Достоинства и недостатки рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность,
функции в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка, также проанализировать современную рыночную экономику России.
В соответствии с целью автор определяет следующие задачи:
Рассмотреть общие основы рыночного механизма, сущность и функции, основные типы рынков.
Изучить преимущества и недостатки рыночной экономики, государственное регулирование экономики.
Провести анализ рыночной экономики России, выявить достоинства и недостатки, и проанализировать путь дальнейшего развития рыночной экономики.
Сделать выводы по изученным вопросам.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……………2-3стр.
1. Рыночный механизм…………………………………………………………..………4-11стр.
1.1 Сущность и функции рынка……………………………………………..……………4-6стр.
1.2.Характеристика рыночной экономики…………………………….…………………6-9стр
1.3 Основные типы рынков………………………………………………….…………10-11стр.
2.Достоинства и недостатки рыночной экономики………………………..…………15-23стр.
2.1 Аргументы в пользу рыночной системы………………………………….………12-15стр.
2.2 Аргументы против рыночной системы……………………………………………16-21стр.
2.3 Государственное регулирование рыночной экономики…………………………21-23стр.
3.Современная рыночная экономика в России……………………………………23стр-35стр.
3.1 Становление современной рыночной экономики в России…...…………………23-26стр.
3.2 Достоинства и недостатки рыночной экономики России и сравнительный анализ с другими странами …………………………………………………………...................26-30стр.
3.3 Пути развития экономики Росси…………………......………………...……30-35стр.
Заключение………………………………………………………...……………………35-36стр.
Список использованной литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 94.89 Кб (Скачать)

Все эти  три рынка органически взаимосвязаны  и воздействуют друг на друга. Если они находятся в равновесии, то и во всей экономике наступает  макроэкономическое общее равновесие. В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке товаров и услуг устанавливается равновесный уровень объема продукции и цен, на рынке факторов производства - равновесие использованных факторов производства и издержек на них, а на рынке капиталов - равновесный уровень ссудного процента.

Миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в каком количестве покупать, огромное число предпринимателей - что и как производить, а владельцы факторов производства делают свой свободный выбор - кому и как их продать. Все эти субъекты тесно связаны через рынок.

Индивидуальные  решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом  и вовсе не направлены на то, чтобы  успешно функционировала экономика  в целом. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм. Он обеспечивает как  доведение решений отдельных  хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через  систему цен и конкуренцию. Рыночный механизм сравнивают с непрерывным  референдумом, в котором «суверенные» потребители «голосуют» своими экономическими решениями в пользу определенного «кандидата» - того или иного товара. Рыночный механизм наводит порядок в потенциальном хаосе прежде всего через цены. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Они служат маяком, по которому хозяйствующие субъекты могут «сверять» свой выбор, преследуя частный интерес. Через цены суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения. По мнению западных экономистов, в рыночной экономике цены выступают организующей силой.

Важную  роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает частичные  интересы. Направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция непременно приводит к  тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они  устремляются в те отрасли, которые  производят необходимую для потребителя  и рентабельную для товаропроизводителя  продукцию. Нерентабельные же предприятия  лишаются возможности получать редкие ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой  в рыночной экономике.

Но рыночную экономику следует отличать от второй системы, которая хоть и много  раз обсуждалась в мировой  истории, но так никогда и не была реализована - это система социального  взаимодействия, на основе разделения труда: система социальной или государственной  собственности всех средств производства. Эта система может носить различные названия: социализм, коммунизм, плановая экономика, или государственный капитализм.

Рыночная  экономика, или капитализм, и социальная экономика взаимоисключают друг друга. Невозможно ни представить, ни вообразить какую-либо форму симбиоза этих двух систем; не может быть такого понятия, как смешанная экономика, система, которая будет отчасти капиталистической, отчасти социалистической. Производство регулируется либо рынком, либо указаниями «царя производства», или комитетом таких «царей».

Если  в обществе, построенном на принципах  частной собственности средств производства, часть этих средств находится в общественной собственности, то есть управляются и находятся в собственности государства, или одного из его агентств, это не означает, что такое устройство экономики сочетает в себе социалистическую и капиталистическую системы. Сам факт того, что государство, или один из его муниципалитетов владеют, или управляют какими-то предприятиями, никоим образом не изменяет основные черты рыночной экономики. Публичные предприятия являются субъектом суверенитета рынка. Им приходится выступать как в роли закупщиков сырья, оборудования, рабочей силы, так и в роли продавцов товаров и услуг, согласно установившейся схемы рыночной экономики. Эти предприятия являются субъектами законов рынка, и потому полностью зависят от своих клиентов, кто может, как способствовать их процветанию, так и стать причиной их банкротства. Они вынуждены бороться за доходность, или, по крайней мере, избегать убытков.

Правительство может покрывать убытки, понесённые её предприятиями или магазинами, привлекая к этому общественные фонды. Но это ни в коей мере не уменьшает  или отменяет главенствующей  роли рынка, эти меры просто перемещают фонды  в другой сектор. Для покрытия таких  убытков могут применяться такие  меры, как дополнительное налогообложение  граждан. Но увеличение налогов не пройдёт  для рынка бесследно, и окажет своё воздействие на структуру экономики  в соответствии с законами рынка. Именно рынок, а ни в коем случае не правительство, собирающее налоги, решает, кто пострадает в результате этих действий, и как они отразятся  на процессах производства и потребления. Таким образом, рынок, а не правительственные  организации определяют, какие последствия вызовут подобные действия.5 
 
 
 
 

1.3 Основные типы  рынков          

Рынок капитала - это совокупное обозначение тех рынков, где проявляется спрос и предложение на различные платежные средства. Схематически структура этого рынка может быть представлена следующим образом:

 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.1. Структура  рынка капитала

Рынок капитала интегрирует кредитный и валютный рынки, а также рынок инструментов собственности.

Рынок инструментов собственности и та часть кредитного рынка, которая  на схеме обозначена как рынок  инструментов займа, образуют рынок ценных бумаг.

На кредитном рынке устанавливаются взаимоотношения между предприятиями и гражданами, нуждающимися в финансовых средствах, и организациями и гражданами, которые их могут предоставить на определенных условиях. Таким образом, кредитный рынок позволяет осуществить накопление, движение, распределение и перераспределение заемного капитала между сферами экономики. Кредитный рынок делится на рынок денежных ресурсов (наличных денег) и рынок долговых обязательств (инструментов займа).

Валютный  рынок - это механизм, с помощью которого устанавливаются правовые и экономические взаимоотношения между потребителями и продавцами валют. Спрос на иностранную валюту связан с зависимостью экономики от импорта и обусловлен конвертируемостью валюты.

Рынок ценных бумаг объединяет часть кредитного рынка и рынок инструментов собственности. Этот рынок охватывает операции по выпуску и обращению инструментов займа и инструментов собственности. К инструментам займа мы относим векселя, облигации, сертификаты; к инструментам  собственности - все виды акций и другие виды ценных бумаг. Рынок инструментов займа как элемент кредитного рынка имеет дело с заемным капиталом, в то время как рынок инструментов собственности - с собственным капиталом.

Инструменты собственности - это свидетельство  о доле в собственности компании. К таковым относятся акции, которые  дают их владельцам право собственности  на определенную долю в капитале компании. К инструментам собственности относятся  также опционы акций и варранты (свидетельства, которые дают их владельцам право приобретать простые акции  компании в определенный момент в  будущем). Конвертируемые облигации  также являются частью инструментов собственности, так как они дают право их держателям конвертировать эти свидетельства в обыкновенные акции компании по фиксированной  ставке конверсии.    

     Вывод: рыночная экономика способствует эффективному размещению ресурсов, если в отраслях промышленности осуществляется совершенная  конкуренция. В совершенно конкурентных отраслях индустрии фирмы достигают экономически эффективного уровня объема производства. Для конкурентных фирм предельный доход и цена товара равны, поскольку дополнительный доход, получаемый при производстве одной единицы товара, просто равен цене, которую платят за товар покупатели. Поскольку именно фирмы несут все издержки производства при совершенной конкуренции, то предельные издержки фирм – это и есть предельные общественные издержки. 
 
 
 

2.ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1 Аргументы в пользу рыночной системы

Конкурентная  рыночная система направляет ограниченные ресурсы общества на производство тех  товаров и услуг, в которых  общество больше всего нуждается. Она  диктует применение наиболее эффективных  комбинаций ресурсов и способствует разработке и внедрению новых, наиболее эффективных технологий, методов  организации процессов производства, общественного продукта, обеспечивающих более высокий уровень производительности общественного труда.

Она способствует соединению личной выгоды производителя  с интересами потребителя и общества в целом, повышает личную заинтересованность участников экономических процессов в конечных результатах труда.

Действие "невидимой руки" во многом освобождает  государство от управления экономикой, обеспечивает ее саморегулирование.

Рыночная  система обеспечивает свободу предпринимательской  деятельности и потребительского выбора. Она координирует экономическую  деятельность, делая ее более эффективной  без принуждения.

Предприниматель, или экономический  субъект свободно, на свой страх и риск, добивается экономической выгоды с учетом роли "вознаграждения" или "наказания" за свою деятельность - ее результатами.

Конкурентная  рыночная система, как утверждают ее сторонники, способствует повышению  эффективности экономики, обеспечивает более высокие темпы экономического роста, более высокий доход на душу населения страны.

К преимуществам  рынка относят:

  • Эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров. Основной экономический аргумент в пользу рыночной экономики состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых эффективных технологий производства. «Невидимая рука» рынка, таким образом, управляет производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную рыночную эффективность.
  • Свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей. Рыночная система четко выявляет значение свободы предпринимательства и выбора. Потребители свободны покупать то, что они предпочитают; предприятия - производить и продавать то, что они считают целесообразным; поставщики ресурсов могут по собственному выбору находить место приложения имеющимся у них материальным и людским ресурсам.

Как оказывается, что с точки зрения предприятий, они не совсем «свободны» производить  то, что они желают. Потребительские  решения о спросе, обуславливающие  прибыльность одних продуктов и  убыточность других, ограничивают свободный  выбор фирм при решении вопроса  о том, что производить. Предприятия  должны согласовать свой выбор продукта для производства с выбором потребителей или понести убытки или даже банкротство.

  • Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, тенденция к снижению цен. Чтобы поддерживать высокую прибыльность и конкурентоспособность своей продукции фирмы стремятся расширять ассортимент, повышать качество своих товаров. В погоне за удовлетворением постоянно возрастающих и изменяющихся потребностей общества предприниматели должны отыскивать все новые и новые способы удовлетворения этих потребностей. В этой гонке на рынок выходят модифицированные и усовершенствованные товары, создаются принципиально новые предметы потребления и услуги. Одновременно с этим, устаревшие модели продуктов, а также услуги, актуальность или полезность которых перестала удовлетворять потребителей, сходя со сцены конкурентной борьбы. Соответственно, ресурсы, которые ранее были задействованы в производстве старых товаров, используются для получения обновленных моделей.

Наряду  с привлечением внимания к обновленным  моделям товаров, у производителей есть еще несколько весьма действенных  рычагов в привлечении  голосов  потребителей. Прежде всего, это повышение  качества и снижение цены товара. Вполне естественно, что из ряда аналогичных товаров, предлагаемых конкурирующими фирмами, потребитель стремится выбрать наиболее качественный и доступный в цене вариант.

Тенденция к снижению цен основывается на постоянном стремлении производителей эффективней  использовать имеющиеся ресурсы. По мере совершенствования технологии, снижения издержек производства появляется возможность снижения цены на товар.

- Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся  условиям. Индустриальные общества  динамичны: меняются предпочтения  потребителей, технологии производства, структура поставляемых ресурсов.

Способность рыночной системы сигнализировать  об изменениях в такой базисной сфере, как потребительские вкусы, и  вызвать надлежащую реакцию со стороны  предприятий и поставщиков ресурсов называется направляющей или ориентирующей  функцией цен. Воздействуя на цены продуктов  и на прибыли, изменения в потребительских  вкусах диктуют расширение одних  отраслей и сокращение других. Эти  корректировки реализуются через  ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся  отрасли предъявляют больший  спрос на ресурсы, а сокращающиеся  отрасли снижают на них спрос. Возникающие в результате этого  изменения ресурсных цен переориентируют  ресурсы из сокращающихся в расширяющиеся отрасли.

Информация о работе Достоинства и недостатки рыночной экономики