Достоинства и недостатки рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность,
функции в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка, также проанализировать современную рыночную экономику России.
В соответствии с целью автор определяет следующие задачи:
Рассмотреть общие основы рыночного механизма, сущность и функции, основные типы рынков.
Изучить преимущества и недостатки рыночной экономики, государственное регулирование экономики.
Провести анализ рыночной экономики России, выявить достоинства и недостатки, и проанализировать путь дальнейшего развития рыночной экономики.
Сделать выводы по изученным вопросам.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……………2-3стр.
1. Рыночный механизм…………………………………………………………..………4-11стр.
1.1 Сущность и функции рынка……………………………………………..……………4-6стр.
1.2.Характеристика рыночной экономики…………………………….…………………6-9стр
1.3 Основные типы рынков………………………………………………….…………10-11стр.
2.Достоинства и недостатки рыночной экономики………………………..…………15-23стр.
2.1 Аргументы в пользу рыночной системы………………………………….………12-15стр.
2.2 Аргументы против рыночной системы……………………………………………16-21стр.
2.3 Государственное регулирование рыночной экономики…………………………21-23стр.
3.Современная рыночная экономика в России……………………………………23стр-35стр.
3.1 Становление современной рыночной экономики в России…...…………………23-26стр.
3.2 Достоинства и недостатки рыночной экономики России и сравнительный анализ с другими странами …………………………………………………………...................26-30стр.
3.3 Пути развития экономики Росси…………………......………………...……30-35стр.
Заключение………………………………………………………...……………………35-36стр.
Список использованной литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 94.89 Кб (Скачать)

План

Введение……………………………………………………………………...……………2-3стр.

1. Рыночный  механизм…………………………………………………………..………4-11стр.

1.1 Сущность и функции рынка……………………………………………..……………4-6стр.

1.2.Характеристика  рыночной экономики…………………………….…………………6-9стр

1.3 Основные типы рынков………………………………………………….…………10-11стр.

2.Достоинства  и недостатки рыночной экономики………………………..…………15-23стр.

2.1 Аргументы в пользу рыночной системы………………………………….………12-15стр.

2.2 Аргументы против рыночной системы……………………………………………16-21стр.

2.3 Государственное  регулирование рыночной экономики…………………………21-23стр.

3.Современная  рыночная экономика в России……………………………………23стр-35стр.

3.1 Становление  современной рыночной экономики  в России…...…………………23-26стр.

3.2  Достоинства и недостатки рыночной экономики России и сравнительный анализ с другими странами …………………………………………………………...................26-30стр.

3.3 Пути развития экономики Росси…………………......………………...……30-35стр. 

Заключение………………………………………………………...……………………35-36стр.

Список  использованной литературы………………………………………...……………37стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Известно, что зарождение рыночных отношений  началось еще при разложении первобытнообщинного  строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме.

Необходимо  подчеркнуть, что не существует экономической  системы без слабостей и недостатков. И централизованно планируемая  экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны  преимущества и недостатки. Поэтому по мнению автора данная тема является актуальной.

Актуальность  определила цель исследования – изучить  рынок, его сущность,

функции в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка,  также проанализировать современную рыночную экономику России.

В соответствии с целью автор определяет следующие  задачи:

  1. Рассмотреть общие основы рыночного механизма, сущность и функции, основные типы рынков.
  2. Изучить преимущества и недостатки рыночной экономики, государственное регулирование экономики.
  3. Провести анализ рыночной экономики России, выявить достоинства и недостатки, и проанализировать путь дальнейшего развития рыночной экономики.
  4. Сделать выводы по изученным вопросам.

На основании  рассматриваемых автором статей, учебников, научной литературы,

можно сказать, что данная тема широко и  многогранно освящена во многих

источниках по экономической литературе. Рыночную экономику изучали уже давно.

Большое внимание до сих пор ей уделяют  современные экономисты, которые

рассматривают принципы, законы, рычаги управления экономических  отношений.

Данная  курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка

литературы.

В первой главе  говориться о сущности рынка, который выполняет ряд функций, о основных типах рынка, все типы рынка

взаимосвязаны между собой и развивают экономику в целом.

Во второй главе автор рассматривает положительные и отрицательные стороны

рынка. Развитие рынка привело к его  усложнению, это вызвало формирование и

усложнение  его инфраструктуры. Рыночная экономика  не может существовать и

функционировать без государственного регулирования. Это необходимо для самого рынка, представляющее условие его надежной работы. Но государство не должно злоупотреблять вмешательством в экономику, так как это может повлечь за собой негативные последствия.

     В третьей главе автор проводит анализ рыночной экономики на примере  России и выделяет достоинства и  недостатки современной рыночной экономики  и говорит о дальнейшем развитии Рыночной экономики, однако автор отмечает, что нынешнее состояние мировой и российской экономики крайне хрупкое, поэтому руководителям компаний – любой компании, и крупной, и мелкой – важно сохранять трезвость оценок, объективно смотреть на мир. Не поддаваться на массовую пропаганду.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.РЫНОЧНЫЙ  МЕХАНИЗМ

1.1 Сущность и функции  рынка 

Сущность. Рынок как один из элементов товарного производства в процессе своей эволюции в течение более чем двух столетий претерпел существенные количественно-качественные изменения, что не могло не отразиться на понимании и толковании его сущности.

В трудах А. Смита и Д. Рикардо понятие «рынок» не получило четкого политэкономического определения, поскольку классики политической экономии относили его к внешним, поверхностным явлениям рыночной экономики, поэтому использовали преимущественно для характеристики рыночного спроса.

Первую  попытку дать научное определение  рынку сделал французский экономист  А. О. Курно. По его мнению, этот термин означает «любой район, где взаимоотношения покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться».1 Английский экономист А. Маршалл утверждал, что «чем совершеннее рынок, тем сильнее тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в одно и то же время за одну и ту же вещь платить одинаковую цену».2 В учебнике «Экономикс» рынок рассматривается как «институт или механизм, который сводит покупателей (представителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг».3 Американский экономист П. Хейне утверждал, что «рынок — это набор взаимосвязей, или процесс конкурентных торгов».4 Приведенные определения объединяет то, что все они исходят из западной традиции в понимании предмета экономической науки, т. е. не обращаются к изучению производственных или экономических отношений. Кроме того, в первых двух определениях акцентируется внимание на тенденции рынка к выравниванию цен, выявляется, таким образом, его существенная функция. При этом важно не ограничивать рынок лишь сферой товарного обмена, поскольку рынок предусматривает и денежное обращение, в том числе обращение ценных бумаг.

Делается  также попытка связать рынок  с определенными функциями, например, формированием спроса и предложения, цен на товары.

Для раскрытия  сущности рынка необходимо выяснить его основные субъекты, между которыми возникают и развиваются рыночные отношения. В одних определениях в качестве субъектов называется совокупность покупателей, в других — производители и потребители, продавцы и покупатели, в третьих — домашние хозяйства, предприниматели и правительство, в четвертых — субъекты хозяйствования. Если следовать принципу историзма, субъектами рынка целесообразно называть, во-первых, домашние хозяйства, включая отдельных индивидуумов, во-вторых, различные типы фирм (предприятий) и организаций, прежде всего крупные корпорации, в-третьих, государство, в том числе наднациональные органы.

Суммируя  изложенное, сущность современного рынка можно определить как совокупность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и организаций, прежде всего крупными компаниями, и государством, включая наднациональные органы, по поводу купли-продажи товаров и услуг в сфере обращения, а также механизм реализации таких отношений в соответствии, с законами товарного производства и денежного обращения.

Функции рынка. Основные функции рынка следующие:

1) определение  окончательной стоимости товаров  и услуг и их реализация, превращение  продукта труда в товар. Эта  функция может быть названа  ценообразующей;

2) обеспечение  непрерывности процесса общественного  воспроизводства (в частности,  связи между производством и  потреблением), формирование целостной  национальной экономической системы  и ее связей с другими национальными  экономиками в масштабе мирового  рынка. Эту функцию можно назвать  воспроизводственной, поскольку  с ее помощью осуществляется  обращение совокупного общественного  продукта и его составляющих;

3) побуждение  производителей товаров и услуг  к снижению индивидуальных расходов  по сравнению с общественно  необходимыми, повышение общественной полезности товаров и услуг, их качества и потребительных свойств. Это стимулирующая функция;

4) регулирующее  влияние на экономику в целом,  на пропорции между различными  сферами и отраслями экономики,  приведение в соответствие платежеспособного  спроса и предложения, накопления  и потребления, других пропорций.  Эта функция является регулирующей. Вследствие этого рынок не  знает дефицита, товарного голода  и других негативных явлений,  присущих административно-командной  системе;

5) содействие  контролю потребителей за производством,  выравниванию цен;

6) усиление  конкуренции между производителями  товаров и услуг в пределах как отдельных стран, так и мирового хозяйства;

7) функция  санации, т. е. очищения экономической  системы от неэффективных и  нежизнеспособных предприятий через  механизм конкуренции. Это исключает  или значительно уменьшает вероятность  осуществления производства ради  производства, а следовательно, вероятность затратного характера экономики;

8) информационная  функция, т. е. постоянное наличие  таких рыночных сигналов, как  цена, ставка за кредит и др., с помощью которых можно оперативно  вносить изменения в планы  хозяйственной деятельности.

Исходя  из этого, рынок следует рассматривать  как определенную совокупность экономических  отношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и государством по поводу купли-продажи товаров  и услуг, где с учетом рыночных сигналов происходит окончательное  признание их стоимости и их реализация, вследствие чего усиливается конкуренция  между товаропроизводителями за снижение затрат производства и повышение  общественной полезности товаров, улучшается пропорциональность развития народного  хозяйства, обеспечивается непрерывность общественного воспроизводства и формирование целостной экономической системы, а также осуществляется опосредованный контроль потребителей за производством и санация экономической системы от неэффективных предприятий.

1.2 Характеристика рыночной экономики

Под рыночной экономикой понимают такую экономику, в которой экономические решения  принимаются в основном децентрализованным путем. Функционирование рыночной экономики  осуществляется главным образом  через рынок. Существует множество  определений рынка, но все они  сводятся к тому, что он является формой взаимоотношений между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.

Совершенным рынком считается тот, на котором  устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время. По мнению многий американских экономистов, в частности Сильвермена, для этого необходимы следующие условия:

  • большой и регулярный спрос;
  • неограниченное количество участников хозяйственной деятельности;
  • абсолютная мобильность факторов производства;
  • свободная конкуренция среди покупателей и продавцов;
  • наличие всего объема информации у участников конкуренции.

Поскольку не всегда имеют место названные  условия, то и совершенного рынка  тоже нет, а действует конкурентный рынок. Для его функционирования требуется, прежде всего, реализация многообразных  форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной и  др.) и создание рыночной инфраструктуры. Последняя включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок.

Информация о работе Достоинства и недостатки рыночной экономики