Естественные монополии в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе изучения научной и учебной литературы дать определение понятию «естественная монополия», рассмотреть процесс действия и регулирования естественных монополий, как за рубежом, так и в РФ.

Работа содержит 1 файл

курсовая1.docx

— 76.21 Кб (Скачать)

·   прямое соперничество между двумя конкурирующими фирмами может продолжаться очень долго – в ряде городов более 80 лет;

·   соперничающие  электрические компании ведут жесткую  конкуренцию посредством снижения цен и повышения качества услуг;

·   потребители  в этих городах извлекают осязаемые  преимущества из такой конкуренции  по сравнению с городами, где существуют электрические монополии;

·   вопреки  теории естественной монополии, при  наличии двух конкурирующих фирм издержки оказываются ниже;

· вопреки теории естественной монополии, излишних мощностей при конкуренции оказывается не больше, чем при монопольной системе;

·   теория естественной монополии терпит крах по каждому  пункту: конкуренция существует, ценовые  войны “не имеют серьезного значения”, при конкуренции качество услуг  выше, а уровень цен ниже, конкуренция  продолжается на протяжении очень длительного  периода, сами потребители предпочитают конкуренцию, а не регулируемую монополию;

·   наконец, потребители  полагают, что проблемы, связанные  с наличием дублирующих линий, не существенны по сравнению с преимуществами конкуренции.

Примо также обнаружил, что руководители электроэнергетических компаний лично предпочитают монополию, хотя и признают, что при конкуренции потребители в целом выигрывают.

Через десять лет  после публикации книги Примо, как минимум один штат, Калифорния, осуществляет реформу в электроэнергетике, переходя “от монополии, контролируемой небольшой группой государственных компаний, к открытому рынку”. В этом же направлении двигаются и другие штаты, постепенно отказываясь от ошибочной теории естественной монополии в пользу естественной конкуренции:

·   корпорация Ормет – производитель алюминия в Западной Вирджинии, получила от властей штата разрешение предложить 40 электрическим компаниям участие в тендере на поставку энергии;

·   корпорация Алкан Алюминиум (Alcan Aluminium) в Освего, штат Нью-Йорк, воспользовалась результатами технического прогресса, позволяющими построить новую электростанцию непосредственно рядом с заводом, тем самым, снизив свои издержки на энергию на две трети. Ниагара Мохок – его предыдущий поставщик энергии по более высоким ценам – предъявил штату судебный иск, требуя, чтобы штат запретил корпорации Алкан (Alcan) использовать ее собственную энергию;

·   власти штата  Аризона разрешили корпорации Каргилл (Cargill) покупать энергию в любой точке на Западе: компания рассчитывает сэкономить 8 миллионов долларов в год;

·   новые федеральные  законы разрешают инфраструктурным компаниям покупать дешевую энергию  на стороне и использовать сети других компаний для транспортировки;

·  комиссионер общественных услуг штата Висконсин Скотт Нейцель недавно заявил: “Для потребителя свободный рынок – это лучший механизм … там он получает наилучшие услуги по самым низким ценам”;

·   перспективы  конкуренции уже заставляют некоторые  электрические компании снижать  свои издержки и цены. Когда ТВА  в 1988 году столкнулась с конкуренцией со стороны Дюк Пауэр (Duke Power) она в течение нескольких лет отказывалась от повышения своих тарифов.

Потенциальные преимущества, которые американская экономика  может получить от демонополизации  электроэнергетики, огромны. Согласно мнению экономиста Роберта Майклса, в области инфраструктурных отраслей конкуренция позволит потребителям немедленно сэкономить как минимум 40 миллиардов долларов в год. Она также облегчит развитие новых технологий, которые станут выгодными при низких затратах на электричество. Например, «автомобилестроение и другие отрасли, использующие стальной лист, смогут шире использовать лазерные режущие устройства и лазерную сварку, требующие много энергии»

Кабельное телевидение  – еще один пример искусственной  монополии, возникшей в большинстве  городов благодаря теории естественной монополии. Однако монополию в этой отрасли, можно считать какой  угодно, но только не “естественной”. Как и в электроэнергетике, в  США существуют десятки городов  с конкурирующими кабельными компаниями. Как минимум в тридцати-сорока населенных пунктах в настоящее  время имеет место быть прямая конкуренция. Существование постоянной конкуренции в кабельном телевидении опровергает мнение, будто эта отрасль представляет собой “естественную монополию”, которая нуждается в монопольном регулировании. Монополия в кабельном телевидении порождается не экономией на масштабах производства, а государственным вмешательством. Хотя кабельные компании и жалуются на “дублирование”, не следует забывать, что в то время как чрезмерное расширение кабельных систем может снизить прибыльность существующих кабельных компаний, оно, безусловно, улучшает ситуацию потребителей, так как цены теперь определяются не уровнем издержек, а спросом и предложением.

Как и в случае с электроэнергетикой, исследователи  обнаружили, что в тех городах, где существуют конкурирующие кабельные  компании, цены в среднем на 23 процента ниже, чем в городах с кабельной  монополией. Например, Кейблвижен Оф Сентрал Флорида (Cable Vision of Central Florida) в районах, где существует еще один конкурент, снизила свою базовую цену с 12 долларов 95 центов до 6 долларов 50 центов в месяц. Когда компания Телестат (Telestat) начала работать в Ривьере Бич, штат Флорида, то предложила 26 каналов за 5 долларов 75 центов в месяц – в то время как существующая компания Комстат предлагала 12 каналов за 8 долларов 40 центов. Комстат (Comstat) отреагировал расширением своих услуг и снижением цен. Когда власти города Преск Айл, штат Мэн, разрешили конкуренцию, существующая в городе компания немедленно расширила свои услуги с 12 до 54 каналов.

В 1987 году кабельная  компания Пасифик Вест (Pacific West) подала в суд на город Сакраменто, штат Калифорния, обвиняя его в нарушении «Первой Поправки к Конституции» из-за того, что ей не разрешали выходить на местный рынок. Присяжные решили, что “рынок кабельного телевидения Сакраменто не является естественной монополией, а все ссылки на естественную монополию представляют собой отговорку для того, чтобы предоставить монопольную лицензию единственной компании, получить от нее в обмен денежные платежи и услуги натурой и добиться высоких взносов на избирательную кампанию”. Город был вынужден перейти к конкурентной политике в кабельном телевидении, в результате чего существующая компания, Скриппс Говард (Scripps Howard), чтобы не потерять рынок, снизила свою месячную ставку с 14 долларов 50 центов до 10 долларов. Кроме того, компания стала предлагать бесплатную установку и три бесплатных месяца обслуживания во всех районах, где имела место конкуренция.

До сих пор в  большинстве американских городов  кабельное телевидение остается лицензионной монополией по тем самым  причинам, которые перечислены в  решение присяжных города Сакраменто: это меркантилистские схемы, при  которых кабельные компании создают  монополию и делятся наживой  с политиками посредством взносов  на избирательные кампании, бесплатного  времени для общественных программ, взносов в местные благотворительные  фонды, которым симпатизируют политики, акций и консультационных контрактов для тех, кто связан с политиками и разнообразных подарков для регулирующего начальства.

В некоторых городах  политики собирают такого рода косвенные  взятки с целого ряда компаний в  течение 5-10 лет, а иногда и дольше, пока, в конце концов, не выдают кому-то монопольную лицензию. Таким образом, они перехватывают часть монопольной  ренты, порождаемой монопольной  лицензией. Бывший главный экономист Федеральной комиссии по связи Томас Хазлетт, по-видимому, ведущий в стране специалист по экономическим проблемам кабельного телевидения, пришел к выводу, что «с точки зрения общественного благосостояния процесс выдачи лицензий можно охарактеризовать как абсолютно неэффективный, хотя для городских лицензирующих властей он имеет осязаемые преимущества». (2) В этой индустрии ограничения на появление новых участников рынка – это не экономия на масштабах производства, а политический заговор местных политиков и кабельных компаний, направленный на завышение цен.

Самым главный миф, по мнению Ди Лоренцо – это убеждение в том, что телефонная связь представляет собой естественную монополию. Целым поколениям студентов экономисты объясняли, что телефонная связь – это «классический» пример «ошибки рынка», что из соображений «общественного интереса» здесь необходимо правительственное регулирование. Но, как недавно продемонстрировал Адам Тирер, в телефонной монополии, которой много десятилетий обладала Эй-Ти-энд-Ти (ATT), не было ничего “естественного”; она была результатом правительственного вмешательства в чистом виде.

Когда в 1893 году истек  срок действия первоначальных патентов Эй-Ти-энд-Ти (ATT), сразу появились десятки конкурентов. «К концу 1894 года более 80 новых независимых конкурентов захватили уже 5 процентов рынка,  к началу следующего столетия существовало уже более 3000 конкурентов». (2) В некоторых штатах одновременно функционировало более 200 телефонных компаний. К 1907 году конкуренты Эй-Ти-энд-Ти (ATT) захватили 51 процент рынка телефонных услуг, а их цены резко упали. Более того, вопреки стандартным описаниям теории естественной монополии, прилагаемым к телефонной промышленности, не было никаких свидетельств экономии на масштабах производства или ограничений на возникновение новых участников рынка.

2) Томас ДиЛоренцо «Миф о естественной монополии». (Thomas DiLorenzo. The Review of Austrian Economics Vol. 9, No. 2 (1996): 43–58).

Возникновение телефонной монополии стало результатом  заговора между Эй-Ти-энд-Ти (ATT) и политиками, которые хотели использовать лозунг “всеобщей телефонизации” для подкупа своих избирателей. Политики стали обличать конкуренцию как «разрушительную», «расточительную», «ведущую к излишнему дублированию», а разнообразным экономистам предлагались деньги за выступления на слушаниях в Конгрессе, где они торжественно провозглашали телефонную отрасль естественной монополией. Одно из таких слушаний пришло к выводу: «В области местной телефонной связи конкуренция не ведет ни к каким положительным результатам» (3).

Крестовый поход  за создание монополизированной телефонной отрасли с помощью правительственных  решений в конце концов завершился победой – когда федеральное правительство в 1918 году использовало Первую мировую войну как оправдание для национализации всей отрасли. Эй-Ти-энд-Ти (ATT) продолжала управлять телефонной системой, но уже под контролем правительственной комиссии, которую возглавлял генеральный почтмейстер США. Как и во многих других случаях государственного регулирования, Эй-Ти-энд-Ти (ATT) вскоре «захватила» регулирующие органы и стала использовать регулирующие механизмы для устранения конкурентов. «К 1925 году практически каждый штат установил жесткие регулирующие правила; более того, во многих местностях конкуренция в области местной телефонной связи либо косвенно подавлялась, либо прямо запрещалась».

Как заключает Тирер, окончательное устранение конкуренции в этой отрасли связано с действием следующих факторов: запретительная лицензионная политика; защитная монополия для “ведущих участников рынка”; гарантированная доходность или регулирование телефонных

3) Томас ДиЛоренцо «Миф о естественной монополии». (Thomas DiLorenzo. The Review of Austrian Economics Vol. 9, No. 2 (1996): 43–58).

компаний; правительственная  политика “всеобщей телефонизации”, для которой требовалось наличие  единой и послушной телефонной компании; наконец, регулирование тарифов, направленное на достижение социалистической цели “всеобщей телефонизации”.

Все это есть обратный взгляд на естественные монополии, но с вескими фактами сложно не согласиться.

2.2 Естественные монополии  в России.

В последнее время  в России  были предприняты значительные шаги по формированию правовой и институциональной  базы государственного регулирования  естественных монополий. Самый главный  правовой акт, существующий в России и посвященный теме естественных монополий, это закон «О естественных монополиях», принятый Государственной  Думой 19 июля 1995 года (N 147-ФЗ) и подписанный  первым президентом РФ Б.Н. Ельциным. Его главная цель обозначена в  статье первой главы один: «Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении  естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и  эффективное функционирование субъектов  естественных монополий». (4) В законе:

·  приводятся общие положения (гл. I);

·  говорится о  государственном регулировании  и контроле в сферах естественных монополий (гл. II);

·  описываются  органы регулирования естественных монополий, их функции и полномочия (гл. III);

·  указана ответственность  за нарушения закона (гл. IV);

·  указан порядок  принятия решений, порядок исполнения и обжалования этих решений (гл. V);

В советской экономике  все цены устанавливались в плановом порядке, и, таким образом, не возникало  проблем со специальным выделением отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике  обусловил необходимость выделения  данных структур, а также применения 

4) Федеральный закон  «О естественных монополиях», 1995.

определенных методов  регулирования естественных монополий.

В 1994г. правительство  стало уделять большое внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи  с необходимостью остановить рост цен  в соответствующих отраслях. Идея состояла в том, чтобы регулировать цены (тарифы) лишь в отраслях, обладающих естественной монополией, оставив все  остальное ценообразование  свободным рыночным процессам.

Информация о работе Естественные монополии в российской экономике