Естественные монополии в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе изучения научной и учебной литературы дать определение понятию «естественная монополия», рассмотреть процесс действия и регулирования естественных монополий, как за рубежом, так и в РФ.

Работа содержит 1 файл

курсовая1.docx

— 76.21 Кб (Скачать)

Введение

Изучение монопольных  рынков актуально для принятия экономических  решений по разным вопросам. В работе рассматриваются проблемы оптимизации выпуска монополией, сравниваются рыночные модели монополии и конкуренции, раскрываются причины существования монополии. Основное внимание уделено исследованию естественных монополий, которые существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью. С применением экономической графики показаны условия существования естественной монополии, её проблемы и пути их решения, а так же проанализированы потери общества в разных случаях. В работе представлены способы и методы регулирования естественной монополии, а так же рассмотрены проблемы взаимоотношений между государством и монополией, стратегия монополии на рынке. Регулированию монополий уделяется большое внимание в разных странах в рамках антимонопольного законодательства. Рассмотрены примеры регулирования естественных монополий в США и России. Первый в России антимонопольный закон был принят в 1991 году, а закон о регулировании естественных монополий принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации. Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, так как законодательная база в ней ещё очень слабо развита, и для создания и нормального функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий.

Тема естественных монополий является одной из самых  актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно  выделить Российскую Федерацию, где  законодательная база далеко не идеальна, а социально-экономическое положение  в стране достаточно нестабильное. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики  в государстве, нужно особенно учитывать  фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов (согласно закону «О естественных монополиях», «субъект естественной монополии» - хозяйствующий  субъект (юридическое лицо), занятый  производством (реализацией) товаров  в условиях естественной монополии).

Сферы естественных монополий подвижны: они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе  в зависимости от природных факторов, от спроса на товары и иных причин. Поэтому  постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и  развитие естественных монополий может  привести к ряду неблагоприятных  последствий, таких как: завышение  тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния  страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как  важнейший бюджето- и структурообразующий фактор развития экономики.

Цель работы: на основе изучения научной и учебной литературы дать определение понятию «естественная  монополия», рассмотреть процесс  действия и регулирования естественных монополий, как за рубежом, так и  в РФ. 
 

1. Естественные монополии.

     Естественная  монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок. Естественная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограниченной информации, она отличается большой возрастающей отдачей от масштаба, а производственные затраты много ниже в сравнении с совершенной конкуренцией или олигополией.

     Естественная  монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности  или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку  оно привело бы к увеличению издержек производства. Существует ряд отраслей (коммунальное хозяйство, телекоммуникации и др.), в которых преобладают естественные монополии. Существование естественной монополии является главным доводом в пользу национализации таких отраслей, как, например, железнодорожный транспорт.

     Имеется и иное решение проблемы естественной монополии: государство (или местная  власть) берут на себя обязанности  предоставлять этот вид услуг. В  таком случае государственная (местная) компания может получать субсидии из государственного местного бюджета. Считается, что практика субсидирования неэффективна, поскольку требующееся для этого  налогообложение искажает систему  конкурентных  цен. Существуют несколько  вариантов государственного регулирования цен и тарифов естественных монополий. Выделим два варианта.

     Первый. В России и США образованы специальные  органы регулирования тарифов на электроэнергию. Уровень тарифов  устанавливается по принципу: "затраты  плюс прибыль".

     Второй. Органы власти инициируют конкуренцию  за рынок там, где конкуренция  внутри рынка либо невозможна, либо дорогостояща из-за существенной экономии от масштаба. В этом случае проводится аукцион и предоставляется на определенное время право обслуживать  рынок тому предприятию, которое  обязуется вносить в доход  бюджета наибольшую сумму. Чем больше будет число конкурентов-фирм на это право, тем большая часть  прибыли может поступить в  бюджет.

     Поскольку у естественных монополий средние  издержки выше предельных, то ценообразование  по предельным издержкам приводит их к убыточности. Это вызывает необходимость  в отказе от принципа ценообразования  по предельным издержкам, но при условии  минимизации потерь в эффективности, обусловленных таким отказом.

     Помимо  рассмотренных имеются и другие методы регулирования цен и тарифов  на продукцию (услуги) естественных монополий. 

1.1 Сущность естественных монополий.

Сложность исследования проблем естественных монополий  обусловлена наличием различных  подходов к определению «естественная  монополия», отсутствием полного  перечня признаков естественных монополий и критериев их определения. Во многом это связано с разноплановостью экономического толкования общего понятия «монополия», рассматриваемого как явление, рыночная структура и форма поведения хозяйствующего субъекта. В исследованиях разных лет представлен широкий диапазон взглядов на сущность монополий. Термин «монополия» в буквальном смысле слова означает единственного продавца товара, однако в настоящее время употребление этого термина вышло за рамки прямого понимания, и он используется для обозначения различных экономических и неэкономических ситуаций. В связи с этим можно выделить два подхода к трактовке термина «монополия»:

1) расширительная  трактовка определения «монополия»  предполагает существование субъектов,  обладающих особо высокой степенью  влияния на различные сферы  жизни общества (экономика, политика, идеология) и на другие хозяйствующие  субъекты. Монополия в данном  случае служит базой для формирования  конкретных ее видов, возникающих  в различных сферах;

2) монополия в  узком смысле слова чаще всего  рассматривается как монополия в сфере экономики.

   Сущность  монополии в экономической сфере  также рассматривается в различных  значениях, сводимых к трем  позициям: Во-первых, монополией называется  такое состояние рынка, при  котором на рынке действует  лишь один продавец, предлагающий  товар, не имеющий заменителей.  «Рынок с единственным продавцом  и исключающий возможность вхождения  в него других» «монополия  -рыночные условия, когда одна-единственная фирма является продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей»      Доступ на такой рынок ограничен, появление других фирм невозможно, поэтому единственный продавец осуществляет контроль над сделками. Наряду с такими признаками, как единственность предложения и наличие ограничительных барьеров, существует еще один — отсутствие близких заменителей товара, производимого фирмой-монополистом. Крайняя форма подобной экономической ситуации представляет собой естественную монополию. Во-вторых, под монополией также понимают монопольную (рыночную) власть, возникшую в результате наличия исключительного права производства, торговли или других действий, принадлежащих какому-либо субъекту. «Власть на рынке представляет собой возможность в целях извлечения прибыли устанавливать цены выше конкурентного уровня на протяжении длительного периода времени». Существование монопольной власти можно определить по особому монополистическому поведению (ограничение производства или сбыта, завышение цен, ухудшение качества изделий и т.д.).1 «Монополист наделен властью над установленной ценой; он сам определяет эту цену, а не принимает ее как данную». Монополия «обычно означает контроль над предложением и тем самым над ценой». Большинство экономистов отмечают нетождественность монополии и монопольной власти - для обладания монопольной властью фирме не требуется быть монополией и наоборот, монополист не всегда использует монопольную власть. В-третьих, монополию часто отождествляют с определенным положением и размерами фирмы, подразумевая под этим понятием субъект рынка - крупное предприятие, объединение предприятий, сосредоточившее в своих руках подавляющую долю производства и реализации товаров, услуг и полностью контролирующим данную сферу деятельности. По мнению некоторых исследователей, «впервые подошел к пониманию монополии как предприятия крупного размера» английский

1Студенцов В.Государство и естественные монополии. - // Мировая экономика и международные отношения, 2002, №9. , с. 128 экономист У. Джевонс.

   На наш  взгляд, целесообразно будет определить  два значения термина «монополия».  Во-первых, это состояние рынка  (рыночная структура), обусловленное  развитием производства, при котором  на рынке действует лишь один  продавец, во-вторых, это рыночная  власть, возникшая в результате  наличия исключительного права  производства, торговли. В дальнейшем  необходимо осуществить разграничение  терминов «монополия», «монополист»  и «монополизм». Хозяйствующий субъект,  являющийся единственным продавцом  на рынке, следует определять  как «монополист». Под термином  «монополизм» следует понимать  реальное проявление монопольных  качеств хозяйствующего субъекта, использование монополистом рыночной  власти и своего положения  для извлечения выгоды. Некоторые  специалисты под термином «монополизм»  понимают «злоупотребление монопольным положением».

   Монополия  - это явление, относящееся к  рыночной экономике, хотя рынок  и объективно присущая ему  конкуренция выступают как диалектическая  противоположность монополизму.  Борьба сил монополии и конкуренции  может происходить исключительно  в условиях рынка, поэтому монополизация  выступает как совершенно естественная  тенденция. Таким образом, условием  существования монополии может  быть рыночная экономика и  существующая конкурентная борьба.   Монополия противостоит конкуренции  и непосредственно сосуществует  с ней, образуя органическое  диалектическое единство. К. Маркс:  «Синтез заключается в том,  что монополия может держаться  лишь благодаря тому, что она  постоянно вступает в конкурентную  борьбу». Ф. Энгельс: «...монополия  не может остановить поток  конкуренции; более того, она сама  порождает конкуренцию».   С  одной стороны, монополия даже  в самой развитой своей форме  не в состоянии полностью преодолеть  конкуренцию, с другой стороны,  и в ситуации чистой конкуренции  возможно существование монополии.  Более того, конкурирующая фирма  стремится к монопольному положению  на рынке.

    1. Специфика естественных монополий.

Конкуренция стимулирует  технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных  товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды  в нашей стране мешает засилье  монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Монополии существуют во реем мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали Госплан, Госснаб и Госкомцен.

Советской экономике  была свойственна непропорционально  высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая  доля мелких и средних по сравнению  с развитыми странами. Наиболее высокой  была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной  отраслях. Нередко ту или иную продукцию  выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия  потребителю. Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший ассортимент  мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

Но социалистические монополии существенно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические  монополии возникли "снизу" в  результате конкурентной борьбы, а  социалистические насаждались "сверху" и действовали в тепличных  условиях. В монополисты при капитализме  прорывается предприятие-лидер, которое  использует передовые технологии, имеет  значительный научно-технический и  производственный потенциал. При социализме монополии зачастую появлялись при  отсталой технологической базе. Капиталистические  монополии, участвуя в международном  разделении труда, вынуждены для  повышения конкурентоспособности  улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в  лучшем случае региональными рамками.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических  странах монополии появились, когда  уже существовали рыночные отношения  и государство, чтобы воспрепятствовать  ухудшению конкуренции, стало вводить  ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось  при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно  не только ограничивать монополизм и  злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать  конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Информация о работе Естественные монополии в российской экономике