Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 13:21, доклад
Назначение данного доклада состоит в том, чтобы дать представление о проблемах, связанных с функционированием естественных монополий, проанализировать мировой и отечественный опыт их реформирования, сформировать предложения по совершенствованию механизмов государственного регулирования естественно-монопольных секторов российской экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОНОПОЛИЙ И ПРИЧИНЫ ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ 3
2. ПРОБЛЕМЫ, ПОРОЖДЕННЫЕ СУЩЕСТВОВАНИЕМ МОНОПОЛИЙ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ 6
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ 7
3.1. Электроэнергетика 7
3.2. Газовая промышленность 11
3.3. Железнодорожный транспорт 14
3.4. Резюме 17
4. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ 20
4.1. Электроэнергетика 23
4.2. Газовая промышленность 26
4.3. Железнодорожный транспорт 28
5. СИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КЛЮЧЕВЫМ ИНФРАСТРУКТУРНЫМ ОТРАСЛЯМ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕФОРМИРОВАНИЯ 30
6. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ И ПОСЛЕДСТВИЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ РФ 33
6.1. Динамика цен и доходы отраслей естественных монополий 36
6.2. Ценовая проблема реформирования естественных монополий 37
6.3. Подходы к оценке потенциального роста цен (тарифов) продукции естественных монополий в условиях либерализации 39
6.4. Оценка народнохозяйственных последствий роста тарифов на продукцию естественных монополий и дилемма ценового регулирования 41
ВЫВОДЫ 43
Приведенный
анализ свидетельствует о чрезвычайно
высокой значимости всего естественно-монопольного
сектора для народного
Как известно, большинство товаров и услуг может быть импортировано из других стран, но, в условиях России, учитывая ее масштабы и уже существующий характер развития инфраструктурных отраслей, невозможно импортировать услуги электрических сетей, железных дорог или газопроводной системы. То есть невозможно в оперативном порядке (путем импорта) заменить вышедшие из строя коммуникации. Это означает, что не только коммуникации этих отраслей, но и вся взаимоувязанная система производства, распределения, транспортировки и т.д. должна работать в абсолютно надежном режиме. От электроэнергетики, газовой отрасли и железнодорожного транспорта зависит не просто функционирование, но безопасность (техногенная, экологическая, экономическая, военная) функционирования всего народного хозяйства.
Это означает, что обеспечение надежности работы ключевых инфраструктурных отраслей - главный критерий и их текущего функционирования и их реформирования. Если реформы сохраняют и усиливают надежность функционирования естественно-монопольных отраслей, то они необходимы и должны быть претворены в жизнь. Если преобразования в этих отраслях снижает надежность их функционирования (то есть снижают главный критерий для такого рода производств), то необходимость такого рода преобразований не может не вызывать сомнения.
Учитывая значение надежного и бесперебойного функционирования ключевых инфраструктурных отраслей, к которым естественно отнести транспорт, электроэнергетику и газовую промышленность, а также необходимость быстрой мобилизации и перераспределения ресурсов этих секторов в экстраординарных ситуациях, затрагивающих интересы национальной безопасности, вторым по значимости можно назвать требование (критерий) управляемости отраслей естественных монополий. В данном случае идет речь не об оперативной управляемости рассматриваемыми отраслями в штатных ситуациях, что достаточно легко осуществляется соответствующими диспетчерскими и иными службами, а о глобальной управляемости, позволяющей разрешать ситуации нештатные и требующей существенно большей мобильности и реакции всей системы. После кризисов в Калифорнии, в северных штатах США и в Канаде, в северных провинциях Италии важность этой проблемы стала очевидной также и для представителей ведущих западных держав.
Как известно принципиальным отличием функционирования отраслей естественных монополий в России от западных аналогов является существенно более низкий (по мировым стандартам) уровень цен и тарифов. В то же время, как показывает анализ, и в этих условиях уровень доходов и рентабельности российских отраслей естественных монополий является достаточно высоким. Тем более не идет речи о прямом или, даже, косвенном субсидировании отраслей монополистов. В определенном смысле уровень и структура цен на продукцию (услуги) отраслей естественных монополий является сбалансированными. При этом относительно низкий уровень цен на продукцию отраслей естественных монополий в существенной мере предопределяет относительно более низкий уровень издержек в других отраслях отечественной экономики.
Учитывая характер и особенности развития производства в России, данное обстоятельство не может не рассматриваться нами как естественное конкурентное преимущество российской экономики.
В этой связи дальнейшее развитие и реформирование отраслей естественных монополий, как нам представляется, должно быть ориентировано на поддержание данного конкурентного преимущества. Таким образом, обеспечение естественных конкурентных преимуществ российской экономики является важнейшей функцией (и требованием к характеру развития) отраслей монополистов в России.
Все это означает, что традиционный и, в определенной степени, естественный набор требований к предприятию, функционирующему в условиях рынка, применительно к отраслям естественных монополий существенным образом трансформируется. По степени важности эти требования можно ранжировать следующим образом:
При
этом, если для большинства предприятий
и фирм, функционирующих в рыночной
среде, уже сама конкуренция и
требование рыночной эффективности, в
существенной мере, предопределяют финансовую
прозрачность и возможности привлечения
инвестиций, то применительно к отраслям
естественным монополиям, по крайней мере,
к естественно-монопольным секторам этих
отраслей, и финансовая прозрачность и
возможности привлечения инвестиций,
в значительной мере, должны обеспечиваться
иными механизмами чем свободная конкуренция.
В самом общем виде пространство возможных способов реформирования естественных монополий простирается от ситуации сохранения существующего status quo до ситуации реализации радикальной либеральной реформы по образцу, например, Великобритании.
Как показал анализ, даже крайние позиции имеют свой набор аргументов и не являются бессмысленными. Реформирование РАО ЕЭС уже набирает обороты, но все больше пробуксовывает. Реформирование Газпрома и МПС идет гораздо медленнее и несколько иным путем, на что, видимо, есть не только субъективные, но и содержательные основания. Поэтому выбор стратегии и тактики реформирования естественных монополий по-прежнему остается актуальной и до конца не решенной задачей.
В
этой ситуации единственный выход и
единственный способ поиска решения
– количественный анализ и количественные
оценки основных факторов и последствий
различных вариантов
Для понимания ситуации и возможности делать дальнейшие шаги по оцениванию и сравнению вариантов в первую очередь необходимо располагать объективной оценкой стоимости продукции и доходов соответствующих компаний и отраслей. Между тем ни существующая система учета, ни методика расчета итоговых финансовых показателей, ни, как следствие, публикуемая отчетность компаний, представляющих отрасли монополисты не позволяет ответить на вопрос об истинных доходах отраслей монополистов.
В
контексте рассматриваемой
Первый вопрос здесь состоит в том какова инерция роста издержек в электроэнергетике, газовой отрасли и на железнодорожном транспорте в условиях сохранения монополизма, а также каков минимальный рост тарифов в условиях формирования конкурентного рынка и либерализации цен и тарифов. Насколько вообще обоснован и необходим рост тарифов на продукцию отраслей монополистов с учетом того, что за период реформ динамика цен в этих отраслях существенно обгоняла средние по экономике показатели.
Главный аргумент и РАО ЕЭС, и газовиков, и транспортников состоит в том, что в связи с начавшимся экономическим ростом и высоким уровнем износа основных фондов, необходим срочный ввод новых мощностей, рост инвестиций и, поскольку, якобы, других источников финансирования инвестиций нет, необходимо повышать тарифы на услуги. Как говорят адепты данного подхода «цена на электроэнергию должна включать инвестиционную составляющую». Но, во-первых, необходимо ответить на вопрос президента и понять, каков действительный уровень доходов этих нуждающихся отраслей. А, во-вторых, хотелось бы получить аргументированные обоснования тех удельных капиталоемкостей, которые в существенной степени и предопределяют масштабы предлагаемого отраслями монополистами повышения тарифов.
Третья важнейшая группа оценок, на которой зиждутся любые расчеты по обоснованию перспектив развития любых отраслей – оценка перспективной экономической динамики. Именно от того, каким будет в будущем экономический рост и зависит потребность в дополнительных мощностях и инвестициях. Это означает, что прогнозы потребностей в инвестициях, по крайней мере, в части, обеспечивающей дополнительные вводы мощностей, должны быть скорректированы. В любом случае необходима достаточно оперативная увязка инвестиционных программ компаний и отраслей с изменяющимися долгосрочными и среднесрочными прогнозами развития народного хозяйства. Очевидным следствием этого тезиса является то, что никакие инвестиционные программы, пусть даже утвержденные правительством, не могут быть догмой.
Важнейший аргумент в пользу либерализации (и повышении) цен и тарифов, в особенности на топливо и электроэнергию, состоит в том, что в противном случае потребители не будут заинтересованы в энергосбережении. Предполагается, что рост цен побудит потребителей к экономии топлива и энергии и заставит их вкладывать средства в соответствующие энергосберегающие технологии. Однако даже в рамках данной логики рост цен является лишь необходимым, но не достаточным условием реального процесса энергосбережения. Для того чтобы энергосбережения превратилось из идеи в реальность необходимо, чтобы у потребителей энергии были необходимые финансовые ресурсы для осуществления энергосберегающих инвестиций. Таким образом, еще одна группа количественных оценок, которая должна быть привлечена к процедуре народнохозяйственного обоснования рыночного реформирования естественных монополий - оценки возможностей различных отраслей российской экономики по финансированию ресурсосбережения и, в особенности, энергосбережения.
И,
наконец, в качестве обобщающих, необходимо
получить количественные оценки народнохозяйственных
последствий роста тарифов
Главная
идея данного раздела состоит
в том, что, во-первых, без количественных
оценок невозможно сделать безусловный
вывод о рациональном направлении
реформирования естественных монополий,
а, во-вторых, сами эти оценки и, как следствие
характер реформ, в существенной степени
зависят от народнохозяйственных сценариев
развития.
Поскольку современная российская система бухгалтерского учета позволяет скрывать истинные доходы производителей за разного рода нерегламентированными статьями расходов, а также иными способами, мы полагаем, что в принципе, на основе официальной статистики, далеко не всегда имеется возможность адекватно оценить уровень доходов отраслей.
Таблица 6.1
|
|||||
|
|||||
1992 | 1995 | 1998 | 2000 | 2002 | |
Электроэнергетика | 53 | 6883 | 14946 | 29282 | 49986 |
Нефтедобыча | 257 | 8026 | 22127 | 71642 | 77618 |
Нефтепереработка | 124 | 11703 | 24083 | 59771 | 85155 |
Газовая промышленность | 122 | 5608 | 14745 | 49934 | 87596 |
Угольная пpомышленность | 92 | 5626 | 9245 | 20888 | 30172 |
Прочая топливная промышленность | 28 | 3290 | 9720 | 17078 | 23785 |
Черная металлургия | 83 | 6218 | 10755 | 24553 | 30361 |
Цветная металлургия | 104 | 5925 | 11455 | 28508 | 24970 |
Химическая промышленность | 70 | 8264 | 16959 | 34289 | 40311 |
Машиностроение | 36 | 3302 | 5637 | 12524 | 17248 |
Лесная и ЦБ промышленность | 61 | 6181 | 11005 | 26926 | 34734 |
Промышленность стройматериалов | 41 | 5865 | 11445 | 20878 | 30960 |
Легкая промышленность | 35 | 2730 | 4171 | 8518 | 11754 |
Пищевая промышленность | 29 | 3431 | 5445 | 11468 | 15557 |
Прочие отрасли промышленности | 27 | 2348 | 4984 | 9382 | 12715 |
Строительство | 44 | 7353 | 12241 | 26837 | 39697 |
Сельское и лесное хозяйство | 17 | 1526 | 3144 | 6626 | 9398 |
Транспорт грузовой и связь произв. | 49 | 6670 | 13694 | 30998 | 47233 |
Транспорт пассажир. и связь непро. | 22 | 4530 | 7603 | 14392 | 22222 |
Сфера обращения | 159 | 9381 | 20034 | 43037 | 70613 |
Прочие виды мат. производства | 73 | 2775 | 6433 | 11412 | 16111 |
Просвещение, здавоохр., культура | 22 | 2923 | 5031 | 9792 | 14789 |
ЖКХ | 26 | 5928 | 17655 | 33351 | 51802 |
Управление, финансы | 42 | 5957 | 11609 | 21605 | 30860 |
Наука и научное обслуживание | 23 | 2499 | 5180 | 11747 | 14364 |
Экономика в целом | 51 | 4671 | 9248 | 20560 | 29540 |