Доходы населения: виды, источники формирования, динамика в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является изучение основных положений экономической теории о формировании различных форм доходов населения, изучение политики перераспределения доходов населения в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1 Доходы населения: их виды и источники 3
1.1 Сущность и классификация доходов населения 3
1.2 Источники и структура доходов населения, их виды 3
2 Распределение доходов в рыночной экономике 3
2.1 Неравенство в распределении доходов населения: причины, показатели 3
2.2 Формирование доходов населения в Республике Беларусь 3
2.3 Факторы и динамика доходов населения в Республике Беларусь 3
3 Государственная политика регулирования доходов в Республике Беларусь 3
3.1 Инструменты политики регулирования доходов населения 3
3.2 Направления совершенствования политики регулирования доходов населения 3
Заключение 3
Список использованных источников 3

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

     Данная  теория, появившаяся в XIX в. и относящаяся к экономическим благам, со временем была распространена и на доходы. Одним из авторов убывающей полезности дохода был А. Пигу, который писал: "Очевидно, что любое перемещение доходов от относительно богатого человека к относительно бедному. должно увеличить общую сумму удовлетворенности, поскольку это обеспечивает удовлетворение более насущных потребностей за счет менее насущных". Другой сторонник этой концепции, А. Лернер, отмечал; "Общая удовлетворенность максимизируется таким распределением доходов, которое уравнивает предельные полезности доходов всех членов общества" . Однако в этих двух высказываниях есть свои нюансы. Утверждение А. Пигу означает, что передача 10 долл. из одних рук в другие оправданна, если новому владельцу эта сумма принесет больше пользы, чем предыдущему. Сказанное же А. Лернером необходимо понимать таким образом, что доходы хорошо распределены, если потеря 10 долл. будет одинаково переживаться всеми членами общества. Отсюда следует вывод о том, что общая удовлетворенность максимизируется  при равномерном распределении доходов.[12]

     Любая из форм государственного регулирования (в том числе социальная) складывается из материальных, институциональных и концептуальных составляющих. Социальное регулирование не является исключительной привилегией государства, оно охватывает не только перераспределение доходов, но и прочие показатели уровня жизни. Объектами социального регулирования являются охрана окружающей среды и защита прав потребителя. Социальное регулирование осуществляют субъекты хозяйствования, профсоюзы и прочие неправительственные организации.

     Материальное  основание государственного регулирования зависит от объема национального производства и той его доли, которая перераспределяется централизованно, через государственный бюджет. Институциональная основа связана с организацией процесса перераспределения и деятельностью соответствующих учреждений (в том числе неправительственных). Концептуальная основа государственного регулирования – это теория или правительственная доктрина, которые положены в основу социальной политики государства.

     Распределение доходов в обществе осуществляется на этапе формирования доходов владельцев производственных факторов (функциональное распределение). Персональное распределение доходов — результат их перераспределения, которое, в свою очередь, осуществляется государством. Через перераспределение доходов государство вовлекается в широкомасштабную деятельность по осуществлению социальных функций.

     Основной  инструмент перераспределения доходов  — государственный бюджет. Система государственного бюджета включает сбор налогов, осуществление трансфертных платежей (в денежной и натуральной формах), формирование механизма социального обеспечения и страхования и т. д.

     Социальные  трансферты это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

     Механизм  социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

     Перераспределительная деятельность в области доходов  населения имеет своей конечной целью обеспечение социальной справедливости. Для этого в распоряжении государства находится мощный арсенал средств. Важнейшее место среди них занимает налоговая политика, инструментами которой являются дифференциация налоговых ставок, изменение системы налогообложения и предоставление налоговых льгот. Так, для смягчения дифференциации личных доходов в мировой практике применяются:

  • необлагаемый налогом вычет из дохода, который соотносится с принятым в стране прожиточным минимумом или минимальной заработной платой;
  • пропорциональное налогообложение с минимальной ставкой (10—30 %);
  • прогрессивное налогообложение с максимальной ставкой (40—50 %).

     Кроме того, с этой же целью устанавливаются  налоги на имущество, наследство, на социальное страхование и фонд заработной платы и др. Тем самым государство определяет, кто, в каких объемах и через какие каналы реализует стабилизирующую функцию социальной политики. При этом наиважнейшими проблемами являются нахождение объективного критерия предоставления налоговых льгот и определение оптимального уровня налоговой нагрузки.

     С одной стороны, государство аккумулирует через бюджет необходимые средства, с другой, реализуя социальную политику, осуществляет социальные выплаты. Следовательно, его активность в этой сфере ограничивается объемами бюджетных поступлений, которые, в свою очередь, не должны снижать трудовую мотивацию и предпринимательскую активность. Кроме того, существуют определенные границы прироста ВВП. Это предполагает, что объемы социальных выплат должны быть скорреллированы с экономическими возможностями государства. В противном случае может возникнуть дефицит бюджета и спровоцированная им инфляция.

     Одним из направлений перераспределения  доходов также является государственная ценовая политика. Все мероприятия в этой области базируются на наблюдении за динамикой цен в целях выяснения ее влияния на стоимость жизни. Для этого исчисляются индексы потребительских цен (ИПЦ) и затем, по необходимости, осуществляется индексация или компенсация доходов населения.

     Индексация — это установленный государством механизм повышения доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг в результате инфляции. Она осуществляется путем увеличения доходов на определенный процент один раз в год или в квартал либо корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. При этом используются корректирующие коэффициенты, шкалы и другие нормативы, определяющие минимальные гарантии индексации. Задача индексирования доходов состоит в сохранении определенного уровня жизни населения в том или ином периоде.

     Компенсация — это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением цен на группы товаров массового спроса. Компенсируется лишь определенная норма потребления, т.е. компенсация носит дифференцированный характер и в отличие от индексации не предусматривает постоянной систематической поддержки людей.

     При фиксировании роста цен на социально  значимые товары государство поддерживает определенный уровень реальных доходов малообеспеченных слоев населения. В рамках денежно-кредитной политики оно осуществляет льготное кредитование отдельных групп граждан, косвенно регулируя тем самым их доходы.

     Одной из важнейших составляющих социальной политики является социальная защита населения — система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как источника средств к существованию. К числу социальных рисков относят, материнство беременность и роды, содержание детей, болезнь инвалидность, старость, потерю работы, кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.

     Социальная  защита реализуется при выплате  различных пособий, пенсий и т.д. Бесплатные школьные завтраки и обеды, обеспечение бесплатной одеждой детских домов представляют собой натуральную форму социальной защиты.

     Основными направлениями социальной защиты являются социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание.

     Социальное  страхование — это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Она основана на взносах работодателей, работников, а иногда и государства и распространяется только на осуществлявших страховые отчисления. Взносы застрахованных — это специально устанавливаемый налог, который не зависит от величины заработка. Отчисления нанимателей на эти цели относятся последними на издержки и возмещаются в последующем за счет более высокой цены товаров или услуг. Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи). При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.[11]

     Расходы средств социального страхования  могут осуществляться в виде пенсий, пособий и выплат. Наиболее важным направлением является пенсионное обеспечение. В мире существуют два основных вида пенсионных систем:

     1) основанные по принципу солидарности (текущего финансирования), когда  трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих; таким образом работающее население финансирует потребности пенсионеров;

     2) системы накопительного характера,  при которых работающее население вкладывает средства в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возраста.

     В Республике Беларусь используется система  первого типа. В соответствии с ней пенсии делятся на:

     а) трудовые (страховые), финансируемые из фонда социальной защиты населения. Это пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и особые заслуги. Право их получения приобретают лица, имеющие трудовой стаж работы;

     б) социальные пенсии, выплачиваемые лицам, не имеющим права на трудовые пенсии. Эти выплаты производятся, как правило, за счет госбюджета.

     Пособия — это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве трудовой деятельности или для компенсации дополнительных расходов в определенных случаях. Пособия выплачиваются в случае беременности и родов, временной нетрудоспособности, для ухода за ребенком, в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием и т.д.

     Особое  место занимают пособия по безработице, основное назначение которых состоит в недопущении резкого падения доходов временно незанятых работников. Финансирование выплат осуществляется из средств государственного бюджета и Государственного фонда содействия занятости.

     Социальная  помощь (общественное вспомоществование) представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на получение помощи. В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов и может иметь и денежную, и натуральную форму (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

     Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, которые финансируются за счет правительственных средств.[14]

     Эффективные системы адресной социальной помощи, по подсчетам экономистов, в состоянии обеспечить до 10—15 % населения. В нашей стране адресная социальная помощь оказывается, если совокупный среднемесячный доход семьи за три последних месяца не превышает 60 % бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека.[15]

     Социальная  помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую. Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалидов, сирот). Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

     Социальная  помощь предоставляется также в  виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

     Социальное, обслуживание — это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг. Реализация социального обслуживания основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, доступности, конфиденциальности и добровольности. Его услуги предоставляются как государственными, так и частными организациями: центрами социального обслуживания, социальными приютами, отделениями социальной помощи на дому, домами-интернатами и пр. Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным — на условиях частичной оплаты. К числу социальных услуг относятся оказание помощи в ведении домашнего хозяйства (закупка продуктов, ремонт жилья, обработка приусадебных участков), решение бытовых проблем, психологическая помощь. В крупных городах открыты приюты для бездомных, беженцев, незаконных мигрантов, жертв торговли людьми.[16]

Информация о работе Доходы населения: виды, источники формирования, динамика в РБ