Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:03, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, влияния естественных монополий на экономику, форм и последствий.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы:
рассмотреть общие понятия монополий, сущность и их поведение на рынке;
проследить взаимоотношения государства и естественных монополий;
рассмотреть деятельность естественных монополий на примере МУП «Водоконал»;
изучить влияние естественных монополий на экономику России.
Ведение.
ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Понятие и сущность естественных монополий
Государство и естественные монополии
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ НА ПРИМЕРЕ МУП «ВОДОКОНАЛ» Г. УРЮПИНСКА
Организационно-экономическая характеристика предприятия
Доход монополии и установление монопольной цены
Максимизация прибыли и монопольная прибыль
ВОЗДЕЙСТВИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
По очистке стоков в течение трёх лет наблюдаются следующие тенденции: в натуральном выражении увеличились объёмы принятых на очистку стоков от Учреждения Яр-154/23 и Урюпинского маслодельного комбината, неизменными остались объёмы по МП "Тепловые сети", ЦРБ и снизились по ГорУНО. В случае с Учреждением Яр-153-4/23 увеличение объясняется тем, что вышла из строя их собственная канализационно-насосная станция, и сточные воды стали поступать на очистку в МУП "Водоканал". Урюпинский маслодельный комбинат в течение этого периода наращивал свои производственные мощи, что привело к увеличению объёмов сточных вод. Снижение объёмов стоков по ГорУНО объясняется уменьшением потребления воды.
Из таблицы 1. (См. Прнложение 2.) видно, что наибольшую долю в структуре основных фондов МУП "Водоканал" за весь период занимают земельные участки и объекты природопользования (на 1.01.2005 - 46,29 %; на 1.01.2006 - 45,79 %; на 1.01.2007 - 45,13 %; на 1.01.2008 - 43,79 %) и сооружения (на 1.01.2005 - 44,52 %; на 1.01.2006 - 43,87 %; на 1.01.2007 - 43,33 %; на 1.01.2008 - 43,79 %). Это объясняется особенностями водопроводно-канализационного хозяйства, где в состав земельных участков и объектов природопользования входят комплекс очистных сооружений, а в составе сооружений отражаются водопроводные коммуникации (сети, водоводы, сооружения по подъёму и очистке воды).
Степень изношенности основных фондов:
Группа основных фондов
|
Начислен износ | |||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | ||||
Тыс. р. |
% |
Тыс. р |
% |
Тыс. р. |
% | |
1.Основные фонды всего: |
35974 |
59,8 |
37516 |
60,0 |
1642 |
61,4 |
2.Зданияи сооружен. |
19212 |
64,2 |
19790 |
63,0 |
591 |
63,1 |
3.Машины, оборуд. |
1381 |
78,1 |
1510 |
59,7 |
228 |
63,6 |
4.Прочие |
15381 |
55,3 |
16216 |
56,8 |
823 |
59,4 |
Из данной таблицы видно как происходит старение (физический износ) основных средств, которые при отсутствии достаточного количества оборотных средств нет возможности заменить на более усовершенствованные и современные.
Проведём
анализ себестоимости услуг
Выполнение
водопроводным участком произво
Показатели |
План |
Факт |
1.Поднято воды, тыс. куб. м |
2907 |
2733 |
2.Расход воды на собственные нужды, тыс. куб. м |
103 |
103 |
3.Подано воды в сеть, тыс. куб. м |
2804 |
2630 |
4.Потери воды, тыс. куб. м |
245 |
236 |
5.Реализовано воды, тыс. куб. м |
2559 |
2394 |
6.Выполнение производственной программы, % |
100,0 |
93,55 |
7.Потреблено воды на собственные нужды: а) в % к воде, поднятой водопроводным участком б) в % к реализованной воде |
3,54 4,03 |
3,77 4,30 |
2.2 Доход монополии и установление монопольной цены
Итак, в городе Урюпинске , в котором воду для потребительских нужд предлагает единственный поставщик МУП «Водоконал», в табл. 5 представим зависимость дохода монополии от объема поставленной воды.
Таблица 5
Валовой, средний и предельный доходы МУП «Водоконал»
КОЛИЧЕСТВО ВОДЫ, В ГАЛЛ. (Q) |
ЦЕНА В РУБ. (Р) |
ВАЛОВОЙ ДОХОД В РУБ. (TR = P*Q) |
СРЕДНИЙ ДОХОД В РУБ.. (AR = TR/Q) |
ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД, В $ (MR = DTR/DQ) |
0 |
11 |
0 |
_ |
_ |
1 |
10 |
10 |
10 |
10 |
2
2 |
9 |
18 |
9 |
8 |
3 |
8 |
24 |
8 |
6 |
4 |
7 |
28 |
7 |
4 |
5 |
6 |
30 |
6 |
2 |
6 |
5 |
30 |
5 |
0 |
7 |
4 |
28 |
4 |
-2 |
8 |
3 |
24 |
3 |
-4
|
В третьей колонке таблицы приведен валовой доход монополиста, равный произведению объема продукции (из первой колонки) и цены (из второй колонки). В четвертой колонке — его средний доход, то есть доход, получаемый от продажи единицы-продукции. Исчисляется средний доход как отношение валового дохода, взятого в третьей колонке, к объему продаж из первой колонки. Средний доход всегда равен цене товара, что справедливо как для конкурентной фирмы, так и для фирмы-монополиста.
В последней колонке табл. 5 — предельный доход МУП «Водоконал»
— доход, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции. Исчисляется предельный доход как изменение валового дохода при возрастании объема выпуска на единицу. Например, поставка 3 галлонов воды приносит МУП «Водоконал» валовой доход в 24 руб. Увеличение объема предложения до 4 галлонов поднимает валовой доход до 28 руб. Следовательно, предельный доход равен 28 руб.—24 руб., то есть 4 руб.
В табл. 5 представлен результат, который существенно важен для понимания поведения монополии: предельный доход монополиста всегда меньше цены его товара. Например, если МУП «Водоконал» увеличивает поставку воды с 3 до 4 галлонов, ее валовой доход возрастет только на 4 руб., даже если она сумеет реализовать каждый галлон по 7 руб. Для монополии предельный доход меньше цены потому, что кривая спроса на ее продукцию имеет отрицательный наклон. Чтобы увеличить объем продаж, монополия должна снизить цену на свой товар. Следовательно, чтобы продать четвертый галлон воды, МУП «Водоконал» должен удовольствоваться меньшим доходом от первых трех галлонов.
Предельный доход монополии значительно отличается от предельного дохода конкурентной фирмы. Увеличивая объем продаж, монополия сталкивается с двумя эффектами, влияющими на ее валовой доход, исчисляемый как произведение Р х Q:
Так как конкурентная фирма реализует по рыночной цене столько продукции, сколько она пожелает, ей неведом эффект цены. Увеличивая производство на единицу, конкурентная фирма получает доход, равный рыночной цене этой единицы продукции, а ее доход от проданной ранее продукции отнюдь не снижается. Иными словами, так как конкурентная фирма является принимающей цену, ее предельный доход равен цене ее продукции. В отличие от этого, когда монополия увеличивает производство на единицу, она вынуждена снизить цену на каждую единицу выпущенной ею ранее продукции, что ведет к уменьшению дохода от продукции, которую она уже пустила в продажу. В результате предельный доход монополии ниже цены ее продукции.
На рисунке 2.1. отображена кривая спроса и кривая предельного дохода монополии (так как цена для фирмы равна ее среднему доходу, кривая спроса и есть кривая ее среднего дохода.)
Рис. 2.1. Кривые спроса и предельного дохода МУП «Водоканал»
Эти кривые всегда начинаются в одной точке вертикальной оси, потому что предельный доход от первой продаваемой единицы продукции равен цене товара. Однако в силу причин, которые мы обсудили выше, предельный доход монополиста ниже цены товара. Таким образом, кривая предельного дохода монополии лежит ниже ее кривой спроса.
Из рисунка 2.1. (как и из таблицы 5) видно, что предельный доход может даже быть отрицательным. Предельный доход становится отрицательным, когда эффект цены превышает эффект объема. В этом случае, при производстве дополнительной единицы продукции, цена падает настолько, что вызывает снижение валового дохода фирмы, даже при условии, что фирма увеличивает объем продаж.
2.3 Максимизация прибыли и монопольная прибыль
Как монополия максимизирует прибыль? Существует утверждение: рациональный человек мыслит в категориях предельного анализа. Данное утверждение верно как применительно к конкурентной фирме, так и к монополии. Далее мы будем применять логику предельного анализа к стоящей перед монополистом проблеме определения объема выпуска.
На графике 4 изображены кривая спроса, кривая предельного дохода и кривая издержек для фирмы-монополии. Все они хорошо знакомы: кривые спроса и предельного дохода такие же, как на рисунке 2.2., а кривая издержек подобна той, что используется для анализа конкурентных фирм. Кривые содержат всю информацию, необходимую нам для определения объема выпуска, максимизирующего прибыль монополиста.
Рис. 2.2. Максимилизация прибыли МУП «Водоконал»
Предположим, что объем выпуска МУП «Водоконал» низок, скажем, равен Q1. При каком объеме производства предельный доход превышает предельные издержки, если МУП «Водоконал» увеличит объем выпуска на единицу, дополнительный доход превысит дополнительные издержки и прибыль, которая, как мы помним, равна разности валового дохода и совокупных издержек, возрастет. Таким образом, пока предельный доход превышает предельные издержки, фирма может увеличивать прибыль, наращивая объем выпуска.
Аналогичные рассуждения применимы и к высоким объемам выпуска, скажем, равным Q2. В этом случае предельные издержки превышают предельный доход. Если фирма сократит выпуск на единицу, то предотвращенные издержки превысят упущенный доход. Следовательно, если предельные издержки выше предельного дохода, МУП «Водоконал» может увеличить прибыль, снизив объем выпуска.
В конце концов, МУП «Водоконал» уравновешивает объем выпуска таким образом, что он достигает величины QMAX, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Наш анализ устанавливает общее правило максимизации прибыли: при объеме выпуска, максимизирующем прибыль, предельный доход совпадает с предельными издержками. Таким образом, объем выпуска, максимизирующий прибыль монополиста, определяется точкой пересечения кривой предельного дохода и кривой предельных издержек. На рисунке 2.2. это точка А.
Вспомним, что конкурентная фирма также выбирает объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В следовании этому правилу максимизации прибыли конкурентные фирмы и монополии схожи. Однако между ними существует важное различие: предельный доход конкурентной фирмы равен цене, в то время как предельный доход монополии меньше цены. То есть
Для конкурентной фирмы:
Р = MR = МС, (1.1)
Для монополии:
Равенство предельного дохода и предельных издержек при максимизирующем прибыль объеме выпуска справедливо как в случае конкурентной фирмы, так и монополии. В чем разница, так это в том, как соотносится цена с предельным доходом и предельными издержками.
Как монополия находит для своей продукции цену, которая максимизировала бы прибыль? На этот вопрос нам дает ответ кривая спроса, которая показывает цену, которую покупатели желали бы заплатить за предлагаемый объем продукции. Поэтому после того как монополия определяет объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам, она использует кривую спроса для нахождения цены, соответствующей этому объему. На рисунке 2.2. монопольная цена находится в точке Б.
Мы получаем возможность сформулировать коренное различие конкурентного и монополизированного рынков: на конкурентных рынках цена товара равна предельным издержкам. На монополизированных рынках цена товара превышает предельные издержки. Вскоре мы убедимся, что это открытие — ключ к пониманию социальных издержек монополии.
Какую прибыль получает монополия? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что прибыль равна разности валового дохода и совокупных издержек:
Перепишем это равенство, разделив и умножив правую часть на Q: