Достоинства и недостатки рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность,
функции в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка, также проанализировать современную рыночную экономику России.
В соответствии с целью автор определяет следующие задачи:
Рассмотреть общие основы рыночного механизма, сущность и функции, основные типы рынков.
Изучить преимущества и недостатки рыночной экономики, государственное регулирование экономики.
Провести анализ рыночной экономики России, выявить достоинства и недостатки, и проанализировать путь дальнейшего развития рыночной экономики.
Сделать выводы по изученным вопросам.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……………2-3стр.
1. Рыночный механизм…………………………………………………………..………4-11стр.
1.1 Сущность и функции рынка……………………………………………..……………4-6стр.
1.2.Характеристика рыночной экономики…………………………….…………………6-9стр
1.3 Основные типы рынков………………………………………………….…………10-11стр.
2.Достоинства и недостатки рыночной экономики………………………..…………15-23стр.
2.1 Аргументы в пользу рыночной системы………………………………….………12-15стр.
2.2 Аргументы против рыночной системы……………………………………………16-21стр.
2.3 Государственное регулирование рыночной экономики…………………………21-23стр.
3.Современная рыночная экономика в России……………………………………23стр-35стр.
3.1 Становление современной рыночной экономики в России…...…………………23-26стр.
3.2 Достоинства и недостатки рыночной экономики России и сравнительный анализ с другими странами …………………………………………………………...................26-30стр.
3.3 Пути развития экономики Росси…………………......………………...……30-35стр.
Заключение………………………………………………………...……………………35-36стр.
Список использованной литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 94.89 Кб (Скачать)

В цивилизованной рыночной экономике, характеризующейся  наличием системы ориентиров, выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем  организованности, разрушительной силе стихийных регуляторов противостоит государственное регулирование.

Государственное регулирование в заметной степени  ассоциируется с централизацией управления экономикой, поэтому к  нему относятся положения, высказанные  выше по отношению к централизации.

Как правило, государственное регулирование  рыночной экономики проявляется  двояко. С одной стороны, это необходимо для самого рынка, представляющее неотъемлемое  условие его надежной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно  проявляется в государственном  формировании свода правил и ограничений  рыночной деятельности, его поддержки  и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд, и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

Отличие государственного управления в централизованной и рыночной экономике состоит  в том, что в первом случае органы государственной власти приспособляют  экономику к своим политическим и экономическим интересам, к  идеологическим доктринам, а во втором – управление строится в соответствии с сутью рыночных отношений, с  законами рынка, хотя и здесь правительство  не забывает о себе, и о тех, от кого оно зависит.

Найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования  очень непросто, однозначных подходов и критериев решения этой проблемы экономической науки практически  не найдено. Можно лишь попытаться определить некоторые тенденции в поиске оптимума. Организация, упорядочение, регламентация рынка не должен нарушать огромный потенциал самонастройки  рыночного механизма. Но и разгул конкурентной стихии при ослаблении регламентирующих «правил игры»  может иметь самые негативные и разрушительные для общества последствия, такие, как массовые банкротства, безработица, жульничество и фальсификация продуктов. Поэтому для каждых конкурентных условий оптимальным является максимум свободной конкуренции при адекватной организации и регламентации. Такой  механизм можно назвать механизм организованной конкуренции. Современный  инструментарий государственного вмешательства  в экономику нацелен на поддержание  подобного оптимизма.

  Вывод: Современная рыночная экономика промышленно развитых стран характеризуется, во-первых, насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. В-третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль, по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества и снижении затрат. В-четвертых, в современных условиях конкуренция становится регулируемой.

Роль  государства в экономике очень  велика. Оно создает условия для  экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны  монополий, обеспечивает потребности  общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев  населения, решает вопросы национальной обороны.

Таким образом, мы можем сказать, о постоянном развитии рыночной экономики реальных стран в направлении сглаживания некоторых противоречий, что, однако не мешает возникать новым.

3 СОВРЕМЕННАЯ РЫНОЧНАЯ  ЭКОНОМИКА РОССИИ

3.1 Становление современной  рыночной экономики  в России

Анализируя  экономическую систему, сложившуюся  в современной России, необходимо сразу оговориться, что в последние  десятилетия вопросы, связанные  с экономической деятельность являются сильно политизированными, в основном потому, что наше общество прошло через  болезненный процесс перестройки  не только экономики, но и государства  в целом, что породило сильнейшие разногласия в оценке тех или  иных достижений последних лет. Деятельность российских властей по реформированию плановой социалистической экономической системы, доказавшей к концу 1980-х годов свою полную несостоятельность, неоднозначно воспринимается обществом, одни и те же исторические факты и экономические показатели могут широко толковаться в угоду политических предпочтений, также и в наши дни – любая критика, которой подвергается правительство, в том числе и по его экономической деятельности, часто воспринимается российской властью, все последние годы скатывающейся к авторитарному правлению, как провокация недоброжелателей государства в целом, не имеющая под собой серьезных оснований. В то же время объективная критика крайне полезна, так как в российской экономике, не имеющей большого опыта формирования и использования рыночных механизмов, и до сих пор не избавившейся от теней социалистического прошлого, возможны и существуют многие деструктивные явления, однако указывают на эти явления преимущественно представители оппозиции, политики и экономисты, но не представители правящей партии и правительства. Поэтому, критично оценить состояние рыночной экономики в России можно, ссылаясь в основном на противников проводимого властями курса, что тоже не может быть в полной мере объективным.

Конец Советского Союза, вместе с его командной  неэффективной экономикой, державшейся  последние годы исключительно на ценах на сырьё, продаваемом за границу, привёл к необходимости коренным образом перестраивать не только хозяйственную систему, но государственное  устройство в целом. Обанкротившаяся  экономика СССР к 1990 году не могла  удовлетворять элементарные потребности  общества, государственная казна  была практически пуста, в технологическом  смысле страна безнадёжно отстала от передовых стран Запада, уровень  жизни оставался низким, появился дефицит товаров первостепенной важности, дошло до введения карточек на продовольственные товары. В таких условиях новое российское правительство во главе с Е. Гайдаром пошло по пути радикальных реформ в экономической и социальной сферах, реализуемых на принципах монетаризма, то есть минимального влияния государства на экономическую деятельность. В 1992 году была проведена так называемая политика «шоковой терапии», последовательно введены следующие реформы:

– разовое введение с 1 января 1992 г. свободных цен;

– либерализация торговли средствами производства и товарами народного потребления;

– приватизация государственных предприятий и жилья.

Основой для экономических реформ, переводящих  российскую экономику на капиталистические  рельсы, было убеждение, что переход  к свободной конкурентной рыночной системе и минимальное влияние  государства на экономическую деятельность быстро приведут к положительным  результатам. Однако на практике оказалось, что этого недостаточно. Проблемы, накопившиеся к этому времени, плюс многочисленные ошибки на пути реформирования оказались гораздо серьезнее, чем  предполагали либеральные экономисты начала 90-х. К 1997 году экономисты были вынуждены  констатировать: экономика неспособна удовлетворить потребности населения  в товарах и услугах и обеспечить даже простое воспроизводство, обновление основного капитала. Происходит технологическая  деградация экономики. Основной капитал  устарел как физически, так и  морально. В нем преобладают технологические  уклады, доминировавшие в XIX и первой трети XX в. Промышленное производство за 1990–1995 гг. по сравнению с предкризисным 1989 годом сократилось на 50,5%. Продукция машиностроения и легкой промышленности в общем ее объеме снизилась с 42,9% в 1990 г. до 20,1%, а в общем объеме инвестиций в промышленности с 26,4% до 9%. Катастрофически упал уровень жизни населения, вырос уровень безработицы.

Всё это  привело к тому, что властям  пришлось частично свернуть реформы, не доведя их до логического завершения, что не позволило России быстро продвинуться к зрелой рыночной экономике. Но все же страна снова встала на путь капиталистической рыночной экономики, и так тяжело развивавшейся в России до появления советской власти из за пережитков феодализма и слаборазвитой инфраструктуры, а с 1917 года и вовсе свернутой большевиками.

Главным результатом осуществления экономических  и политических реформ в России является формирование системы рыночных отношений. Конституцией закреплено право частной  собственности, право свободного предпринимательства. В стране появились все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов, собственности и т.д. Проведена массовая приватизация, налоговая и земельная реформы, укрепились позиции частного сектора. На начало 1998 года общее число приватизированных предприятий составило 126,7 тыс. что составило 59% от количества государственных предприятий к началу приватизации. На долю негосударственного сектора к 1998 году приходилось уже 70% валового национального продукта, появилось большое количество частных предприятий, а общее количество предприятий выросло почти в 10 раз.

Несмотря  на непопулярность многих решений, нельзя не признать тот факт, что в начале 90-х гг. в России были заложены основы рыночной экономики, осуществлен кардинальный разворот в сторону капиталистической  рыночной системы, и хотя в последние  годы наблюдается явная тенденция  к возврату под контроль государства  стратегических отраслей промышленности, таких например, как добыча нефти  и газа, понятно, что возврат к  плановой экономике сейчас уже невозможен. В России безусловно существуют основополагающие факторы для функционирования рыночной экономики, такие как частная собственность, свобода предпринимательства, но как и в любой другой стране, находящейся в стадии перехода от одной формации к другой, уместен вопрос, насколько эти возможности реализуются на практике, способна ли рыночная экономика в сложившихся условиях работать эффективно, обеспечивая экономический рост и удовлетворяя запросы общества. 
 

3.2  Достоинства и  недостатки рыночной  экономики России и сравнительный анализ с другими странами

В современной  России многие условия для функционирования рынка созданы далеко не в полной мере. Формально в России никто  не вправе диктовать предпринимателям, что производить, кому и за сколько  продавать, также не ограничиваются сверху свобода предпринимательства  и выбора, никто не ограничивает права экономических субъектов  на реализацию своих личных интересов. Однако существуют серьезные проблемы в сфере защиты прав рыночных субъектов, механизм рыночного ценообразования  не работает лучшим образом из-за крайней  монополистичности российской экономики, также наблюдаются серьезные проблемы в области конкуренции на рынках, отсутствует общий положительный деловой климат.

Например, право частной собственности, основное и незыблемое условие для существования  капитализма, реализуется в России порой странным образом. Если права  простых обывателей на их собственность  более менее защищены, то в сфере бизнеса дела обстоят не лучшим образом. Распространившаяся в последние годы эпидемия незаконного рейдерства, незаконного захвата действующего предприятия порой с помощью коррумпированных государственных чиновников, приобрела такой размах, что вызвала серьезное беспокойство в деловой среде. Как оказалось, в определенных условиях закон не в силах защитить полноправного собственника от враждебного силового захвата, а зачастую представители власти активно участвуют в переделе и захвате чужой собственности с помощью судей, милиции и прочих государственных органов. К тому же многие противники действующих властей открыто обвиняют российских высших чиновников в практике государственного рейдерства, когда крупные и успешные предприятия различными способами пытаются либо перевести в государственную собственность (путём банкротства, например, и последующей скупки активов государством), либо вынудить их собственников продать свои предприятия другим, близким к власти предпринимателям. Всем известны дела компаний ЮКОС, «Русснефть», «Евросеть», в процессе которых руководителям и собственникам этих успешных предприятий предъявлялись налоговые претензии или даже уголовные обвинения, впоследствии чего до недавних пор успешные бизнесмены оказывались либо за решеткой либо в бегах за границей, а их предприятия продавались другим, более выгодным для властей людям. И хотя эти случаи не имеют массового характера, они все же заставляют сомневаться в том, что право частной собственности в России защищено должным образом, особенно если учитывать то, что российская судебная система не является в полной мере независимой и порой способна избирательно применять право в интересах власти. Все это никак не способствует созданию благоприятного предпринимательского климата, инвестированию в производство, ограничивает стимулы бизнеса развивать свои компании, так как если государство неспособно гарантировать защиту прав собственника, никакой предприниматель не будет вкладывать свои деньги в развитие и покупку предприятий. Зачастую российские предприниматели охотнее готовы инвестировать деньги в иностранные предприятия или недвижимость, понимая, что это надежнее чем вкладываться в российское предприятие, цена активов которого может рухнуть в одночасье после одного резкого заявления председателя правительства РФ (как в случае с компанией «Мечел» в 2008 году). Также и иностранные инвесторы не готовы достаточно вкладывать в российскую экономику не будучи уверенными в сохранности своих вложений. Например, инвестиции в основной капитал в Китай за период 2002–2005 гг., превысили инвестиции в российское производство почти в два раза.

Информация о работе Достоинства и недостатки рыночной экономики