Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:24, курсовая работа
Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность,
функции в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка, также проанализировать современную рыночную экономику России.
В соответствии с целью автор определяет следующие задачи:
Рассмотреть общие основы рыночного механизма, сущность и функции, основные типы рынков.
Изучить преимущества и недостатки рыночной экономики, государственное регулирование экономики.
Провести анализ рыночной экономики России, выявить достоинства и недостатки, и проанализировать путь дальнейшего развития рыночной экономики.
Сделать выводы по изученным вопросам.
Введение……………………………………………………………………...……………2-3стр.
1. Рыночный механизм…………………………………………………………..………4-11стр.
1.1 Сущность и функции рынка……………………………………………..……………4-6стр.
1.2.Характеристика рыночной экономики…………………………….…………………6-9стр
1.3 Основные типы рынков………………………………………………….…………10-11стр.
2.Достоинства и недостатки рыночной экономики………………………..…………15-23стр.
2.1 Аргументы в пользу рыночной системы………………………………….………12-15стр.
2.2 Аргументы против рыночной системы……………………………………………16-21стр.
2.3 Государственное регулирование рыночной экономики…………………………21-23стр.
3.Современная рыночная экономика в России……………………………………23стр-35стр.
3.1 Становление современной рыночной экономики в России…...…………………23-26стр.
3.2 Достоинства и недостатки рыночной экономики России и сравнительный анализ с другими странами …………………………………………………………...................26-30стр.
3.3 Пути развития экономики Росси…………………......………………...……30-35стр.
Заключение………………………………………………………...……………………35-36стр.
Список использованной литературы………………………………………
В цивилизованной
рыночной экономике, характеризующейся
наличием системы ориентиров, выражающих
общегосударственные, общенациональные
интересы, и обладающей высоким уровнем
организованности, разрушительной силе
стихийных регуляторов
Государственное регулирование в заметной степени ассоциируется с централизацией управления экономикой, поэтому к нему относятся положения, высказанные выше по отношению к централизации.
Как правило, государственное регулирование рыночной экономики проявляется двояко. С одной стороны, это необходимо для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие его надежной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд, и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.
Отличие государственного управления в централизованной и рыночной экономике состоит в том, что в первом случае органы государственной власти приспособляют экономику к своим политическим и экономическим интересам, к идеологическим доктринам, а во втором – управление строится в соответствии с сутью рыночных отношений, с законами рынка, хотя и здесь правительство не забывает о себе, и о тех, от кого оно зависит.
Найти
оптимальное сочетание рыночной
свободы и государственного регулирования
очень непросто, однозначных подходов
и критериев решения этой проблемы
экономической науки
Вывод: Современная рыночная экономика промышленно развитых стран характеризуется, во-первых, насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. В-третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль, по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества и снижении затрат. В-четвертых, в современных условиях конкуренция становится регулируемой.
Роль государства в экономике очень велика. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.
Таким образом, мы можем сказать, о постоянном развитии рыночной экономики реальных стран в направлении сглаживания некоторых противоречий, что, однако не мешает возникать новым.
3 СОВРЕМЕННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ
3.1 Становление современной рыночной экономики в России
Анализируя
экономическую систему, сложившуюся
в современной России, необходимо
сразу оговориться, что в последние
десятилетия вопросы, связанные
с экономической деятельность являются
сильно политизированными, в основном
потому, что наше общество прошло через
болезненный процесс
Конец Советского Союза, вместе с его командной неэффективной экономикой, державшейся последние годы исключительно на ценах на сырьё, продаваемом за границу, привёл к необходимости коренным образом перестраивать не только хозяйственную систему, но государственное устройство в целом. Обанкротившаяся экономика СССР к 1990 году не могла удовлетворять элементарные потребности общества, государственная казна была практически пуста, в технологическом смысле страна безнадёжно отстала от передовых стран Запада, уровень жизни оставался низким, появился дефицит товаров первостепенной важности, дошло до введения карточек на продовольственные товары. В таких условиях новое российское правительство во главе с Е. Гайдаром пошло по пути радикальных реформ в экономической и социальной сферах, реализуемых на принципах монетаризма, то есть минимального влияния государства на экономическую деятельность. В 1992 году была проведена так называемая политика «шоковой терапии», последовательно введены следующие реформы:
– разовое введение с 1 января 1992 г. свободных цен;
– либерализация торговли средствами производства и товарами народного потребления;
– приватизация государственных предприятий и жилья.
Основой
для экономических реформ, переводящих
российскую экономику на капиталистические
рельсы, было убеждение, что переход
к свободной конкурентной рыночной
системе и минимальное влияние
государства на экономическую деятельность
быстро приведут к положительным
результатам. Однако на практике оказалось,
что этого недостаточно. Проблемы,
накопившиеся к этому времени, плюс
многочисленные ошибки на пути реформирования
оказались гораздо серьезнее, чем
предполагали либеральные экономисты
начала 90-х. К 1997 году экономисты были вынуждены
констатировать: экономика неспособна
удовлетворить потребности
Всё это привело к тому, что властям пришлось частично свернуть реформы, не доведя их до логического завершения, что не позволило России быстро продвинуться к зрелой рыночной экономике. Но все же страна снова встала на путь капиталистической рыночной экономики, и так тяжело развивавшейся в России до появления советской власти из за пережитков феодализма и слаборазвитой инфраструктуры, а с 1917 года и вовсе свернутой большевиками.
Главным
результатом осуществления
Несмотря
на непопулярность многих решений, нельзя
не признать тот факт, что в начале
90-х гг. в России были заложены основы
рыночной экономики, осуществлен кардинальный
разворот в сторону капиталистической
рыночной системы, и хотя в последние
годы наблюдается явная тенденция
к возврату под контроль государства
стратегических отраслей промышленности,
таких например, как добыча нефти
и газа, понятно, что возврат к
плановой экономике сейчас уже невозможен.
В России безусловно существуют основополагающие
факторы для функционирования рыночной
экономики, такие как частная собственность,
свобода предпринимательства, но как и
в любой другой стране, находящейся в стадии
перехода от одной формации к другой, уместен
вопрос, насколько эти возможности реализуются
на практике, способна ли рыночная экономика
в сложившихся условиях работать эффективно,
обеспечивая экономический рост и удовлетворяя
запросы общества.
3.2 Достоинства и недостатки рыночной экономики России и сравнительный анализ с другими странами
В современной России многие условия для функционирования рынка созданы далеко не в полной мере. Формально в России никто не вправе диктовать предпринимателям, что производить, кому и за сколько продавать, также не ограничиваются сверху свобода предпринимательства и выбора, никто не ограничивает права экономических субъектов на реализацию своих личных интересов. Однако существуют серьезные проблемы в сфере защиты прав рыночных субъектов, механизм рыночного ценообразования не работает лучшим образом из-за крайней монополистичности российской экономики, также наблюдаются серьезные проблемы в области конкуренции на рынках, отсутствует общий положительный деловой климат.
Например, право частной собственности, основное и незыблемое условие для существования капитализма, реализуется в России порой странным образом. Если права простых обывателей на их собственность более менее защищены, то в сфере бизнеса дела обстоят не лучшим образом. Распространившаяся в последние годы эпидемия незаконного рейдерства, незаконного захвата действующего предприятия порой с помощью коррумпированных государственных чиновников, приобрела такой размах, что вызвала серьезное беспокойство в деловой среде. Как оказалось, в определенных условиях закон не в силах защитить полноправного собственника от враждебного силового захвата, а зачастую представители власти активно участвуют в переделе и захвате чужой собственности с помощью судей, милиции и прочих государственных органов. К тому же многие противники действующих властей открыто обвиняют российских высших чиновников в практике государственного рейдерства, когда крупные и успешные предприятия различными способами пытаются либо перевести в государственную собственность (путём банкротства, например, и последующей скупки активов государством), либо вынудить их собственников продать свои предприятия другим, близким к власти предпринимателям. Всем известны дела компаний ЮКОС, «Русснефть», «Евросеть», в процессе которых руководителям и собственникам этих успешных предприятий предъявлялись налоговые претензии или даже уголовные обвинения, впоследствии чего до недавних пор успешные бизнесмены оказывались либо за решеткой либо в бегах за границей, а их предприятия продавались другим, более выгодным для властей людям. И хотя эти случаи не имеют массового характера, они все же заставляют сомневаться в том, что право частной собственности в России защищено должным образом, особенно если учитывать то, что российская судебная система не является в полной мере независимой и порой способна избирательно применять право в интересах власти. Все это никак не способствует созданию благоприятного предпринимательского климата, инвестированию в производство, ограничивает стимулы бизнеса развивать свои компании, так как если государство неспособно гарантировать защиту прав собственника, никакой предприниматель не будет вкладывать свои деньги в развитие и покупку предприятий. Зачастую российские предприниматели охотнее готовы инвестировать деньги в иностранные предприятия или недвижимость, понимая, что это надежнее чем вкладываться в российское предприятие, цена активов которого может рухнуть в одночасье после одного резкого заявления председателя правительства РФ (как в случае с компанией «Мечел» в 2008 году). Также и иностранные инвесторы не готовы достаточно вкладывать в российскую экономику не будучи уверенными в сохранности своих вложений. Например, инвестиции в основной капитал в Китай за период 2002–2005 гг., превысили инвестиции в российское производство почти в два раза.
Информация о работе Достоинства и недостатки рыночной экономики