Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:09, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучение основных положений экономической теории о формировании различных форм доходов населения, изучение политики перераспределения доходов населения в Республике Беларусь.
Введение 3
1 Доходы населения: их виды и источники 3
1.1 Сущность и классификация доходов населения 3
1.2 Источники и структура доходов населения, их виды 3
2 Распределение доходов в рыночной экономике 3
2.1 Неравенство в распределении доходов населения: причины, показатели 3
2.2 Формирование доходов населения в Республике Беларусь 3
2.3 Факторы и динамика доходов населения в Республике Беларусь 3
3 Государственная политика регулирования доходов в Республике Беларусь 3
3.1 Инструменты политики регулирования доходов населения 3
3.2 Направления совершенствования политики регулирования доходов населения 3
Заключение 3
Список использованных источников 3
3.2 Направления совершенствования политики регулирования доходов населения
Для выделения особенностей совершенствования политики доходов необходимо обозначить особенности экономической ситуации в Беларуси.
Беларусь – страна с переходной экономикой, занимающая 68- место в мире по ИРЧП, с достаточно высокой долей государственного сектора в экономике. Но, для формирования заработной платы по законам рынка необходимо «запустить» рыночную систему, а для этого продолжать реформирование государственного устройства от административно-планового типа экономики. Здесь можно выделить несколько подпунктов:
Что же касается механизма дифференциации и формирования доходов, то можно сделать вывод о том, что определенная степень дифференциации доходов и заработков необходима экономике. Она играет роль экономического стимулятора, так как формирует материальную заинтересованность человека в повышении эффективности труда, в поиске более эффективных вариантов приложения своих возможностей. Это объясняется тем, что существует непосредственная зависимость между мерой труда, мерой его оплаты и, соответственно, мерой потребления.
В
этом плане задача состоит в том,
чтобы минимизировать резкие скачки
дифференциации, попытаться ее минимизировать,
а также уменьшить
К предложенным выше факторам снижения напряжённости в дифференциации населения можно добавить еще один – рост реальных денежных доходов населения. На выполнение показателя роста реальных денежных доходов населения оказала влияние не только политика по формированию доходов, но и ценовая политика государства. При реализации данного шага необходимо учитывать, что на современном этапе экономического развития Республики Беларусь повышающее давление регулируемых цен и тарифов на потребительские цены составляет почти пятую часть наблюдаемого уровня инфляции. Это значит, что обеспечение роста покупательской способности населения за счет инфляции могло быть значительно меньшим, если бы отсутствовало повышающее давление со стороны органов государственного управления по пересмотру регулируемых цен и тарифов опережающими темпами.
В прогнозируемом периоде основной целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения и сокращение бедности.
Для достижения цели необходимо:
– обеспечить рост денежных доходов населения и их реального содержания как условия повышения платежеспособного спроса населения;
– значительно
повысить размер заработной платы как
основного источника
– повысить роль государственных минимальных социальных гарантий, поэтапно приблизив их к бюджету прожиточного минимума, снизить необоснованную дифференциацию отдельных групп населения по уровню доходов на основе совершенствования налогообложения доходов граждан;
– обеспечить повышение защищенности социально уязвимых слоев населения, проведение пенсионной реформы.
Политика в области оплаты труда будет формироваться с учетом того, что заработная плата должна стать важнейшим фактором экономического роста и повышения эффективности производства. Для этого необходимо обеспечить повышение доли заработной платы в валовом внутреннем продукте и денежных доходах населения. Основными задачами реформирования оплаты труда в предстоящем пятилетии станут:
– усиление стимулирующей роли заработной платы в увеличении производства продукции, работ (услуг) и повышении его эффективности;
– значительное повышение удельного веса оплаты по тарифным ставкам и окладам в среднемесячной заработной плате;
– регулирование цены рабочей силы на основе поэтапного приближения размера тарифной ставки первого разряда к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;
– обеспечение
дифференциации оплаты труда по профессионально-
– повышение роли социального партнерства при регулировании оплаты труда в реальном секторе экономики;
– реализация принципа равной оплаты равносложного труда в сопоставимых условиях, устранение необоснованной дифференциации в оплате труда работников предприятий и организаций различных форм собственности.[6,11]
Регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы государством предусматривается осуществлять путем выработки обоснованной политики в определении минимальной заработной платы, размера тарифной ставки первого разряда; упорядочения системы надтарифных выплат и совершенствования параметров Единой тарифной сетки; разработки более эффективного порядка формирования средств на оплату труда в бюджетных организациях.
В реальном секторе экономики политика государства, связанная с трудовыми отношениями, будет реализовываться через расширение сферы действия и повышение эффективности социального партнерства, совершенствование системы налогов и платежей с целью повышения стимулирующей роли заработной платы в результатах труда и тем самым восстановления функции у заработной платы расширенного воспроизводства рабочей силы, что позволит поднять престиж труда.[21]
Как
последний пункт данного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После рассмотрения комплекса проблем связанных с распределением дохода в обществе необходимо сделать непростой вывод. Ситуация за последние время изменилась только в сторону еще большего расслоения. Однако для нормального функционирования всех сфер жизнедеятельности дифференциация необходима – более того, она является фактором прогресса.
Задача состоит в том, чтобы минимизировать ее резкие скачки, а также уменьшить количественный разброс между очень богатыми слоями и очень бедными.
Таким образом, в результате необходимо предпринять несколько конкретных шагов в экономической и социальной сфере:
Дабы подвести окончательный итог следует сказать, что тема доходов тесно вплетена в экономическую систему общества. Это широкое поле для исследований, и проводить их возможно только исследуя все сферы макроэкономики. Предложенные способы решения проблем политики доходов достаточно поверхностны, и помогают решить лишь насущные, а не глобальные проблемы. Для решения глобальных необходим коренной пересмотр всей экономической системы и внесения в неё существенных изменений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Доходы населения | ||||||||||||||||
Основные
формы доходов
в переходной экономике |
Основные источники доходов | |||||||||||||||
Заработная плата и материальные поощрения | Экономическая деятельность в рамках законов | |||||||||||||||
Экономическая деятельность в неправовых рамках (теневая) | ||||||||||||||||
Доходы от собственности | ||||||||||||||||
Государственные трансфертные платежи | ||||||||||||||||
Предпринимательский доход | ||||||||||||||||
Прочие
доходы
(проценты
по вкладам, выигрыши по |
||||||||||||||||
Информация о работе Доходы населения: виды, источники формирования, динамика в РБ