Достоинства и недостатки рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность,
функции в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка, также проанализировать современную рыночную экономику России.
В соответствии с целью автор определяет следующие задачи:
Рассмотреть общие основы рыночного механизма, сущность и функции, основные типы рынков.
Изучить преимущества и недостатки рыночной экономики, государственное регулирование экономики.
Провести анализ рыночной экономики России, выявить достоинства и недостатки, и проанализировать путь дальнейшего развития рыночной экономики.
Сделать выводы по изученным вопросам.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……………2-3стр.
1. Рыночный механизм…………………………………………………………..………4-11стр.
1.1 Сущность и функции рынка……………………………………………..……………4-6стр.
1.2.Характеристика рыночной экономики…………………………….…………………6-9стр
1.3 Основные типы рынков………………………………………………….…………10-11стр.
2.Достоинства и недостатки рыночной экономики………………………..…………15-23стр.
2.1 Аргументы в пользу рыночной системы………………………………….………12-15стр.
2.2 Аргументы против рыночной системы……………………………………………16-21стр.
2.3 Государственное регулирование рыночной экономики…………………………21-23стр.
3.Современная рыночная экономика в России……………………………………23стр-35стр.
3.1 Становление современной рыночной экономики в России…...…………………23-26стр.
3.2 Достоинства и недостатки рыночной экономики России и сравнительный анализ с другими странами …………………………………………………………...................26-30стр.
3.3 Пути развития экономики Росси…………………......………………...……30-35стр.
Заключение………………………………………………………...……………………35-36стр.
Список использованной литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 94.89 Кб (Скачать)

Подавляющее воздействие на развитие нормальной рыночной системы и на все общество в целом оказывает коррупция, достигшая невиданных размахов на все  уровнях власти. По данным Transparency International в 2007 году Россия заняла 143-е место в мире по соседству со слаборазвитыми странами Африки. Коррупция проявляется на всех уровнях российского общества, но в экономике особенно губительным образом она влияет на развитие малого бизнеса. Административные поборы, взятки чиновников, налоговые претензии в сочетании с монополистическими тенденциями практически во всех отраслях давят малый бизнес, не давая ему эффективно развиваться. Малому и среднему бизнесу крайне тяжело выходить на рынки, которые монополизированы крупными компаниями при поддержке местного чиновничества. За последние годы число малых предприятий в России практически не выросло и сегодня составляет около миллиона, или менее 7 предприятий на 1000 человек населения. Для сравнения, в странах ЕС численность малых предприятий составляет в среднем 45 на 1000 человек населения, в Японии – 50, в США – 75. Доля малых предприятий в структуре численности занятых в странах Запада составляет свыше 50%, в Японии – почти 80%. В России в малом предпринимательстве занято всего лишь около 9 миллионов человек, или всего 12% от общего числа занятых. Примерно такая же доля малого бизнеса в нашем ВВП. Для сравнения, в США доля малых предприятий в ВВП – свыше 50%, в еврозоне – свыше 60%. Неутешительные показатели, если учесть то, что в развитых странах малый бизнес является основой экономического процветания, условием для существования среднего класса.

Проблема  монополизма является ключевой в  российской экономике. Практически  в любой отрасли мы найдем монополиста, способного диктовать свои условия  на рынке и давить конкуренцию  в зародыше – в электроэнергетике, газовой отрасли, железных дорогах, ЖКХ. Эти инфраструктурные монополисты  давят на российскую экономику, не давая  развиваться рыночным механизмам ценообразования, ограничивают конкуренцию. В современной  России во многих регионах не может  быть и речи о выборе из разных поставщиков  электроэнергии, газа, телекоммуникационных услуг, такой поставщик как правило один, а значит нет конкуренции, нет выбора, нет правильного рынка. Например, по данным Росстата, в среднем в 2003–2007 годах цены на цемент росли почти на 35% в год, только в 2007 году они выросли на 62%. Это обусловлено тем, что большая часть производства цемента в стране оказалась в руках компании «Евроцемент», скупившей в начале 2000-х годов десятки цементных заводов в стране и пользуясь дефицитом цемента на рынке, установившей монопольно высокие цены. В октябре 2005 года Федеральная антимонопольная служба обвинила компанию в установлении монопольно высоких цен. В 2006 году компания выплатила самый крупный в истории применения антимонопольного законодательства штраф в размере 267 млн рублей. Несмотря на принятые антимонопольные меры, деятельность «Евроцемента» продолжает оказывать деструктивное влияние на российский цементный рынок: параллельно с ростом цен компания сокращает производство. Показательна ситуация с ценами на бензин осенью 2008 года – вследствие падения цен на нефть в ноябре 2008 года в Европе и США бензин подешевел практически вдвое, тогда как в России только на 8%. Существенно цены снизились только три месяца спустя, и то – только после неоднократных призывов правительства и президента к ФАС разобраться в ситуации.

Однако  существуют и положительные примеры  в области конкуренции. Например, бурное развитие сотовой связи и  услуг доступа к интернету, привело  к большому количеству игроков на этом рынке, не ведущих свою историю  из советского прошлого. За счёт конкуренции  цены на услуги телекоммуникационных компаний неуклонно падали все последние 10 лет, а качество предоставляемых  услуг – росло. Также заметен  существенный рост конкуренции в  сфере торговли и услуг. Это лишний раз доказывает, что построение конкурентной рыночной системы в России возможно, но для этого надо либо строить бизнес «с нуля», либо коренным образом реформировать структуры, доставшиеся России еще от Советского союза.

Многие  либеральные экономисты призывают  к скорейшему реформированию монополий, считая их главным тормозом экономики, однако сейчас российские власти наоборот, считают, что крупные государственные  компании и госкорпорации способны выполнять роль локомотивов, тянущих за собой всю экономику. За последние годы создана не одна госкорпорация, получившая многомиллиардную поддержку, однако эффективность таких образований до сих пор остается под вопросом. Также вызывают сомнения мероприятия государства по вливанию денежных средств в крупные малоэффективные и технологически отсталые компании, такие как «АвтоВАЗ», например, которые неспособны выпускать качественные по мировым меркам продукты даже при государственной поддержке.

Еще одним  фактором, оказывающем негативное воздействие  на развитие и укрепление рыночной экономики в России можно назвать  слаборазвитую инфраструктуру, как  в экономике, так и в стране в целом. Банковская система во многом неспособна обеспечивать нужное финансирование предпринимательства, фондовый рынок не затрагивает большую часть населения, страховая система недостаточно развита.

Вообще, неразвитая инфраструктура в стране оказывает огромное негативное влияние  на хозяйственную деятельность. За счет плохой сети автомобильных дорог  грузоперевозки дороги, железная дорога диктует свои цены, пользуясь монопольным  положением РЖД, цены на авиаперелеты неоправданно высокие за счет высоких цен на авиатопливо, тарифы в ЖКХ чрезвычайно завышены и растут каждый год и т.д. Как раз в этих отраслях, связанных с деятельностью естественных монополий государство занимается регулированием цен путем ограничения торговой наценки или уровня рентабельности, однако цены в основном продолжают расти, а конкуренции не появляется. В период 2000–2007 годов тарифы на коммунальные услуги выросли в 9,5 раза, их среднегодовой рост составил более 33%.

Основываясь на вышесказанном, можно признать, что  граждане РФ до сих пор не ощутили  на себе всех преимуществ рыночной конкуренции и продолжают во многом оставаться под влиянием крупных  монополистов и сочувствующих им чиновников. Создание конкурентной рыночной системы, избавление от монополизма  и коррупции – вот основные задачи для российского общества. Иначе перспективы построения в  России коррумпированного государственного капитализма латиноамериканского типа могут стать реальными. Россия остается слаборазвитой в экономическом отношении страной с плохо действующими финансовыми институтами и правовой защитой бизнеса, со слаборазвитой инфраструктурой, с коррумпированной бюрократией, с неэффективными производствами, низкой производительностью труда. Все основные экономические показатели России основаны на высоких ценах на природные ресурсы, которыми в изобилии страна располагает, однако малый и средний бизнес практически не развит, заброшено сельское хозяйство и легкая промышленность, высокотехнологичное производство осталась далеко позади передовых стран мира. Разразившийся осенью 2008 года экономический кризис лишний раз доказал, что все эти проблемы никуда не ушли и продолжают тормозить развитие страны, а первоочередной задачей государства является проведение реформ для построения в стране развитой конкурентной рыночной системы, свободной от давления монополистов и бюрократии и ориентированной в первую очередь на рост благосостояния простых граждан. 

3.3 Пути развития экономики России

В перспективе  до 2015 года можно ожидать достаточно нормального и качественно улучшенного  роста ВВП и промышленного  производства.

При этом среднегодовой темп роста ВВП  до 2015-го составит, скорее всего, порядка 5%, промышленного производства –  несколько меньше (4%). Некоторое отставание темпа роста промышленности от темпов роста ВВП характерно для стран, находящихся на постиндустриальной стадии развития экономики. Есть основания  полагать, что в экономике России уже начался процесс перехода к постиндустриальной стадии. Помимо роста капиталовложений, который  сейчас опережает рост ВВП, со временем должны заработать такие факторы, как  ускорение научно – технического прогресса, широкомасштабная предпринимательская  инициатива, форсированный экспорт  готовых изделий, прежде всего продукции  машиностроения. Напомню, что в своей  программе экономического развития до 2008-го правительство уже наметило среднегодовой темп роста ВВП  на уровне почти 6%.

Данный  сценарий может быть реализован, если до 2015 года удастся избежать катастроф, подобных дефолту августа 1998-го, если в стране продолжатся рыночные экономические  реформы, если будет осуществляться и впредь модернизация ее экономики и производственного аппарата.

В противном  случае темпы экономического роста  неизбежно снизятся или же примут еще более некачественный, мобилизационный  характер, и тогда вопрос о месте  России в мировой экономике приобретет совсем иной смысл и перейдет в  иную плоскость.

Существует  два варианта возможной государственной  экономической политики на перспективу до 2015 года. Во-первых, частичный возврат к авторитарным методам прямого государственного воздействия на развитие экономики с использованием рыночных механизмов, экономических рычагов и стимулов на базе уже созданных элементов рыночной инфраструктуры. Во-вторых, более решительное и настойчивое продолжение ранее начатых рыночных реформ с признанием допущенных ошибок, их исправлением и корректировкой рыночного курса, дальнейшим сотрудничеством с передовыми странами Запада, упором на ценности правового государства и гражданского общества. Второй, наиболее предпочтительный вариант связан с необходимостью обеспечить современную законодательную базу и поместить экономический рост в рамки правового государства и гражданского общества. Важно подрезать крылья бюрократам-чиновникам, вмешивающимся в естественный процесс конкурентной хозяйственной деятельности в корыстных интересах, и осуществить давно назревшую административную реформу в целях оздоровления всего общества.

Не менее  существенно сохранить приверженность демократии и нормальному взаимодействию рыночных и демократических институтов и в основу экономического развития страны положить конкурентоспособность  и широкий поток инноваций.

Данный  прогноз позволяет предположить, как наша экономика будет выглядеть  относительно экономик других стран. Так, в США долгосрочные, или «исторические», среднегодовые показатели темпов роста  ВВП равняются примерно 2,7%. Однако в 1990-е экономика Соединенных  Штатов демонстрировала более высокие  темпы, составлявшие порядка 4% в среднем  в год (вторая половина этого десятилетия), хотя в 2001–2003 годах эти темпы  заметно снизились. Можно предположить, что на перспективу до 2015-го среднегодовой  прирост ВВП США будет равен  не менее 2,8%.

Поскольку темпы роста американской промышленности обычно составляют чуть более 70% темпов роста ВВП, для промышленности США  можно принять на перспективу  среднегодовой прирост в размере 2%. В Германии долгосрочный ретроспективный среднегодовой прирост ВВП был не ниже, а выше, чем в Соединенных Штатах. Однако начиная с 1970-х годов она стала отставать от США по темпам развития своей экономики. Последнее четко проявилось в 1990-е и особенно в самые последние годы, когда германская экономика под влиянием ряда внутренних факторов оказалась чуть ли не самой больной среди стран – членов ЕС.

На перспективу  до 2015 года можно принять для Германии среднегодовой темп роста ВВП  в размере до 2,6%, промышленного  производства – 1,8%.

Во Франции  долгосрочный «исторический» темп роста  ВВП был ниже, чем в Германии и Соединенных Штатах. В последние  годы, однако, Франции удалось несколько  приблизиться к США по динамике этого  показателя.

Вместе  с тем на перспективу до 2015-го, как мне представляется, вряд ли целесообразно исходить для этой страны из среднегодовых темпов роста  ВВП и промышленности, превышающих  соответственно 2,5 и 1,2%.

Весьма  необычные и интересные вещи происходят с показателями экономического роста  Великобритании. В течение многих десятилетий ее экономика развивалась  заметно медленнее экономик других ведущих капиталистических стран. В Европе даже появился термин «английская  болезнь». Однако после либеральных  реформ Маргарет Тэтчер страна заметно  ускорила свой экономический рост, и в 1980-е годы среднегодовой прирост  ВВП Великобритании (2,7%) был выше, чем в Германии, Франции и США. В последние годы темпы роста  экономики Великобритании замедлились  и были ниже, нежели в Соединенных  Штатах, но выше, чем в Германии, Италии, Франции и Японии. В западной прессе стали всерьез рассматривать  перспективы того, что Великобритания обгонит Францию по объему ВВП. Но на период до 2015-го, думаю, можно исходить из среднегодовых темпов роста ВВП  Великобритании в 2,4%, ее промышленного  производства в 1,1%, т.е. не более высоких, чем во Франции.

Прогноз по главным странам Западной Европы позволяет сделать ориентировочные  оценки возможных темпов роста ВВП  и промышленности по всему Западно-Европейскому региону. Среднегодовой прирост ВВП Западной Европы до 2015 года составит порядка 2,5%, промышленного производства – 1,7%.

При этом, похоже, западноевропейская экономика  будет расти до 2015-го несколько  медленнее, чем американская. Экономические  позиции Западной Европы после долгого  периода их относительного усиления в последние два-три десятилетия  стали ослабевать по сравнению с  позициями США. Сегодня нет оснований  полагать, что за ближайшее десятилетие  эта тенденция изменится. В Соединенных  Штатах более низкая норма налогообложения, ниже, чем в Западной Европе, норма  накопления и норма безработицы, более высокая конкурентоспособность. США имеют более сильные позиции  в области выпуска высокотехнологичной  продукции, инновационной активности и инфраструктуры научно-технического прогресса, что будет в значительной мере определять экономический рост и лицо экономики любой развитой страны в начале ХХI века. Традиционно Соединенные Штаты превосходят Западную Европу по широте и риску предпринимательской активности. 

Информация о работе Достоинства и недостатки рыночной экономики