Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:09, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучение основных положений экономической теории о формировании различных форм доходов населения, изучение политики перераспределения доходов населения в Республике Беларусь.
Введение 3
1 Доходы населения: их виды и источники 3
1.1 Сущность и классификация доходов населения 3
1.2 Источники и структура доходов населения, их виды 3
2 Распределение доходов в рыночной экономике 3
2.1 Неравенство в распределении доходов населения: причины, показатели 3
2.2 Формирование доходов населения в Республике Беларусь 3
2.3 Факторы и динамика доходов населения в Республике Беларусь 3
3 Государственная политика регулирования доходов в Республике Беларусь 3
3.1 Инструменты политики регулирования доходов населения 3
3.2 Направления совершенствования политики регулирования доходов населения 3
Заключение 3
Список использованных источников 3
В
современном мире наименьшая дифференциация
доходов в мире наблюдается в Норвегии,
где 10 % самых обеспеченных лишь в 5,3 раза
богаче самых бедных, а коэффициент Джини
составляет 0,258. На другом «полюсе» находится
Бразилия, в которой соотношение доходов
последней и первой децильных групп составляет
65,8, коэффициент Джини — 0,607. Для Республики
Беларусь данные показатели составляют
соответственно 6,9 и 0,304.[13]
2.2 Формирование доходов населения в Республике Беларусь
Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.
Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.
Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).
Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума и его трудовой мотивации.[8]
При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.
Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:
Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.[2]
Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.[3]
2.3 Факторы и динамика доходов населения в Республике Беларусь
Структура
денежных доходов населения Беларуси,
согласно Балансу расходов и доходов населения,
включает: оплату труда всех работающих,
социальные трансферты (пенсии, пособия,
стипендии и др.), доходы от собственности
(проценты по вкладам, ценным бумагам,
дивиденды), доходы от предпринимательской
деятельности и др. В таблице 1 отображена
структура денежных доходов и расходов
населения в Республики Беларусь.
Таблица 1 - Структура денежных доходов и расходов населения (в процентах к итогу)
Показатель | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Денежные доходы населения – всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: | ||||||||
оплата труда | 73,1 | 63,8 | 55,9 | 54,6 | 54,3 | 54,4 | 56,3 | 58,0 |
социальные трансферты | 16,2 | 22,9 | 19,3 | 20,5 | 21,2 | 20,5 | 21,8 | 21,6 |
доходы от собственности | 2,4 | 3,5 | 2,0 | 1,9 | 2,1 | 1,8 | 1,6 | 1,6 |
доходы от официально неучтенной предпринимательской деятельности и другие доходы | 8,3 | 9,8 | 22,8 | 23,0 | 22,4 | 23,3 | 20,3 | 18,8 |
Денежные расходы и сбережения населения - всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: | ||||||||
покупка товаров и оплата услуг | 82,0 | 86,9 | 83,0 | 79,9 | 83,1 | 83,4 | 83,1 | 82,8 |
оплата обязательных платежей и добровольных взносов | 11,1 | 7,6 | 9,5 | 9,5 | 9,5 | 12,3 | 12,8 | 13,0 |
накопление сбережений во вкладах и ценных бумаг, сальдо покупки-продажи иностранной валюты | 6,9 | 5,5 | 7,5 | 10,6 | 7,4 | 4,3 | 4,1 | 4,2 |
П
р и м е ч а н и е - Источник: [5,13]
Изучение доходов населения в нашей стране осуществляется на основе выборочного обследования около 6000 домохозяйств, из которых 33 % находятся в сельской местности, 67 – в городах, в том числе в Минске – 16, больших городах – 28, малых городах – 23 %. Домохозяйство в современных условиях рассматривается как важнейший источник, снабжающий фирмы и государство трудовыми, материальными, природными и финансовыми ресурсами. Средства, полученные от их использования, представляют собой доходы домохозяйств, которые расходуются ими для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Результаты обследований домохозяйств используются для оценки благосостояния населения и степени его экономической дифференциации, а также для разработки социальной политики государства и социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения.[5]
В
таблице 2 отображены денежные доходы
и расходы населения в Республике Беларусь.
Таблица 2 - Денежные доходы и расходы населения (миллиардов рублей)
Показатель | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Денежные доходы населения – всего | 24,4 | 63077 | 5577 | 11506 | 17087 | 22795 | 29565 | 38622 |
в том числе: | ||||||||
оплата труда | 17,8 | 40271 | 3119 | 6284 | 9283 | 12399 | 16659 | 22414 |
социальные трансферты | 4,0 | 14435 | 1079 | 2360 | 3622 | 4677 | 6442 | 8345 |
доходы от собственности | 0,6 | 2184 | 108 | 219 | 351 | 404 | 475 | 624 |
доходы от официально неучтенной предпринимательской деятельности и другие доходы | 2,0 | 6187 | 1271 | 2643 | 3831 | 5315 | 5989 | 7239 |
Денежные расходы и сбережения населения - всего | 24,6 | 60298 | 5501 | 11369 | 17018 | 22657 | 29358 | 38284 |
в том числе: | ||||||||
покупка товаров и оплата услуг | 20,2 | 52385 | 4566 | 9082 | 14142 | 18903 | 24399 | 31704 |
оплата обязательных платежей и добровольных взносов | 2,7 | 4598 | 522 | 1075 | 1611 | 2793 | 3738 | 4981 |
накопление сбережений во вкладах и ценных бумаг, сальдо покупки-продажи иностранной валюты | 1,7 | 3315 | 413 | 1212 | 1265 | 961 | 1221 | 1599 |
П р и м е ч а н и е - Источник: [4,5]
Начиная
с 2001 г. в белорусской экономике наблюдается
рост реальной заработной платы, эффект
от которого, однако, в значительной степени
снижается в результате ее отраслевых
колебаний, а иногда и несвоевременной
выплаты. Невысокий уровень заработной
платы обусловил утрату ею в определенной
мере воспроизводственной и стимулирующей
функции[13].
Таблица 3 - Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников и минимальный потребительский бюджет
Годы | Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тыс. руб. | Минимальный потребительский бюджет, тыс. руб. | Соотношение среднемесячной заработной платы и минимального потребительского бюджета, в процентах |
2002 | 755,1 | 706,9 | 106,8 |
2003 | 58,9 | 46,7 | 126,0 |
2004 | 123,0 | 82,9 | 148,4 |
2005 | 189,2 | 129,3 | 146,4 |
2006 | 250,7 | 168,3 | 149,0 |
2007 | 347,5 | 201,5 | 172,5 |
2008 | 463,7 | 229,3 | 202,2 |
П
р и м е ч а н и е -
Источник: [5.13]
В таб. 3 отражена номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников и минимальный потребительский бюджет. Если в 2001 г. на одну среднемесячную начисленную заработную плату можно было приобрести 2,5 набора минимального потребительского бюджета, то в 2008 г. – менее 1,9. Между тем мировое сообщество в лице соответствующих организаций ООН давно признало, что заработная плата ниже 3 дол. в час выталкивает работника за пороговую черту, после чего наступает разрушение трудового потенциала.
Приоритетным
направлением политики в области
оплаты труда должно стать создание
новой системы оплаты труда на
основе рыночных механизмов регулирования.
Заработная плата должна стать важнейшим
стимулом роста производительности труда
и повышения продуктивности экономики.
Рисунок 2 – Соотношение номинальной среднемесячной заработной платы и минимального потребительского бюджета
П
р и м е ч а н и е -
Источник: [17]
На втором месте в структуре доходов домохозяйств стоят социальные трансферты, львиную долю которых составляют пенсии, являющиеся для их получателей зачастую единым источником дохода. На начало 2009 г. в стране насчитывалось 2559 тыс. пенсионеров. Несмотря на то, что с 2003 г. наблюдается рост реальных пенсий, их средний размер с учетом компенсационных выплат в 2008 г. составил лишь 134,4 тыс. р., что на 20 % ниже минимального потребительского бюджета. Наименьший удельный вес среди источников доходов населения занимают доходы от собственности – 1,6 %. Это объясняется главным образом отсутствием у большей части граждан таких ее размеров, которые позволили бы получать доход.[5]
3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Инструменты политики регулирования доходов населения
Система рыночных отношений не гарантирует право на труд, на доход, на образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров и некоторых других категорий граждан. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов и формирования соответствующей системы социального обеспечения нуждающихся.
Идея
перераспределения доходов
Данный вывод имеет научное объяснение и основывается на теории убывающей предельной полезности, в соответствии с которой в процессе обмена каждая сторона отказывается от "последних"' долей товара, которого у него много, чтобы приобрести "первые" доли товара, которого у нее нет. В этом случае обмен максимизирует общую степень удовлетворенности (полезности) индивидов. Смысл максимизации заключается в том, что два набора товаров а и b, первоначально сосредоточенных в разных руках, возрастают в стоимости в процессе обмена, поскольку последние доли товара а, малополезные для индивида А, переходят в руки индивида B, для которого они имеют большую полезность, в то время как индивид A приобретает у индивида В последние доли товара b, которые более ценны для него, чем для предыдущего их владельца.
Информация о работе Доходы населения: виды, источники формирования, динамика в РБ