Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа
Цель работы: на основе изучения научной и учебной литературы дать определение понятию «естественная монополия», рассмотреть процесс действия и регулирования естественных монополий, как за рубежом, так и в РФ.
· прямое соперничество между двумя конкурирующими фирмами может продолжаться очень долго – в ряде городов более 80 лет;
· соперничающие
электрические компании ведут жесткую
конкуренцию посредством
· потребители в этих городах извлекают осязаемые преимущества из такой конкуренции по сравнению с городами, где существуют электрические монополии;
· вопреки теории естественной монополии, при наличии двух конкурирующих фирм издержки оказываются ниже;
· вопреки теории естественной монополии, излишних мощностей при конкуренции оказывается не больше, чем при монопольной системе;
· теория естественной монополии терпит крах по каждому пункту: конкуренция существует, ценовые войны “не имеют серьезного значения”, при конкуренции качество услуг выше, а уровень цен ниже, конкуренция продолжается на протяжении очень длительного периода, сами потребители предпочитают конкуренцию, а не регулируемую монополию;
· наконец, потребители полагают, что проблемы, связанные с наличием дублирующих линий, не существенны по сравнению с преимуществами конкуренции.
Примо также обнаружил, что руководители электроэнергетических компаний лично предпочитают монополию, хотя и признают, что при конкуренции потребители в целом выигрывают.
Через десять лет после публикации книги Примо, как минимум один штат, Калифорния, осуществляет реформу в электроэнергетике, переходя “от монополии, контролируемой небольшой группой государственных компаний, к открытому рынку”. В этом же направлении двигаются и другие штаты, постепенно отказываясь от ошибочной теории естественной монополии в пользу естественной конкуренции:
· корпорация Ормет – производитель алюминия в Западной Вирджинии, получила от властей штата разрешение предложить 40 электрическим компаниям участие в тендере на поставку энергии;
· корпорация Алкан Алюминиум (Alcan Aluminium) в Освего, штат Нью-Йорк, воспользовалась результатами технического прогресса, позволяющими построить новую электростанцию непосредственно рядом с заводом, тем самым, снизив свои издержки на энергию на две трети. Ниагара Мохок – его предыдущий поставщик энергии по более высоким ценам – предъявил штату судебный иск, требуя, чтобы штат запретил корпорации Алкан (Alcan) использовать ее собственную энергию;
· власти штата Аризона разрешили корпорации Каргилл (Cargill) покупать энергию в любой точке на Западе: компания рассчитывает сэкономить 8 миллионов долларов в год;
· новые федеральные законы разрешают инфраструктурным компаниям покупать дешевую энергию на стороне и использовать сети других компаний для транспортировки;
· комиссионер общественных услуг штата Висконсин Скотт Нейцель недавно заявил: “Для потребителя свободный рынок – это лучший механизм … там он получает наилучшие услуги по самым низким ценам”;
· перспективы конкуренции уже заставляют некоторые электрические компании снижать свои издержки и цены. Когда ТВА в 1988 году столкнулась с конкуренцией со стороны Дюк Пауэр (Duke Power) она в течение нескольких лет отказывалась от повышения своих тарифов.
Потенциальные преимущества, которые американская экономика может получить от демонополизации электроэнергетики, огромны. Согласно мнению экономиста Роберта Майклса, в области инфраструктурных отраслей конкуренция позволит потребителям немедленно сэкономить как минимум 40 миллиардов долларов в год. Она также облегчит развитие новых технологий, которые станут выгодными при низких затратах на электричество. Например, «автомобилестроение и другие отрасли, использующие стальной лист, смогут шире использовать лазерные режущие устройства и лазерную сварку, требующие много энергии»
Кабельное телевидение – еще один пример искусственной монополии, возникшей в большинстве городов благодаря теории естественной монополии. Однако монополию в этой отрасли, можно считать какой угодно, но только не “естественной”. Как и в электроэнергетике, в США существуют десятки городов с конкурирующими кабельными компаниями. Как минимум в тридцати-сорока населенных пунктах в настоящее время имеет место быть прямая конкуренция. Существование постоянной конкуренции в кабельном телевидении опровергает мнение, будто эта отрасль представляет собой “естественную монополию”, которая нуждается в монопольном регулировании. Монополия в кабельном телевидении порождается не экономией на масштабах производства, а государственным вмешательством. Хотя кабельные компании и жалуются на “дублирование”, не следует забывать, что в то время как чрезмерное расширение кабельных систем может снизить прибыльность существующих кабельных компаний, оно, безусловно, улучшает ситуацию потребителей, так как цены теперь определяются не уровнем издержек, а спросом и предложением.
Как и в случае с электроэнергетикой, исследователи обнаружили, что в тех городах, где существуют конкурирующие кабельные компании, цены в среднем на 23 процента ниже, чем в городах с кабельной монополией. Например, Кейблвижен Оф Сентрал Флорида (Cable Vision of Central Florida) в районах, где существует еще один конкурент, снизила свою базовую цену с 12 долларов 95 центов до 6 долларов 50 центов в месяц. Когда компания Телестат (Telestat) начала работать в Ривьере Бич, штат Флорида, то предложила 26 каналов за 5 долларов 75 центов в месяц – в то время как существующая компания Комстат предлагала 12 каналов за 8 долларов 40 центов. Комстат (Comstat) отреагировал расширением своих услуг и снижением цен. Когда власти города Преск Айл, штат Мэн, разрешили конкуренцию, существующая в городе компания немедленно расширила свои услуги с 12 до 54 каналов.
В 1987 году кабельная компания Пасифик Вест (Pacific West) подала в суд на город Сакраменто, штат Калифорния, обвиняя его в нарушении «Первой Поправки к Конституции» из-за того, что ей не разрешали выходить на местный рынок. Присяжные решили, что “рынок кабельного телевидения Сакраменто не является естественной монополией, а все ссылки на естественную монополию представляют собой отговорку для того, чтобы предоставить монопольную лицензию единственной компании, получить от нее в обмен денежные платежи и услуги натурой и добиться высоких взносов на избирательную кампанию”. Город был вынужден перейти к конкурентной политике в кабельном телевидении, в результате чего существующая компания, Скриппс Говард (Scripps Howard), чтобы не потерять рынок, снизила свою месячную ставку с 14 долларов 50 центов до 10 долларов. Кроме того, компания стала предлагать бесплатную установку и три бесплатных месяца обслуживания во всех районах, где имела место конкуренция.
До сих пор в
большинстве американских городов
кабельное телевидение остается
лицензионной монополией по тем самым
причинам, которые перечислены в
решение присяжных города Сакраменто:
это меркантилистские схемы, при
которых кабельные компании создают
монополию и делятся наживой
с политиками посредством взносов
на избирательные кампании, бесплатного
времени для общественных программ,
взносов в местные
В некоторых городах
политики собирают такого рода косвенные
взятки с целого ряда компаний в
течение 5-10 лет, а иногда и дольше,
пока, в конце концов, не выдают кому-то
монопольную лицензию. Таким образом,
они перехватывают часть
Самым главный миф, по мнению Ди Лоренцо – это убеждение в том, что телефонная связь представляет собой естественную монополию. Целым поколениям студентов экономисты объясняли, что телефонная связь – это «классический» пример «ошибки рынка», что из соображений «общественного интереса» здесь необходимо правительственное регулирование. Но, как недавно продемонстрировал Адам Тирер, в телефонной монополии, которой много десятилетий обладала Эй-Ти-энд-Ти (ATT), не было ничего “естественного”; она была результатом правительственного вмешательства в чистом виде.
Когда в 1893 году истек срок действия первоначальных патентов Эй-Ти-энд-Ти (ATT), сразу появились десятки конкурентов. «К концу 1894 года более 80 новых независимых конкурентов захватили уже 5 процентов рынка, к началу следующего столетия существовало уже более 3000 конкурентов». (2) В некоторых штатах одновременно функционировало более 200 телефонных компаний. К 1907 году конкуренты Эй-Ти-энд-Ти (ATT) захватили 51 процент рынка телефонных услуг, а их цены резко упали. Более того, вопреки стандартным описаниям теории естественной монополии, прилагаемым к телефонной промышленности, не было никаких свидетельств экономии на масштабах производства или ограничений на возникновение новых участников рынка.
2) Томас ДиЛоренцо «Миф о естественной монополии». (Thomas DiLorenzo. The Review of Austrian Economics Vol. 9, No. 2 (1996): 43–58).
Возникновение телефонной монополии стало результатом заговора между Эй-Ти-энд-Ти (ATT) и политиками, которые хотели использовать лозунг “всеобщей телефонизации” для подкупа своих избирателей. Политики стали обличать конкуренцию как «разрушительную», «расточительную», «ведущую к излишнему дублированию», а разнообразным экономистам предлагались деньги за выступления на слушаниях в Конгрессе, где они торжественно провозглашали телефонную отрасль естественной монополией. Одно из таких слушаний пришло к выводу: «В области местной телефонной связи конкуренция не ведет ни к каким положительным результатам» (3).
Крестовый поход
за создание монополизированной телефонной
отрасли с помощью
Как заключает Тирер, окончательное устранение конкуренции в этой отрасли связано с действием следующих факторов: запретительная лицензионная политика; защитная монополия для “ведущих участников рынка”; гарантированная доходность или регулирование телефонных
3) Томас ДиЛоренцо «Миф о естественной монополии». (Thomas DiLorenzo. The Review of Austrian Economics Vol. 9, No. 2 (1996): 43–58).
компаний; правительственная
политика “всеобщей телефонизации”,
для которой требовалось
Все это есть обратный взгляд на естественные монополии, но с вескими фактами сложно не согласиться.
2.2 Естественные монополии в России.
В последнее время
в России были предприняты значительные
шаги по формированию правовой и институциональной
базы государственного регулирования
естественных монополий. Самый главный
правовой акт, существующий в России
и посвященный теме естественных
монополий, это закон «О естественных
монополиях», принятый Государственной
Думой 19 июля 1995 года (N 147-ФЗ) и подписанный
первым президентом РФ Б.Н. Ельциным.
Его главная цель обозначена в
статье первой главы один: «Настоящий
Федеральный закон определяет правовые
основы федеральной политики в отношении
естественных монополий в Российской
Федерации и направлен на достижение
баланса интересов потребителей
и субъектов естественных монополий,
обеспечивающего доступность
· приводятся общие положения (гл. I);
· говорится о государственном регулировании и контроле в сферах естественных монополий (гл. II);
· описываются органы регулирования естественных монополий, их функции и полномочия (гл. III);
· указана ответственность за нарушения закона (гл. IV);
· указан порядок принятия решений, порядок исполнения и обжалования этих решений (гл. V);
В советской экономике
все цены устанавливались в плановом
порядке, и, таким образом, не возникало
проблем со специальным выделением
отраслей, относящихся к естественным
монополиям. Переход к рыночной экономике
обусловил необходимость
4) Федеральный закон «О естественных монополиях», 1995.
определенных методов регулирования естественных монополий.
В 1994г. правительство
стало уделять большое внимание
проблемам регулирования
Информация о работе Естественные монополии в российской экономике