Естественные монополии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 13:21, доклад

Описание работы

Назначение данного доклада состоит в том, чтобы дать представление о проблемах, связанных с функционированием естественных монополий, проанализировать мировой и отечественный опыт их реформирования, сформировать предложения по совершенствованию механизмов государственного регулирования естественно-монопольных секторов российской экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОНОПОЛИЙ И ПРИЧИНЫ ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ 3
2. ПРОБЛЕМЫ, ПОРОЖДЕННЫЕ СУЩЕСТВОВАНИЕМ МОНОПОЛИЙ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ 6
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ 7
3.1. Электроэнергетика 7
3.2. Газовая промышленность 11
3.3. Железнодорожный транспорт 14
3.4. Резюме 17
4. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ 20
4.1. Электроэнергетика 23
4.2. Газовая промышленность 26
4.3. Железнодорожный транспорт 28
5. СИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КЛЮЧЕВЫМ ИНФРАСТРУКТУРНЫМ ОТРАСЛЯМ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕФОРМИРОВАНИЯ 30
6. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ И ПОСЛЕДСТВИЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ РФ 33
6.1. Динамика цен и доходы отраслей естественных монополий 36
6.2. Ценовая проблема реформирования естественных монополий 37
6.3. Подходы к оценке потенциального роста цен (тарифов) продукции естественных монополий в условиях либерализации 39
6.4. Оценка народнохозяйственных последствий роста тарифов на продукцию естественных монополий и дилемма ценового регулирования 41
ВЫВОДЫ 43

Работа содержит 1 файл

dokladreforma.doc

— 1.02 Мб (Скачать)
 

    Самый простой способ получить представление об относительной динамике доходов отраслей состоит в том, чтобы сравнить их динамику цен. Если цены в какой-либо отрасли росли быстрее, чем в среднем по экономике есть основания предположить, что при прочих равных условиях, эта отрасль выиграла от изменения относительных цен и ее доходы росли быстрее чем в других отраслях. Кроме того, анализ относительных цен позволяет высказать обоснованное суждение о степени влияния монополизма на ценовую динамику.

    Как видно из таблицы и в электроэнергетике, и в газовой промышленности, и в грузовом транспорте цены росли существенно быстрее, чем в целом по экономике. В то же время, что касается электроэнергетики, то, как мы видим, некоторые из основных потребляемых ею ресурсов (газ и продукция нефтепереработки) дорожали еще быстрее. Таким образом, предварительная оценка состоит в том, что газовая отрасль и транспорт существенно выиграли от изменения ценовых пропорций в российской экономике, произошедших за последние годы. Что касается электроэнергетики, то ее опережение не столь значительно. Тем не менее, есть основания утверждать, что все три рассматриваемые отрасли реально использовали свое монопольное положение для извлечения существенных дополнительных доходов.

    Можно предложить более точный метод косвенной оценки доходов отраслей, основанный на использовании инструментария межотраслевого баланса.

    Предварительные оценки полученные с использованием этого метода свидетельствуют о  следующем:

  • уровень затрат в электроэнергетике, по сравнению с расчетными значениями, завышается в среднем на 5 – 10%;
  • уровень затрат в газовой промышленности, по сравнению с расчетными значениями, завышается в среднем на 25 – 30%;
  • уровень затрат в транспорте, по сравнению с расчетными значениями, завышается в среднем на 50 – 70%;

    Это означает, что действительный уровень доходов отраслей естественных монополий существенно выше декларируемого. 

6.2. Ценовая проблема  реформирования естественных  монополий

 

    Проблема  цен (тарифов) в вопросе реформирования естественных монополий является ключевой. Именно через цены осуществляется наиболее сильным образом воздействие естественных монополий на экономику. Именно ограничение цен в отраслях естественных монополий выступает в качестве главного исходного мотива реформирования этих отраслей в западных странах.

    В то же время парадокс состоит в  том, что при обсуждение реформ естественных монополий в России постоянно  ставиться вопрос не о снижении, а о повышении цен естественных монополий. Одновременно страны Запада (в особенности Западной Европы) также настаивают на повышении цен на услуги естественных монополий в России.

    Требование  Запада об увеличении цен на продукцию  естественных монополий в определенном смысле является абсурдным и противоречит всей логике реформирования естественных монополий в самих западных странах. Реформирование естественно-монопольного сектора имеет своей целью снизить издержки и цены естественных монополий. Предлагаемое же для России повышение цен представляет собой нечто совершенно противоположное. Реформирование естественных монополий направлено на устранение монопольной сверхприбыли. Одностороннее же повышение цен на продукцию (услуги) естественных монополий, очевидно, приведет к многократному увеличению этой сверхприбыли в рассматриваемых отраслях.

    Проблема, конечно же, состоит в том, что общий уровень цен в России, а также уровень цен на продукцию естественных монополий, существенно ниже, чем в развитых государствах. Это находит свое выражение также и в том, что номинальный курс рубля, по крайней мере, в два раза выше курса, рассчитанного исходя из паритета покупательной способности валют.

    В то же время, данное соотношение цен  и курса рубля отражает естественные конкурентные преимущества экономики  России, а также необходимые условия  ее нормального функционирования. Изменение этих соотношений возможно только постепенно и зависит от степени повышением эффективности российской экономики.

    В этой связи необходимо обратить внимание на то, что полномасштабная реализация реформ естественных монополий означает, в конечном итоге, практически полную либерализацию цен на продукции естественных монополий и, как следствие, возможное стремительное их приближение к соотношениям, характерным для западных странах.

    Механизм  такого рода либерализации уже был  описан и состоит в том, что  после выделения из состава вертикально-интегрированных компаний сетевых структур, влияние государства на цены реформируемых отраслей ограничиваются тарифами на пользование сетями и инфраструктурными объектами. Поскольку доля этих тарифов в цене конечного потребления на электроэнергию, газ, и услуги железнодорожного транспорта относительно невелика, основную часть цены будут формировать частные независимые компании. Поскольку же частные независимые компании испытывают влияние не только внутреннего, но и сильнейшее воздействие внешнего рынка приближение внутренних цен к (условно) мировым представляется весьма вероятным. В этом случае неизбежна утрата значительной части ценовых конкурентных преимуществ российской экономики. Кроме того, требуют специального анализа последствия столь значительного роста тарифов для ценовой динамики и динамики производства.

    Оценки  возможного роста цен на продукцию  естественных монополий исходя из различных  гипотез их формирования, а также  народнохозяйственные оценки последствий  такого рода роста цен, полученные с помощью межотраслевых моделей представлены в следующем разделе. Здесь же, в качестве дополнительной иллюстрации такого развития событий, приведем отраслевую оценку последствий роста внутренних цен на газ до мирового уровня.

    По  оценкам отечественных Минэнерго и «Газпрома», в этом случае свыше трети газопоставок на внутренний рынок станут нерентабельны из-за неплатежеспособности потребителей – т.е. экспортные газоресурсы РФ увеличатся минимум на 90 миллиардов кубометров. Но если сбывать этот газ в «еврозарубежье» по разовым (срочным) контрактам, экспортные цены на российский газ упадут на 30-40 долларов за тысячу кубометров.  

6.3. Подходы к оценке  потенциального роста  цен (тарифов) продукции  естественных монополий  в условиях либерализации

 

    Существующие  оценки потенциального роста тарифов  естественных монополий в условиях либерализации либо вообще не имеют  за собой никаких обоснований  и расчетов, либо опираются на оценки усредненного уровня тарифов для  развитых рыночных экономик. При этом вариация потенциально необходимого роста цен (для выхода на мировой уровень) остается достаточно широкой.

    Так, например, по различным оценкам для  того, чтобы выйти на «мировой»  уровень цен по электроэнергии внутренние тарифы должны быть увеличены в среднем в 3-4 раза по сравнению с современным уровнем. По газу эта оценка составляет 6-8 раз, по тарифам на железнодорожные перевозки разница, судя по оценкам экспертов, гораздо меньше и не превышает 2 раз.

    Безусловно, уровень так называемых мировых  цен может быть использован в качестве верхней предельной оценки потенциального роста цен (тарифов) на услуги естественных монополий.

    В то же время возможно построение альтернативных оценок, основанных на анализе внутренних условий функционирования отраслей, а также на гипотезе конкурентной реструктуризации отраслей естественных монополистов. В рамках этой (условной) гипотезы предполагается, что все предприятия, ранее работавшие в рамках вертикально-интегрированных компаний превращаются в частные и функционируют на основе принципа рыночной самоокупаемости.

    При этом для расчета возможного роста  цен при либерализации рынков естественных монополий необходимо задаться также некоторыми другими  гипотезами, и, при этом, иметь четкие представления о действительном уровне рентабельности отраслей. Как было показано выше действительный уровень доходов (а, следовательно, и рентабельности) естественно-монопольных секторов существенно выше декларируемых.

    Исходим из гипотезы, что свое поведение, в  том числе ценовое, предприятия будут строить на основе официальных характеристик убыточности и рентабельности. То есть, например, если какое-то предприятие по данным своей отчетности имеет убытки в один миллион рублей и, при этом, имеется спрос на ее продукцию, то в условиях рыночного ценообразования, оно, естественно, повысит цены на свою продукцию, по крайней мере, до уровня безубыточного функционирования.

    Если  рассмотреть российскую электроэнергетику, то, согласно официальной отчетности, она имеет  в последние годы рентабельность на уровне приблизительно15%, доля убыточных предприятий порядка 40%, величина прибыли примерно в 1.5 раза превышает объем убытков.  Если принять гипотезу, что доля убыточных предприятий соответствует также их доле в объеме производства, расчет роста цен необходимого для выхода убыточных предприятий на существующий среднеотраслевой уровень рентабельности не составляет труда (см. табл. 2).

    По  результатам представленных расчетов для выхода всех предприятий естественных монополий на нормальный уровень  самофинансирования потребуется повысить цены: для электроэнергетики в 1.74 раза, газовой промышленности - в 1.6 раза, железнодорожного транспорта – в 1.54 раза.

    В то же время необходимо понимать, что  такого рода расчеты корректны только для гипотетической ситуации полной загрузки мощностей. Действительно, при меньшем исходном уровне загрузки мощностей, часть наиболее убыточных предприятий может быть просто закрыта и, в этом случае, для балансирования ситуации требуется уже меньший рост цен. Данное соображение является существенным, поскольку из него следует, что, в условиях конкурентной реструктуризации отраслей естественных монополий и неполной загрузки мощностей, неизбежно закрытие части предприятий этих секторов экономики со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Еще одно важное аналитическое следствие  состоит в том, что вертикально-интегрированные  компании, используя механизм трансфертных цен, а также внутреннее субсидирование, предотвращают банкротство значительной части предприятий и, тем самым, фактически, демпфируют последствия структурно-технологического неравновесия, сформировавшегося еще в советскую эпоху.

    Таблица 2

  Электро-энергетика Газовая отрасль Ж.д. транспорт
Сальдированный  финасовый результат 50 10 40
Убытки 100 11 60
Доля  убыточных предприятий 40,0% 20,0% 30,0%
Рентабельность 15,0% 10,0% 10,0%
Прибыль 150 21 100
Себестоимость 333,3 100,0 400,0
Стоимость продукции 483,3 121,0 500,0
Продукция убыточных предприятий 193,3 24,2 150,0
Убытки  убыточных предприятий 100 11 60
Себестоимость убыточных предприятий 293,3 35,2 210,0
Рентабельность  убыточных предприятий -34,1% -31,3% -28,6%
Расчетная прибыль убыточных предприятий       
при средней рентабельности 44 3,52 21
Расчетная стоимость продукции убыточных      
предприятий при средней рентабельности 337,3 38,7 231,0
Необходимый рост цен на продукцию       
для обеспечения средней прибыльности      
Ранее убыточным предприятиям - в разах 1,74 1,60 1,54

6.4. Оценка народнохозяйственных  последствий роста  тарифов на продукцию  естественных монополий и дилемма ценового регулирования

 

    Наиболее  подходящим инструментом для определения  степени воздействия уровня цен  в отдельной отрасли на общую  ценовую динамику является инструмент межотраслевого баланса, а точнее –  инструмент ценовой модели межотраслевого баланса.

    Как известно, межотраслевой баланс фиксирует  абсолютно однозначное соответствие между уровнем цен и доходов  в отраслях. Имеется в виду, что  данному конкретному вектору  добавленных стоимостей соответствует  только один вектор цен. И наоборот, данному конкретному вектору цен соответствует только один вектор добавленных стоимостей. Необходимо подчеркнуть, что это, вообще говоря, не просто свойство межотраслевого баланса, а свойство экономики.

    С помощью ценовой модели межотраслевого баланса можно просчитать последствия роста тарифов на продукцию естественных монополий как для удорожания затрат, так и для роста цен и доходов в других отраслях и в экономике в целом.

    В рамках данного доклада целесообразно  оценить народнохозяйственные последствия роста тарифов на продукцию отраслей монополистов в случае их выхода, в результате либерализации цен, во-первых, на «мировой» уровень, а, во-вторых, на уровень, обеспечивающий безубыточность всех предприятий каждой из рассматриваемых естественных монополий.

    Результаты  расчетов по ценовой модели межотраслевого баланса (в зависимости от гипотез  адаптации) состоят в следующем.

        1. Для электроэнергетики: рост тарифов в 1.74 раза (уровень самоокупаемости) приводит к удорожанию затрат в экономике на 13-15% и росту цен на 9-11%.
        2. Для электроэнергетики: рост тарифов в 3.5 раза (уровень мировых цен) приводит к удорожанию затрат в экономике на 45-50% и росту цен на 30-35%.
        3. Для газовой промышленности рост тарифов в 1.6 раза (уровень самоокупаемости) приводит к удорожанию затрат в экономике на 2-3% и росту цен на 4-5%.
        4. Для газовой промышленности рост тарифов в 7 раз (уровень мировых цен) приводит к удорожанию затрат в экономике на 20-25% и росту цен на 40-45%.
        5. Для железнодорожного транспорта рост тарифов в 1.54 раза (уровень самоокупаемости) приводит к удорожанию затрат в экономике на 10-11% и росту цен на 8-10%.
        6. Для железнодорожного транспорта рост тарифов в 2 раза (уровень мировых цен) приводит к удорожанию затрат в экономике на 17-20% и росту цен на 15-18%.
        7. Совместный эффект роста цен на продукцию отраслей естественных монополий до уровня самоокупаемости приводит к удорожанию затрат в экономике на 22-24% и росту цен на 19-21%.
        8. Совместный эффект роста цен на продукцию отраслей естественных монополий до уровня мировых цен приводит к удорожанию затрат в экономике на 71-75% и росту цен на 78-83%.

Информация о работе Естественные монополии в России