Ситуация естественной монополии иллюстрируется на рис. 30.1. На рисунке LAC и LMC - кривые средних и  предельных издержек в долгом периоде, D - кривая спроса, MR - соответствующая  ей кривая предельного дохода. Оптимальные выпуск и цена Q1, P1 определяются пересечением кривых LMC и MR. Прибыль фирмы-монополиста равна площади СР1АВ. Однако выпуск Q1 "очень мал", а цена P1 "очень высока". Оптимальным для общества был бы выпуск О3 и цена Р3. Но на это монополист не пойдет. Отсюда наиболее целесообразным является то, чтобы государственный орган, регулирующий эту фирму-монополию, определил бы на ее продукцию цену Р3 = LMC (Q3). Этот уровень цен не возместил бы издержек на выпуск продукции, она была бы ниже средних издержек при объеме выпуска Q3, Р3 < LAC (Q3) = GO3 = ОН. В результате фирма-монополист, осуществляя оптимальный с позиции общества объем продукции Q3, имела бы убыток, равный площади P3HGF. В таком случае фирма-монополист может уйти с рынка. Чтобы предотвратить это, ей потребуется дотация, которая по крайней мере должна быть равной той же величине P3HGF, что, в свою очередь, может привести к чистым потерям общества.

2. Естественные монополии  в современной экономике.

2.1 Естественные монополии  в США.

Так как за рубежом  уже давно имеет место рыночная экономика, было бы интересно узнать, как работает аппарат естественных монополий там.

В области ценообразования, до недавнего времени, в США работники  регулирующих агентств не уделяли должного внимания предельным издержкам при  установлении цены; тарифы на коммунальные услуги основывались главным образом  на средних издержках. С государственными предприятиями здесь было не лучше, хотя в других странах некоторые  отрасли коммунального обслуживания в составе государственного сектора (преимущественно электроэнергетические  системы Англии и Франции) были пионерами  в использовании системы на основе предельных издержек.

Поскольку работники  регулирующих агентств чувствительны  к воздействию политических рычагов  и обладают некоторой свободой в  реализации своих собственных социальных и политических целей, цены в отраслях коммунального обслуживания США  часто использовались для налогообложения  одних и субсидирования других групп.

В области регулирования  норм прибыли, даже, несмотря на высокое  внимание, которое уделяли регулирующие субъекты, компании всё равно получали высокую норму прибыли. Так было с электротехническими компаниями в 1950-х и 1960-х годах, когда в  результате технического прогресса  издержки снижались быстрее по сравнению  со снижением цен работниками  регулирующих агентств. Однако не всегда работники регулирующих агентств обеспечивали высокую прибыль регулируемым фирмам. Например, в 1970-х годах быстрые  темпы роста инфляции и рост цен  на топливо способствовали необычайному повышению стоимости электроэнергии. Цены на электроэнергию стали политической проблемой, а работники регулирующих агентств не повышали тарифы в степени, достаточной для возмещения издержек. В результате, многие электрические  компании оказались не в состоянии  возместить свои совокупные издержки. Наряду с ростом издержек и снижением  качества обслуживания это привело  к сокращению объемов инвестиций и затрат на поддержание работы оборудования. Точно так же некоторые государственные коммунальные предприятия терпят постоянные убытки (как например, U.S. Postal Service до начала 1980-х годов), тогда как другим удается получать сверхприбыли (ряд муниципальных компаний, занимающихся снабжением граждан электричеством).

Очень мало кто из работников регулирующих агентств и  еще меньше из осуществляющих надзор за работой государственных предприятий  в сфере коммунального обслуживания уделяют должное внимание проблеме минимизации издержек. Частично это  происходит потому, что управляющие  коммунальных компаний обычно гораздо  лучше информированы о возможностях фирм и вероятных действиях, чем  работники органов регулирования.

Однако, это еще  не все: именно в США появились  научные деятели, которые, изучая деятельность естественных монополиях в некоторых  отраслях хозяйства США, обнаружили, что не всегда теория о естественных монополиях правильна.

Согласно теории естественной монополии, в производстве электроэнергии не может сохраняться  конкуренция. Но вопреки этой теории, в десятках американских городов  конкуренция продолжалась в течение  десятилетий. Экономист Уолтер Примо, более двадцати лет изучавший процессы конкуренции в электроэнергетике, в своей книге “Прямая инфраструктурная конкуренция: миф о естественной монополии”, изданной в 1986 году, приходит к выводам, что в тех городах, где имеет место быть прямая конкуренция в электроэнергетике:

Информация о работе Естественные монополии в российской экономике