Естественная монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, влияния естественных монополий на экономику, форм и последствий.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы:
рассмотреть общие понятия монополий, сущность и их поведение на рынке;
проследить взаимоотношения государства и естественных монополий;
рассмотреть деятельность естественных монополий на примере МУП «Водоконал»;
изучить влияние естественных монополий на экономику России.

Содержание

Ведение.
ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Понятие и сущность естественных монополий
Государство и естественные монополии
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ НА ПРИМЕРЕ МУП «ВОДОКОНАЛ» Г. УРЮПИНСКА
Организационно-экономическая характеристика предприятия
Доход монополии и установление монопольной цены
Максимизация прибыли и монопольная прибыль
ВОЗДЕЙСТВИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая монополия естеств.doc

— 2.04 Мб (Скачать)

Вместе с  тем,  разрешенная норма прибыли  не гарантируется. Ее фактическая величин  зависит от конкретных условий работы фирмы, от конъюнктуры рынка, от успешного  сбыта  продукции. Недостаток прибыли в какой-либо период времени обычно не позволяет компенсировать ее избытком сверх установленного норматива в более поздний период. Очень часто  регулирующие комиссии устанавливают лишь общую норму прибыли для компаний, предоставляя последним широкую свободу разработки конкретных тарифов на свою продукцию при условии не превышения установленных общих лимитов.  Ограничение  размеров прибыли  определенным нормативом  нередко  вызывает стремление компаний увеличивать не норму прибыли,  ее массу, что достигается, главным образом, путем расширения  сбыт своей продукции, иногда даже за счет снижения цен на нее. При определении тарифов  компании  отрасли общественного  пользования учитывают в основном 2 фактора: издержки производства, характеризующие экономические условия производства в фирме, и ценность услуги, отражающей величину и динамику спроса. Использование принципа "ценности услуги" позволяет установить разные уровни цен на одну и ту же продукцию в зависимости не от издержек,  лишь от целей потребления. Возможность такой дифференциации цен в большинстве случаев объясняется монопольным положением компании- производителя на  каком-либо рынке [16, с.73].

 Государственное  регулирование оказывает существенное  влияние  на уровень и соотношение  цен в отраслях общественного пользования. Однако масштабы точного влияния постоянно меняются. Показателен в этом от ношении  пример газовой промышленности.  До 1935-1938г.  регулирование цен на природный газ и электроэнергию осуществлялось только в пределах отдельных штатов местными властями или специальными комиссиями. Все поставки за пределы штата, имевшие в то время небольшой объем оставались вне контроля. К середине 40-х годов благодаря достижениям в области передачи  электроэнергии  и  транспортировки  газа  на большие расстояния размеры межштатных операций  значительно  возросли. Их  роль стала столь существенной, что в 1935г.  на Федеральную электрическую компанию впервые были возложены обязанность регулировать цены межштатных поставок электроэнергии, в 1938г.- и межштатных поставок природного газа. При этом государственное регулирование цен в промышленности природного газа первоначально распространялось только на компании занятые местным распределением газа  и осуществляющие поставки  газа из одного  штата в другой. Цены производителей (добытчиков) газа находились вне контроля со стороны Федеральной энергетической компании, что закрепляло их монопольное положение при снабжении газопроводных компаний и установлении цен. Такое положение сохранялось в течении почти двух десятилетий, и только в 1954г. под давлением газопроводных и распределительных компаний, также крупных промышленных потребителей, Верховный суд США принял решение, изменившее эту ситуацию. Федеральная электрическая компания получила право регулирования  наряду  с ценами оптовой торговли на цены производителей. Теперь любые продажи (даже в залежах), предназначенные для торговли за пределами штатов, становились объектом регулирования со стороны Федеральной энергетической компании [16, с.75].

В результате, любая фирма- производитель, желающая изменить цену, по которой  газ продавался газопроводным компаниям, должен был предварительно получить разрешение компании. Основным направлением государственного регулирования в промышленности природного газа долгое время являлось сдерживание роста цен, что имело и положительные (значительный рост потребления  природного газа ), и отрицательные последствия. В частности, расценки внутри штата не регулировались, шло расширение поставок газа внутри  штата  в ущерб межштатной торговле. Кроме того, заниженные цены ослабляли у компаний- производителей стимулы к расширению  поисковых и разведочных работ, что вело к сокращению обеспеченности добычи разведываемых запасов. В попытке преодолеть нежелательные последствия регулирования была введена система двойных цен на старые и новые месторождения. От практики установления Федеральной энергетической комиссией дифференцированных цен для крупнейших газодобывающих районов начали переходить к системе единых цен для торговли между штатами. Уровни цен были повышены. Но все эти меры оказались недостаточными, что породило настойчивые требования ослабить или снять ценовой контроль. В 80-е годы в США наметилась  тенденция к де регуляции; сокращению вмешательства  государства в экономическую деятельность. В этот  период  правительством были предприняты  шаги, обусловившие  усиление конкурентных начал в отраслях общественного пользования, в частности было значительно ослаблено регулирование газовой промышленности. Аналогичные процессы имели место и в других отраслях общественного пользования (телефонной связи, энергетике  и т.п.). В то же время несмотря на тенденцию снижения государственного вмешательства общество считает нежелательным полное де регулирование этих отраслей. Их значительная часть еще долгое время остается сферой государственного контроля, хотя методы его, очевидно, будут меняться [16, с.76].

В числе преобладающих  в промышленном производстве временных  форм регулирование  экономической  деятельности в отраслях общественного  пользования сохраняется фиксирование уровня дохода предприятий. При этом  главенствует идея определения "справедливой цены", которая лишает компанию-монополиста извлекать сверхприбыль, но позволяет ей обеспечить ее покрытие расходов на производство и "справедливую" прибыль [14, с.105].

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ НА ПРИМЕРЕ МУП «ВОДОКОНАЛ» Г. УРЮПИНСКА

 

2.1  Организационно-экономическая характеристика  предприятия      

     

Первый водопровод в городе Урюпинске был построен в 1910 году фирмой братьев Брамлей. Система водоснабжения включала одну водобашню, пять водоразборных будок и линию протяжённостью 3 км. С небольшими реконструкциями система прослужила до конца шестидесятых годов. В 1968 году было завершено строительство очистных сооружений города Урюпинска и на базе переданных в муниципальную собственность водопроводных и канализационных сетей и сооружений было организовано производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства.

Дальнейшее  развитие системы водоснабжения  и расширение водопроводной сети и канализационной сети обуславливалось ростом города и увеличением численности населения. Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства профункционировало до 1994 года, когда оно было преобразовано в муниципальное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (МП "Водоканал"). С 2002 оно преобразовано в муниципальное унитарное предприятие (МУП «Водоканал»)

Учредителем МУП "Водоканал" является муниципальное  управление жилищно-коммунального  хозяйства Администрации г. Урюпинска (МУ ЖКХ). В Уставе МУП "Водоканал" записано, что оно является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчётный счёт, печать и другую атрибутику; отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед поставщиками, потребителями, бюджетом, банками.

Основной целью  деятельности предприятия является удовлетворение потребности населения  города, предприятий, организаций в  водоснабжении, водоотведении, очистке  хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод и получение прибыли. Деятельность предприятия строится в соответствии с Законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности", инструкций, Положений, указаний вышестоящих органов, а также Уставом предприятия

Основными задачами предприятия являются:

  • наиболее эффективное использование основных
  • производственных фондов и оборотных средств;
  • рост производительности труда;
  • снижение стоимости оказанных услуг и работ;
  • качественное выполнение работ и услуг.
  • МУП "Водоканал" осуществляет
  • бесперебойную работу водопроводно-канализационного хозяйства;
  • содержание его в соответствии с правилами и нормами в технически исправном состоянии;
  • соблюдение санитарно-технических и противопожарных правил.

Уставный капитал  МУП "Водоканал" на момент создания составляло 5 тыс. руб.в 1998 г.уставный капитал был увеличен до 7888 тыс. рублей. Имущество предприятия отражается в самостоятельном балансе. МУП "Водоканал" пользуется имуществом, переданным ему в собственность в соответствии с договором "О передаче имущества в хозяйственное ведение". Источником формирования имущества предприятия являются:

  • прибыль, полученная от всех видов производственно-хозяйственной  деятельности, предусмотренных Уставом;
  • кредиты банков и другие кредиты;
  • капитальные вложения и дотации из бюджета.

         Прибыль предприятия, полученная в результате хозяйственной деятельности, распределяется в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами.

Организационную структуру управления МУП "Водоканал" можно представить в виде схемы См. Приложение 1.

Организационная структура управления МУП "Водоканал" построена на основе функционально  специализированных отделов. Непосредственно  директору предприятия подчиняются  главный инженер, отдел кадров, абонентский  отдел, планово-экономический отдел, бухгалтерия, диспетчерская служба, снабжение, складское хозяйство, юрисконсульт, заведующая канцелярией, инженер-эколог и инженер по технике безопасности.

В настоящее  время в эксплуатации МУП "Водоканал" находятся 17 артезианских скважин, станция второго подъёма воды, 4 станции обезжелезивания питьевой воды, очистные сооружения канализации, 12 канализационно-насосных станций по перекачке сточных вод. Производственные площади составляют 15536 кв.м. Протяженность водопроводных сетей - 138 км, канализационных - 52 км. На сегодняшний день мощность водопровода достигает 15000 куб.м в сутки, проектная мощность суточного объёма очищаемых сточных вод составляет 25000 куб.м.

Основными видами услуг, предоставляемыми предприятием, являются реализация воды и очистка стоков. Динамика объёмов производства по ним представлена в таблице 1.

Таблица 1

          Динамика объёмов производства МУП "Водоканал"

 

Вид услуги

2006 год

2007 год

2008 год

в натурал.

выраж., куб.м

в тыс. руб.

в натур. выраж.,

куб.м

в тыс. руб.

в натур.

выраж., куб.м

в тыс. руб.

Реализация  воды

2546

40040

2522

48280

2394

56230

Очистка стоков

2145

36740

2139

41660

1984

52850


 

Как видно из таблицы 1 объёмы реализации воды и  очистки стоков имеют тенденцию  к снижению в натуральном выражении, в то время как в стоимостном выражении объёмы возрастают. Это объясняется тем, что цены 1 куб. м воды и 1 куб. м стоков возрастали в течение этого периода. Снижение объёмов производства в натуральном выражении связано с тем, что промышленные предприятия города снижают объёмы своих производств или вовсе останавливаются.

Основные потребители  услуг предприятия - ГорУНО, МП "Тепловые сети", Учреждение ЯР 154/23, Урюпинский маслодельный комбинат, центральная  районная больница. Объёмы предоставленных им услуг в динамике за 2006, 2007, 2008 годы охарактеризованы в таблице 2.

Таблица 2

                  Основные потребители услуг МУП "Водоканал"

 

Потреби-

тель

 

 

 

 

Вид услуг

Объёмы предоставленных  услуг

2006 год

2007 год

2008 год

в натур. Выраж.

,куб.м

в тыс. руб.

в натур выраж.,

куб.м

в тыс. руб.

внатур выраж.,

куб.м

в тыс.

 руб.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

ГорУНО

 

вода/

стоки

 

70,4/

81,6

 

179,5/

215,4

 

52,3/

58,7

 

133,4/

155,0

 

51,4/

59,3

 

131,1/

156,6

МП "Тепло-

 вые сети"

вода/

стоки

371,2/

15,7

946,6/

41,4

378,6/

15,7

965,4/

41,4

392,2/

15,7

1000,1/

41,4

Учреждение 

ЯР 154/23

вода/

стоки

143,6/

142,3

366,2/

375,7

166,7/

166,1

425,1/

438,5

179,1/

178,4

456,7/

471,0

Урюпинский 

МДК

вода/

стоки

58,1/

52,4

148,2/

138,3

63,8/

57,5

162,7/

151,8

78,3/

60,7

199,7/

160,2

ЦРБ

вода/

стоки

45,0/

80,2

114,7/

211,7

45,0/

80,2

114,7/

211,7

45,0/

80,2

114,7/

211,7

ИТОГО:

 

688,3/

372,2

1755,2/

982,5

706,4/

378,2

1801,3/

998,4

746,0/

394,3

1902,3/

1040,9


 

Данные, приведённые  в таблице 2, свидетельствуют о  том, что по основным потребителям услуг предприятия потребление в натуральном выражении колеблется в одинаковых пределах. Так, потребление воды по ГорУНО снижалось в течение этого периода, по ЦРБ оно было стабильно, а по МП "Тепловые сети", Учреждению ЯР-154/23 и Урюпинскому маслодельному комбинату - стабильно возрастало.  Падение объёмов потребления воды в натуральном выражении по ГорУНО связано с тем, что в 2006 году были установлены в школах и детских садах водосчётчики. Это заметно снизило объёмы потребляемой воды, в отличие от того, когда начисление производилось  по нормам потребления. Увеличение объёмов потребления воды в натуральном выражении по Учреждению ЯР-154/23 объясняется тем, что  произошло объединение двух учреждений ЯР-153/23 и ЯР-154/18 в одну организацию. По Урюпинскому маслодельному комбинату увеличение произошло в связи с тем, что комбинат увеличил объёмы своего производства.

Информация о работе Естественная монополия